ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
К началу учебного года

Как контролировать работу молодых и вновь прибывших специалистов

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 4. В статье – как провести контроль работы молодых и вновь прибывших специалистов. Поможет карта анализа урока нового коллеги. Еще найдете справку, чтобы зафиксировать результаты контроля.

ВАЖНО

Посещайте уроки молодого и вновь прибывшего специалиста систематически и в течение продолжительного времени. Сначала дайте учителю возможность провести самоанализ урока, а затем подробно обсудите его ход с педагогом

Проверьте школьную документацию, которая регулирует методическое сопровождение новых коллег. Например, положение о наставничестве, о внутришкольном контроле, об индивидуальной траектории профессионального развития и др. Так, в положении об индивидуальной траектории профессионального развития молодых или вновь прибывших специалистов вы можете отразить, как будете контролировать реализацию индивидуальной траектории.

Включите в план ВШК персональный контроль нового специалиста. Зафиксируйте сроки и форму контроля, ответственных и планируемый результат. Также привлеките к этой работе педагога-наставника, руководителя ШМО и психолога школы.

Используйте разные формы контроля – посещение уроков нового специалиста, анализ его документации и беседу. Еще можете организовать контрольный срез знаний в классах, в которых преподает педагог. Это позволит оценить динамику учебных достижений учеников. По результатам проверки подготовьте аналитическую справку.

Посетите занятия

В ходе контроля посетите уроки и занятия внеурочной деятельности нового специалиста. Посмотрите, как учитель владеет методикой преподавания предмета и поддерживает дисциплину на уроке. Также проверьте, как педагог учитывает возрастные особенности школьников.

Схема. Позиции, чтобы дать общую оценку уроку


Скачать

Чтобы дать общую оценку урока молодого или вновь прибывшего специалиста, охарактеризуйте занятие по восьми позициями. Смотрите позиции на схеме выше. Оценить урок по ведущим аспектам поможет карта анализа. Возьмите готовый образец карты.

Образец карты анализа урока

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Организация урока. Проверьте, как новый учитель готовился к уроку – имел ли план, конспект или карту урока, подготовил ли учебный кабинет. Еще оцените, как педагог выдержал организационную структуру урока. Определил ли коллега цели урока, привлекал ли к этому учеников, связал ли цели с планируемыми результатами.

Содержание урока. Понаблюдайте, соответствует ли содержание материала урока требованиям программы. Проанализируйте, получается ли у учителя выделять главное, есть ли связь содержания урока с ранее изученным материалом. Оцените, насколько понятно и доступно педагог излагает материал урока, обучает ли школьников добывать знания самостоятельно. Также посмотрите, есть ли воспитательная и практическая направленность содержания урока.

Методы и приемы. Проследите, какие методы обучения применяет учитель на разных этапах занятия. Зафиксируйте, какие методы и приемы позволили раскрыть содержание учебного материала и развить познавательную активность учеников. Еще оцените методику организации деятельности учеников на уроке. Проконтролируйте, были ли приемы индивидуализации и дифференциации обучения, а также чередование и соотношение форм работы.

Изучите документацию педагога

Изучите документацию, которую ведет новый специалист. Проанализируйте, своевременно ли он заполняет электронный журнал и соответствует ли пройденное на уроке КТП. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании. Посмотрите рабочие тетради учеников. Сделайте выводы о периодичности и качестве их проверки учителем. Проанализируйте результаты учебных достижений учеников по предмету и их динамику.

Проведите беседу с учителем

Побеседуйте с новым педагогом. Рассмотрите особенности его профессиональной деятельности и дайте рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Еще обсудите дефициты, которые выявили по результатам посещения уроков педагога и анализа его документации. Оцените степень адаптации специалиста в коллективе и профессии.

Подготовьте справку

По результатам контроля подготовьте аналитическую справку. В ней пропишите цель контроля и его сроки. Дайте целостную оценку по результатам посещенных уроков. Отметьте положительные моменты в работе учителя, зафиксируйте недостатки, сформулируйте выводы и пропишите рекомендации для педагога. Ознакомьте учителя с результатами проверки. Форму аналитической справки выберите в зависимости от статуса нового педагога. Возьмите готовый образец аналитической справки, чтобы оценить работу молодого специалиста.

Образцы аналитических справок по итогам контроля деятельности специалиста

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
К началу учебного года

Как контролировать ведение журналов успеваемости

Наталия Никулина, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги, к. п. н.
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 12. Проверьте, как учителя ведут классные журналы и выставляют отметки. Выявите точки риска уже сейчас, чтобы педагоги успели устранить недочеты в документах до начала II полугодия. В статье – чек-лист, который поможет ничего не упустить при контроле журналов успеваемости. А еще есть образец аналитической справки, которая поможет зафиксировать итоги проверки классных журналов.

Единых федеральных требований к ведению журнала успеваемости нет. Ориентируйтесь на нормы, которые установили в вашем регионе, чтобы определить в какой форме вести журналы – в бумажной или электронной.

Ответственность по работе с журналом школа закрепляет в локальном акте, например, в положении об электронном или бумажном классном журнале. Проверьте, что в вашем локальном акте вы отразили вопросы сроков внесения в журнал сведений об учениках, тематического планирования, тем проведенных уроков и домашних заданий. Еще посмотрите, включили ли вы в документ порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал и архивирование сведений об успеваемости. Это необходимо, если педагоги ведут журнал успеваемости в электронном виде.

Проконтролируйте, не нарушают ли учителя правила заполнения классных журналов. Так, Минпросвещения направило в регионы письмо, в котором разъясняет особенности ведения журналов успеваемости и выставления отметок (письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08). Еще ведомства дали рекомендации по формированию графика оценочных процедур в 2021/2022 учебном году (письмо Минпросвещения № СК-228/03, Рособрнадзора № 01–169/08–01 от 06.08.2021).

Определите периодичность и цели проверки журналов успеваемости. Организуйте систематический контроль работы педагогов в этом направлении. Так вы сможете оперативно выявить и устранить нарушения, чтобы не получить предписание от надзорных органов в ходе проверок.

Закрепите периодичность и определите цели проверки

Периодичность проверки школьной документации вы устанавливаете самостоятельно. Предусмотрите систематический контроль журналов успеваемости. Например, проверяйте, как педагоги работают с журналом, один-два раза в учебный период. Причем используйте разные цели контроля. Посмотрите периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля на схеме 1. А на схеме 2 посмотрите примеры целей проверки классных журналов.

Схема 1. Периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля


Скачать

Закрепите периодичность проверки журналов успеваемости, в плане внутришкольного контроля. Помимо классных журналов, запланируйте регулярную проверку других журналов, в которых фиксируется образовательная деятельность. Перечень журналов, которые также нужно систематически проверять, посмотрите на схеме 3.

Схема 2. Примеры целей проверки классных журналов


Скачать

Схема 3. Журналы, в которых фиксируется образовательная деятельность


Скачать

ВАЖНО

Школам нельзя одновременно вести журнал успеваемости в электронном и бумажном виде. (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08)

Осуществите проверку

Контролируйте, чтобы педагоги не вели журнал успеваемости в электронном и бумажном виде одновременно. Педагоги могут заполнять журнал только в одной форме: либо в бумажной, либо в электронной (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). При этом ведение журнала успеваемости является госуслугой, которую предоставляют в электронном виде (распоряжение Правительства от 25.04.2011 № 729-р).

При любой цели проверки журналов обращайте внимание на правильность и своевременность записей в документах. В бумажном журнале класса для замечаний отведена специальная страница в конце. Укажите дату проверки, ее цель, замечания конкретным педагогам и срок их устранения. В назначенный срок проверьте, устранены ли замечания, сделайте об этом соответствующую запись и заверьте ее подписью. Посмотрите ниже пример оформления замечания в бумажном журнале.

ПРИМЕР. Пример оформления замечаний в бумажном журнале

Для контроля классных журналов в конце учебного периода используйте чек-лист. Так вы подойдете к проверке комплексно и ничего не упустите.

ВАЖНО

Справку по итогам контроля классных журналов подготовьте в течение двух-трех дней после окончания проверки, чтобы учителя оперативно исправили недочеты

Проанализируйте результаты и подведите итоги

По итогам проверки классных журналов составьте аналитическую справку. Четко определите и зафиксируйте в справке цель проверки журнала. Отметьте в ней проблемы, которые выявили в ходе контроля, сделайте выводы и определите пути решения проблем. Выводы и рекомендации в справке дайте в соответствии с целями проверки. Ознакомьте с результатами проверки педагогов, работу которых вы проверяли. Тогда они смогут учесть недочеты и своевременно их исправить. Посмотрите примеры формулировок для подготовки аналитической справки.

Примеры формулировок для справки



Инструкция
Кликните на кнопку и выберите вариант формулировки

Посмотрите образец аналитической справки, которая поможет зафиксировать результаты проверки качества ведения журналов. Возьмите ниже еще четыре образца справок, которые отличаются по цели проверки журналов: ведение электронного журнала; своевременность заполнения; накопляемость текущих и объективность выставления четвертных отметок; своевременность выставления отметок за I полугодие, заполнение сводных ведомостей успеваемости и посещаемости.

Возьмите готовые справки

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей

Как контролировать работу молодых и вновь прибывших специалистов

В статье – как провести контроль работы молодых и вновь прибывших специалистов. Поможет карта анализа урока нового коллеги. Еще найдете справку, чтобы зафиксировать результаты контроля.

Войдите или зарегистрируйтесь

Мы сразу откроем неограниченный доступ к журналу на 3 дня.

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь