ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
Программа наставничества

Как подготовить участников к реализации

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье узнаете, как найти потенциальных участников программы наставничества и собрать о них сведения. Также разберетесь, как обучить наставников и подготовить их к новой деятельности. Еще найдете комплект материалов, которые помогут сформировать базу участников программы и обучить наставников.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения запланировало внедрить целевую модель наставничества в школе до 2024 года. Для этого ведомство подготовило методрекомендации по разработке и внедрению системы (распоряжение Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). Наставничество поможет снизить количество детей из группы риска, повысит качество подготовки учеников и школьное благополучие.

Ответственным за создание системы наставничества обычно назначают замдиректора по УВР или методической работе. Поэтому вам придется подготовить условия для запуска программы. Например, разработать нормативную базу: положение о программе наставничества, программу наставничества, приказ о внедрении программы. Реализацию наставничества вы можете совместить с воспитательной деятельностью школы. Для этого интегрируйте мероприятия по наставничеству в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы. Так будет проще оформить финансирование и избежать дублирования документов.

Куратором может быть любой работник школы или представитель социального партнера, если его деятельность связана с наставничеством, волонтерством, образованием и воспитанием. В обязанности куратора входит ведение базы наставников и наставляемых, обучение наставников, решение организационных вопросов и участие в мониторинге реализации программы. Также куратору предстоит оценить вовлеченность в программу наставничества, подготовить и подать отчет.

Чтобы внедрить наставничество в школе, вместе с куратором сформируйте базы наставников и наставляемых, а также обучите наставников. Затем вы сможете составить наставнические пары или группы, а также организовать их работу. О том, как сформировать пары и выстроить их работу узнаете в следующих номерах журнала.

СПРАВКА

Школа обязана внедрить модель наставничества, если глава региона принял такое решение (п. 4.3 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145)

Сформируйте базы данных наставников и наставляемых

Чтобы сформировать базы данных наставников и наставляемых, выявите, кому из учеников и педагогов школы нужен наставник. Затем определите, кто будет наставником и кому он будет помогать.

База наставляемых. Поручите классным руководителям собрать сведения о новичках, которым трудно адаптироваться в школе. Пусть педагоги сформируют списки учеников с трудностями в обучении и детей с особыми образовательными потребностями. Затем классным руководителям необходимо рассказать родителям и школьникам о возможностях наставничества. Например, учителя могут на классных часах и родительских собраниях описать ситуации, в которых наставник поможет школьнику.

Подготовьте списки молодых специалистов и новых учителей. Передайте материалы куратору и поручите сформировать базу данных наставляемых. Предложите ему готовый образец базы данных наставляемых.

Образец базы данных наставляемых

Инструкция

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере


Образец Бланк

Схема 1. Как подобрать наставников в зависимости от формы наставничества

Скачать

База наставников. Определите лидеров среди учеников и опытных учителей, чтобы сформировать базу потенциальных наставников. Найти наставников поможет памятка. В ней найдете описание личных и профессиональных качеств, которыми должен обладать наставник. А как подобрать наставников для конкретных форм наставничества, смотрите на схеме 1 справа.

Соберите у учеников, студентов и педагогов, которые хотят стать наставниками, заявления и согласия на обработку персональных данных. Утвержденной формы заявления нет, поэтому будущий наставник может написать его в свободной форме. Также можете разработать шаблон документа самостоятельно и предложить его потенциальному наставнику. Возьмите готовый образец заявления для наставника, чтобы принять участие в программе.

Образец заявления наставника на участие в программе

Согласие родителей
Согласие родителей
Напомните старшекласснику, который хочет стать наставником, что к заявлению на участие в программе наставничества ему нужно еще приложить согласие родителей

Образец Бланк

Проведите собеседование с кандидатами на роль наставника. Обсудите кандидатуры учеников и студентов на эту роль с классными руководителями, а учителей – с руководителями ШМО. Поручите куратору заполнить базу данных наставников. Предложите ему готовый образец базы данных.

Образец базы данных наставников

Инструкция

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере


Образец Бланк

Обучите наставников

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Скачать

СЦЕНАРИЙ ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА
Скачать

Определите сроки и форму обучения наставников. Например, это могут быть еженедельные занятия в течение месяца или двухдневный интенсив. Составьте программу обучения и включите в нее три обязательные темы. Какие темы включить в программу обучения наставников, посмотрите на схеме 2. А на схеме 3 посмотрите качества успешного наставника. Также подберите методические материалы для наставников. Предложите памятку будущим наставникам.

Схема 2. Какие темы включить в программу обучения наставников


Скачать

Схема 3. Качества успешных наставников


Скачать

Поручите кураторам разработать программу обучения наставников. Чтобы реализовать программу, порекомендуйте куратору использовать тренинги, ролевые игры или разбор кейсов. Еще можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству, а также успешных наставников из других школ. Все это повысит эффективность обучения будущих наставников.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Программа наставничества

Алгоритм, чтобы выстроить работу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье – алгоритм, который поможет школе организовать взаимодействие участников программы наставничества. Его разработала кандидат педагогических наук с опорой на свой экспертный опыт. Алгоритм соответствует Целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения. Также эксперт подготовила карточки, которые помогут сформировать наставнические пары или группы и определить формы их взаимодействия. Еще найдете образцы индивидуальных планов и опросники, чтобы организовать и проконтролировать работу пары или группы в течение учебного года. Для каждой формы наставничества найдете свой образец плана и карточку.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения утвердило целевую модель наставничества и рекомендовало внедрить ее в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Реализовать программу наставничества в школе нужно в том случае, если региональный орган исполнительной власти выпустил соответствующий приказ или распоряжение.

Для начала займитесь разработкой нормативной базы. Нужно подготовить три документа – программу наставничества, положение и приказ. Дорожную карту, чтобы внедрить наставничество в школе, можете включить в структуру программы. А в приказе пропишите ответственного за организацию наставничества и куратора.

Когда подготовите нормативную базу, соберите у коллег данные о потенциальных наставниках и наставляемых. Поручите куратору подготовить две базы – наставников и наставляемых. Соберите заявления у желающих принять участие в программе.

Затем поручите куратору провести обучение наставников. Здесь можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству или пригласить опытных учителей из других школ, которые уже были наставниками. Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых.

СПРАВКА

Когда подберете пары для наставников и сформируете группы, подготовьте приказ, чтобы директор утвердил решение

Шаг 1. Сформируйте наставнические пары или группы

Организуйте общее мероприятие для наставников и наставляемых. Привлеките к участию куратора и педагога-психолога. Желательно использовать активные формы взаимодействия на мероприятии. Например, квест или соревнование. Это поможет сплотить участников и определить пары или группы.

Когда будете формировать пары или группы участников, ориентируйтесь на опыт наставника и запросы наставляемых. Стремитесь к тому, чтобы в парах или группах сложились взаимные интересы и симпатия. Используйте три карточки с характеристиками участников. Карточки помогут сформировать наставнические пары или группы, а также определить формы взаимодействия между участниками.

Характеристики участников

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 2. Подготовьте индивидуальные планы

Совместно с куратором и наставниками выберите для индивидуальных планов форму наставничества и ролевую модель. Также определите мероприятия, сроки проведения и планируемый результат. Возьмите образец индивидуального плана под руководством наставника для формы «Ученик – ученик» и другие формы наставничества.

Образцы индивидуального плана развития под руководством наставника по форме

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец плана.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 3. Продумайте организационные вопросы

Определите количество очных встреч наставников с наставляемыми. Привлеките к обсуждению куратора и наставников. Такие встречи нужно планировать заранее, а их длительность должна быть не менее часа.

Дистанционная работа наставника с наставляемым в формате переписки в соцсетях или телефонных разговоров не регламентируется. Однако наставнику необходимо фиксировать результаты таких встреч. Например, в дневнике. Это поможет наставнику своевременно скорректировать план, а куратору – оценить работу наставника.

Шаг 4. Проанализируйте встречи наставников и наставляемых

Вместе с куратором посетите встречи наставников и наставляемых в течение учебного года. Чтобы проанализировать встречи, предложите участникам программы опросник, а затем – сравните ответы. Возьмите готовый образец опросника.

Поручите куратору посетить заключительную встречу каждой наставнической пары или группы. На этой встрече необходимо обсудить работу и подвести ее итоги. Пусть куратор предложит наставникам и наставляемым опросник и зафиксирует ответы. Воспользуйтесь готовым образцом опросника. Так вы сможете оценить результаты работы наставника.

Опросники наставника с наставляемым

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите опросник, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 5. Проведите финальное мероприятие

Чтобы подвести итоги реализации наставничества и наградить лучшие пары или группы, запланируйте финальное мероприятие. Например, фестиваль. Пусть он будет торжественным и публичным. Так, школа заинтересует тех, кто хочет стать наставником, и повысит престиж наставнической деятельности.

Пригласите на мероприятие учеников, родителей, педагогов и выпускников школы. Включите в план мероприятия презентации работ наставнических пар или групп. Лучшие презентации разместите на сайте школы в разделе «Наставничество». Также можно создать виртуальную или реальную доску почета наставников с фотографиями и достижениями участников программы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Профессиональные компетенции
Календарный учебный график

Как исключить типичные ошибки в новых календарных учебных графиках – 2022/23

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан,
Натали Кужель, главный редактор журнала
В статье – рекомендации, чтобы составить календарные учебные графики без ошибок. Впервые в 2022/23 учебном году вам придется разработать учебные графики по старым и новым ФГОС. Эксперт-практик проанализировала несколько десятков календарных графиков, а редакция провела опрос среди замдиректоров школ, чтобы выделить основные ошибки, которые допускают ваши коллеги в документе. Еще найдете сервис, который поможет разработать календарные учебные графики по всем нормам. Введите данные по инструкции и получите готовый документ за 4 минуты.

К сентябрю школе нужно разработать календарные учебные графики для трех уровней образования: начального, основного и среднего общего образования. Сделать это придется для каждой основной образовательной программы как по ФГОС-2021, так и по ФГОС второго поколения. Поэтому у школы может быть пять вариантов календарных учебных графиков, если только 1-е и 5-е классы перешли на обучение по новым стандартам. Первые два варианта для уровня НОО по старым и новым ФГОС, третий и четвертый – для уровня ООО по старым и новым ФГОС. Пятый вариант – для уровня СОО по ФГОС.

Календарный учебный график разработайте и утвердите самостоятельно в составе ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для начального образования документ составьте на четыре года, для основного – на пять лет, на уровне среднего общего образования – на два года.

В составе каждой ООП должен быть отдельный календарный учебный график. Если подготовите один график сразу для всех образовательных программ и утвердите отдельным приказом, допустите ошибку. На нее вам укажут эксперты во время контроля качества образования, а школе могут выписать предписание об устранении нарушения требований ФГОС.

Включить четыре обязательных компонента

  
  Какие документы устанавливают требование:  п. 19.10.1 ФГОС НОО, п. 32.3 ФГОС-2021 НОО, 18.3.1.1 ФГОС ООО, п. 33.3 ФГОС-2021 ООО
  

Проверьте, чтобы календарный учебный график содержал четыре компонента – даты начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года и учебных периодов, сроки и продолжительность каникул, сроки промежуточной аттестации.

Основные требования к календарным учебным графикам содержат ФГОС НОО и ООО. Во ФГОС СОО требований к документу нет, но лучше оформить график для СОО по правилам стандартов второго поколения НОО и ООО. Так календарные учебные графики будут единообразными и у проверяющих не возникнет вопросов.

Изменения по ФГОС-2021. В календарном учебном графике можно не расписывать продолжительность четвертей, триместров или полугодий. Достаточно указать продолжительность учебного года. Ведь в новых стандартах изменили элементы календарного учебного графика. Посмотрите обязательные элементы КУГ по старым и новым ФГОС в таблице 1.

Таблица 1. Обязательные элементы календарного учебного графика по ФГОС

 ФГОС НОО и ООО второго поколенияФГОС-2021 НОО и ООО
 Даты начала и окончания учебного годаДаты начала и окончания учебного года
 Продолжительность учебного года, четвертей (триместров)Продолжительность учебного года
 Сроки и продолжительность каникулСроки и продолжительность каникул
 Сроки проведения промежуточных аттестацийСроки проведения промежуточной аттестации

Новые стандарты изменили подход к понятию календарного учебного графика. В старом ФГОС график определял чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года, а в новом – плановые перерывы для отдыха при получении образования. Посмотрите оформление календарных учебных графиков по новым и старым ФГОС.

Фрагмент КУГ для ООП НОО

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите фрагмент.
2. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Начинать учебный год 1 сентября

  
  Какие документы устанавливают требование: п. 22 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115
  

Начинайте учебный год 1 сентября, даже если эта дата выпала на выходной день. Исключение – обучение по очно-заочной и заочной формам. Тогда вы вправе перенести начало учебного года максимум на месяц для очно-заочной формы и на три месяца для заочной.

Сроки окончания учебного года определите самостоятельно. При этом в рамках одного уровня образования конец учебного года для разных классов может отличаться. Так, для уровня ООО укажите разные периоды обучения для 5–8-х и 9-х классов, для уровня СОО – для 10-х и 11-х классов. Это связано со сроками начала ГИА-9 и ГИА-11.

  • Включать ли в календарный учебный график сроки ГИА?

    ФГОС не требует в обязательном порядке включать сроки ГИА в календарный учебный график. Поэтому вы можете написать в учебном графике «ГИА проводится согласно расписанию, утвержденному Минпросвещения России и Рособрнадзором». Школа может указать и конкретные сроки проведения ГИА. Но в таком случае, если даты ГИА изменятся, вам придется внести изменения в ООП.

Рассчитать продолжительность учебного года

  
  Какие документы устанавливают требование:  пп. 19 ФГОС НОО, п. 32 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО. Примерные ООП НОО, ООО и СОО
  

Проверьте, что в календарном учебном графике указали продолжительность не только учебного года, но и учебных периодов. Так, документ должен содержать сроки и продолжительность четвертей, триместров или полугодий. Сроки учебных периодов определите самостоятельно. Используйте производственные календари, которые ежегодно утверждает Правительство. Это поможет вам подсчитать количество учебных недель и учебных дней.

Продолжительность учебного года может варьироваться в пределах 33–37 учебных недель. При расчете учитывайте максимально допустимый объем учебных занятий согласно ФГОС, а также режим работы – пятидневная или шестидневная учебная неделя. Смотрите требования к количеству учебных занятий по ФГОС в таблице 2.

Таблица 2. Количество часов учебных занятий по уровням образования

 УровеньФГОСФГОС-2021
Минимум, чМаксимум, чМинимум, чМаксимум, ч
 НОО2904334529543190
 ООО52676020 505815549
 СОО21702590
  

Продолжительность учебного года и учебных периодов укажите в неделях. При желании можно прописать количество учебных дней в году. Продолжительность учебного года в неделях будет одинаковой при пятидневной и при шестидневной рабочей неделе. При этом количество учебных дней будет разным.

Соблюдать продолжительность каникул

  
  Какие документы устанавливают требование: п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Примерные ООП НОО, ООО и СОО
  

Продолжительность каникул определите самостоятельно, но выделите на них не менее семи дней. Примерные ООП рекомендуют установить продолжительность каникул в течение учебного года не меньше 30 календарных дней, летом – не меньше 8 недель.

Определите сроки каникул самостоятельно или используйте региональные рекомендации. При этом предусмотрите сроки дополнительных каникул для первоклассников в середине третьей четверти.

В календарном учебном графике равномерно распределите учебные периоды и каникулы. Дополнительно можете включить информацию о выходных и праздничных днях, которые устанавливает Правительство в производственном календаре. Если вы указываете сроки каникул с учетом выходных, то не считайте эти дни в отдельном блоке с выходными и праздничными днями.

  • Обязательно ли указывать формы промежуточной аттестации в календарном учебном графике?

    Нет, необязательно. Школа имеет право не вписывать формы промежуточной аттестации в календарный учебный график, так как закрепила их в учебном плане. Если решите внести информацию о формах аттестации в календарный учебный график, то все правки придется проводить через изменения в ООП.

Указать сроки промежуточной аттестации

  
  Какие документы устанавливают требование:  п. 19.10.1 ФГОС НОО, п. 32.3 ФГОС-2021 НОО, 18.3.1.1 ФГОС ООО, п. 33.3 ФГОС-2021 ООО
  

В календарном учебном графике обязательно укажите сроки промежуточной аттестации. Можете написать общие сроки, например «с» и «по», или детализировать – указать учебный предмет и конкретные даты промежуточной аттестации по нему.

Информация о сроках промежуточной аттестации – обязательный компонент календарного учебного графика. Но школа самостоятельно определяет, как проводить промежуточную аттестацию: по четвертям, модулям, триместрам, полугодиям, в конце учебного года. Такие сведения закрепляет локальный акт о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Выдержать особые условия для 1-х классов

  
  Какие документы устанавливают требование:  п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Примерные ООП НОО
  

Проверьте, что в календарном учебном графике выдержали особые условия для учеников первых классов. Так, количество учебных дней в неделю у первоклассников – 5. Независимо от режима обучения предусмотрите дополнительные каникулы для таких школьников. Например, в середине третьей четверти.

Если включили в календарный учебный график информацию о продолжительности уроков и перемен, не забудьте про динамическую пазу для первоклассников. Такую паузу установите в середине учебного дня и не меньше 40 минут. Также предусмотрите «ступенчатый» режим при обучении учеников 1-х классов. В сентябре и октябре запланируйте по 3 урока в день по 35 минут каждый. В ноябре и декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый. А с января по май – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

  • Нужно ли составлять календарный учебный график внеурочной деятельности?

    Нет, не нужно. Календарный учебный график на уровень образования определяет чередование учебной деятельности, которая включает урочную и внеурочную деятельность, и плановых перерывов, то есть каникул. Но вы можете дополнительно зафиксировать в календарном учебном графике время, которое отводите на внеурочную деятельность. Также укажите время перерыва между урочной и внеурочной деятельностью. Такой перерыв установите не меньше 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Верно указать дополнительные сведения

  
  Какие документы устанавливают требование:  п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21
  

Если в календарный учебный график включили расписание звонков, проверьте, чтобы не нарушили санитарные требования. Так, продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут. Исключение составляют первоклассники и дети с ОВЗ. В 1-м классе установите «ступенчатый» режим обучения и постепенно увеличивайте продолжительность урока с 35 до 40 минут. Для детей с ОВЗ, в том числе в компенсирующем и инклюзивном классе, предусмотрите продолжительность урока 40 минут.

Продолжительность перемены между уроками должна быть минимум 10 минут. Проверьте, чтобы после второго или третьего урока была большая перемена в 20–30 минут. Вместо одной большой можно установить две перемены после второго и третьего урока – по 20 минут каждая.

  • Обязательно ли закреплять переход на обучение в две смены в календарном учебном графике?

    Нет, необязательно. Но не запрещено закреплять обучение в две смены в календарном учебном графике. Если вы решили прописать в графике обучение в две смены, укажите, какие классы будут учиться во вторую смену. Также отметьте, сколько по времени будет длиться урок в каждой смене.

Сервис, чтобы составить календарные учебные графики по ФГОС

На стартовой странице сервиса указаны максимальные сроки, примерные даты и значения в таблицах. Введите сроки учебных и каникулярных периодов, которые подойдут для вашей школы, а сервис рассчитает все значения за вас.

Если сервис работает с задержкой, закройте все вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите все нужные файлы. Файл, который вы получите, можно редактировать. Если в расчетах дат появились отрицательные числа, проверьте данные, которые вы ввели.

Инструкция
1. Выберите уровень образования, учебные периоды, количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов. Нажмите на кнопку «Расчет учебных периодов».
3. Далее последовательно вводите данные в ячейки и нажимайте на кнопку «Расчет».
4. В конце нажмите на кнопку «Открыть и распечатать календарный график». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.


1 Если увеличили срок обучения для учеников с ОВЗ на один год, то количество часов должно быть не меньше 6018 за шесть учебных лет. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей