ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2021года
Качество образования
Планирование и организация

Анализ работы школы за год: какие данные запросить у педагогов, пока они не ушли в отпуск

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан
В статье – какую информацию запросить у педагогов, чтобы быстро подготовить анализ работы школы. Эксперт-практик подготовил шаблоны и рекомендации, как наименее энергозатратно для всех участников собрать данные. Для каждого специалиста есть совет, как оптимизировать работу.

Для анализа работы школы вы собираете информацию об учебно-воспитательной и методической работе за год. Она станет базой и основной частью анализа.

Используйте возможности электронных баз данных, чтобы получить готовые отчеты от педагогов. Пусть все, кто дает информацию для анализа, заполняют единые формы. Все это позволит минимизировать затраты кадровых и временных ресурсов.

Итогом анализа должны стать выводы по степени достижения планируемых результатов, предложения по совершенствованию деятельности по направлению. Поэтому удобный вариант для комплексного подхода – работа по блочной схеме STEP-анализа. Как ее организовать, читайте в статье>>.

Вместе с данными, о которых пойдет речь в статье, запросите у учителей их видение вариантов развития ситуации по показателям анализа. Смотрите вариант оформления.

Варианты развития по показателям анализа


Скачать

Такой запрос поможет привлечь педагогов к планированию работы школы, развить их управленческие компетенции. А еще сократит время, которое вы потратите на выводы, ведь учителя самостоятельно проанализируют свою работу и сформулируют прогнозы. Еще есть памятка, которая поможет спланировать анализ, чтобы не тратить на него много времени и сил.

У педагогов-предметников

В течение учебного года педагоги ведут мониторинг собственного профессионального развития. Запросите у них такую информацию, например в виде таблицы. Оцените участие в образовательных мероприятиях разного уровня. Еще учитывайте подготовку школьников к мероприятиям и конкурсам, которую проводили учителя в течение года. Проанализируйте планы, которые наметили педагоги на следующий учебный год.

Главное в статье СкрытьТаблица 1. Мониторинг профессионального развития педагогов


Скачать

Как оптимизировать. Используйте готовые таблицы для педагогов с общим доступом и возможностью работать совместно. Разместите их в интернете на виртуальном диске или на школьном сервере. Например, Google-таблицы. Это позволит вам вести мониторинг постоянно, а не только в конце учебного года в период проведения анализа работы школы. Еще используйте аналитические справки, которые вы составляли во время оценки компетенций педагогов в течение учебного года.

Главное в статье СкрытьУ руководителей ШМО или предметных кафедр

Анализ профессиональной деятельности учителей делегируйте руководителям ШМО. Пусть заполнят две таблицы по результатам работы.

Требования к нагрузке

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Данные об инновационной деятельности педагогов своих объединений или кафедр руководители вносят в первую таблицу. Это позволит вам проанализировать инновационную деятельность учителей школы и определить долю педагогов, которые уже применяют такие технологии. Ведь Минпросвещения начало масштабную цифровизацию школ, которая затронет все школы. Используйте данные об инновационной деятельности педагогов, чтобы организовать мастер-классы, тренинги и практикумы на следующий учебный год, где учителя смогут поделиться своим опытом.

Во второй таблице руководители объединений или кафедр указывают данные о качестве знаний школьников. Предложите им заполнить только последний столбец таблицы – внести средний процент качества знаний школьников по предмету для каждого педагога.

На основании данных оцените динамику результатов работы педагогов за последние три года. Для этого внесите в таблицу данные о качестве знаний школьников за предыдущие два учебных года. Возьмите их из прошлогоднего анализа. Проанализируйте динамику. Если выявили отрицательную динамику, определите причины. По итогам анализа качества знаний школьников спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год.

Как оптимизировать. Обеспечьте для руководителей ШМО или предметных кафедр общий доступ и совместную работу с таблицами. Техническому специалисту или учителю информатики поручите настроить автоматическое построение диаграмм на основе данных в таблице для анализа качества знаний школьников по предметам. Если использовать не только таблицу, но и диаграммы, воспринимать данные будет проще.

Данные по качеству вы собираете в течение года и уже анализировали их, когда составляли отчет о самообследовании. Используйте информацию из отчета и в анализе работы школы за год.

У классных руководителей

Запросите у классных руководителей отчет по воспитательной работе за год. Например, предложите им заполнить отчет в виде таблицы. Это поможет вам получить информацию о воспитательной работе во всех классах и подвести итоги по школе.

Как оптимизировать. В течение года классные руководители ведут учет выполненных мероприятий плана воспитательной работы, индивидуальной работы с учениками группы риска. Для анализа достаточно свести данные в один отчет-таблицу.

Еще используйте возможности электронных журналов и дневников, которые автоматически формируют отчеты для классных руководителей. Их можно брать в готовом виде, но дополнить формулировками выводов.

У педагога-психолога

Запросите у педагога-психолога информацию о том, как реализовано психолого-педагогическое сопровождение школьников. Еще поручите психологу проанализировать, как выполнена программа коррекционной работы, если в вашей школе обучаются дети с ОВЗ. Информацию для анализа специалист может запросить у сотрудников школы, которые работают с учениками с ОВЗ, а интерпретацию подготовить самостоятельно. Попросите педагога-психолога обобщить данные и заполнить форму отчета в виде двух таблиц.

Как оптимизировать. Педагог-психолог в течение учебного года ведет журналы учета разных форм деятельности. Пусть возьмет статистические данные из таких журналов. Они помогут сэкономить время для качественного анализа работы.

У социального педагога

Запросите данные о работе социально-педагогической службы. Попросите соцпедагога предоставить отчет о своей деятельности. Например, в виде таблицы. В ней он должен отразить мероприятия и результаты работы с различными категориями участников учебно-воспитательного процесса. Например, с учениками группы риска, школьниками, которые состоят на различных видах учета, и другими. Смотрите образец аналитического отчета по результатам работы социального педагога ниже в статье.

Как оптимизировать. Работа социального педагога регламентирована. Данные по работе с трудными детьми и их родителями он фиксирует в личных делах, постоянно отслеживает и фиксирует динамику. Поэтому педагогу несложно получить обобщенные данные, которые вы сможете включить в годовой анализ, из этих документов.

У педагога-библиотекаря

В одном из разделов вы анализируете систему условий реализации ООП. В нем вы отражаете, как в школе были реализованы кадровые, психолого-педагогические условия, финансовое обеспечение, а также материально-технические условия. Чтобы проанализировать материально-технические условия, запросите информацию у педагога-библиотекаря. Например, попросите предоставить отчет в виде таблицы. Образец такой таблицы смотрите ниже. Так вы сможете проанализировать учебно-материальное обеспечение и его соответствие ФГОС, лицензионным требованиям, приказам и рекомендациям.

Как оптимизировать. В течение года педагог-библиотекарь организует работу по учету своей деятельности. Эту работу он может вести в специальных системах автоматизации библиотек, например ИРБИС, или с помощью электронных таблиц, например Excel. Пусть возьмет готовую информацию из этих источников. Так вы автоматизируете процесс подсчета данных, которые предстоит проанализировать.

У логопеда

Анализ работы учителя-логопеда понадобится, чтобы решить проблему развития речи современных школьников. Запросите у специалиста аналитический отчет за учебный год, например в виде таблицы.

Как оптимизировать. Если в плане ВШК был раздел о контроле работы логопедического пункта, промежуточные аналитические данные у вас уже есть. Обобщите их по состоянию на конец учебного года.

Главное в статье СкрытьОбразцы отчетов членов педколлектива

Кликните на кнопку и выберите образец отчета. Листайте отчет, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2021года
Качество образования
Планирование и организация

Как проанализировать работу школы, чтобы сэкономить время на подготовку плана на следующий год

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан
В статье – алгоритм, чтобы проанализировать работу школы за год. Анализ построен по блочной схеме. Так вы сможете связать его с будущим планом работы школы. Выводы, которые сделаете в ходе анализа, станут основой для задач в плане. А дефициты, которые обнаружите, – зоной ближайшего развития школы.

Чтобы связать анализ с новым планом работы школы на год, действуйте по алгоритму в статье. В нем четыре этапа. На первом и последнем этапе задействуйте STEP-анализ.

STEP-анализ – это анализ по блочной схеме. Аббревиатура STEP, или PEST, называет четыре фактора, по которым вы анализируете работу: S – социальный, T – технологический, E – экономический, P – политический. STEP-анализ используют, чтобы определить долгосрочные перспективы. В варианте анализа для школ политический фактор меняем на управленческий и получаем четыре направления для анализа.

Итогом анализа работы по направлениям станут выводы о том, достиг ли коллектив результатов, которые планировали на год, и предложения, как совершенствовать деятельность.

Оцените степень выполнения задач на год

Начинать анализ удобнее с оценки степени достижения задач, которые ставили на учебный год. Для этого возьмите план работы школы на год и разбейте мероприятия в нем по четырем факторам-направлениям. Затем охарактеризуйте каждую задачу в плане работы по степени выполнения и определите, надо ли включить ее в новый план работы.

Аналогичную работу должны проделать и другие заместители по своим зонам ответственности. На этом этапе у вас должна получиться таблица с подробным анализом реализации годового плана работы школы. Смотрите пример анализа в таблице 1.

Таблица 1. Анализ реализации задач на учебный год


Скачать

Проанализируйте условия реализации ООП

На этом этапе оцените, как выполняются требования ФГОС к кадровым, материально-техническим и учебно-методическим условиям реализации ООП. В таблицах 2–4 смотрите, какие данные включить в этот блок анализа и как их описать.

Таблицы для анализа условий

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Включите фактические данные в динамике

На этом этапе опишите результаты освоения ООП. Смотрите в таблице 5, какие данные включить.

Отдельно представьте показатели по предметным результатам учеников. Их удобно представить в виде таблиц по уровням образования и обобщающей таблицы. Данные представляйте в динамике за 2–3 года. Напишите выводы и предложения для внутришкольного контроля на следующий учебный год. Смотрите пример оформления в таблицах 6–8.

Таблицы для анализа фактических данных

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Сформулируйте выводы

Чтобы спланировать работу на следующий год, после каждого блока анализа сформулируйте краткие выводы. В них укажите позитивные и негативные тенденции, способы, которые помогут преодолеть негатив. Основой для выводов могут стать прогнозы педагогов, если вы их запрашивали. О них говорили в статье>>.

Вариант оформления выводов смотрите в таблице 9. Негативные тенденции и меры, чтобы их скорректировать, – это точки роста. Вместе с задачами, которые не выполнили или выполнили частично, они станут основой для нового плана работы школы

Таблица 9. Выводы по управленческому фактору развития школы

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2021года
Образовательная деятельность
Учебные планы

Как исключить ошибки в новых учебных планах на 2021/22 учебный год

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – рекомендации от эксперта-практика, чтобы не ошибиться, когда будете составлять учебные планы. Эксперт – замдиректора, которая много лет готовит эти документы в своей школе и знает обо всех подводных камнях и придирках на федеральном контроле качества. Маркеры на полях  – результаты опроса, который провела редакция журнала. Увидите, сколько процентов коллег ошиблись на этапах разработки учебных планов. Еще вы получите чек-листы, по которым проверите учебные планы перед тем, как их утвердить.

Впервые в 2021/22 учебном году все учебные планы вы должны составить по ФГОС. В стандарты регулярно вносили изменения, которые влияют на эту часть ООП. Поэтому происходит путаница. Плюс есть ряд позиций, которые не урегулировали на федеральном уровне.

