ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2023года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Семинар-практикум на сплочение, после которого 45 подмосковных школ поверили в «Мировое кафе»

Инна Резванова, доцент кафедры управления ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», к. п. н.
Предлагаем семинар-практикум, чтобы сплотить коллектив. На семинаре идет работа по технологии «Мировое кафе». Мы узнали об опыте подмосковных школ, которые провели этот практикум. 97 процентов участников апробации остались довольны результатом, поверили в технологию, увидели, что она действенна – отношения улучшились в больших коллективах образовательных комплексов и в малых школах.

Чтобы организовать семинар-практикум в школе, следуйте поэтапным рекомендациям. Без подготовки и разминки нельзя перейти к работе в группах по технологи «Мировое кафе».

Подготовительный этап – продумать организационные моменты

На этапе рассчитайте время мероприятия и его отдельных этапов. Подготовьте помещение и материалы для работы. Чтобы организовать работу команд, вам понадобятся допматериалы. На 60 участников мы приготовили бумагу для флип-чарта, маркеры или фломастеры, малярный скотч, таблички с надписями «Согласен», «Не согласен», «Не могу сказать», 100 листов бумаги формата А4, 6 штук клея-карандаша, 60 скрепок, 12 воздушных шаров. Заранее подготовьте карточки с заданиями для команд. Распечатайте памятки.

Позаботьтесь о том, чтобы участникам было комфортно работать в помещении. Если вы организуете семинар для малого коллектива школы, проведите его в классе. Для мероприятия в образовательном комплексе лучше задействовать актовый зал. Если участников семинара-практикума много, привлеките к работе второго ведущего.


15 мин

Вводный этап – провести разминку

Цель разминки – выявить, как участники относятся к проблемам внутри педагогической команды. Ведущий зачитывает педагогам спорные утверждения. Их задача – выбрать позицию: «Согласен», «Не согласен», «Не могу сказать» и встать под табличку с такой надписью. Ведущий спрашивает, почему участники так решили. Если участников много, можно ограничиться только желающими.

Инструкция

Здесь и далее нажмите Копировать внизу листа корректировки, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

В конце ведущий проводит рефлексию и предлагает ответить на вопросы: Что дает нам это упражнение? Какие цели преследует? Как это связано с темой нашего семинара-практикума?


40 мин

Основной этап – организовать обсуждение в командах по технологии «Мировое кафе»

Цель этапа – вовлечь в обсуждение каждого участника и вместе решить проблемы командообразования. Ведущий рассказывает участникам историю технологии «Мировое кафе» и организует работу команд. Просит участников рассчитаться на первый – шестой. В результате образуется 6 групп по 10 человек в каждой.

Далее ведущий организует работу в группах по этапам. Воспользуйтесь памяткой ниже, где прописали работу на каждом их них. Каждая группа ищет ответ на один вопрос. Примеры вопросов – в карточке далее.

Чтобы групповая работа шла плодотворно, раздайте участникам памятки с правилами, как работать в группе. Во время обсуждения в группах ведущий наблюдает, помогает, задает вопросы, если необходимо. Подсказки для ведущего смотрите ниже.

Памятки и подсказки

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку

К СВЕДЕНИЮ

История технологии «Мировое кафе»

В 1995 году представители бизнеса и науки собрались большим кругом во дворе дома Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса, но их рабочим планам помешал дождь. Тогда люди переместились в дом и разбились спонтанно на небольшие группы. Время от времени они переходили от стола к столу, обсуждали идеи. Такая форма работы очень продуктивно решала различные проблемы, устанавливала партнерские отношения. Открытая и непринужденная обстановка способствовала свободному обсуждению, генерации идей.

Участники неоднократно повторяли встречи в дальнейшем, и они всегда были эффективными. Так в мировую практику вошла технология «Мировое кафе». Технология получила такое название, потому что люди объединялись в группы независимо от статуса, возраста, пола, интересов, убеждений, культурных и этнических особенностей. Кафе стало объединять людей самых различных профессий и стран, стирало границы между участниками и со временем приобрело статус мирового.


12 мин

Этап работы в команде – упражнение «Строительство башни»

Цель этапа – на практике проверить идеи и выводы, к которым участники пришли во время групповой работы по технологии «Мировое кафе». Каждая группа получает одинаковый набор предметов: 10 листов бумаги формата А4, клей-карандаш, 3–4 фломастера или маркера, 10 скрепок, 2 воздушных шара, наушники, шарф. Далее ведущий в каждой группе по желанию одному участнику завязывает глаза, другого просит вставить наушники, третьему обездвиживает руку, чтобы она была нерабочей – завязывает шарфом. Так имитируют внешние различия между участниками.

Участники в своей группе должны сконструировать башню из предложенных материалов. Выиграет та группа, у которой башня будет самой высокой, устойчивой и красивой.

Группы работают 7 минут и представляют башни. Определяют самую высокую и устойчивую: дуют на постройку. Ведущий задает вопросы тем, у кого возможности были ограничены: Как вы себя ощущали? Как участвовали в строительстве башни? Получали ли вы поддержку от коллег? Если получали, то в чем выражалась эта поддержка?

Затем ведущий задает вопросы остальным участникам группы: Как вы себя ощущали, находясь рядом с теми, чьи возможности отличаются от ваших? Они помогали или мешали вашей работе? Далее – вопросы для всех: Как эта ситуация связана с работой школьных команд? Какой опыт вы извлечете из этого эксперимента?


5 мин

Этап рефлексии – составить синквейн

Ведущий просит участников составить синквейн по теме семинара-практикума и поделиться по желанию с участниками. Раздает участникам алгоритм, как это сделать.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.