ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2022года
Образовательная деятельность
Учебные планы

Как составить пояснительную записку к учебному плану

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всерос­сийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье разберетесь, как разработать пояснительную записку к учебному плану и что в нее включить. Еще найдете готовый образец пояснительной записки к учебному плану, который составили по новым ФГОС на 2022/23 учебный год.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Пояснительная записка к учебному плану – это краткое описание, в котором школа разъясняет, по какому принципу распределила часы федерального примерного учебного плана. Так, пояснительная записка отражает специфику учебного плана каждой школы. Когда будете составлять пояснительную записку, можно опираться на разделы 3.1 ПООП уровней образования, которые одобрили федеральные учебно-методические объединения. Еще необходимо учитывать рекомендации по разработке документа, которые установили в вашем регионе. Посмотрите на схеме 1 подсказки, чтобы учесть региональные требования и особенности при разработке пояснительной записки к учебному плану.

Схема 1. Какие региональные требования учесть в пояснительной записке


Скачать

ФГОС второго и третьего поколений не требуют, чтобы школа разработала пояснительную записку к учебному плану. Но лучше ее подготовить, чтобы снять лишние вопросы со стороны педагогов, родителей и проверяющих. Ведь учебный план содержит информацию о распределении учебной нагрузки педагогов. А пояснительная записка поможет ответить на вопросы, которые могут возникнуть у учителей. У родителей же будет возможность ознакомиться с документом на официальном сайте школы (подп. «б» п. 3.4 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Схема 2. Что включить в нормативно-правовое обеспечение учебного плана

Скачать

Правовое обеспечение. Укажите нормативные документы, на основании которых разработали учебный план и внесли изменения в него. Закрепите нормативные акты федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Какие пункты нужно включить в нормативно-правовое обеспечение пояснительной записки учебного плана, посмотрите на схеме 2 справа.

Задачи учебного плана. Опишите задачи, которые решает учебный план. Используйте формулировки из пояснительной записки к примерным учебным планам в ПООП уровней образования. Примерные образовательные программы найдете на fgosreestr.ru.

Части образовательной программы. Отметьте соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы. Для этого опирайтесь на требования ФГОС. Например, на уровне ООО нужно выдержать соотношение 70 на 30 процентов (п. 15 ФГОС ООО, п. 26 ФГОС-2021 ООО). Также отразите в числах процентное соотношение частей программы.

Для учебных планов начального и основного общего образования по ФГОС третьего поколения объясните выбор предметов, которые предусматривают альтернативные варианты. Например, родной и иностранные языки, родная литература или литературное чтение на родном языке, ОРКСЭ или ОДНКНР. Также укажите условия, на основании которых будете делить классы на группы, если планируете это сделать.

Часы формируемой части. Отразите изменения, если вносили корректировки в учебный план, чтобы выделить часы из формируемой части на предметы обязательной части. Объясните, с какой целью это сделали. Такие сведения можно оформить в виде таблицы.

Региональный компонент. Укажите, в каком объеме и каким образом школа реализует региональный компонент образования. Требования, чтобы выделить отдельные часы для регионального компонента или интегрировать курсы с ним в учебные предметы, содержит региональный учебный план.

Требования к учебной нагрузке. Подтвердите, что максимальная нагрузка на школьников соответствует санитарным требованиям (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). При этом учитывайте, какой вариант учебной недели выбрали, чтобы реализовать учебный план – 5-дневный или 6-дневный.

Промежуточная аттестация. В учебном плане вы указываете формы промежуточной аттестации по предметам, курсам или модулям (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом конкретных требований к оформлению в законе нет. Поэтому самостоятельно решите, как включить формы промежуточной аттестации в учебный план. Например, опишите формы в пояснительной записке.

Когда планируете формы промежуточной аттестации, ориентируйтесь на два документа. Первый – положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Второй – содержание раздела ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП общего образования». Еще учитывайте методрекомендации ведомств, чтобы сформировать график оценочных процедур (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01).

Внеурочная деятельность. В учебных планах по ФГОС второго поколения вы указываете только урочные занятия. Не включайте в них часы внеурочной деятельности – их вы должны отразить в планах внеурочной деятельности. Поэтому в пояснительной записке к учебному плану не нужно описывать часы, которые отводите на внеурочку.

По ФГОС-2021 в учебный план можно вносить часы, которые школа отводит на внеурочную деятельность. Если включили учебные курсы внеурочной деятельности в учебный план, напишите об этом в пояснительной записке. Отметьте место внеурочной деятельности в образовательном процессе и в учебном плане. Укажите, что в учебном плане отмечаете только учебные курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Опишите, каким образом распределили часы внеурочной деятельности. Это позволит проследить, как школа обеспечила связь основного и дополнительного образования. Отметьте, что формы организации и объем всей внеурочной деятельности уровня образования отразите в плане внеурочной деятельности.

Обеспечение учебного плана. Зафиксируйте, что у школы есть все условия, чтобы реализовать учебный план. Для этого охарактеризуйте кадровые, материально-технические и финансовые условия.

Образец пояснительной записки к учебному плану 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2022года
Образовательная деятельность
Аттестаты

Три приказа, чтобы выдать аттестаты в 2022 году

В статье – образцы приказов, чтобы выдать аттестаты выпускникам 9-х и 11-х классов в 2022 году. В приказах учли все действующие требования и нет путаницы с новыми документами Минпросвещения, которые начнут действовать со следующего года. Еще найдете памятку с нормативными документами и приказами, которые регулируют заполнение и выдачу аттестатов в этом году.

Чтобы завершить работу с аттестатами вам надо подготовить три проекта приказа для директора. Первый издают по решению итогового педсовета, второй по результатам ГИА, третий – после того, как выдали аттестаты. А разобраться в требованиях, которые регулируют заполнение и выдачу аттестатов в этом году, поможет памятка с документами ведомств и приказами на уровне школы.

Главное в статье Скрыть

ВАЖНО

Аттестаты с приложениями нужно выдать в течение 10 дней после того, как директор издал приказы об отчислении выпускников (п. 22 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546)

Главное в статье СкрытьОб отчислении и выдаче аттестатов

Подготовьте приказы об отчислении и выдаче аттестатов выпускникам. Разработайте два отдельных документа – по итогам 9-го и 11-го классов. В каждом приказе укажите, какие ученики получат аттестат. Список с фамилиями школьников можно оформить приложением к приказу. Основание для выдачи аттестатов – результаты ГИА (п. 21 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).

Если среди выпускников вашей школы есть иностранные граждане, которые сдавали ГИА в форме промежуточной аттестации, основанием для выдачи аттестатов таким выпускникам будут результаты промежуточной аттестации (пп. 10, 11 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 13.04.2022 № 230/515). Посмотрите образец приказа об отчислении и выдаче аттестатов по итогам 11-го класса.

Образец приказа об отчислении и выдаче аттестатов

Инструкция
Заполнить
 – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников

Печать – распечатайте документ

– посмотрите совет или подсказку

О выдаче аттестата с отличием и медали

Составьте отдельный приказ, чтобы выдать выпускникам аттестаты с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Кому в этом году выдать аттестат особого образца, читайте в статье>> (БУДЕТ ДОСТУПНА С 2 ИЮЛЯ). Возьмите готовый образец приказа, чтобы выдать аттестат с отличием и медаль.

Образец приказа о выдаче аттестата с отличием и медали

Инструкция
Заполнить
 – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других сотрудников

Печать – распечатайте документ

– посмотрите совет или подсказку

О внесении данных в реестр

Оформите приказ, чтобы назначить ответственного, который будет вносить сведения об аттестатах в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФИС ФРДО). Посмотрите образец приказа о внесении данных об аттестатах в ФИС ФРДО.

Образец приказа о внесении данных об аттестатах в ФИС ФРДО

Инструкция
Заполнить
 – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других сотрудников

Печать – распечатайте документ

– посмотрите совет или подсказку

20
дней

с даты выдачи аттестатов есть у школы, чтобы внести данные о документах в ФИС ФРДО

Учитывайте, что информацию об аттестатах за 9-й и 11-й классы нужно внести в реестр в течение 20 дней с даты их выдачи (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.05.2021 № 825). Информация из реестра понадобится вузам и организациям СПО, чтобы проверить подлинность аттестатов. Поэтому Минпросвещения просит школы уложиться в установленные сроки и внести информацию о новых аттестатах до начала приемных кампаний.

  • Нужно ли принимать положение о заполнении и выдаче аттестатов?

    Законодательство не обязывает школу утверждать локальный нормативный акт, который регламентирует выдачу аттестатов. Достаточно назначить ответственных и дать им распоряжения в приказе. Это удобно, так как условия выдачи могут ежегодно меняться и в локальный акт придется вносить изменения. При этом приказ о выдаче аттестатов надо издавать каждый год. Дополнительно можно объединить его с приказом об отчислении.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2022года
Качество образования
Локальный акт

Как обновить положение о текущем контроле и промежуточной аттестации по ФГОС-2021

Надежда Княгинина, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ,
Елена Ильяшенко, редактор-эксперт Актион Образование, к. п. н., доцент
В статье – готовые формулировки и рекомендации, которые помогут внести изменения в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Так вы обновите документ в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО и ООО. Еще найдете образец приказа, чтобы утвердить положение. Все фрагменты и образцы прошли двойную проверку – юридическую и методическую.

Чтобы положение о текущем контроле и промежуточной аттестации соответствовало требованиям новых ФГОС НОО и ООО, измените реквизиты нормативных актов. Проверьте, соотносится ли содержание документа с ООП, которые разработали по ФГОС-2021. Придется включить в положение специальные условия аттестации учеников с ОВЗ. А также описать, где фиксируете и храните информацию о результатах промежуточной аттестации.

