ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2021года
Качество образования
Планирование и организация

Как проанализировать работу школы, чтобы сэкономить время на подготовку плана на следующий год

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан
В статье – алгоритм, чтобы проанализировать работу школы за год. Анализ построен по блочной схеме. Так вы сможете связать его с будущим планом работы школы. Выводы, которые сделаете в ходе анализа, станут основой для задач в плане. А дефициты, которые обнаружите, – зоной ближайшего развития школы.

Чтобы связать анализ с новым планом работы школы на год, действуйте по алгоритму в статье. В нем четыре этапа. На первом и последнем этапе задействуйте STEP-анализ.

STEP-анализ – это анализ по блочной схеме. Аббревиатура STEP, или PEST, называет четыре фактора, по которым вы анализируете работу: S – социальный, T – технологический, E – экономический, P – политический. STEP-анализ используют, чтобы определить долгосрочные перспективы. В варианте анализа для школ политический фактор меняем на управленческий и получаем четыре направления для анализа.

Итогом анализа работы по направлениям станут выводы о том, достиг ли коллектив результатов, которые планировали на год, и предложения, как совершенствовать деятельность.

Оцените степень выполнения задач на год

Начинать анализ удобнее с оценки степени достижения задач, которые ставили на учебный год. Для этого возьмите план работы школы на год и разбейте мероприятия в нем по четырем факторам-направлениям. Затем охарактеризуйте каждую задачу в плане работы по степени выполнения и определите, надо ли включить ее в новый план работы.

Аналогичную работу должны проделать и другие заместители по своим зонам ответственности. На этом этапе у вас должна получиться таблица с подробным анализом реализации годового плана работы школы. Смотрите пример анализа в таблице 1.

Таблица 1. Анализ реализации задач на учебный год


Скачать

Проанализируйте условия реализации ООП

На этом этапе оцените, как выполняются требования ФГОС к кадровым, материально-техническим и учебно-методическим условиям реализации ООП. В таблицах 2–4 смотрите, какие данные включить в этот блок анализа и как их описать.

Таблицы для анализа условий

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Включите фактические данные в динамике

На этом этапе опишите результаты освоения ООП. Смотрите в таблице 5, какие данные включить.

Отдельно представьте показатели по предметным результатам учеников. Их удобно представить в виде таблиц по уровням образования и обобщающей таблицы. Данные представляйте в динамике за 2–3 года. Напишите выводы и предложения для внутришкольного контроля на следующий учебный год. Смотрите пример оформления в таблицах 6–8.

Таблицы для анализа фактических данных

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Сформулируйте выводы

Чтобы спланировать работу на следующий год, после каждого блока анализа сформулируйте краткие выводы. В них укажите позитивные и негативные тенденции, способы, которые помогут преодолеть негатив. Основой для выводов могут стать прогнозы педагогов, если вы их запрашивали. О них говорили в статье>>.

Вариант оформления выводов смотрите в таблице 9. Негативные тенденции и меры, чтобы их скорректировать, – это точки роста. Вместе с задачами, которые не выполнили или выполнили частично, они станут основой для нового плана работы школы

Таблица 9. Выводы по управленческому фактору развития школы

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2021года
Образовательная деятельность
Учебные планы

Как исключить ошибки в новых учебных планах на 2021/22 учебный год

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – рекомендации от эксперта-практика, чтобы не ошибиться, когда будете составлять учебные планы. Эксперт – замдиректора, которая много лет готовит эти документы в своей школе и знает обо всех подводных камнях и придирках на федеральном контроле качества. Маркеры на полях  – результаты опроса, который провела редакция журнала. Увидите, сколько процентов коллег ошиблись на этапах разработки учебных планов. Еще вы получите чек-листы, по которым проверите учебные планы перед тем, как их утвердить.

Впервые в 2021/22 учебном году все учебные планы вы должны составить по ФГОС. В стандарты регулярно вносили изменения, которые влияют на эту часть ООП. Поэтому происходит путаница. Плюс есть ряд позиций, которые не урегулировали на федеральном уровне.

Советы в статье помогут не запутаться в изменениях и ненормированных аспектах работы с учебными планами. А по чек-листам проверите готовые документы.

