
Как описать в новой рабочей программе воспитания инвариантные модули
Рабочая программа воспитания – новая обязательная часть ООП. На каждый уровень образования надо составить отдельную программу. Все три документа должны быть связаны единой целью и задачами.
Прежде чем составлять программу, изучите примерную программу воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Еще руководствуйтесь Методическими рекомендациями РАО (Методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). В этих документах подробно описан процесс подготовки рабочих программ воспитания, указан примерный объем и содержание их разделов.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» – самая объемная часть рабочей программы воспитания. Он отвечает на вопрос: «Как образовательная организация достигнет цели и выполнит задачи программы?» Основа этого раздела – инвариантные и вариативные модули. Располагайте их в программах в порядке значимости для вашей школы. Вся деятельность, которую вы описываете в модулях, должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП. Чтобы наполнить модули, определите единую цель и задачи на уровни образования. Не забудьте про сложившиеся традиции в образовательной организации.
Схема 1. Структура описания отдельного модуля в рабочей программе воспитания
Скачать
Выберите структуру, по которой будете описывать модули
Предлагаем оптимальную структуру описания модуля. Ее удобно использовать для всех модулей – и инвариантных, и вариативных. Посмотрите структуру на схеме 1 справа.
Виды и формы деятельности. Перечислите виды деятельности. Посмотрите описание различных видов внеурочной деятельности школьников на схеме 2. Перечислите формы внеурочной деятельности на разных уровнях образования. Когда будете указывать формы, учитывайте возрастные особенности школьников. Например, игра как форма организации деятельности учеников является ведущей на уровне НОО и в 5-м классе. Посмотрите ниже примеры форм внеурочной деятельности.
ПРИМЕР. Формы внеурочной деятельности
Содержание деятельности. Пропишите к каждому виду деятельности конкретное содержание. То есть наполните мероприятиями содержание каждого модуля. Это могут быть традиционные мероприятия. Также в содержании модулей опишите способы и приемы, которые реализуют воспитательный потенциал. Разведите содержание по уровням образования.
Если вы еще не определились, какие изменения включить в воспитательную работу школы, используйте всероссийские, региональные проекты, мероприятия, конкурсы, которые сейчас реализуют. Например, в реализации модуля «Классное руководство» всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» предлагает ряд мероприятий для школьников.
Для модулей «Самоуправление» или «Профориентация» общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» может стать основой зарождения уклада школьной жизни и класса. Еще можно активизировать и привлечь внимание школьников к всероссийскому конкурсу «Большая перемена».
Целевые приоритеты. Опишите воспитательный потенциал каждого мероприятия с учетом целей и задач воспитания школы. Целевые приоритеты, которые укажете в модулях, должны отражать конечный результат вашей работы. По своей сути – это стратегия деятельности образовательной организации. Посмотрите целевые приоритеты для инвариантных модулей на схеме 3.

ВАЖНО
Три аспекта, которые должны учесть педагоги, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса; подобрать воспитывающее содержание урока; использовать активные формы работы
Ориентируйтесь на направления работы классруков в модуле «Классное руководство»
В модуле «Классное руководство» представьте систему взаимодействия классного руководителя с участниками образовательных отношений. Так, классный руководитель выступает в роли воспитателя, тьютора, куратора, педагога, психолога. В процессе работы педагога развивается институт наставничества между классным руководителем и учеником.
В содержании деятельности классного руководителя обратите внимание на работу с учениками по формированию портфолио достижений ребенка. Пропишите целевые приоритеты в модуле с учетом взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
В содержании модуля «Классное руководство» опишите способы, как реализуется воспитательный потенциал классного руководства, и приемы, которые помогут классному руководителю в работе. Посмотрите тематические блоки и содержание модуля на схеме 4.
Спроектируйте воспитывающее содержание уроков в модуле «Школьный урок»
Задача модуля «Школьный урок» – придать уроку воспитывающее наполнение, реализовать на уроке цели, которые сформулировали в программе воспитания. Привлеките к работе над этим модулем педагогов школы.
Проведите педсовет. Организуйте и проведите педсовет «Воспитательные компоненты школьного урока». На нем педагогам и предложите заполнить карту «Модуль «Школьный урок». Возьмите готовую карту. Еще проанализируйте разные уроки и определите воспитательную компоненту в цели, содержании и результате уроков.
Карта «Модуль “Школьный урок”»
Объясните, что педагоги должны учесть три аспекта, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса, подобрать воспитывающее содержание урока и использовать активные формы работы. Эти же аспекты учтите при описании видов и форм деятельности в модуле «Школьный урок».
Выдайте педагогам памятку, которая расскажет им, как реализовать воспитательный потенциал урока. Например, в подборе содержания урока акцентировать внимание на личностях, которые достигли определенных результатов в области технических, гуманитарных наук, в области управления и менеджмента. Главным воспитательным результатом урока должно стать осознание ответственного отношения к учебному труду со стороны детей. Каждый школьник должен понимать, зачем он учится и для чего.
Внесите изменения в ООП. В целевом разделе, в части планируемых результатов освоения ООП, в личностные результаты пропишите: «в соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку».

ВАЖНО
Рабочая программа воспитания заменила программу духовно-нравственного развития для уровня НОО и программы воспитания и социализации для уровней ООО и СОО
Учитывайте комплексный характер внеурочки, когда пишете модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Не переносите в этот раздел содержание плана внеурочной деятельности. ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности, но чаще всего занятия носят комплексный характер. Отделить одно направление от другого сложно. Поэтому правильнее ориентировать программу сразу по нескольким таким направлениям с опорой на ведущую деятельность: познавательную, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую, спортивно-оздоровительную, трудовую, игровую деятельность. Посмотрите примеры курсов внеурочной деятельности для разных видов деятельности на схеме 2 выше.
Выделите направления работы в модуле «Работа с родителями»
Опишите ведущие направления работы с родителями в части содержания модуля: эффективное общение педагогов с родителями, включение родителей в организации деятельности школьников, повышение родительских компетенций. Посмотрите в примере мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями.
Еще пропишите в содержание модуля, какое участие родители принимают в управлении школой через управляющий совет, общешкольный родительский комитет, совет отцов. Например, совет отцов организует рейды в микрорайоне школы.
ПРИМЕР. Мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями

СПРАВКА
Модули «Самоуправление» и «Профориентация» можно не включать в рабочую программу воспитания на уровне НОО, если в школе нет профориентационных мероприятий и самоуправления в 1-4-х классах
Разбейте мероприятия в модуле «Самоуправление» по уровням
Мероприятия в модуле разделите на уровни развития ученического самоуправления: уровень школы, классов и индивидуальный. Развитие ученического самоуправления в начальной школе на уровне класса включает организацию совета класса под руководством классного руководителя. В 5-11-х классах классный руководитель становится тьютором. Посмотрите содержание мероприятий на разных уровнях развития ученического самоуправления на схеме 5.
Опишите мероприятия, которые организует ваша школа, в модуле «Профориентация»

ВАЖНО
Содержание инвариантных модулей обязательно должно быть преемственным между уровнями образования
Профориентация предполагает сочетание трех направлений:
- практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и профессиональной деятельности по тому или иному направлению;
- информационной поддержки школьников;
- активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе.
На схеме 6 смотрите варианты мероприятий по этим направлениям. Выберите мероприятия, которые реализует ваша школа, при необходимости добавьте другие и включите их в описание модуля. Не выносите в содержание модуля мероприятия, которые не реализуете в школе.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Анализ работы школы за год: какие данные запросить у педагогов, пока они не ушли в отпуск
Для анализа работы школы вы собираете информацию об учебно-воспитательной и методической работе за год. Она станет базой и основной частью анализа.
Используйте возможности электронных баз данных, чтобы получить готовые отчеты от педагогов. Пусть все, кто дает информацию для анализа, заполняют единые формы. Все это позволит минимизировать затраты кадровых и временных ресурсов.
Итогом анализа должны стать выводы по степени достижения планируемых результатов, предложения по совершенствованию деятельности по направлению. Поэтому удобный вариант для комплексного подхода – работа по блочной схеме STEP-анализа. Как ее организовать, читайте в статье>>.
Вместе с данными, о которых пойдет речь в статье, запросите у учителей их видение вариантов развития ситуации по показателям анализа. Смотрите вариант оформления.
Варианты развития по показателям анализа
Такой запрос поможет привлечь педагогов к планированию работы школы, развить их управленческие компетенции. А еще сократит время, которое вы потратите на выводы, ведь учителя самостоятельно проанализируют свою работу и сформулируют прогнозы. Еще есть памятка, которая поможет спланировать анализ, чтобы не тратить на него много времени и сил.
У педагогов-предметников
В течение учебного года педагоги ведут мониторинг собственного профессионального развития. Запросите у них такую информацию, например в виде таблицы. Оцените участие в образовательных мероприятиях разного уровня. Еще учитывайте подготовку школьников к мероприятиям и конкурсам, которую проводили учителя в течение года. Проанализируйте планы, которые наметили педагоги на следующий учебный год.
Главное в статье СкрытьТаблица 1. Мониторинг профессионального развития педагогов
Как оптимизировать. Используйте готовые таблицы для педагогов с общим доступом и возможностью работать совместно. Разместите их в интернете на виртуальном диске или на школьном сервере. Например, Google-таблицы. Это позволит вам вести мониторинг постоянно, а не только в конце учебного года в период проведения анализа работы школы. Еще используйте аналитические справки, которые вы составляли во время оценки компетенций педагогов в течение учебного года.
Главное в статье СкрытьУ руководителей ШМО или предметных кафедр
Анализ профессиональной деятельности учителей делегируйте руководителям ШМО. Пусть заполнят две таблицы по результатам работы.
Требования к нагрузке

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать
Данные об инновационной деятельности педагогов своих объединений или кафедр руководители вносят в первую таблицу. Это позволит вам проанализировать инновационную деятельность учителей школы и определить долю педагогов, которые уже применяют такие технологии. Ведь Минпросвещения начало масштабную цифровизацию школ, которая затронет все школы. Используйте данные об инновационной деятельности педагогов, чтобы организовать мастер-классы, тренинги и практикумы на следующий учебный год, где учителя смогут поделиться своим опытом.
Во второй таблице руководители объединений или кафедр указывают данные о качестве знаний школьников. Предложите им заполнить только последний столбец таблицы – внести средний процент качества знаний школьников по предмету для каждого педагога.
На основании данных оцените динамику результатов работы педагогов за последние три года. Для этого внесите в таблицу данные о качестве знаний школьников за предыдущие два учебных года. Возьмите их из прошлогоднего анализа. Проанализируйте динамику. Если выявили отрицательную динамику, определите причины. По итогам анализа качества знаний школьников спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год.
Как оптимизировать. Обеспечьте для руководителей ШМО или предметных кафедр общий доступ и совместную работу с таблицами. Техническому специалисту или учителю информатики поручите настроить автоматическое построение диаграмм на основе данных в таблице для анализа качества знаний школьников по предметам. Если использовать не только таблицу, но и диаграммы, воспринимать данные будет проще.
Данные по качеству вы собираете в течение года и уже анализировали их, когда составляли отчет о самообследовании. Используйте информацию из отчета и в анализе работы школы за год.
У классных руководителей
Запросите у классных руководителей отчет по воспитательной работе за год. Например, предложите им заполнить отчет в виде таблицы. Это поможет вам получить информацию о воспитательной работе во всех классах и подвести итоги по школе.
Как оптимизировать. В течение года классные руководители ведут учет выполненных мероприятий плана воспитательной работы, индивидуальной работы с учениками группы риска. Для анализа достаточно свести данные в один отчет-таблицу.
Еще используйте возможности электронных журналов и дневников, которые автоматически формируют отчеты для классных руководителей. Их можно брать в готовом виде, но дополнить формулировками выводов.
У педагога-психолога
Запросите у педагога-психолога информацию о том, как реализовано психолого-педагогическое сопровождение школьников. Еще поручите психологу проанализировать, как выполнена программа коррекционной работы, если в вашей школе обучаются дети с ОВЗ. Информацию для анализа специалист может запросить у сотрудников школы, которые работают с учениками с ОВЗ, а интерпретацию подготовить самостоятельно. Попросите педагога-психолога обобщить данные и заполнить форму отчета в виде двух таблиц.
Как оптимизировать. Педагог-психолог в течение учебного года ведет журналы учета разных форм деятельности. Пусть возьмет статистические данные из таких журналов. Они помогут сэкономить время для качественного анализа работы.
У социального педагога
Запросите данные о работе социально-педагогической службы. Попросите соцпедагога предоставить отчет о своей деятельности. Например, в виде таблицы. В ней он должен отразить мероприятия и результаты работы с различными категориями участников учебно-воспитательного процесса. Например, с учениками группы риска, школьниками, которые состоят на различных видах учета, и другими. Смотрите образец аналитического отчета по результатам работы социального педагога ниже в статье.
Как оптимизировать. Работа социального педагога регламентирована. Данные по работе с трудными детьми и их родителями он фиксирует в личных делах, постоянно отслеживает и фиксирует динамику. Поэтому педагогу несложно получить обобщенные данные, которые вы сможете включить в годовой анализ, из этих документов.
У педагога-библиотекаря
В одном из разделов вы анализируете систему условий реализации ООП. В нем вы отражаете, как в школе были реализованы кадровые, психолого-педагогические условия, финансовое обеспечение, а также материально-технические условия. Чтобы проанализировать материально-технические условия, запросите информацию у педагога-библиотекаря. Например, попросите предоставить отчет в виде таблицы. Образец такой таблицы смотрите ниже. Так вы сможете проанализировать учебно-материальное обеспечение и его соответствие ФГОС, лицензионным требованиям, приказам и рекомендациям.
Как оптимизировать. В течение года педагог-библиотекарь организует работу по учету своей деятельности. Эту работу он может вести в специальных системах автоматизации библиотек, например ИРБИС, или с помощью электронных таблиц, например Excel. Пусть возьмет готовую информацию из этих источников. Так вы автоматизируете процесс подсчета данных, которые предстоит проанализировать.
У логопеда
Анализ работы учителя-логопеда понадобится, чтобы решить проблему развития речи современных школьников. Запросите у специалиста аналитический отчет за учебный год, например в виде таблицы.
Как оптимизировать. Если в плане ВШК был раздел о контроле работы логопедического пункта, промежуточные аналитические данные у вас уже есть. Обобщите их по состоянию на конец учебного года.
Главное в статье СкрытьОбразцы отчетов членов педколлектива

Кликните на кнопку и выберите образец отчета. Листайте отчет, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как проанализировать работу школы, чтобы сэкономить время на подготовку плана на следующий год
Чтобы связать анализ с новым планом работы школы на год, действуйте по алгоритму в статье. В нем четыре этапа. На первом и последнем этапе задействуйте STEP-анализ.
STEP-анализ – это анализ по блочной схеме. Аббревиатура STEP, или PEST, называет четыре фактора, по которым вы анализируете работу: S – социальный, T – технологический, E – экономический, P – политический. STEP-анализ используют, чтобы определить долгосрочные перспективы. В варианте анализа для школ политический фактор меняем на управленческий и получаем четыре направления для анализа.
Итогом анализа работы по направлениям станут выводы о том, достиг ли коллектив результатов, которые планировали на год, и предложения, как совершенствовать деятельность.
Оцените степень выполнения задач на год
Начинать анализ удобнее с оценки степени достижения задач, которые ставили на учебный год. Для этого возьмите план работы школы на год и разбейте мероприятия в нем по четырем факторам-направлениям. Затем охарактеризуйте каждую задачу в плане работы по степени выполнения и определите, надо ли включить ее в новый план работы.
Аналогичную работу должны проделать и другие заместители по своим зонам ответственности. На этом этапе у вас должна получиться таблица с подробным анализом реализации годового плана работы школы. Смотрите пример анализа в таблице 1.
Таблица 1. Анализ реализации задач на учебный год
Проанализируйте условия реализации ООП
На этом этапе оцените, как выполняются требования ФГОС к кадровым, материально-техническим и учебно-методическим условиям реализации ООП. В таблицах 2–4 смотрите, какие данные включить в этот блок анализа и как их описать.
Таблицы для анализа условий

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать
Включите фактические данные в динамике
На этом этапе опишите результаты освоения ООП. Смотрите в таблице 5, какие данные включить.
Отдельно представьте показатели по предметным результатам учеников. Их удобно представить в виде таблиц по уровням образования и обобщающей таблицы. Данные представляйте в динамике за 2–3 года. Напишите выводы и предложения для внутришкольного контроля на следующий учебный год. Смотрите пример оформления в таблицах 6–8.
Таблицы для анализа фактических данных

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать
Сформулируйте выводы
Чтобы спланировать работу на следующий год, после каждого блока анализа сформулируйте краткие выводы. В них укажите позитивные и негативные тенденции, способы, которые помогут преодолеть негатив. Основой для выводов могут стать прогнозы педагогов, если вы их запрашивали. О них говорили в статье>>.
Вариант оформления выводов смотрите в таблице 9. Негативные тенденции и меры, чтобы их скорректировать, – это точки роста. Вместе с задачами, которые не выполнили или выполнили частично, они станут основой для нового плана работы школы
Таблица 9. Выводы по управленческому фактору развития школы
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