С 1 сентября ученики 1-х и 5-х классов перейдут на обучение по ФГОС-2021. Поэтому до начала учебного года проверьте, соответствуют ли ваши локальные акты требованиям новых стандартов. При необходимости скорректируйте документы или разработайте новые. В положение о текущем контроле и промежуточной аттестации достаточно внести изменения, разрабатывать новый локальный акт не обязательно.

Изменить реквизиты ФГОС

Добавьте новые ФГОС НОО и ООО в первый раздел «Общие положения», если перечисляете в нем реквизиты нормативных актов. Обновленные стандарты утвердило министерство своими приказами (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287). Если решили использовать одно положение для всех учеников, которые учатся по старым и новым стандартам, оставьте еще и реквизиты ФГОС второго поколения. В противном случае включите только реквизиты ФГОС-2021. Посмотрите ниже пример формулировки в положении.

Фрагмент положения о реквизитах ФГОС-2021

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Проверить положение на соответствие ООП

Проконтролируйте, чтобы требования положения о текущем контроле и промежуточной аттестации не противоречили условиям ООП уровней образования. Что скорректировать в положении, чтобы оно соответствовало ООП, посмотрите на схеме.

Схема. Элементы положения, которые нужно скорректировать в соответствии с ООП


Скачать

Система оценки освоения ООП. На уровне основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности (п. 31.3 ФГОС-2021 ООО).

На уровне НОО система оценки освоения ООП должна отражать содержание, критерии оценки и формы представления результатов оценочной деятельности (п. 30.3 ФГОС-2021 НОО). Соотнесите условия ООП уровней образования с требованиями положения.

Промежуточная аттестация. Сроки промежуточной аттестации вы закрепляете в календарных учебных графиках уровней образования (п. 32.3 ФГОС-2021 НОО, п. 33.3 ФГОС-2021 ООО). Проверьте, чтобы сроки промежуточной аттестации в положении совпадали со сроками в календарных учебных графиках.

Содержание аттестации. Проанализируйте содержание текущей и промежуточной аттестации по предметам. Например, по ФГОС-2021 ООО вы не можете включить в содержание текущей и промежуточной аттестации по литературе проверку знания теоретико-литературных понятий. На государственной итоговой аттестации проверять эти знания также не будут (подп. 3 п. 45.1.2 ФГОС-2021 ООО).

На текущей и промежуточной аттестации по предмету «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» нельзя проверять знание понятий лингвистики. Проверьте, учли ли эти требования в ООП, и при необходимости внесите изменения в программу и положение.

Планируемые результаты по предметам. Новый ФГОС ООО изменил подход к формированию учебного предмета «Математика». Теперь в состав предмета входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» (п. 31.1 ФГОС-2021 ООО). В положении отметьте, что достижение учениками планируемых результатов освоения ООП ООО по математике определяется в рамках ГИА. Итоговая аттестация включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

Подобные изменения коснулись и предмета «История». Он включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Поэтому в положение добавьте новые пункты, чтобы определить порядок выведения годовой отметки по математике и истории. Посмотрите ниже пример формулировки, чтобы добавить в положение определение итоговой отметки за 9-й класс по математике и истории.

Фрагмент положения об определении итоговой отметки за 9-й класс по математике и истории

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Опишите условия для детей с ОВЗ

Включите в положение специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ОВЗ. Спецусловия должны учитывать особые образовательные потребности таких детей. Подобные нормы должны быть в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (п. 31.3 ФГОС-2021 ООО).

Скопируйте условия из программы и детализируйте при необходимости. Посмотрите пример формулировки, чтобы описать условия аттестации учеников с ОВЗ.

Фрагмент положения об условиях аттестации учеников с ОВЗ

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

С кем согласовать положение

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Образец приказа об утверждении положения о текущем контроле и промежуточной аттестации

Включить условия фиксации, хранения и доступа к результатам аттестации

Опишите, где фиксируете и храните информацию о результатах промежуточной аттестации и остальных результатах освоения ООП (п. 34.4 ФГОС-2021 НОО, п. 35.4 ФГОС-2021 ООО). Достаточно указать, что все отметки, в том числе по итогам промежуточной аттестации, вносите в электронный журнал.

Уточните, как храните эти данные – также в положении или в отдельном локальном акте об электронном журнале. Например, напишите, что результаты промежуточной аттестации и освоения образовательной программы храните в электронном журнале и в виде распечатанных данных.

Информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать доступ к информации о ходе образовательного процесса. Также нужно предоставить доступ к результатам промежуточной и итоговой аттестации учеников, в том числе государственной итоговой аттестации (п. 34.3 ФГОС-2021 НОО, п. 35.3 ФГОС-2021 ООО). Опишите, как родители и ученики могут ознакомиться с этими сведениями. Например, через электронный дневник. Еще родители и ученики могут обратиться индивидуально к учителю или замдиректора.

Посмотрите пример формулировки ниже, чтобы описать условия допуска к информации о ходе образовательного процесса и результатах аттестации учеников.

Фрагмент положения об условиях допуска к результатам аттестации учеников

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Кого ознакомить с новым положением 

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей