ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
План работы
Методическое сопровождение

Как по-новому организовать экскурсии в 2022/23 учебном году

Наталья Романова, редактор-эксперт Актион Образование
В статье – как организовать экскурсии по-новому с сентября, а также готовый комплект документов. Минпросвещения вместе с Ростуризмом, Минкультом и Роспотребнадзором выпустили методические рекомендации об организации экскурсий.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Экскурсии для школьников, в том числе экскурсии историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематики, теперь нужно проводить по новым рекомендациям Минпросвещения, Ростуризма, Минкульта и Роспотребнадзора. Принципиальных изменений в порядке организации нет. Но ведомства подробно разъяснили, на что стоит обратить внимание, когда планируете экскурсии.

Спланируйте работу с партнерами

Договоритесь о взаимодействии с партнерами. Традиционно школы работают с учреждениями культуры и спорта: библиотеками, выставочными залами, музеями, спортивными площадками.

Расширьте сеть социальных партнеров. Включите в нее туроператоров. Так вам будет проще договариваться об экскурсиях с гидами.

Еще договоритесь о взаимодействии с производствами и другими профессиональными организациями, например, фермами, магазинами, региональными СМИ. Используйте ресурсы таких организаций, чтобы проводить профориентационную работу и образовательные мероприятия.

ВАЖНО

Если экскурсию проводит педагог, в документах нельзя называть его экскурсоводом (п. 3 Методических рекомендаций по организации экскурсий от 10.06.2022)

Внедряйте разные типы экскурсий

В методических рекомендациях описано четыре основных типа экскурсий, которые можно организовать в течение года. Включите в план работы все типы экскурсий.

Экскурсии с педагогом. Такие экскурсии проводят для детей учителя в рамках реализации образовательной программы. Например, учитель географии может предложить изучить особенности рельефа района или населенного пункта. Такие экскурсии помогают решить и обучающие, и воспитательные задачи.

Экскурсии с гидом. Чтобы организовать такую экскурсию, придется обратиться в агентство или фирму. Они предоставят гида или экскурсовода.

Если планируете такую экскурсию, запросите в организации, с которой заключаете договор на проведение экскурсии, примерную программу. Поручите педагогу, который будет сопровождать детей, изучить программу. Она не должна противоречить ООП школы.

Экскурсии в учреждения культуры. На базе учреждений культуры можно проводить образовательные занятия или экскурсии с гидом от учреждения.

Если заключите договор о сетевом взаимодействии, например, с краеведческим музеем, то сможете использовать его ресурсы в образовательной деятельности. Поручите предметникам продумать варианты занятий, которые можно провести в учреждениях культуры или с использованием их ресурсов.

Экскурсии на предприятия, в технопарки, кванториумы. Такие экскурсии решают в первую очередь профориентационные задачи. Школьники смогут посетить реальные предприятия, чтобы поближе познакомиться с особенностями организации их работы.

Свяжите экскурсии с программой

Не планируйте экскурсионную работу в отрыве от образовательной. Экскурсии – часть образовательного процесса. Они должны помогать решать образовательные задачи, в том числе задачи воспитания.

На августовском педсовете или установочном совещании в начале учебного года обсудите, с какими организациями заключили договоры о сетевом взаимодействии. Поручите педагогам включить в тематическое планирование уроки-экскурсии на базе партнеров, а также экскурсии, которые проведут педагоги в рамках реализации программы.

Включите в программу воспитания модуль «Экскурсии, экспедиции, походы». Какое содержание включить в этот модуль, смотрите в Примерной рабочей программе воспитания.

Другой вариант – не выносить описание экскурсионной работы в отдельный модуль, а включить в другие модули. В этом случае блок об экскурсиях на производство, в технопарки и кванториумы войдет в модуль «Профориентация», а информация об учебных экскурсиях с педагогами – в модуль «Современный урок».

Поручите педагогам спланировать работу с детьми. Вся информация, которую школьники получают на экскурсии, должна быть связана с образовательным процессом. Чтобы экскурсии не были изолированным мероприятием, поручите педагогам планировать работу по теме до, во время и после экскурсии.

Минпросвещения рекомендует сочетать в экскурсиях по научно-образовательной тематике экскурсионный формат с организацией исследовательской, экспедиционной деятельности и выполнением практических работ (п. 10 Методических рекомендаций по организации экскурсий от 10.06.2022). Пусть педагоги включат эти формы в тематическое планирование. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Как включить экскурсионную работу в образовательную деятельность

Школа заключила договор о сетевом взаимодействии с краеведческим музеем. Учитель географии в рамках изучения климатических зон планирует урок в музее. Перед экскурсией педагог обсуждает с детьми климатические зоны и анонсирует экскурсию в краеведческий музей вместе с заданием: во время экскурсии найти в музее подтверждение отнесенности региона к определенной климатической зоне. После урока в музее дети готовят мини-проект «Климатическая зона нашего края».

Обратите внимание педагогов на отбор материала для экскурсий патриотической тематики. Материал должен иметь воспитательный потенциал, а также учитывать возрастные особенности школьников. Лучше будет, если педагоги будут проводить подобные экскурсии на базе партнеров самостоятельно. Тогда учителя сами подберут нужный материал и представят его детям.

Привлекайте школьников к обсуждению. Чтобы на экскурсиях дети не скучали, педагоги должны вовлекать их в процесс подготовки. Пусть учителя перед экскурсией обсудят с детьми маршрут и программу, расскажут, для чего проводят мероприятие.

Можно поручать детям несложные организационные задачи, например, внести предложения по содержанию, подготовить вопросы экскурсоводу. После обязательно нужно запланировать обсуждение или практическую работу по теме экскурсии. Например, написать пост для школьных соцсетей, сделать мини-проект или исследование.

Актуализируйте документы

Минпросвещения в методрекомендациях предложило алгоритм, чтобы организовать экскурсии и пакет документов к ним. Воспользуйтесь памяткой с алгоритмом для руководителя экскурсионной группы.

Чтобы организовать экскурсию, директор издает приказ. В приказе указывают место назначения, даты проведения выездного мероприятия, состав группы, а также назначают руководителя и прописывают его обязанности. Воспользуйтесь готовым образцом.

Образец приказа о выездном мероприятии

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст положения

Печать – распечатайте положение

– посмотрите совет или подсказку

Перед экскурсией для всех участников обязательно проводят инструктаж. Все инструктажи проводят под подпись, которую фиксируют в ведомости в журнале инструктажей.

Образцы инструктажа перед экскурсией и ведомости инструктажа по технике безопасности

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Спецпроект. Документы

Документы–2022: направления контроля работы педагогов

В сервисе комплект документов, которые помогут оперативно проконтролировать работу педагогов по основным направлениям их деятельности. Для каждого направления контроля найдете готовые инструменты и образцы, которые помогут зафиксировать итоги проверки.

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x






Инструкция

Кликайте по вкладкам с названиями направлений контроля, чтобы выбрать документы.

 – закрыть вкладку

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Анкеты, чтобы определить уровень гражданско-патриотического воспитания школьников

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите анкету.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Справка по итогам исследования уровня гражданско-патриотического воспитания школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

 Справка по итогам контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

КАЧЕСТВО УРОКОВ 

Карта оценки и протокол хода урока

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку.

2. Кликните Копировать внизу протокола, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).

3.  – посмотрите подсказку.

4. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Форма мониторинга качества уроков

Кликните Копировать внизу формы, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

 Содержание▲

 4 справки по итогам контроля качества результатов учеников перед ВПР

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Анкета для педагогов

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Диагностическая карта

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Cправка по итогам проверки готовности педагогов к переходу
на новые ФГОС

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ КАБИНЕТАМ

Лист контроля № 1. Учебная доска

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте



















Шаблон листа контроля № 1
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 2. Специальное оборудование

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте







Шаблон листа контроля № 2
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 3. Учебная мебель

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

























Шаблон листа контроля № 3
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 4. Учебное оборудование

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

































Шаблон листа контроля № 4
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 5. Условия для пребывания

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
























Шаблон листа контроля № 5
Скачать

Содержание▲

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА УРОКАХ

Лист контроля № 1. Подготовка кабинета

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Лист контроля № 2. Организация урока в 1-х классах

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Лист контроля № 3. Организация урока во 2-11-х классах

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Cправка по результатам контроля соблюдения санитарных правил

Инструкция

Листайте странички справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УРОКАХ

Лист контроля чтобы оценить, как учителя включили в уроки воспитательный компонент

Инструкция

 – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Справка по результатам контроля

Инструкция

Листайте страницы справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

3 карты контроля уроков, чтобы проверить, как педагоги развивают функциональную грамотность школьников

Инструкция

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карты вы можете, нажав

Содержание▲

Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов
в вопросах формирования функциональной грамотности школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВНЕДРЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

9 бланков анализа, чтобы проверить, как педагоги внедряют концепции преподавания

Инструкция

Скачайте бланк с результатами, нажав на кнопку

Содержание▲

ПОДГОТОВКА К ГИА

План контроля подготовки к ГИА

Инструкция

Листайте страницы плана, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Оценочный лист качества подготовки к ГИА

Инструкция

Листайте страницы оценочного листа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Карта оценки урока в выпускном классе перед ГИА

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Содержание▲

Справки по итогам контроля качества образовательных результатов выпускников 9-х и 11-х классов перед проведением ГИА

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ

Чек-лист

Содержание▲

5 образцов справок по итогам контроля, которые отличаются по цели проверки журналов

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Приказ о мониторинге

Инструкция

Листайте образец приказа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Отчет педагога-предметника по классам

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Карта анализа срезовых работ

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Отчет педагога-предметника о работе с неуспевающими учениками

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Справка по итогам контроля

Инструкция

Листайте образец справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Таблица для анализа объема выполнения РП 

Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии.

Содержание▲

Образец листа корректировки РП

Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии

Содержание▲

 Образец справки по объему выполнения рабочих программ 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: УРОВЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ И КАЧЕСТВО

Таблица 1. Уровень реализации содержания программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 2. Уровень полноты выполнения программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 3. Уровень реализации практической части программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 4. Практические мероприятия за учебный год

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 5. Учебные достижения школьников

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Справка по итогам контроля

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

РАБОТА С ЛИЧНЫМИ ДЕЛАМИ ШКОЛЬНИКОВ

Положение, личная карта, опись

Инструкция

Выберите вкладку с документом.

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников

Печать – распечатайте документ

 – посмотрите совет или подсказку

Содержание▲

Памятка «Документы, которые родители должны подать вместе с заявлением о приеме в школу»

Содержание▲

Памятка «Личное дело ученика: в каком порядке подшивать документы при приеме»

Содержание▲

Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика в следующий класс»

Содержание▲

Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика из другой школы»

Содержание▲

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Требования к структуре рабочих программ


Скачать

Содержание▲

Образец справки по итогам контроля структуры рабочих программ

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Шаблон для самоанализа воспитательной деятельности классного руководителя

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Фрагмент технологической карты воспитательной деятельности классных руководителей по параллели

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Содержание▲

Справка по итогам воспитательной работы за учебный год


Скачать

Содержание▲

8
Август 2022года
К началу учебного года

Учебные планы по ФГОС: семь подсказок и сервис

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье – подсказки, которые помогут составить учебные планы на 2022/23 учебный год. Вам впервые придется разработать учебные планы по ФГОС второго и третьего поколения. Используйте памятки и шпаргалки, чтобы разобраться в требованиях разных стандартов. А составить учебные планы по всем нормам старых и новых ФГОС поможет сервис. Введите данные по инструкции и получите готовый документ за 3 минуты.

К 1 сентября вам нужно разработать учебные планы в двух вариантах – по старому и новому ФГОС. И так для двух уровней общего образования – начального и основного. Школьники 1-х и 5-х классов будут учиться по ФГОС-2021. При этом ученики 2–4-х и 6–9-х классов продолжат свое обучение по ФГОС второго поколения, если в вашем регионе не приняли другое решение. Только на уровне СОО все по-прежнему – школьники 10–11-х классов продолжат обучение по ФГОС второго поколения. Поэтому вам придется составить не меньше пяти учебных планов до начала нового учебного года.

Включите в учебный план минимум два компонента: сетку часов и формы промежуточной аттестации. В некоторых регионах рекомендуют составить пояснительную записку к учебному плану. Разрабатывать ее не обязательно, но пояснительная записка поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим. Подробнее о том, как составить пояснительную записку к учебному плану, читайте в статье>>.

СПРАВКА

Учебный план входит в состав ООП, поэтому утвердите его вместе с основной программой. Сделайте это до 1 сентября

Подсказка 1. Включить все обязательные предметы

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области. ФГОС устанавливают, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

В обязательной части учебного плана СОО укажите предметы, которые будут общими для всех профилей. Еще включите предметы, которые отражают специфику профиля. Также определите, какие предметы ученики изучат на базовом уровне, а какие – углубленно.

Как во ФГОС-2021. Список обязательных предметов отличается в разных поколениях стандартов. Например, по требованиям ФГОС-2021 второй иностранный язык нужно включить в учебный план ООО в том случае, если родители написали заявление и у школы есть ресурсы. А согласно ФГОС второго поколения второй иностранный – это обязательный предмет в учебном плане ООО. Используйте памятки, чтобы проверить, все ли обязательные предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы по старым и новым ФГОС.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку

К СВЕДЕНИЮ

Какие есть требования к учебным планам

Старые и новые ФГОС не устанавливают структуру учебного плана, но указывают, что он должен содержать две части – обязательную и формируемую. ФГОС определяют соотношение частей, содержат список предметных областей, учебных предметов, курсов и модулей. Стандарты закрепляют минимальное и максимальное количество часов учебных занятий по уровням образования. А Закон об образовании устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Подсказка 2. Указать названия предметов по ФГОС

Все предметы в учебном плане называйте в строгом соответствии со ФГОС. Если вы укажете предмет «Физкультура» вместо «Физическая культура», школе могут вынести замечание при проверке.

В учебные планы можно включить дополнительные учебные предметы или курсы по выбору школьников. Например, на уровне СОО можно включить «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». Так вы сможете учесть запросы родителей и удовлетворить разные интересы учеников. Но не называйте доппредметы и курсы по выбору так же, как назвали в учебном плане обязательные предметы по ФГОС.

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменили названия учебных предметов и предметных областей, ввели понятия «учебные курсы» и «учебные модули». Еще разработчики ФГОС-2021 объединили некоторые предметы в один. Посмотрите шпаргалку с названиями предметов и предметных областей, которые различаются в старых и новых ФГОС. Так вы не допустите ошибок, когда будете разрабатывать учебные планы по стандартам второго и третьего поколения для одного уровня образования.

К СВЕДЕНИЮ

Сколько учебных планов может быть в школе в 2022/23 учебном году

Минимум пять учебных планов, если только 1-е и 5-е классы перешли на обучение по ФГОС-2021 и при этом школа реализует все уровни ООП. Но учебных планов может быть больше. Ведь учебный план школа готовит в рамках работы над ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А ООП уровня образования может включать один или несколько учебных планов, в том числе индивидуальных. Поэтому в школе одновременно могут быть, например:
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
– учебный план для уровня СОО по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
– индивидуальные учебные планы.

ВАЖНО

Не называйте курсы по выбору так же, как назвали предметы в учебном плане. Проверяющие не смогут различить, где предмет, а где курс по выбору, и решат, что вы нарушили соотношение частей ООП

Подсказка 3. Составить формируемую часть учебного плана

Используйте часы формируемой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Ученики вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет.

На уровне СОО включите в учебный план не меньше одного часа в неделю на индивидуальный проект. Запланируйте проект на один или два года.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, – это часть учебного плана, которую школа формирует по запросам учеников и родителей. Такая часть учебного плана нужна, чтобы ученики могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные. Еще в формируемой части учебного плана можно отразить специфику школы или региона. Чтобы составить такую часть, предложите перечень предметов, а также проведите опрос среди школьников и их родителей.

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах отмечено, что формируемая часть учебного плана включает еще и курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Однако в примерных ООП в сетке часов учебного плана такие курсы не указаны. Смотрите шпаргалку с требованиями старых и новых ФГОС к формируемой части учебного плана.

Чтобы соблюсти требования ФГОС-2021, в формируемой части сетки учебного плана предлагаем выделить курсы внеурочной деятельности отдельно от учебных. При этом отдельный план внеурочной деятельности останется обязательным компонентом ООП. В нем вы фиксируете формы и объем всей внеурочной деятельности на уровне образования: курсов, кружков, клубов, секций и др. Посмотрите пример, как можно прописать курсы внеурочной деятельности в сетке учебного плана.

Пример. Курсы внеурочной деятельности в сетке часов учебного плана

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Подсказка 4. Выдержать соотношение частей программы

Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы соответствует ФГОС (п. 15 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС-2021 НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 26 ФГОС-2021 ООО, п. 15 ФГОС СОО). Посмотрите верное соотношение частей ООП по уровням образования на рисунке ниже.

Соотношение обязательной и формируемой частей ООП

Чтобы рассчитать соотношение частей ООП, посчитайте количество часов обязательной части учебного плана. Потом суммируйте количество часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности. Проверьте соотношение частей. Смотрите пример расчета ниже.

Учебные предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть предметы, курсы и модули по выбору школьников и их родителей. Еще в формируемую часть можно включить предметы, курсы и модули, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов.

ПРИМЕР. Расчет соотношения частей ООП по ФГОС второго поколения

В учебном плане на уровне ООО в обязательной части 5270 часов, в формируемой – 578. В плане внеурочной деятельности – 1700 часов. Количество часов в формируемой части программы 578 + 1700 = 2278. Общее количество часов, которое отвели на изучение программы, 5270 + 2278 = 7548.
Проверим соотношение частей. Для этого разделим количество часов обязательной части программы на общее количество часов, которое отвели на изучение программы, а результат умножим на 100. Получим число 5270 : 7548 × 100 = 69,8. Округляем по правилам математического округления, получаем целое число 70. То есть 70 процентов обязательной части – значит, соотношение частей ООП выдержано.

Как во ФГОС-2021. Рассчитывайте соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы так же, как и для стандартов второго поколения. Помните, что при расчете нужно учитывать урочные и внеурочные занятия.

Подсказка 5. Включить формы промежуточной аттестации

Учебный план по каждому уровню образования должен содержать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом конкретных требований к оформлению в законе нет. Поэтому школа сама может решить, как включить формы промежуточной аттестации в учебный план. Первый вариант – описать формы в пояснительной записке. Второй вариант – отразить формы в сетке часов учебного плана.

Когда планируете формы промежуточной аттестации, ориентируйтесь на два документа. Первый – положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Второй – содержание целевого раздела ООП о системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Как во ФГОС-2021. Стандарты второго и третьего поколения не устанавливают, как школа должна оформить в учебном плане формы промежуточной аттестации. Формы установите в соответствии с локальными актами. Также учитывайте рекомендации ведомств, чтобы сформировать график оценочных процедур (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01).

К СВЕДЕНИЮ

Способы избежать ситуации, когда предметы «не поместились» в обязательную часть учебного плана

1-й способ. Начинайте составлять учебные планы с обязательной части. Если необходимо, реализуйте углубленное изучение обязательных предметов за счет формируемой части. При этом обязательно опишите это в пояснительной записке.

2-й способ. Используйте готовый примерный федеральный или региональный учебный план.

Подсказка 6. Соблюсти аудиторную нагрузку

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливают ФГОС.

Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным требованиям (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Она должна включать часы обязательной и формируемой частей учебного плана. Посмотрите санитарные нормы по объему аудиторной нагрузки на школьников в таблице. При этом учитывайте, что на внеурочную деятельность выделили еще до 10 часов в неделю в каждом классе (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Таблица. Образовательная недельная нагрузка


Скачать

ВАЖНО

Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны в учебном плане использовать ее полностью

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменился объем аудиторной нагрузки школьников. Стала меньше верхняя граница аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО, а также нижняя граница на уровне ООО. Нижняя граница аудиторной нагрузки на уровне НОО, наоборот, возросла. Поэтому подсчитывайте в учебном плане количество занятий не только за год, но и по уровню образования в целом. Так вы избежите ошибок, когда будете составлять учебные планы на следующий год. Подробнее об изменениях нагрузки в старых и новых ФГОС смотрите в шпаргалке.

Подсказка 7. Предусмотреть профили на уровне СОО

Включите в основную образовательную программу среднего общего образования учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО). ООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический. Но вводить все пять профилей не обязательно.

Количество предметов. В учебные планы СОО каждого профиля вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно внесите хотя бы по одному предмету из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Например, проверьте, что включили в учебный план хотя бы один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература».

ВАЖНО

Учитывайте позицию региона по переходу на новые ФГОС – только в 1-х и 5-х классах или во всех классах на уровнях НОО и ООО. От этого зависит количество учебных планов, которые нужно разработать

Обязательные предметы. Вне зависимости от профиля обучения включите во все учебные планы восемь предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия. Обязательно дополните учебный план индивидуальным проектом. Распределите часы для реализации индивидуального проекта либо на один из классов – 10-й или 11-й, либо на два года обучения.

Углубленные предметы. Во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область. Смотрите шпаргалку с особенностями каждого профиля: какие предметы из каких предметных областей нужно изучать на углубленном уровне.

К СВЕДЕНИЮ

Можно ли создать на уровне СОО классы спортивного профиля

Закон четко предписывает разрабатывать образовательные программы по ФГОС. Но во ФГОС СОО нет спортивного профиля, а также нет углубленного уровня для физкультуры и ОБЖ. Чтобы избежать нарушений, вы можете включить в программу учебный план универсального профиля вместо спортивного. Предусмотрите в учебном плане изучение на базовом уровне физической культуры и ОБЖ, но при этом выделите для этих дисциплин больше учебных часов. Включите элективные и факультативные курсы, которые расширят содержание этих предметов. Также в рабочих программах других предметов предусмотрите темы физкультурно-спортивной направленности. Например, в программах по литературе, иностранному языку, истории, биологии, ОБЖ.

Сервис, чтобы составить учебные планы по ФГОС

Инструкция
1. Выберите уровень общего образования и количество учебных дней в неделе.
2. Выберите версию образовательных стандартов для уровней НОО и ООО. А для уровня СОО – профиль. Укажите для каждого класса планируемое количество учебных недель в учебном году. Нажмите на кнопку «Расчет учебного плана».
3. Далее скорректируйте количество часов в неделю по предметам обязательной и формируемой части учебного плана. Также можете скорректировать названия предметов, курсов или модулей.
4. Нажмите на кнопку «Примечание», чтобы проверить достаточно ли часов в учебном плане, который вы разработали. Здесь же укажите количество часов в плане внеурочной деятельности на уровне образования, и убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС.
5. В конце нажмите на кнопку «Загрузить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.

Если сервис работает с задержкой, закройте все другие вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите нужный файл. Файл, который вы получите, можно редактировать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.

Как по-новому организовать экскурсии в 2022/23 учебном году

В статье – как организовать экскурсии по-новому с сентября, а также готовый комплект документов. Минпросвещения вместе с Ростуризмом, Минкультом и Роспотребнадзором выпустили методические рекомендации об организации экскурсий.

Войдите или зарегистрируйтесь

Мы сразу откроем неограниченный доступ к журналу на 3 дня.

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь