Что нового
4 апреля
Новые способы, как профинансировать общешкольную акцию «Бессмертный полк»
Общешкольную акцию «Бессмертный полк» школы вправе организовывать в соответствии с региональными или муниципальными положениями. Разработайте Порядок проведения акции. Такой документ поможет повысить имидж организации и создать открытую систему взаимодействия участников образовательных отношений по направлению. Порядок составляйте в соответствии с уставом школы. Обсудите его с органами управления, например, с советом обучающихся. Забирайте готовый образец.
Используйте спонсорское финансирование
Школа имеет право согласовать с выпускниками или социальными партнерами закупку продуктов, чтобы организовать круглый стол для ветеранов. Напишите письмо в адрес спонсоров на бланке школы. Скачивайте образец.
Организуйте финансирование из внебюджетных средств
Проверьте содержание Положения об оказании платных образовательных услуг, на какие цели и нужды школа вправе использовать внебюджетные средства. Читайте в рекомендации, как использовать внебюджетное финансирование, чтобы не нарушить закон.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПолучите субсидирование по программе муниципалитета
Обратитесь с письмом в администрацию города или района, в котором находится школа. В нем попросите выделить финансы на мероприятие. Как грамотно составить письмо, смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОрганизуйте сбор макулатуры
Объявите сбор макулатуры в школе, чтобы заработать на акцию самостоятельно. Подробнее об этом способе, а также об особенностях подготовки к акции — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ3 апреля
Новая инструкция, как создать презентации для выступлений
Читайте в рекомендации, как создавать удачные презентации для педагогических советов, родительских собраний и мероприятий для школьников. Используйте готовую инструкцию, по которой работа над презентацией не займет у вас много времени.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИРазработайте план презентации
Работу над презентацией начните с плана. Сформулируйте тему, цели и задачи своего выступления. Уточните возраст, профессиональный и образовательный уровень, интересы и ожидания вашей аудитории. Затем разделите контент своего выступления на логические блоки, связанные друг с другом и темой. Подробнее о каждом шаге — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОзнакомьтесь с особенностями программы
Прежде чем начать работу с программой, изучите ее интерфейс и основные инструменты. Смотрите в таблице основные вкладки и инструменты PowerPoint.
Оформляйте слайды и вносите контент
Смотрите в рекомендации основные этапы и инструменты, которые помогут сделать вашу презентацию информативной и визуально привлекательной. Изучите, как оформить титульный лист и текстовые блоки.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИспользуйте мультимедийные элементы
Мультимедийные элементы в презентации PowerPoint сделают ее более динамичной и увлекательной. Читайте в рекомендации, как добавить видео, аудио, анимации сделать и переходы между слайдами.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОформите дизайн
Изучите основные принципы визуального дизайна и приемы, как создать читаемые и информативные слайды для разных выступлений.
Проверьте и доработайте готовую презентацию
Завершающий этап подготовки презентации – проверка и доработка. Советы по доработке презентации смотрите в памятке.
3 апреля
Новые требования пожарной безопасности для школ
Пересмотрите планы эвакуации в своем образовательном учреждении: убедитесь, что они не закрыты мебелью, стендами или другими предметами. Правительство внесло 53 поправки в правила противопожарного режима. Подробный обзор изменений — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИШколам запретили закрывать или ухудшать видимость планов эвакуации. Исключили требование о том, что в журнал эксплуатации таких систем нужно вносить записи об очистке вытяжных устройств, аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений. Также теперь необходимо соблюдать сроки хранения и годности средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. СИЗ по-прежнему обязаны выдавать дежурным сотрудникам в организациях с круглосуточным и массовым пребыванием людей. Что изменили в правилах огнезащитной обработки — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВ производственных и складских помещениях зданий I–IV степени огнестойкости можно оборудовать встроенные помещения для рабочих мест. Главное условие — конструкции должны быть выполнены из материалов группы горючести Г1. Теперь электропроводку можно укладывать по горючему основанию, но с дополнительной защитой из негорючих материалов. Какие требования необходимо соблюдать при монтаже, ремонте и эксплуатации систем пожарной безопасности — читайте в рекомендации.
2 апреля
Юрист предупредила о штрафах за нарушения в работе с персданными
В мае и сентябре 2025 года вступают в силу изменения в обработке персданных. Эти изменения коснулись порядка передачи обезличенных персональных данных в Минцифры и ужесточения ответственности за ошибки, которые возникают при обработке данных операторами. Читайте в рекомендации про уголовную и административную ответственность с санкциями для должностных лиц и организаций.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИТеперь за хранение и передачу компьютерной информации с персональными данными – штраф до 300 тыс. руб., или сумма зарплаты за период до одного года, или принудительные работы, или лишение свободы на срок до четырех лет. Какие законодательные нормы регулируют ответственность за нарушения в работе с персданными — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВ этом году к уголовной ответственности начнут привлекать по новым составам преступлений. Подробную информацию об уголовной ответственности — смотрите в таблице.
С 30 мая 2025 года операторам персональных данных грозят крупные штрафы по КоАП за действия (бездействие), из-за которых произошла незаконная передача этих сведений. Начнут применяться более строгие наказания за непредставление Роскомнадзору уведомлений по разным причинам. Какие штрафы грозят за нарушения законодательных норм — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЗа неуведомление о намерении обрабатывать личную информацию грозит штраф тем же лицам – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Аналогичное наказание установят для тех, кто известил Роскомнадзор несвоевременно. Более подробный обзор штрафов — смотрите в таблице.
1 апреля
МЧС установило новый порядок обучения пожарной безопасности
С 1 сентября 2025 года вступит в силу приказ МЧС от 16.12.2024 № 1120, который устанавливает новый порядок обучения пожарной безопасности. Он заменит действующий в настоящее время приказ. Подробную информацию о новом порядке — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИДействующий порядок распространяется только на органы госвласти и местного самоуправления, общественные объединения и юридических лиц. В новом действие порядка распространили на всех работодателей. В список на проведение вводного противопожарного инструктажа нужно будет включать не только штатных работников и командировочных, но и практикантов со стажерами. В порядок, который регламентирует обучение мерам пожарной безопасности, понадобится включать больше положений. Примерный список положений — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИДля ответственных за инструктаж введут правило: они сами осваивают программы и вносят записи об этом в журнал учета. В таком случае знания и умения проверять не нужно. Отдельным приложением установили порядок утверждения и согласования программ противопожарного инструктажа. В нем также указали, что согласовывать программы с органами пожарного надзора не придется. Какие еще изменения внесли в порядок обучения пожарной безопасности — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ31 марта
Комплект новых документов, чтобы начать платить наставникам
Урегулируйте систему наставничества в школе: закрепите ее правила, участников, процедуру. Для этого утвердите организационные локальные акты. Минпросвещения предлагает принять приказ, положение о системе наставничества и дорожную карту по ее реализации, а также программу наставничества. Смотрите в рекомендации готовые образцы документов.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИздайте приказ о внедрении целевой модели наставничества
Приказ необходим, чтобы внедрить систему наставничества и назначить исполнителя, который будет мониторить результаты – промежуточные и итоговые. Ответственным удобно назначить специалиста по кадрам или заместителя руководителя – он должен взаимодействовать с работниками, независимо от их должности и места в структуре соподчинения.
Подпишите приказ о внедрении системы наставничества
Перечислите в приказе данные наставников, закрепите за ними пару или группы наставляемых. Если реализуете региональную целевую модель наставничества, то ответственного назовите куратором, а объем его полномочий смотрите в региональном акте.
Разработайте положение о наставничестве работников
Общую процедуру и правила наставничества установите в положении. Укажите в нем порядок назначения наставников и их взаимодействия с работниками. Опишите содержание программы наставничества, требования к ее оформлению. Поручите добавить в положение образцы документов, которые должны оформлять наставники и наставляемые, например, по итогам отчетных периодов.
Чтобы систематизировать мероприятия по программе наставничества, составьте дорожную карту. Какие сведения в нее включить, а также готовый образец карты — смотрите в рекомендации. Еще изучите, как оформить программу наставничества.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ28 марта
Новый список обязательных задач директора школы на апрель
В апреле утвердите и опубликуйте на сайте школы отчет о самообследовании, издайте приказы и проверьте новые нормы работы с персданными. Смотрите в рекомендации подробный обзор главных задач директора школы. Изучите готовые материалы и инструменты, которые помогут вам организовать работу.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОформите отчет о самообследовании по ГОСТу
Оформите титульный лист отчета о самообследовании по ГОСТу, чтобы не пришлось его переделывать. Важно соблюсти критерии шрифтов, отступов и полей. Смотрите в рекомендации кейсы для тренировки, таблицу со всеми критериями и образец титульного листа.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИздайте апрельские приказы
В апреле утвердите пять ежегодных приказов: об учебниках и пособиях, утверждении отчета о самообследовании, работе в майские праздники, о привлечении к работе в нерабочий день и антитеррористической тренировке. Забирайте в рекомендации образцы всех приказов.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПроверьте соблюдение новых норм работы с персданными
В мае и сентябре 2025 года вступают в силу изменения в сфере обработки персданных. Эти изменения коснулись порядка передачи обезличенных персональных данных в Минцифры и ужесточения ответственности за ошибки, которые возникают при обработке данных операторами. Какие дела запланировать по направлению — смотрите в циклограмме на апрель.
Внесите изменения в должностную инструкцию преподавателя-организатора ОБЗР
Проверьте должностную инструкцию преподавателя-организатора ОБЗР по образцу в рекомендации. Внесите в нее коррективы при необходимости.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ28 марта
Техническое задание и договор на услуги охраны школы по новому ГОСТу
Читайте в рекомендации, как составить техническое задание и договор на услуги охраны по новому ГОСТу. Изучите в таблицах, какие изменения нужно учитывать. Смотрите на готовом примере, как составлять договор на охрану.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЧтобы закупить услуги охраны, составьте техническое задание. Поручите эту задачу ответственному работнику. Перед тем, как передадите школу под охрану, заключите договор. Используйте типовую форму, утвержденную приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149. Смотрите в сравнительной таблице изменения, которые касаются технического задания и договора на оказание охранных услуг.
СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУСкачивайте готовый образец технического задания на оказание охранных услуг. Документ разработан с учетом требований нового ГОСТа.
В договоре на оказание охранных услуг укажите существенные условия. Например, наименование и перечень охраняемых объектов, общую стоимость услуг, цену за единицу услуги в час. Пропишите период оказания охранных услуг. Он не должен превышать срока действия документа-разрешения. Например, пять лет – столько действует лицензия для ЧОП. Чтобы отслеживать качество работ, закрепите в договоре обязанность руководителя ЧОП обеспечивать обмен информацией не реже одного раза в неделю. Что еще прописать в договоре — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИСведения об объеме услуг, перечень объектов охраны и адреса можно оформить как приложение к договору. Перечислите в нем перечень средств, которые при себе должны иметь охранники. Какие изменения в договоре на оказание охранных услуг нужно учитывать в связи с принятием нового ГОСТа — смотрите в таблице.
СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ28 марта
Обновленный список информационной продукции для детей разных возрастов
Вся информационная продукция для школьников подлежит классификации. Ее проводят производители или распространители — самостоятельно или с участием экспертов, экспертных организаций. Читайте в рекомендации, как контролировать информационную продукцию для учеников разных возрастов в соответствии с законодательными нормами.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВыделяют пять категорий информационной продукции в зависимости от возраста детей. Чтобы ответственному было проще сориентироваться в категориях информации для школьников, предложите ему использовать таблицу. В ней представлены выдержки из закона, какую информацию можно показывать детям в зависимости от их возраста.
28 марта
План работы советника директора по воспитанию на апрель с новыми задачами
Изучите в рекомендации план работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на апрель. Он составлен на основе федеральной рабочей программы воспитания. В плане прописаны направления работы, сроки реализации, содержание деятельности и соисполнители. Используйте готовый план, чтобы спланировать работу в апреле и ничего не упустить.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЧтобы спланировать работу советника директора по воспитанию, обдумайте направления деятельности, на какие категории участников образовательных отношений она будет направлена и кто поможет вам реализовать мероприятия. Чтобы отчитаться по каждому направлению работы в течение месяца, пропишите содержание и цель деятельности. Добавьте графу «Сроки реализации», чтобы указать периоды и даты, к которым необходимо подготовить мероприятия. Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы спланировать работу на апрель или составьте свой план на его основе.
27 марта
Обновленные материалы, чтобы проверить отчет о деятельности школы
Читайте в рекомендации, как проверить отчет о самообследовании школы. Смотрите список контрольных точек по содержанию отчета: традиционных и новых. Изучите формальные требования, чтобы понять, нет ли ошибок в документе.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЧтобы оценить готовность отчета, проверьте 15 контрольных точек. Используйте интерактивный чек-лист с требованиями к содержанию отчета. Если вы ответите «да» на все пункты – отчет готов. Если на некоторые утверждения ответите «нет», текст нужно доработать. В конце нажмите кнопку «распечатать» и отдайте контрольный листок ответственным, чтобы поправить недостатки в документе.
ПЕРЕЙТИ К ЧЕК-ЛИСТУБерите в работу таблицу с финальными требованиями к отчету, чтобы проверить его непосредственно перед тем, как опубликовать. Убедитесь, что выполнили все последние действия: утвердили приказ, подписали и заверили отчет печатью, опубликовали его так, что он доступен всем на официальном сайте школы.
Используйте онлайн-диаграммы и гистограммы, чтобы проиллюстрировать отчет о самообследовании. Рядом с каждым сервисом есть краткие инструкции.
27 марта
Новая циклограмма обязательных задач для замдиректора по ВР на апрель
Смотрите циклограмму обязательных задач для заместителя директора по воспитательной работе на апрель. Она составлена в виде понедельного плана, чтобы список дел было удобно использовать в работе. В ней представлены обязательные дела, под которые сформулированы задачи и поручения. С помощью циклограммы вы спланируете и проконтролируете работу в этом месяце.
ПЕРЕЙТИ К ЦИКЛОГРАММЕПервая неделя
Проведите мониторинг безопасного пребывания школьников в образовательной организации. Совместно с замдиректора по безопасности проверьте спортивные площадки, ГПД, помещения дополнительного образования, детские раздевалки. Остальные задачи — смотрите в циклограмме.
Вторая неделя
Примите участие в репетициях праздничных мероприятий ко Дню космонавтики и Дню Победы. Посетите открытые уроки и выступления учащихся по защите проектов, подведите итоги и наградите победителей. Полный список дел — смотрите в циклограмме.
Третья неделя
Подготовьте и разошлите методические материалы для классных часов, информационных минуток ко Всемирному дню Земли. Обсудите с ученическим активом вопросы поздравления ветеранов на дому, подготовки к акции «Бессмертный полк», определите ответственных. Что еще нужно выполнить — смотрите в циклограмме.
Четвертая - пятая недели
Проведите совещание с руководителем и педагогами ШСК по вопросу организации общешкольных соревнований, посвященных празднованию Дня Победы. Подготовьте методические материалы для классных руководителей и педагогов-предметников по событиям мая. Какие еще задачи реализовать в конце месяца — смотрите в циклограмме.
26 марта
Обновленные образцы приказов директора школы на апрель – май
Используйте готовые образцы приказов директора на апрель – май. Каждый документ можете адаптировать под свою школу. Скачивайте приказы в рекомендации и берите в работу.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОбразец приказа о списке учебников и учебных пособий
Определите в приказе учебники и учебные пособия, которые собираетесь использовать в новом учебном году. Руководствуйтесь результатами инвентаризации фонда учебников, ФОП и ФПУ. Пропишите поручения для ответственных.
Образцы приказов о работе в майские праздники
Укажите в приказе режим работы и перечислите дни отдыха в праздничные и выходные дни. Если необходимо привлечь подчиненных к работе в дни отдыха, оформите отдельный приказ . Укажите в нем Ф. И. О. сотрудников и причину, по которой привлекаете к работе в праздник. Например, дежурство, организация праздничных мероприятий.
Образец приказа об утверждении отчета о самообследовании
Издайте приказ, если не утвердили отчет грифом. Нужно внести в него поручения ответственным, например, опубликовать отчет на сайте школы, направить учредителю. В 2025 году подписать приказ надо не позднее 18 апреля, если работаете по пятидневной рабочей неделе, 19 апреля – по шестидневной.
Образец приказа о проведении антитеррористической тренировки
Издавайте приказ не реже двух раз в год, чтобы организовать антитеррористическую тренировку. Определите в приказе подготовку, прохождение и результаты антитеррористической тренировки, учений на основании Требований, утвержденных постановлением Правительства.
25 марта
Новая должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЗР
Смотрите образец должностной инструкции преподавателя-организатора «Основ безопасности и защиты Родины». Инструкция разработана с учетом норм ЕКС работников образования. Также читайте в рекомендации, что работодатель должен был учесть при переводе работника на новую должность.
В Номенклатуре скорректировали наименование должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности». Поэтому в наименование занимаемой им должности должны были внести соответствующее изменение. Об этом работодатель обязан был уведомить работника и издать приказ о переименовании должности в штатном расписании. В какие документы работодатель должен внести запись о переименовании должности — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИДолжностные обязанности преподавателей-организаторов ОБЗР следует брать из квалификационной характеристики «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности». В их должностные обязанности входит обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курса «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Когда устанавливать дополнительную оплату — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПри объеме преподавательской работы по курсу ОБЗР менее 5 часов в неделю (менее 180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада при продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю. Скачивайте готовый образец должностной инструкции.
25 марта
Перечень запрещенных к проносу в школу предметов, веществ и устройств по новому ГОСТу
С 1 января 2025 года школы должны соблюдать новый национальный стандарт об охране образовательных учреждений. Прежние требования дополнили новыми. Читайте в рекомендации, в какие документы надо внести изменения, чтобы привести их в соответствие с новыми требованиями Росстандарта.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИРазработайте и утвердите перечень запрещенных к проносу в школу предметов, веществ и устройств. Оформите его в виде отдельного документа или приложением к положению о пропускном режиме. Требований к форме перечня и содержанию нет. Составьте его в виде таблицы из двух граф: наименование запрещенного объекта и исключения. В первой графе перечислите все предметы, вещества и устройства, которые недопустимо проносить в школу. Например, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, бомбы. Что указать во второй графе — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИТакже зафиксируйте в перечне категории граждан, которые вправе приносить такие предметы. Например, все физические лица или обучающиеся и работники школы. Подробнее, как составить перечень, смотрите таблице. Разместите утвержденный перечень при входе в образовательную организацию, например, на стенде про антитеррористическую безопасность.
25 марта
Новый практикум по видам аттестации работников школы
Пройдите практикум по видам аттестации работников школы. Проверьте, знаете ли вы новшества, которые действуют в разных процедурах. В практикуме четыре задания — от допуска и документов до решения комиссии. В заданиях нужно соотнести фразы из левого столбца с фразами из правого, чтобы получить верное утверждение. Правильные ответы смотрите в конце практикума. Пройдите итоговый тест, чтобы закрепить знания.
ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКУМУПервое задание
Тематика первого задания — допуск к аттестациям. В задании дано три вида аттестации: на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационные категории, а также на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Вам нужно объединить виды аттестации с соответствующими допусками.
Второе задание
В этом задании вам надо определить, из кого состоит аттестационная комиссия при разных видах аттестации. Выполните его, чтобы избежать путаницы при создании комиссии в школе.
Третье задание
Комплект документов педагогов отличается для разных видов аттестации. Выполните третье задание, чтобы вспомнить, какие документы подготовить учителям.
Четвертое задание
На основе представления работодателя о педагоге и дополнительных сведений от педагога комиссия в ходе открытого голосования всех членов аттестационной комиссии принимает решение. В задании соотнесите вид аттестации с решением, которое принимает комиссия.
В конце пройдите заключительный тест по всем темам. Количество попыток и время не ограничено. В тесте 10 вопросов. Вы можете сделать три ошибки. Если вопросы покажутся сложными, пропустите их и ответьте в самом конце.
ПЕРЕЙТИ К ТЕСТУ25 марта
Образец справки об организации приема в школу по новым правилам
Проанализируйте готовность школы к приему первоклассников в 2025 году. Результаты проверки зафиксируйте в справке. Как ее составить и какие сведения включить — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОформите таблицу, где распишите, соответствует ли локальный акт школы Порядку приема на обучение и Закону об образовании. Проверьте нормы о льготном – внеочередном, первоочередном или преимущественном – приеме в школу. Смотрите в рекомендации шесть контрольных точек, по которым надо проверить школьные правила приема.
Отметьте в справке, что иностранных граждан принимаете на обучение, если у них есть документ, подтверждающий законность нахождения в стране. Проконтролируйте, что информацию о количестве свободных мест для приема разместили на портале Госуслуг, а не только на официальном сайте и информационном стенде. Обозначьте, что знакомите родителей с уставом, лицензией на образовательную деятельность и другими документами, которые регламентируют образовательную деятельность. Воспользуйтесь готовым образцом справки, чтобы сэкономить время и не составлять формулировки.
24 марта
Документы, чтобы оформить наставничество в школе по новым требованиям
Зафиксируйте порядок организации наставничества в ЛНА. Закрепите правила, участников, процедуру. Минпросвещения рекомендует утвердить приказ, положение о системе наставничества и дорожную карту по ее реализации, а также программу. Смотрите в рекомендации образцы документов, которые оформлены по новым требованиям.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИздайте приказ о внедрении целевой модели наставничества
Приказ понадобится, чтобы внедрить систему наставничества и назначить исполнителя, который будет мониторить результаты — промежуточные и итоговые. Назначьте ответственным специалиста по кадрам или замдиректора, поскольку он должен взаимодействовать с работниками, независимо от их должности и места в структуре соподчинения.
Утвердите приказ о внедрении системы наставничества
Перечислите в приказе наставников, закрепите за ними пару или группы наставляемых. Если школа работает по региональной целевой модели наставничества, то ответственного назовите куратором, а объем его полномочий смотрите в региональном акте.
Разработайте положение о наставничестве работников
Общую процедуру и правила наставничества закрепите в положении. Укажите в нем порядок назначения наставников и их взаимодействия с работниками. Опишите содержание программы наставничества, требования к ее оформлению. Поручите добавить в положение образцы документов, которые должны оформлять наставники и наставляемые, например, по итогам отчетных периодов.
Систематизируйте мероприятия по программе наставничества в дорожной карте. Какие сведения прописать и готовый образец карты — смотрите в рекомендации. Также читайте, как правильно оформить программу наставничества.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ24 марта
Эксперт предупредила об общих требованиях к инфостендам в школе
Читайте в рекомендации, какие общие требования к информационному стенду необходимо соблюдать школе. Изучите правила его оформления. На примерном макете смотрите, как сделать стенд доступным и наглядным для учеников, родителей и сотрудников.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИнформацию на стенд подбирайте в соответствии с актуальными событиями. Чтобы было удобно менять и дополнять сведения, прикрепите файлы или карманы. В них можно вложить брошюры, шпаргалки, памятки, буклеты, сведения об ответственных, нужные телефоны. Как часто необходимо менять информацию стенде — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИСтенд должен быть привлекательным, а информация на нем — доступной и заметной. Используйте иллюстрации, схемы, инфографику, так как визуальные материалы лучше воспринимаются и запоминаются. Информацию для стендов излагайте кратко, понятным для всех языком. Подробнее о правилах оформления стендов — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИСтенд должен представлять собой единую композицию. Избегайте монотонности: комбинируйте разные цвета и форматы бумаги. Когда готовите стенд, учитывайте стиль интерьера, имидж школы. Планируйте единое информационное и стилевое пространство. Не размещайте на стенде объемные документы. Не перегружайте его декоративными элементами: будет трудно считывать информацию. Смотрите готовый макет стенда. На его примере вы можете оформить любой информационный стенд.
24 марта
Юрист ответила на вопрос про законность недопуска родителей в школу
Многие родители возмущаются, что их не пропускают в образовательные учреждения. Читайте в рекомендации ответ на популярный вопрос про законность допуска родителей и законных представителей детей в школу.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВы вправе не пропускать родителей в школу, если запрет не противоречит действующему законодательству и установлен в локальных актах образовательной организации. Запрет на пропуск родителей на территорию школы можно зафиксировать в уставе, правилах внутреннего распорядка или в документах, которые устанавливают режим работы образовательной организации, в том числе и пропускной. Родители обязаны соблюдать данные требования. Какие законодательные акты регулируют это правило — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ21 марта
Новые правки для документов по антитеррористической защищенности школы
Чтобы избежать ошибок и штрафов при проверке, внесите правки в документы школы по антитеррору. Что именно надо скорректировать — читайте в рекомендации. Также смотрите, какие нормативные документы регламентируют антитеррористическую защищенность образовательного учреждения.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВнесите изменения в паспорт безопасности школы. На основании той информации, которая в нем содержится, школу никто не может ни оштрафовать, ни наказать. В паспорте описывают ситуацию в организации. Главное — отражайте реальные условия, которые есть в школе. Даже если чего-то нет, то необходимо честно это указать. Как оформлять паспорт безопасности — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИзмените в паспорте безопасности категории ущерба и пострадавших. Перечислите свои и привлекаемые силы. Оформите второй экземпляр и актуализируйте сроки. Какие именно правки внести по перечисленным направлениям — читайте в рекомендации. Также смотрите список документов, в которых собраны требования
к антитеррористической безопасности школы.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИАктуализируйте паспорт безопасности не реже одного раза в пять лет. Не забывайте вносить правки, если изменились общая площадь здания и периметр территории школы, количество критических элементов, меры по инженерно-технической защите. Подробный алгоритм внесения изменений в паспорт — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЕще внесите изменения в план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Для планов действий при ЧС появился новый ГОСТ Р 22.2.14-2023. В нем изменили структуру и порядок согласования планов. Подробнее о том, как скорректировать документ, читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ21 марта
Новые способы, чтобы снизить бумажную нагрузку на администрацию школы
Новый закон о снижении нагрузки на педагогов не регулирует занятость администрации школы. Изучите в рекомендации новые способы, как уменьшить бумажную нагрузку на административных работников.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИСоставьте под свои задачи и внедрите в работу инструкцию по делопроизводству, а также номенклатуру дел образовательной организации. Это поможет четко систематизировать необходимый перечень локальных актов. Все администраторы будут знать, какие документы и в каком виде у них должны быть. Используйте готовый фрагмент номенклатуры.
Оформляйте документы или в бумажной, или в электронной форме. Не дублируйте их в двух форматах. Зафиксируйте требования к документам и их формам в локальных актах. Смотрите в рекомендации пример формулировки для положения о рабочих программах.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИИсключите неактуальные документы. Для этого проинспектируйте на актуальность свои документы. Возможно, в работе остались документы, которые сегодня уже не требуются, но вы продолжаете заполнять их по привычке. Замдиректора по воспитательной работе сегодня значительно проще получить информацию. Все данные автоматизированы в федеральных и региональных системах. Как использовать в работе ФГИС «Моя школа» — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИХраните документы в общем доступе для всех администраторов школы. Например, собирайте информацию и отчеты в облачном хранилище на Яндекс Диске. Каждый из администраторов создает свою часть базы по направлениям, структурирует материалы по папкам. Наглядный пример оформления документов в облачном сервисе — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ20 марта
Подвели итоги национального проекта «Образование»
Сергей Кравцов на встрече с Президентом сообщил, что все мероприятия нацпроекта «Образование» проведены в срок и были достигнуты все показатели. Подробную информацию об этом — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПо поручению Президента с 2022 года ведется реализация программы капитального ремонта школ. Как сообщил Министр просвещения, на сегодняшний день план по ремонту порядка 3,5 тысячи образовательных организаций перевыполнен – отремонтировано на тысячу школ больше. Также он рассказал, что повышается качество образования. Что именно рассказал министр о динамике качества образования — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОтдельно Министр просвещения остановился на программах воспитательной работы в образовательных организациях. Он отметил, что в школах и колледжах работают советники по воспитанию. Ребята активно участвуют в патриотических проектах, таких как «Без срока давности». Подробные сведения о развитии систем образования воссоединенных регионов — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ19 марта
Новый практикум, чтобы подготовиться к обязательному профилактическому визиту
Пройдите практикум, чтобы подготовиться к обязательному профилактическому визиту и настроиться на конструктивное общение с проверяющим. Он включает три задания. К каждому из них даны подробные комментарии и правильные ответы. В конце практикума есть заключительный тест.
ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКУМУПервое задание
Тема первого задания – участие школы в обязательном профилактическом визите. Соотнесите правильные и неправильные утверждение об обязательном профилактическом визите.
Второе задание
Второе задание посвящено подготовке школы к профилактическому визиту. Соотнесите правильные и неправильные утверждения о подготовке к профилактическому визиту.
Третье задание
В третьем задании — правила общения и поведения руководителя во время профилактического визита. Вам понадобится объединить фразы из левого столбца с фразами из правого, чтобы получить верные утверждения.
В конце пройдите заключительный тест по всем темам. Количество попыток и время его выполнения не ограничены. В тесте 10 вопросов. Вы можете сделать две ошибки. Если вопросы покажутся сложными, пропустите их и ответьте в самом конце.
ПРОЙТИ ТЕСТ19 марта
Разработали навигатор, чтобы оказать помощь ученикам с нарушенным слухом
Сообщите коллегам и родителям о новом навигаторе для работы с детьми с нарушенным слухом. Так вы выполните задачи по психологическому просвещению педагогов и семей детей с ОВЗ. Что представляет собой навигатор и как с ним работать — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВ Институте коррекционной педагогики разработали электронный ресурс для работы с детьми, у которых диагностированы нарушения слуха. В навигаторе представлены рекомендации для педагогов, специалистов и родителей, как общаться с ребенком, организовать для него пространство. Также в сервисе есть инструкция по ежедневной работе со слуховым аппаратом. Для специалистов в навигаторе опубликованы образовательные маршруты, которые облегчат организацию работы с детьми с нарушениями слуха. Материалы оформлены в виде плакатов и буклетов с инфографикой. Тематический видеоряд переведен на жестовый язык с субтитрами. Какие еще материалы представлены в сервисе — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ18 марта
Список документов, которые надо изменить из‑за нового ГОСТа об охране
С 1 января 2025 года действует новый национальный стандарт об охране образовательных учреждений. Школы, в которых охранные услуги оказывает не ЧОП, применяют только отдельные требования стандарта. Например, используют типовое положение о пропускном режиме, утверждают перечень запрещенных к проносу предметов. Читайте в рекомендации, какие документы по направлению надо актуализировать.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОформите приказ, чтобы урегулировать вопросы безопасности и оказания охранных услуг по новому ГОСТу. Например, утвердите актуализированное положение о пропускном режиме и перечень запрещенных к проносу в школу предметов. Какие еще сведения нужно зафиксировать в приказе — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИАктуализируйте положение о пропускном и внутриобъектовом режимах. Из-за новых требований теперь нужно согласовывать положение с руководителем ЧОП или охраняющим организацию уполномоченным должностным лицом. Можно просто довести содержание акта до сведения этих лиц. Что изменить в положении — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИОформляйте акт при заключении договора охранных услуг и ежегодно перед началом нового учебного года. За основу возьмите типовое положение из приложения А к ГОСТ Р 58485-2024. В нем пять разделов. Читайте о них в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИУтвердите перечень запрещенных к проносу предметов, веществ и устройств. Оформите его в виде таблицы из двух граф: наименование запрещенного объекта и исключения. В первой графе перечислите все предметы, вещества и устройства, которые недопустимо проносить в школу. Какие данные указать во второй графе — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ17 марта
Эксперт напомнила, какие педсоветы провести до конца учебного года
Читайте в рекомендации, какие педсоветы необходимо провести в школе с марта по май. Смотрите готовые повестки к заседаниям. Изучите рекомендации, по каким основным направлениям выступить директору и заместителям.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИНа мартовском педсовете поднимите вопросы об изменениях в ВПР, итоговом собеседовании и ГИА. В 2025 году обновили содержание и регламент проведения оценочных процедур, внесли новые темы и типы заданий. Расскажите коллегам, как по-новому интерпретировать результаты аттестации. Смотрите в рекомендации готовую повестку педсовета.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИНа апрельском педсовете спланируйте с педагогами образовательную деятельность на будущий учебный год. Примите совместное решение об организации профильного обучения. Обсудите возможность расширения основной образовательной программы курсами внеурочной и проектной деятельности. Забирайте в рекомендации готовую повестку заседания.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВ мае обсудите, как можно мотивировать педагогов на работу. Также рассмотрите такие темы: как обеспечить охрану труда, профилактику деструктивного поведения и экстремизма среди учеников. Обязательная часть майского заседания — принять решение о переводе обучающихся в следующий класс, дать рекомендации повторного обучения и допуск к ГИА. Забирайте готовую повестку дня к майскому педсовету.
14 марта
Комплект новых материалов по работе в условиях ЧС и ракетного обстрела
Изучите в рекомендации условия подготовки школы и пришкольной территории к угрозе ракетного обстрела. Читайте, с чего начать, чему учить детей и сотрудников, на что стоит обратить внимание, как продолжать все время повышать безопасность. Смотрите пошаговый алгоритм подготовки образовательной организации к работе в режиме ЧС и при обстрелах.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИКаждая школа имеет свои архитектурные особенности, обычно связанные с годом постройки, в том числе наличие подвалов, цокольных этажей, глухих коридоров; панорамное остекление и т. д. Поэтому детали организации укрытий на территории разных школ отличаются. Но есть и универсальные советы. Смотрите их в чек-листе.
В коридорах школы сделайте крупную и понятную навигацию по пути в укрытие, а в кабинетах разместите алгоритмы действий при ЧС и аптечки. Следующая задача — регулярные учения по отработке навыков поведения в ЧС, инструктаж педагогов и обучающихся. Скачивайте памятку от МЧС “Как вести себя при атаке БПЛА”.
Введите в школе систему «зон безопасности», используя глухие коридоры школьного здания с нанесенными обозначениями «Безопасная зона №», разметкой границ этой зоны и размещенной информацией об оказании первой помощи. Введите короткий алгоритм действий при артиллерийском обстреле или опасности БПЛА, который нужно разместить в классах и таких «зонах безопасности». Используйте готовые материалы.
Памятка с алгоритмом подготовки школы к работе в условиях ЧС и ракетных обстрелов | Памятка для учащихся “Действия в случае ракетной атаки или налета БПЛА” |
СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ |
13 марта
Новый алгоритм, чтобы организовать патриотический музей в Год защитника Отечества
Используйте готовый алгоритм, чтобы организовать патриотический музей в Год защитника Отечества. Читайте в рекомендации, как спланировать пространство, чтобы заинтересовать детей, родителей, педагогов и восхитить своим опытом других.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВыберите помещение для музея и сформируйте команду
Выбирайте просторное и светлое помещение. При необходимости переведите сотрудников в другой кабинет. Кого назначить ответственными и что им поручить — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИСпланируйте музейное пространство
Зонируйте пространство, чтобы на небольшой площади разместить совершенно разные по содержанию экспозиции. Если помещение квадратное, разделите его на четыре части, которые отделяются друг от друга небольшими фальшстенами — перегородками из гипсокартона. Пример оформления музейного пространства — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПривлеките к сотрудничеству социальных партнеров, спонсоров
Попросите волонтеров музея рассказать на собраниях, в соцсетях о проекте. Привлеките родителей и родственников учеников. Если необходимо, отремонтируйте помещение. Подробнее об этом — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИНаполните музей экспонатами и обучите экскурсоводов
Проведите отбор музейных экспонатов. Используйте экспонаты, которые уже есть в школьном музее. Обучите экскурсоводов. Кого выбрать экскурсоводами и как их обучить — читайте в рекомендации.
Также читайте в рекомендации, как проводить экскурсии. Изучите, как использовать музейное пространство в обучении и воспитании школьников.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ12 марта
Практикум, чтобы организовать прием в школу по новым требованиям
Выделяют семь причин, по которым школа вправе временно отказать родителям в приеме в 1-й класс. Читайте в рекомендации инструкции для администрации школы по каждой ситуации. Смотрите ссылки на законы, чтобы школа могла обосновать свое решение об отказе.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПройдите практикум, чтобы организовать прием в школу по последним требованиям. В микрообучении — два урока. Первый — про причины отказа. Второй — про аргументы для родителей. В конце практикума есть итоговый тест.
ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКУМУПервый урок
Потренируйтесь в игровой форме определять, из‑за каких причин вы можете временно отказать в приеме в школу. Нажимайте на «пузыри» с утверждениями, если считаете, что они подходят, а остальные «пузыри» пропускайте. В конце игры смотрите правильные ответы в таблице.
Второй урок
Изучите требования родителей, которые не принимают причины отказа. Выберите вариант, как аргументированно им ответить, чтобы у них не осталось сомнений, что вы действительно не имеете права их принять. Верный ответ окрасится зеленым, а ошибочный – красным.
В конце пройдите заключительный тест по всем темам, чтобы получить сертификат об освоении программы. Количество попыток и время не ограничено. В тесте 10 вопросов. Вы можете сделать 2 ошибки. Если вопросы покажутся сложными, вы можете пропустить их и ответить в самом конце.
ПРОЙТИ ТЕСТ11 марта
Новая памятка, чтобы не стать жертвой мошенничества на платформе «Сферум»
В МВД зафиксировали новую схему мошенничества на платформе «Сферум». Как действуют мошенники и как не стать их жертвой — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИЗлоумышленники звонят родителям и школьникам под видом администрации школ или педагогов. Объясняют, что нужно обновить электронный журнал, списки учеников или профиль ребенка на платформе «Сферум». Мошенники используют данные настоящих работников школ, дипфейк-технологии и подменные номера, чтобы убедить жертв предоставить код из СМС-сообщений от Госуслуг. Смотрите в памятке, какую информацию могут запросить мошенники и как вести себя в разных ситуациях. Разошлите ее в родительские и ученические чаты, разместите на стенде в вестибюле и на сайте школы.
10 марта
Обновленные формулировки для ЛНА из-за изменений в работе с детьми с ОВЗ
С 1 марта внесите корректировки в документы по работе с детьми с ОВЗ и инвалидами. Смотрите в рекомендации список ЛНА, которые необходимо переписать. Используйте готовые формулировки на основе новой нормативной базы.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИВ положении об адаптированной программе могут быть пункты, которые следует скорректировать. Например, в части урегулирования вопросов дальнейшего обучения детей с нарушением интеллекта после освоения АООП. Смотрите готовую формулировку.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУВ положении о тьюторском сопровождении могут быть неверные формулировки, касающиеся детей с интеллектуальными нарушениями. Их нужно привести в соответствие с законом. Как это сделать — смотрите в готовой формулировке.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУСкорректируйте положение об итоговой аттестации, так как упоминаний «умственной отсталости» в нем будет много. Уберите аббревиатуры ФГОС УО и ФОП УО. Смотрите два примера формулировок.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУДети с ОВЗ имеют право на особые формы промежуточной аттестации, если их закрепили в локальном акте школы. Проверьте, чтобы в этом локальном акте не было термина «умственная отсталость». Подробнее — в формулировке.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУПроверьте формулировки в локальном акте об ИУП, а также в порядке привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Проследите, чтобы пункт ЛНА соответствовал измененной версии части 5 статьи 43 Закона. Используйте образцы формулировок.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУПроанализируйте трудовые договоры и должностные инструкции. Если в перечне обязанностей перечислены только дети с ОВЗ, скорректируйте пункт в соответствии с новой формулировкой закона, то есть перечислите обучающихся с инвалидностью. Пример формулировки — смотрите в рекомендации.
СМОТРЕТЬ ФОРМУЛИРОВКУ10 марта
Иноагентам будет запрещено заниматься просвещением и образованием
Депутаты Госдумы предложили ввести полный запрет для иноагентов заниматься просветительской и образовательной деятельностью. Соответствующую инициативу рассмотрела комиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ 28 января. На комиссии утвердили пакет законопроектов, которые вводят полный запрет иностранным агентам заниматься просветительской и образовательной деятельностью. Как это повлияет на работу школ — читайте в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИПроверьте, чтобы в ваш перечень учебников не попали учебные пособия авторов-иноагентов. Также проследите, чтобы в пояснительных записках не оказалось учебника, автора или авторов которого признали иноагентом. Перечень таких учебников и учебных пособий — смотрите в рекомендации.
ПЕРЕЙТИ К РЕКОМЕНДАЦИИ7 марта
Сценарий нового мероприятия в рамках экологического воспитания школьников
Используйте готовый сценарий мероприятия для 5–8‑х классов «Час Земли», который включили в примерный календарный план воспитательной работы. Добавьте мероприятие в план работы школы в рамках экологического воспитания. В сценарии описаны история акции «Час Земли», ее значение и почему важно заботиться о природных ресурсах.
Цель мероприятия — познакомить обучающихся с акцией «Час Земли» и приобщить к участию в ней. В ходе мероприятия педагоги реализуют такие задачи: воспитывают у детей любовь и бережное отношение к природе и всему живому, обогащают знания об окружающем мире природы, создают условия для формирования эмоционально-положительного отношения к природе. Дети смогут осознать себя как часть природы. Скачивайте в рекомендации готовую презентацию для мероприятия, чтобы не делать ее самостоятельно.
7 марта
Полковник МЧС предупредил об изменениях в паспорте безопасности школы
Чтобы избежать неприятностей при проверке, внесите правки в паспорт безопасности школы. Что именно нужно изменить — читайте в рекомендации. Также смотрите, какие нормативные документы регламентируют антитеррористическую защищенность образовательного учреждения.
На основании той информации, которая есть в паспорте, школу никто не может ни оштрафовать, ни наказать. В нем ответственный описывает ситуацию в организации. Главное, в документе прописывать реальные условия, которые есть в школе. Даже если чего-то нет, то необходимо честно это отразить. Подробнее, как оформлять паспорт безопасности, читайте в рекомендации.
В паспорте безопасности необходимо изменить категории ущерба и пострадавших, описать свои и привлекаемые силы, завести второй экземпляр и актуализировать сроки. Какие именно правки внести по перечисленным направлениям — читайте в рекомендации. Также смотрите перечень документов, в которых собраны требования
к антитеррористической безопасности школы.
Актуализируйте паспорт безопасности не реже одного раза в пять лет. Не забывайте корректировать паспорт, если изменились общая площадь здания и периметр территории школы, количество критических элементов, меры по инженерно-технической защите. Если что-то меняется, своевременно используйте лист корректировки. Подробный алгоритм внесения изменений в паспорт — смотрите в рекомендации. Также изучите список обязательных ЛНА школы по антитеррористической защищенности.
7 марта
Минпросвещения разъяснило вопрос установки стационарных металлоискателей в школах
Минпросвещения разъяснило вопрос установки стационарных металлоискателей в школах. Ведомство пояснило, что металлоискатели обязательны, если это предусмотрено законодательством или локальными актами организации. Подробную информацию об этом — читайте в рекомендации.
В Требованиях к антитеррористической защищенности объектов предусмотрено четыре категории опасности. Объекты третьей, второй и первой категорий опасности должны быть оснащены стационарными или ручными металлоискателями. Следовательно, при входе на такие объекты все должны проходить проверку металлоискателем. Как оснащать объекты четвертой категории — читайте в рекомендации.
Минпросвещения разъясняет, что проверка человека металлоискателем не становится автоматически досмотром в формальном смысле этого слова. Если охранник заметит сигнал обнаружения металлических предметов у входящего лица, то предложит ему добровольно предъявить свои вещи. При этом обыск или досмотр не проводится. Что делать, если человек отказывается предъявить подозрительные предметы, — читайте в рекомендации.
Все обучающиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка и другие локальные акты по вопросам организации образовательной деятельности. К таким актам можно отнести и положение о пропускном и внутриобъектовом режимах. С кем его нужно согласовать — читайте в рекомендации.
7 марта
Обновленные требования к информационному стенду в школе
Изучите в рекомендации общие требования к информационному стенду в школе и правила его оформления. На примерном макете смотрите, как сделать стенд доступным и наглядным для учеников, родителей и сотрудников.
Информацию на стенд подбирайте в соответствии с актуальными событиями. Чтобы было удобно менять и дополнять сведения, прикрепите файлы или карманы. В них вы вложите брошюры, шпаргалки, памятки, буклеты, сведения об ответственных, нужные телефоны. Когда нужно обновлять материал на стенде — читайте в рекомендации.
Стенд должен привлекать внимание, а информация на нем легко восприниматься и быть заметной. В этом вам помогут иллюстрации, схемы, инфографика, так как визуальную информацию воспринимают и запоминают лучше. Информацию для стендов излагайте кратко, понятным для всех языком. Полный список правил оформления стендов — смотрите в рекомендации.
Стенд должен представлять собой единую композицию. Избегайте монотонности: комбинируйте разные цвета и форматы бумаги. Когда готовите стенд, учитывайте стиль интерьера, имидж школы. Так вы создадите единое информационное и стилевое пространство. Не размещайте на стенде объемные документы: оттолкнете тех, для кого он предназначен. Не перегружайте стенд декоративными элементами: будет трудно считывать информацию. Используйте готовый макет стенда. На его примере вы можете оформить любой информационный стенд.
7 марта
Эксперт напомнила, как организовать безопасность в интернете для детей
Школы обязаны защитить учеников от опасного контента в интернете. Читайте в рекомендации, какие действия должен предпринять руководитель, чтобы организовать безопасность в сети для детей.
Школы могут предоставлять или блокировать доступ к информационным ресурсам через личные кабинеты. Подключайтесь к интернету через единую сеть передачи данных. Это снимает задачу организации контентной фильтрации и детального мониторинга ресурсов. При этом блокируются запрещенные Роскомнадзором сайты и ресурсы, опасные для психики детей. Подробнее об этом — читайте в рекомендации.
Для борьбы с вредоносным ПО в систему контентной фильтрации встроен антивирус, который проверяет входящий трафик и блокирует зараженные файлы и сайты. Поручите ответственным мониторить ресурсы, к которым подключаются дети. Попросите их ознакомиться с «черным» и «белым» списками сайтов Минкомсвязи. Какие ресурсы относятся к спискам — читайте в рекомендации. Это примерные перечни, так как интернет-пространство быстро меняется. Корректируют и законодательство.
6 марта
Сценарий новой консультации для учителей о детях-квадроберах
Читайте, как ознакомить учителей с субкультурой квадробика, и разъяснить им, как разговаривать с учениками о ней и детях-квадроберах. Для этого проведите консультацию, на которую пригласите учителей начальной школы и классных руководителей 5–9‑х классов, педагога-психолога, соцпедагога. Как ее организовать — смотрите в рекомендации.
Цель мероприятия — повысить педагогическую грамотность коллектива в профилактике вовлечения школьников в квадробинг. В начале консультации познакомьте педколлектив с понятиями «квадробика», «квадробинг», «квадробер», «фурри», «тери» и с происхождением этих субкультур. Расскажите коллегам о признаках, указывающих на принадлежность ученика к субкультуре. Рассмотрите плюсы и минусы квадробинга и типичные конфликты квадроберов в образовательной организации. Скачивайте готовый сценарий консультации.
Обсудите потребности детей и подростков, выступающие факторами привлекательности квадробинга для них, и найдите конструктивные формы их реализации. Познакомьте педагогов с правилами обсуждения и реагирования на отклоняющееся поведение квадроберов. Обсудите варианты внеурочной работы с обучающимися по профилактике квадробинга. Предложите коллегам план классного часа «Если я – квадробер». Используйте готовый образец плана.
6 марта
Образец технического задания на оказание охранных услуг по новому ГОСТу
Читайте в рекомендации, как составить техническое задание на услуги охраны по новому ГОСТу. Смотрите сравнительные таблицы, как было раньше и как стало. Также изучите, как составлять договор на охрану.
Чтобы закупить услуги охраны, директору школы необходимо составить техническое задание. Вы можете поручить эту задачу ответственному работнику. Перед тем, как передадите школу под охрану, заключайте договор. Используйте типовую форму, утвержденную приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149. В сравнительной таблице смотрите изменения, которые касаются технического задания и договора на оказание охранных услуг.
Воспользуйтесь готовым образцом технического задания на оказание охранных услуг. Он составлен с учетом требований нового ГОСТа.
Укажите в договоре существенные условия. Например, наименование и перечень охраняемых объектов, общую стоимость услуг, цену за единицу услуги в час. Отметьте период оказания охранных услуг. Он не должен превышать срока действия документа-разрешения. Например, пять лет – столько действует лицензия для ЧОП. Чтобы отслеживать качество работ, закрепите в договоре обязанность руководителя ЧОП обеспечивать обмен информацией не реже одного раза в неделю. Что еще прописать в договоре — читайте в рекомендации.
Сведения об объеме услуг, перечень объектов охраны и адреса можно оформить как приложение к договору. Там же желательно перечислить перечень средств, которые при себе должны иметь охранники. Все изменения в договоре на оказание охранных услуг — смотрите в таблице.
6 марта
Новые материалы, чтобы проверить нормы домашнего задания по СанПиН
Проконтролируйте нормирование домашних заданий в школе на соответствие требованиям СанПиН. Проведите анкетирование о домашнем задании для школьников и родителей, чтобы получить обратную связь от участников образовательной деятельности. Как это сделать — читайте в рекомендации. Также смотрите, как организовать домашнюю работу по СанПиН.
Чтобы оценить, как педагоги соблюдают нормы дозирования домашнего задания, с помощью анкет проведите опрос школьников и родителей. Сопоставьте результаты анкетирования и сделайте выводы, как организована домашняя работа в вашей школе. Проведите беседу с педагогами о требованиях санитарных правил к подготовке домашнего задания. По итогам беседы раздайте учителям памятки «Как организовать домашнюю работу по СанПиН». Анкеты и памятку — скачивайте в рекомендации.
5 марта
Эксперт напомнила, какие компоненты ООП надо проверить на экстремистские материалы
Проверьте на содержание экстремистских материалов два раздела образовательной программы. Это не займет у вас много времени, но обезопасит школу при проверке. Какие именно разделы необходимо проконтролировать — читайте в рекомендации.
Проверьте рабочие программы по предметам. Во-первых, в пояснительных записках и тематическом планировании не должно быть ссылок на ЭОР и ЦОР с сайтов, которые содержат экстремистские материалы. Во-вторых, проследите, чтобы в пояснительных записках не оказалось учебника, автора или авторов которого признали иноагентом. Перечень таких учебников — смотрите в рекомендации.
Убедитесь, что в содержании рабочих программ по обществознанию, истории, литературе нет тем, связанных с экстремизмом и радикализацией, в формулировках, которые могут заинтересовать учеников. Примеры запрещенных тем — смотрите в рекомендации.
Проанализируйте календарный план воспитательной работы. Проверьте, есть ли в плане мероприятия по профилактике экстремизма и радикализации. Убедитесь, что воспитательные дела и события в документе учитывают возрастные и психологические особенности школьников. Какие мероприятия по профилактике экстремизма и радикализации запланировать для разных уровней образования — читайте в рекомендации.
Зафиксировать формы профилактической деятельности можно в инвариантном модуле «Профилактика и безопасность» календарных планов воспитательной работы. Смотрите пример календарного плана воспитательной работы на уровне ООО.
4 марта
Список новых мероприятий по охране в школе, которые обязательны с этого года
Изучите в рекомендации перечень обязательных мероприятий, которые руководитель школы должен проводить перед началом оказания охранных услуг и ежегодно перед началом учебного года. Читайте, как согласовать дополнительные проверки ЧОП и смотрите формы документов.
Теперь руководители должны обязательно проводить оценку условий надежности охраны и отражать их в модели угроз безопасности. Помимо прежних параметров, при обследовании надежности охраны дополнительно нужно определять необходимость применения мобильных групп охраны. Возьмите памятку, как действовать работникам при взрывчатке в здании.
Проводите обследование образовательной организации перед началом оказания охранных услуг и ежегодно перед началом учебного года. Читайте в рекомендации, какие условия необходимо проверить в ходе обследования. Также изучите, какие изменения произошли в процедуре.
Обеспечить обмен информацией должен руководитель ЧОП. Срок – не реже одного раза в неделю. Со своей стороны директор должен принимать сведения и предоставлять ЧОП данные о мерах безопасности, реализованных за отчетный период. Если не планируете принимать и передавать информацию самостоятельно, уполномочьте на это ответственного за безопасность, например специалиста по антитеррористической защищенности. Это можно сделать приказом. Скачивайте готовый образец приказа.
Согласуйте с руководством ЧОП дополнительные проверки по вопросам обеспечения охраны школы. Формы постовых книг и журналов, в которых фиксируют результаты обходов организации, проверки работы технических средств охраны и другие аналогичные вопросы, утверждает руководитель ЧОП. Директор должен согласовать содержание этих документов. Обо всех изменениях в дополнительных проверках — читайте в рекомендации.
4 марта
Обновленная форма самоанализа воспитательной работы
Смотрите в рекомендации таблицы с критериями, чтобы провести самоанализ воспитательной работы за любой учебный период. Форма для анализа разбита на категории по различным направлениям. Результаты анализа помогут скорректировать работу.
Используйте образец формы для самоанализа. Он поможет определить, какие мероприятия были проведены или отменены в рамках модулей программы воспитания, посещаемость и соответствие результатов целям. В форме каждая таблица построена под конкретный запрос, поэтому не требует дополнительных выводов. Обязательно отдельно отразите, какие мероприятия были проведены с учащимися и родителями по профилактике травматизма, безопасного поведения, ПДД, пожарной, антитеррористической безопасности.
Отдельно пропишите, какая работа была проведена с учителями-предметниками, социальным педагогом и психологом в отношении проблемных учащихся. И укажите, каких результатов удалось добиться. Также пропишите работу с неблагополучными семьями и детьми, которых вызвали на совет по профилактике правонарушений. Подробнее, как заполнить таблицы для анализа, читайте в рекомендации.
3 марта
Эксперт напомнила, как составить приказы об отстранении непривитых от кори, краснухи и паротита
Если школа выявила у себя очаг заболевания кори, краснухи и эпидемического паротита, в детский коллектив не принимают новичков и отстраняют учеников, которые не болели, не привиты или привиты менее 21 календарного дня от этих болезней. Срок отстранения – с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего. Как оформить отстранение — читайте в рекомендации.
Отстранение непривитого ребенка оформите приказом. Воспользуйтесь готовыми образцами локальных актов на случай кори, краснухи и паротита.
27 февраля
Новая циклограмма дел замдиректора по воспитательной работе на март
В марте особое внимание уделите мероприятиям и памятным датам, потому что их включили в примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год от Минпросвещения. Смотрите в циклограмме обязательные задачи для заместителя директора по воспитательной работе. Она составлена в виде понедельного плана, чтобы список дел было удобно использовать в работе. К каждому делу указаны задачи и поручения. С помощью циклограммы вы спланируете и проконтролируете работу в этом месяце.
Первая неделя
Проведите совещание с активом школы по вопросу подготовки и проведения мероприятий к событиям марта. Организуйте рабочие встречи с представителями досуговых учреждений района. Скорректируйте совместную работу в весенний период.
Вторая неделя
Обсудите с советником директора участие в окружном полуфинале конкурса «Это у нас семейное». Посетите классные часы по теме «Грамотный потребитель».
Третья неделя
Проведите рабочие встречи с руководителями «Движения первых» и школьного музея. Скорректируйте планы работы на апрель – май. Обсудите план мероприятий, посвященных Дню Победы.
Четвертая неделя
Посетите занятия школьного театра. Цель – контроль реализации воспитательных задач через театральную деятельность школьников. Примите участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню театра.
Пятая неделя
Организуйте школьную акцию «Повышаем мотивацию!» совместно с классными руководителями, советником директора по воспитанию и родительским активом. Примите участие в административном совещании, подведите итоги марта и III четверти, скорректируйте планы на IV четверть.