ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2022года
Работа в условиях коронавируса

Как организовать дистанционное обучение и контролировать его качество

В статье – рекомендации, как подготовить учителей к дистанту, какой вариант дистанционного обучения выбрать и как проконтролировать его качество.

Школы по решению регионов переходят на дистанционное обучение из-за увеличения роста заболевших коронавирусом. Часто времени, чтобы организовать дистант в школе, не хватает. В статье – готовые образцы документов и советы, как упростить переход на дистанционное обучение.

Подготовьте педагогов, учеников и родителей

Перед переходом на дистанционную форму обучения проверьте ИКТ-компетентность педагогов. Чтобы оценить учителей, воспользуйтесь опросником. Он поможет выявить, кому нужна дополнительная методическая помощь. А еще данные опросника вы потом используете, чтобы дополнить перспективный план повышения квалификации педагогов.

Инструкция

Внизу опросника есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Опросник для педагогов

Образец заявления

Скачать

Минпросвещения рекомендует подтвердить выбор дистанционного обучения как формы письменным заявлением от родителей (п. 4 Методических рекомендаций от 20.03.2020 № б/н). Поручите классным руководителям собрать такие заявления. Смотрите образец заявления справа.

Подготовьте расписание занятий на время дистанционного обучения. Разместите его на сайте школы. Поручите классным руководителям информировать детей и родителей об изменениях в расписании, если они есть.

Помогите педагогам выбрать форму дистанционного обучения

Есть три основные формы дистанционного обучения. Это классическая форма, онлайн-уроки, смешанная форма.

Классическое дистанционное обучение. Учитель готовит и направляет ученикам материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме педагог прописывает задания, с помощью которых можно оценить, усвоил ли школьник тему или нет. Такие задания решат проблему с накопляемостью оценок.

Обратите внимание педагогов на то, что они должны не просто получать работы от ученика. Необходимо давать к ним комментарии в письменной или аудиовизуальной форме.

Онлайн-уроки. Эта форма подходит учителям, которые уверенно пользуются базовыми компьютерными возможностями и расширенным пакетом программного обеспечения (ПО). В такой пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых можно проводить трансляции уроков. Еще можно направлять уже существующие материалы школьникам, чтобы на онлайн-уроке разобрать те моменты, которые остались ученикам непонятными. Эти же материалы учитель загружает в РЭШ или МЭШ.

Смешанная форма. Педагог чередует форматы обучения и планирует по каждой теме разные виды деятельности. Например, он дает школьникам параграф из учебника на самостоятельное изучение, а потом проводит тест по этому параграфу при помощи презентации PowerPoint.

Организуйте мастер-класс, чтобы помочь учителям выбрать форму работы. Поручите его провести учителям информатики или педагогам, которые уже используют разные формы удаленного обучения. Важно, чтобы педагоги выбрали такую форму, в которой действительно смогут вести уроки.

Когда учителя определятся с формой дистанционного обучения, поручите им разъяснить ученикам и родителям, как они планируют построить работу. Пусть расскажут, как в условиях дистанта будут давать домашние задания, по каким критериям оценивать работу.

Контролируйте, как проходит дистанционное обучение

Минпросвещения рекомендует проводить ежедневный мониторинг учеников, которые обучаются дистанционно, фактически присутствуют в школе и не присутствуют на уроках ни очно, ни дистанционно. Такой мониторинг удобно организовать с помощью Google-таблиц. Посмотрите образец формы таблицы. Таблицу педагоги могут заполнять в режиме онлайн одновременно. Вам не нужно будет ждать, пока все внесут данные в документ и перешлют его вам.

Образец формы контроля дистанционного обучения

Данные из расписания
Данные из расписания
Чтобы педагоги не затерли друг за другом информацию, внесите класс, имя педагога и предмет по каждой дате самостоятельно. Для этого используйте расписание уроков, которое составили на период дистанционного обучения

Скачать

Поручите педагогам провести анализ рабочих программ. Если возникло отставание по предметам, пусть учителя скорректируют программы и заполнят лист по корректировке. Его образец найдете ниже. Также проконтролируйте, чтобы учителя разъяснили родителям и ученикам, как будут оценивать присланные работы.

Образец листа корректировки рабочей программы по учебному предмету

Название раздела
Название раздела
Попросите педагогов указать название раздела, в который входят темы, которые не успели освоить. Так будет проще найти темы в рабочей программе
Причины корректировки
Причины корректировки
Если есть приказ или другой документ, который объясняет причины отставания и корректировки программ, пусть педагоги укажут его

Скачать

Еще одна задача контроля – отследить выполнение объема рабочих программ по предметам. Проверьте, как учителя заполняют электронный журнал, ставят отметки и формируют цифровое домашнее задание. Итоги контроля подводите не реже одного раза в неделю. Так вы сможете вовремя отреагировать на проблемы в организации дистанционного обучения. Все данные обобщайте в аналитической справке. Образец смотрите ниже.

Инструкция

Листайте справку, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец аналитической справки

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2022года
Работа в условиях коронавируса

Текущий контроль на дистанционном обучении. Как сохранить объективность оценивания

Главная проблема оценивания на дистанте – необъективность. В статье читайте, как сохранить объективность в условиях дистанционной работы.

Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 16.03.2018 № 05–71). Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». Школа должна сама выбрать эти методы и инструменты. Сделать процедуры оценивания объективными в штатном режиме работы школы – задача не одного дня. А поддерживать объективность в условиях дистанта кажется еще более сложной задачей. В статье – шесть рекомендаций, которые помогут.

Сократить объем текущего контроля

В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того, их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным, появляется масса возможностей списать. Поэтому рекомендуйте педагогам сократить объем текущего контроля. Пусть проводят текущий контроль с отметкой не чаще одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учеников и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

Использовать приемы формирующего оценивания

Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения предложите педагогам использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как школьники усвоили материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс. Разберем пример использования приема формирующего оценивания «Цепочка заметок».

Как использовать на обычном уроке. Ученики передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт. Цель проведения: анализ ответов учеников позволит сделать вывод о возможных трудностях, которые возникли у них в процессе урока.

ПРИМЕР.  У рок литературы

Блок тем по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Возможные вопросы:
Был ли выбор у Бэлы – оставаться с Печориным или нет?
Почему Печорин не смог найти своего места в жизни?
Мог ли быть другой вариант развития событий в дуэли с Грушницким?

Как использовать на онлайн-уроке. В конце урока учитель пишет в чат или озвучивает вслух вопрос. Ученики в течение 5–10 минут должны сформулировать ответ на вопрос и прислать учителю. Время ответа оговаривают заранее. К следующему уроку педагог анализирует ответы учеников, выделяет затруднения, которые возникли у большинства школьников, и проговаривает их. На этом этапе также можно включить индивидуальное оценивание, когда педагог обсуждает с отдельным учеником во время онлайн-урока задание и оценивает его ответ. Это позволит накапливать отметки.

Приемы формирующего оценивания и другие педтехнологии, чтобы предложить педагогам, посмотрите в сервисе.

Инструкция
Чтобы посмотреть приемы формирующего оценивания, выберите в верхнем списке «Педагогические технологии». Затем в нижнем списке выберите название приема. Вы увидите описание приема. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новый прием кликните «Вернуться к выбору»

253 педагогических приема в электронной карте

Ввести «накопительную» отметку

Организовать устную и письменную работу на онлайн-уроке в том же объеме, что и на очном, невозможно. Этому препятствует и время урока, и технические сложности. Поэтому и текущие отметки за такую работу накапливать в нужном объеме не получится. Решить эту проблему поможет накопительный подход к отметке.

Пусть педагоги выделяют 3–5 минут урока на фронтальную преимущественно устную работу с учениками. За это время можно задать вопросы нескольким ученикам или попросить прокомментировать то или иное задание. Чтобы выставить отметку, такой работы единоразово недостаточно. Но работу можно накапливать. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. На первом уроке школьник верно отвечает на вопрос, педагог фиксирует «красную» отметку – это первичная отметка, которая пока не идет в журнал. На следующем уроке тот же ученик комментирует решение задачи – педагог фиксирует «желтую» отметку, она может быть как выше, так ниже «красной». Наконец, на дом этому ученику дается задание определенного уровня. За его выполнение педагог выставляет в журнал «зеленую» отметку с учетом предыдущих «красной» и «желтой» отметок.

Такой подход позволит накапливать отметки за объем работы ученика. При этом школьник будет понимать, какая отметка пойдет в журнал и почему, а текущий контроль не будет отнимать много времени.

Разработать дифференцированные задания

Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.

ПРИМЕР.

Один из планируемых результатов изучения тематического раздел «Синтаксис односоставного предложения» – «указывать грамматическую основу односоставного предложения». Первый вариант дифференциации – проверить, на каком уровне школьники достигли результата, разным по сложности дидактическим материалом:
– на базовом уровне: «В дверь постучали»;
– на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»;
– на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».

Второй вариант – реализовать уровневый подход через усложнение задания. Например, учебное действие «находить односоставные назывные предложения» на базовом уровне оценить заданием с выбором варианта ответа: «Укажи односоставные назывные предложения в приведенных примерах». На повышенном уровне – заданием с развернутым ответом: «Подумай, как можно рассказать ученику 1-го класса про односоставные предложения. Запиши свой вариант». На высоком уровне – комплексным заданием с межпредметными связями: «Известное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыхание…" дает пример использования односоставных предложений с изобразительными целями. Какие это предложения? Как помогают они понять состояние лирического героя?»

В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если ученик выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3 балла. 4 балла получит школьник, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 баллов – ученик, который выполнил задания высокого уровня.

На дистанте такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Поэтому предложите педагогам вариант с поправкой на дистанционное обучение. Сейчас цель занятий – помочь ученикам успеть освоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все ученики. Пусть педагоги предлагают задания этого уровня на уроках и не оценивают отметкой, но обязательно дают обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня предложите давать на дом. Так педагоги будут работать в зоне ближайшего развития школьников. Также задания высокого уровня можно прорабатывать с мотивированными учениками на индивидуальных и групповых консультациях.

Не менять критерии оценивания

Школьники должны понимать, что и как оценивает педагог. Поэтому с переходом на дистанционное обучение учителя не должны менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то учитель обязательно должен разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.

Использовать вариативные задания

Чтобы школьники не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, порекомендуйте педагогам индивидуализировать задания. Для проверки одного и того же предметного результата или группы результатов педагог готовит варианты заданий. Каждый раз учитель произвольно делит класс на группы перед тем, как провести контроль или дать домашнее задание. Группы каждый раз должны быть разными. Каждой группе учитель выдает собственный вариант. Нужно заготовить 4–5 вариантов. Например, учитель математики готовит набор примеров на отработку одного и того же правила, но использует разные числа. Такие вариативные задания снизят риск получить списанную работу. А если школьники все-таки решат обмануть педагога – это сразу станет очевидно.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2022года
Работа в условиях коронавируса

Как успеть пройти программу и не менять учебный план

Из-за дистанционного обучения и других ограничительных мер учителя не успевают выдать программу полностью. В статье – способы, как скорректировать рабочие программы, чтобы успеть все пройти до конца учебного года.

Школы по решению регионов переходят на дистанционное обучение в связи с увеличением роста заболевших коронавирусом. По этой причине у педагогов сократилось время на освоение программ, которые срочно нужно менять. Ведь закон требует, чтобы учителя реализовывали программы в полном объеме (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Зафиксируйте отставание по предметам

Раздайте педагогам листы корректировки рабочей программы>>. Попросите внести информацию об отставании в прохождении материала в лист. Педагог должен указать количество часов по плану и фактическое количество часов, отметить причину невыполнения плана и планируемый способ корректировки. Порекомендуйте педагогам выбирать способы корректировки программ, которые не предполагают изменений в учебном плане. Смотрите способы далее в статье.

Соберите листы корректировки у педагогов. Проанализируйте их и сделайте общие выводы. Эти выводы вы затем включите в аналитическую справку по итогам реализации рабочих программ>>.

Предложите способы преодоления отставания

Есть четыре способа, которые позволят ликвидировать отставание и изменить только календарно-тематическое планирование рабочих программ. Учебный план и календарный учебный график менять будет не нужно.

Укрупнить дидактические единицы. В этом случае взаимосвязанные понятия, действия и другие элементы изучают совместно. Порекомендуйте педагогам объединить уроки по взаимосвязанным темам по принципу усложнения операций.

Суть принципа состоит в том, что вокруг основного ядра урока наращиваются дополнительные знания. Посмотрите пример 1.

ПРИМЕР 1. Рабочая программа по математике, 2-й класс. Тема: «Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток». В тематическом планировании дается один урок на сложение и вычитание, один урок на запись столбиком. Если сразу на первом уроке по теме дать устное объяснение и запись столбиком, это позволит укрупнить дидактическую единицу, в данном случае – урок, и сэкономить количество часов на изучение темы полностью.

Объединить близкие по содержанию темы уроков. Посмотрите, на какие темы педагоги отвели достаточное количество часов изначально. Порекомендуйте использовать возможности резервных часов. Пусть учителя объединят те уроки, которые связаны тематически. Посмотрите пример 2.

ПРИМЕР 2. Рабочая программа по окружающему миру, 3-й класс. Раздел «Мы и наше здоровье» – 10 часов. Объединить можно уроки по темам «Умей предупреждать болезни» и «Здоровый образ жизни», а темы для проектов дать сразу по двум темам и их защиту вынести на внеурочную деятельность.

Сократить часы на проверочные работы. Все практические, лабораторные, контрольные и диагностические работы сокращать нельзя. Они должны быть проведены за период прохождения учебной программы. Например, если лабораторная работа не выполнена в III четверти, то она переносится на IV четверть. А вот уменьшить количество проверочных работ можно. Это даст дополнительные часы, чтобы изучить неохваченный материал.

Изучать часть материала самостоятельно с последующим контролем. Этот метод предложите использовать педагогам, которые работают в старшей школе. У старшеклассников уже сформирован навык самостоятельного изучения нового материала. Поручите педагогам проконтролировать, как ученики усвоили тему. Пусть проведут контроль в форме проверочной работы, зачета, реферата, подготовки презентации и т. д.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.