Главное в статье СкрытьЧек-листы, чтобы проверить учебные планы

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз

Не включать в учебный план внеурочную деятельность

Курсы внеурочной деятельности – это не учебные предметы. Поэтому не включайте внеурочку в учебный план. Это грубое нарушение требований ФГОС. Все внеурочные мероприятия внесите в план внеурочной деятельности – отдельную обязательную часть любой ООП.

Внеурочная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение результатов ООП. Но в первую очередь результатов личностных и метапредметных. Когда ученик выбирает курс внеурочной деятельности, он опирается на свои интересы, потребности и индивидуальные особенности. На уровне среднего общего образования вариативный компонент внеурочной деятельности прописывайте по отдельным профилям обучения, но не включайте в учебный план.

При этом не забывайте учитывать внеурочные занятия, когда подсчитываете соотношение частей программы. Подробнее об этом читайте далее в статье.

Включить все обязательные предметы и предметные области

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы. Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Чаще всего в учебных планах забывают предметы областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО, «Родной язык и родная литература» на уровне ООО, а также астрономию на уровне СОО. Памятки со всеми обязательными предметами в учебных планах смотрите ниже.

Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Прописать названия предметов по ФГОС

Все предметы в учебном плане должны быть названы в строгом соответствии со ФГОС. Смотрите в таблице 1, в каких названиях чаще всего ошибаются коллеги.

Таблица 1. Названия предметов, которые чаще всего неправильно вносят
в учебный план

Уровень НОО. Особняком среди названий стоят предметы из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Нормативных документов, которые бы регламентировали, как правильно указать в учебном плане, какой именно родной язык изучают школьники, нет. Поэтому здесь лучше ориентироваться на Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов, чтобы не дать поводов для лишних вопросов во время очередной проверки. В примере смотрите, как вписать предметы в учебный план.

ПРИМЕР. Как вписать родной язык в учебный план

 Предметная областьУчебный предмет
 Родной язык и литературное чтение на родном языкеРодной язык (русский)
Литературное чтение на родном языке (бурятском)

Еще одна проблема – предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этой предметной области ФГОС не выделяет отдельные учебные предметы. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как называть предмет в учебном плане: дублировать название предметной области, использовать аббревиатуру ОРКСЭ или вынести название определенного модуля. Самый безопасный вариант – назвать в учебном плане предмет, как предметную область: «Основы религиозных культур и светской этики»

Уровень ООО. Обязательных «математических» дисциплин предметной области «Математика и информатика» в учебном плане 5-9-х классов сразу три: «Математика» в 5-6-х классах, «Алгебра» и «Геометрия» в 7-9-х классах. В случае с этими предметами ориентироваться на Порядок заполнения аттестатов будет неправильно, ведь ФГОС четко называет предметы области «Математика и информатика». Значит, и в учебный план их нужно внести так, как требует стандарт, – математика, алгебра, геометрия.

Та же ситуация со всеобщей историей и историей России. Они входят как отдельные предметы в область «Общественно-научные предметы». Поэтому именно так и нужно внести обе истории в учебный план, а не как предмет «История» с модулями «Всеобщая история» и «История России».

Уровень СОО. В наименовании предметов учебного плана для старшеклассников есть ряд принципиальных отличий от основной школы. Из-за этого часто происходит путаница, и в учебных планах появляются неправильные названия. Смотрите, как правильно назвать предметы, ниже.

ПРИМЕР. Как правильно внести предметы в учебный план СОО

 ПравильноНеправильно
 История/ Россия в миреИстория России
Всеобщая история
 МатематикаАлгебра
Геометрия
 ИнформатикаИнформатика и ИКТ

Включите в формируемую часть факультативы и элективные курсы

Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, используйте, чтобы углубленно изучать предметы обязательной части и курсы, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей учеников. Включить в формируемую часть факультативные и элективные курсы надо обязательно. Иначе нарушите академические права детей (п. 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Старшеклассникам лучше предложить элективные курсы, которые поддерживают выбранный ими профиль обучения. Так вы обеспечите вариативность обучения. А еще не придется дополнительно мотивировать выбор курсов, ведь он соответствует профилю, а значит, отвечает запросам школьников.

СОВЕТ

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составляйте на основе опросов учеников и их родителей. Анкетирование родителей можно провести дистанционно, на основе, например, Google Форм. В анкете отразите специфику школы или региона.

Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Выдержать соотношение частей

Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия. Выдержать нужно соотношение 80 на 20 процентов в начальной школе, 70 на 30 – в основной и 60 на 40 – в средней.

ПРИМЕР. Как рассчитать соотношение частей программы

1. Просчитайте количество часов обязательной части учебного плана.
2. Суммируйте количество часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности.
3. Проверьте соотношение частей.
Допустим, в учебном плане на уровне ООО в обязательной части у вас 5270 часов, в формируемой – 578, а в плане внеурочной деятельности – 1700. Получается, формируемая часть – 2278. Это сумма часов формируемой части учебного плана и плана внеурочной деятельности. Общее количество часов, которое отводится на изучение программы, – 7548. Теперь надо проверить соотношение частей. Для этого разделите количество часов обязательной части программы на общее количество часов на изучение программы, округлите до одного знака после запятой по правилам математического округления и умножьте на 100:
5270: 7548×100 = 70.
Получаем 70 процентов – значит, соотношение выдержано.

Предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть только курсы, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов. 

Составить пояснительную записку

ФГОС не требует составлять пояснительную записку к учебному плану. Но лучше ей не пренебрегать, чтобы избежать дополнительных вопросов от педагогов, родителей и проверяющих.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы формируемой части. Пропишите, каким образом оцениваются предметные спецкурсы. Это может быть отметочный или безотметочный вариант оценивания, зачетная система. Если в сетке учебного плана нет названий элективных курсов, то в пояснительной записке пропишите точные названия. Например, «Элективный курс по математике». Это нужно, чтобы педагоги указали такое же название на титульном листе рабочих программ и не было разногласий в документах.

Пропишите в записке, какие предметы и в каких классах вашей школы изучаются на углубленном уровне. Это касается учебных планов НОО и ООО. В учебном плане СОО уровень изучения предмета укажите в сетке часов.

Еще включите в пояснительную записку информацию о количестве групп иностранного языка и второго иностранного языка по классам. Укажите, какой язык изучается в вашей школе в качестве основного и второго иностранного языка. Это поможет снять дополнительные вопросы со стороны проверяющих органов.

В пояснительной записке к учебному плану СОО укажите, по каким профилям организовано обучение. Еще включите названия элективных курсов, которые поддерживают профили. Если варьируете изучение предметов обязательной части по уровню образования, обязательно пропишите и это. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Как прописать в пояснительной записке вариативное изучение

Особенностями проектирования учебных планов профилей обучения в МБОУ СОШ № 1 г. Энска являются:
– «Физика» (базовый уровень) – изучается в 10-м классе;
– «Информатика» – изучается в 10-м классе;
– «Астрономия» – изучается в 10-м классе;
– «Родной язык (русский)» – изучается в 11-м классе;
– «География» – изучается в 11-м классе;
– «Химия» (базовый уровень) – изучается в 10-м классе;
– «Биология» (базовый уровень) – изучается в 11-м классе.

Прописать формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебные планы содержали формы промежуточной аттестации. Проконтролируйте, чтобы они соответствовали локальному акту – Положению о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.

Единых требований, как указать формы промежуточной аттестации в учебном плане, нет. Возможны два варианта: описать их в пояснительной записке или включить в сетку часов учебного плана. Смотрите примеры оформления.

Главное в статье СкрытьОбразцы оформления форм промежуточной аттестации к ООП ООО

Выберите документ. Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Уложиться в границы максимальной и минимальной нагрузки

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Это можно сделать разными способами. Варианты оформления смотрите ниже.

Учебные планы ООО. Как оформить объем нагрузки

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз

Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования. Смотрите нормы в таблице 3.

Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным правилам. Смотрите нормы в таблице 2. Максимальная недельная нагрузка должна включать часы и обязательной, и формируемой части учебного плана.

Требования к объему нагрузки

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Составить учебные планы профилей на уровне СОО

ООП СОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Обязательное условие – это должны быть учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проверьте, правильно ли названы профили и как они спроектированы. В каждом профиле разные списки предметов для углубленного изучения, которые определяет ФГОС. Смотрите таблицу 4.

Таблица 4. Предметы для углубленного изучения в учебных планах профилей

В обязательной части укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и уникальные предметы для профилей, которые есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Проверьте количество предметов, которые вывели на углубленное изучение: их должно быть 3 (4) из соответствующей профилю обучения или смежной предметной области. Вариации предметов в профиле могут быть разными. Это требование не распространяется на универсальный профиль. В нем может как не быть, так и быть от одного до четырех предметов для углубленного изучения. Это зависит от особенностей школы. Не включайте больше четырех углубленных предметов в учебный план профиля.

Посчитайте количество предметов в обязательной части учебного плана: их должно быть 11 (12). Это требование распространяется и на универсальный профиль. Не забудьте включить во все учебные планы 8 обязательных для изучения предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Историю можно заменить предметом «Россия в мире». Но разработчики новой концепции преподавания учебного курса «История России» рекомендуют отказаться от такой замены. Курс «Россия в мире» они предлагают включить как курс по выбору в формируемую часть учебных планов, в которых есть гуманитарные и общественно-научные предметы для углубленного изучения. В этом случае в обязательной части нужно оставить историю, чтобы выполнить требования ФГОС.

Главное в статье СкрытьУчебные планы

Кликните на кнопку
и выберите уровень образования, нажмите на карточку, чтобы посмотреть и скачать учебный план

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2021года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Образцы документов, чтобы организовать в школе очно‑заочное обучение

Елена Пуляева, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к. ю. н.
В статье – готовые образцы и рекомендации, чтобы организовать очно-заочное обучение. Их подготовил юрист с учетом всех требований. Образцы и советы сэкономят ваше время, если в начале года появятся родители с запросом на очно-заочно обучение. Ведь отказать им школа не вправе.

Школа может организовать обучение в трех формах – очной, очно-заочной и заочной. Разница между ними в количестве часов аудиторных занятий. Смотрите памятку об отличиях форм обучения.

Форму обучения выбирают родители или ученик, если он перешел на уровень среднего общего образования или достиг 18 лет (п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Сейчас повысился спрос именно на очно-заочное обучение, когда школьник посещает ограниченный круг занятий, а большую часть программы осваивает самостоятельно. Это своеобразный компромисс между традиционным очным вариантом и семейным образованием.

Положение, чтобы организовать обучение

Формально порядок и условия обучения не зависят от формы. Но если вы вводите организационные особенности для очно-заочников, закрепите их в локальном акте, например в положении. Смотрите готовый образец ниже.

Образец положения 

Листайте положение, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Начало учебного года. При очно-заочном обучении начало учебного года можно сдвинуть максимум на месяц (п. 22 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Если предусмотрели это условие, закрепите его в положении. Смотрите пример формулировки.

Фрагмент положения

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

ВАЖНО

Школа самостоятельно определяет, в каких формах будет обучать, только в отношении программ дополнительного образования (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Формат обучения. Опишите, в каком формате организуете обучение. Очно-заочная форма позволяет предусмотреть такой график, чтобы ученики осваивали часть программы очно в школе, а остальной объем – удаленно и самостоятельно. Укажите, какими будут очные занятия, например, это могут быть установочные лекции в начале четверти, уроки-семинары перед промежуточной аттестацией.

Дистанционные технологии. Если используете дистанционные технологии, напишите о них также в положении. Например, учителя могут проводить консультации перед аттестацией удаленно. В таком же формате возможны и формы промежуточной аттестации – устные опросы, защита проектов.

Академические права. Закрепите академические права учеников на очно-заочном обучении. Несмотря на то что права школьников устанавливает Закон об образовании и они одинаковы для всех учеников, в положении их можно конкретизировать. Например, выделить отдельное время в работе библиотеки и медиатеки, когда очно-заочников будут обслуживать в приоритетном порядке. Так вы распределите нагрузку библиотеки в течение дня и недели, а ученики смогут эффективно планировать свое время.

Заявление, чтобы перейти на очно-заочную форму

Если ученик или родитель решил выбрать очно-заочную форму обучения, они должны написать заявление. Подготовьте шаблон, чтобы родителям было проще. Смотрите готовый образец заявления.

Образец заявления 

Кликните Копировать внизу заявления, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.
 – посмотрите подсказку

3
формы,

в которых ребенок может получить образование в школе – очная, заочная, очно-заочная

На уровне начальной и основной школы форму обучения выбирают родители с учетом мнения ребенка. Ученик самостоятельно может сделать выбор только на уровне среднего общего образования или после достижения 18 лет.

Если ученик пришел из другой школы и хочет учиться в очно-заочной форме, попросите родителя указать это обстоятельство в заявлении о приеме. Остальные сведения в заявлении должны соответствовать пункту 24 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 02.09.2020 № 458. Порядок приема и список документов не отличаются от общего и не зависят от формы обучения. Список документов, которые нужно запросить при приеме ребенка в школу смотрите в памятке ниже.

  • Обязана ли школа по заявлению родителя организовать очно-заочное обучение для одного ребенка?

    Да, обязана. Родители вправе выбрать форму обучения для ребенка, если он учится на уровне начального и основного общего образования. В 10-11-х классах и после 18 лет ученик выбирает форму обучения самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 44 и п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родители написали заявление о переходе на очно-заочное обучение, издайте приказ и измените форму обучения ребенка.

Учебный план, чтобы обеспечить индивидуальный подход к освоению программы

Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. Поэтому для такой формы обучения разработайте отдельный учебный план. Уменьшите в нем объем аудиторной нагрузки. Больше часов отведите на самостоятельное изучение.

Срок освоения программы. Срок изменить нельзя. Он должен остаться таким, как предусматривает ФГОС для каждого из уровней образования: для начальной школы – 4 года, основной – 5 лет, средней – 2 года.

Соотношение частей и предметы. Проверьте, чтобы учебный план соответствовал ФГОС по соотношению часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Также проконтролируйте наличие обязательных предметных областей.

ВАЖНО

Законодательство не устанавливает, как распределять часы аудиторных занятий ребенка с педагогом и объем самостоятельного изучения. Закрепите соотношение в локальном акте. Например, в положении о формах обучения

Количество часов. Чтобы проверяющие не вынесли замечание, укажите, сколько часов ученик будет осваивать в школе или с помощью дистанционных технологий, а сколько – самостоятельно. Это важно, так как ФГОС устанавливает максимальное и минимальное количество часов учебных занятий. Поскольку на очно-заочном обучении объем уроков уменьшается, то в учебном плане может оказаться количество часов меньшее, чем минимум по ФГОС. Это сочтут нарушением. Поэтому напишите в учебном плане, что остальное количество часов уходит на самостоятельные занятия ребенка.

Промежуточная аттестация. Укажите формы промежуточной аттестации. Можете варьировать их по каждому предмету в зависимости от потребностей и возможностей учеников. Возможно, что формы аттестации будут отличаться от тех, которые вы указали в общем учебном плане. Например, можно письменные контрольные заменить на тесты, включить больше устных опросов. Так вы компенсируете небольшой объем урочных занятий, на которых учителя часто опрашивают учеников устно.

Индивидуальный учебный план. Если учеников, которые обучаются в очно-заочной форме, в вашей школе мало, подготовьте индивидуальный учебный план для каждого ребенка. Ученик должен освоить ООП полностью. Поэтому убедитесь, что индивидуальный учебный план учитывает минимальное и максимальное количество учебных занятий по каждому уровню обучения, которое устанавливает ФГОС.

Календарный учебный график, чтобы учесть особенности учебного процесса

Составьте отдельный календарный учебный график для очно-заочников и приложите его к ООП. Документ должен отражать особенности учебного процесса именно этой формы обучения. Проверьте график по четырем пунктам.

Даты начала и окончания учебного года. Если сместили начало учебного года для очно-заочников на месяц, зафиксируйте это в календарном учебном графике. Дату окончания учебного года определите самостоятельно. Учитывайте сроки экзаменов. Это важно для выпускников, так как обучение по ООП ООО и СОО завершается обязательной итоговой аттестацией (ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 26 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Убедитесь, что календарные учебные графики ООП ООО и СОО предусматривают окончание учебного года для 9-х, 11-х классов в соответствии с расписанием ГИА, которое ежегодно утверждает Рособрнадзор. Здесь нет исключений для очно-заочников.

Продолжительность учебных периодов. Проверьте, что в календарных учебных графиках указали продолжительность каждого учебного года, даже если ученики проводят его часть на самостоятельном обучении. Это позволит подсчитать количество занятий на уровень образования, так как ФГОС определяют минимальное и максимальное количество учебных занятий за период освоения ООП.

Укажите продолжительность четвертей или триместров, других учебных периодов, которые установили для очно-заочников. Например, дети могут учиться по полугодиям. При этом учитывайте санитарные требования к максимальной образовательной нагрузке школьников (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Поскольку при очно-заочной форме уменьшается объем аудиторных занятий, то риск превысить максимум также снижается. Однако ориентируйтесь на эту границу, даже когда планируете самостоятельные занятия детей. Так вы избежите их переутомления и поддержите эффективность учебного процесса.

7
дней –

минимальный срок каникул для всех категорий школьников (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20)

Продолжительность каникул. Количество и продолжительность каникул установите самостоятельно. Сделайте это так, чтобы дети освоили ООП без переутомления и вреда для здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Укажите сроки начала и окончания каникул, их продолжительность. Они зависят от того, какую модель выбрала школа – триместровую, четвертную, полугодовую. Чем больше длится период обучения, тем больше должны быть каникулы. Это поможет детям восстановиться после учебы. Помните, что продолжительность любых каникул должна быть не меньше семи дней (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20).

Сроки промежуточной аттестации. Укажите, когда очно-заочники проходят промежуточную аттестацию. Планируйте ее в зависимости от периодов обучения, например: в конце четверти, триместра, полугодия, в конце учебного года. Напишите конкретные сроки аттестации. Можно написать общие для всех предметов, например «с» и «по», или детализировать – указать учебный предмет и конкретные даты промежуточной аттестации по нему.

Вы можете дополнить календарный учебный график формами промежуточной аттестации по каждому предмету. В этом случае контролируйте, чтобы они совпадали с содержанием учебного плана, который тоже содержит формы промежуточной аттестации.

Расписание, чтобы планировать уроки и самостоятельные занятия учеников

Составьте отдельное расписание для очно-заочников. Распланируйте уроки и самостоятельные занятия учеников. Так вам легче будет учесть учебную нагрузку, которая должна соответствовать ФГОС общего образования.

Начало занятий. Соблюдайте санитарные требования. Например, не планируйте учебные занятия раньше восьми часов, не ставьте нулевые уроки (п. 3.4.15 СП 2.4.3648–20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21).

ВАЖНО

Среда или четверг должны быть облегченными днями (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20). Планируйте минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности

Учебная нагрузка. Распределите учебную нагрузку равномерно в течение недели, но с учетом умственной работоспособности детей. Запланируйте на вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставьте в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Уроки. Не планируйте сдвоенные уроки в начальных классах. Даже если ученики пришли в школу в этот день всего на два урока, не ставьте их по одному предмету. Исключение – физкультура. Можно провести сдвоенные занятия на лыжах или в бассейне (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21).

  • Обязаны ли обучаться в очно-заочной или заочной форме дети, которые получают образование на дому?

    Нет, не обязаны. Образование на дому – способ организации обучения, поэтому он не влияет на форму обучения и не меняет ее.

    Форму обучения выбирают родители и ученик при поступлении в организацию или во время учебы, если возникла необходимость. Самостоятельно изменить ее или обязать ученика это сделать школа не вправе (п. 1 ч. 3 ст. 44 и п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

    Образование на дому отличается от очно-заочной или заочной формы обучения по трем основным признакам:

    – при надомном обучении учителя и другие специалисты должны приходить к ребенку домой по расписанию. При очно-заочной и заочной форме ученик осваивает материал самостоятельно;

    – оформить надомное обучение можно по заявлению родителя, если у ребенка есть заболевание из перечня Минздрава (приказ Минздрава от 30.06.2016 № 436н). Изменить форму обучения можно по заявлению, дополнительные основания не нужны;

    – сроки надомного обучения зависят от периода действия медицинского заключения, которое подтверждает заболевание. Форму обучения можно изменить только по заявлению родителя или ученика, другими словами, срок действия формы обучения ограничить нельзя.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.