
Как комплектовать инклюзивные классы и классы для детей с ОВЗ по требованиям Санитарных правил на 2021/22 учебный год
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ можно организовать двумя путями – открыть специальные классы для учеников с ОВЗ одной категории или комплектовать инклюзивные классы. В какой форме будут обучаться дети с ОВЗ, должны решить их родители.
Чтобы организовать инклюзивное обучение в школе на уровне НОО, используйте методические рекомендации, которые направило Минобрнауки письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07. А с 1 января 2021 года ориентируйтесь еще и на требования Санитарных правил, которые определяют условия обучения, в том числе в разных организационных формах, для учеников с ОВЗ (СП 2.4.3648–20).

ВАЖНО
Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты получения (п. 23 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082)
Определите категории детей
Ребенка относят к категории детей с ОВЗ только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Она фиксирует, что у школьника есть отклонения в физическом или психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Заключение ПМПК выдают родителям. В документе указывают, по какой программе обучать, ее вариант, сроки обучения и другие специальные условия, в том числе специалистов сопровождения и направления коррекционной работы. Если родители предоставили вам такой документ, школа должна разработать адаптированные образовательные программы для таких детей и создать условия, которые указаны в заключении (п. 23 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Категорию «ребенок-инвалид» присваивает ученику бюро медико-социальной экспертизы на разный срок. После экспертизы ребенку выдают индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) и справку, в которой указывают группу инвалидности (п. 36 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95). Справка и ИПРА могут не содержать указаний о специальных условиях обучения. Но есть некоторые ученики, которые имеют справку об инвалидности и заключение ПМПК, например, глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для таких учеников создайте специальные условия обучения и получите от родителей согласие на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.

ВАЖНО
Ученики с ОВЗ не всегда являются инвалидами, а дети-инвалиды могут не нуждаться в специальных условиях обучения
Установите наполняемость классов
Детей с ОВЗ можно обучать вместе с другими школьниками в условиях инклюзии или в отдельных классах, группах или организациях (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). По сравнению с обычными классами набирайте сокращенное число учеников. Предельная наполняемость классов зависит от категории ОВЗ и варианта адаптированной основной образовательной программы.
Проверьте, чтобы в инклюзивных классах количество детей с ОВЗ не превышало трех (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). Если планируете формировать отдельные классы для разных групп учеников с ОВЗ, ориентируйтесь на нормы наполняемости из санитарных правил (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). Нормы обновили, поэтому, если ранее в школе уже были отдельные классы для детей с ОВЗ, проверьте, чтобы наполняемость не превышала максимальную. Смотрите новые нормы в памятке.
Если решили объединить в одном классе для детей с ОВЗ учеников разных категорий, соблюдайте ограничения. В классах для детей с тяжелыми нарушениями речи объединяйте учеников, которые имеют однотипные формы речевой патологии. При этом учитывайте уровень их речевого развития (п. 33 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Также обучайте совместно детей с задержкой психического развития и с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития.
Если в класс с учениками с умственной отсталостью решили включить ребенка с расстройствами аутистического спектра, то его интеллектуальное развитие должно быть сопоставимо с умственной отсталостью. При этом не добавляйте больше одного такого ребенка в класс с детьми с умственной отсталостью (п. 35 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442).
Еще соблюдайте общее правило наполняемости в классах с детьми с ОВЗ – детей должно быть столько, чтобы на каждого приходилось минимум 2,5 кв. м площади кабинета при фронтальных формах занятий и 3,5 кв. м – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20).

ВАЖНО
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем ученикам с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Создайте доступную среду
Новые санитарные правила определяют общеизвестные требования к пребыванию детей с ОВЗ и инвалидностью в школе – обеспечение доступности услуг; проведения мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов; рассадка детей с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения; учет особенностей физического развития учеников при расположении парт или столов (пп. 2.3 и 2.4. СП 2.4.3648–20). Однако есть две новые позиции, на которые следует обратить внимание школе, если есть ученики с ОВЗ или инвалиды. Первое, на этаже обучения инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для такой категории школьников (п. 2.4.11 СП 2.4.3648–20). И второе, мебель в классах, где обучаются дети с ОВЗ и инвалиды, должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья (п. 2.4.3 СП 2.4.3648–20).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