Советы в статье помогут не запутаться в изменениях и ненормированных аспектах работы с учебными планами. А по чек-листам проверите готовые документы.

Главное в статье СкрытьЧек-листы, чтобы проверить учебные планы

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз

Не включать в учебный план внеурочную деятельность

Курсы внеурочной деятельности – это не учебные предметы. Поэтому не включайте внеурочку в учебный план. Это грубое нарушение требований ФГОС. Все внеурочные мероприятия внесите в план внеурочной деятельности – отдельную обязательную часть любой ООП.

Внеурочная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение результатов ООП. Но в первую очередь результатов личностных и метапредметных. Когда ученик выбирает курс внеурочной деятельности, он опирается на свои интересы, потребности и индивидуальные особенности. На уровне среднего общего образования вариативный компонент внеурочной деятельности прописывайте по отдельным профилям обучения, но не включайте в учебный план.

При этом не забывайте учитывать внеурочные занятия, когда подсчитываете соотношение частей программы. Подробнее об этом читайте далее в статье.

Включить все обязательные предметы и предметные области

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы. Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Чаще всего в учебных планах забывают предметы областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО, «Родной язык и родная литература» на уровне ООО, а также астрономию на уровне СОО. Памятки со всеми обязательными предметами в учебных планах смотрите ниже.

Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Прописать названия предметов по ФГОС

Все предметы в учебном плане должны быть названы в строгом соответствии со ФГОС. Смотрите в таблице 1, в каких названиях чаще всего ошибаются коллеги.

Таблица 1. Названия предметов, которые чаще всего неправильно вносят
в учебный план

Уровень НОО. Особняком среди названий стоят предметы из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Нормативных документов, которые бы регламентировали, как правильно указать в учебном плане, какой именно родной язык изучают школьники, нет. Поэтому здесь лучше ориентироваться на Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов, чтобы не дать поводов для лишних вопросов во время очередной проверки. В примере смотрите, как вписать предметы в учебный план.

ПРИМЕР. Как вписать родной язык в учебный план

 Предметная областьУчебный предмет
 Родной язык и литературное чтение на родном языкеРодной язык (русский)
Литературное чтение на родном языке (бурятском)

Еще одна проблема – предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этой предметной области ФГОС не выделяет отдельные учебные предметы. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как называть предмет в учебном плане: дублировать название предметной области, использовать аббревиатуру ОРКСЭ или вынести название определенного модуля. Самый безопасный вариант – назвать в учебном плане предмет, как предметную область: «Основы религиозных культур и светской этики»

Уровень ООО. Обязательных «математических» дисциплин предметной области «Математика и информатика» в учебном плане 5-9-х классов сразу три: «Математика» в 5-6-х классах, «Алгебра» и «Геометрия» в 7-9-х классах. В случае с этими предметами ориентироваться на Порядок заполнения аттестатов будет неправильно, ведь ФГОС четко называет предметы области «Математика и информатика». Значит, и в учебный план их нужно внести так, как требует стандарт, – математика, алгебра, геометрия.

Та же ситуация со всеобщей историей и историей России. Они входят как отдельные предметы в область «Общественно-научные предметы». Поэтому именно так и нужно внести обе истории в учебный план, а не как предмет «История» с модулями «Всеобщая история» и «История России».

Уровень СОО. В наименовании предметов учебного плана для старшеклассников есть ряд принципиальных отличий от основной школы. Из-за этого часто происходит путаница, и в учебных планах появляются неправильные названия. Смотрите, как правильно назвать предметы, ниже.

ПРИМЕР. Как правильно внести предметы в учебный план СОО

 ПравильноНеправильно
 История/ Россия в миреИстория России
Всеобщая история
 МатематикаАлгебра
Геометрия
 ИнформатикаИнформатика и ИКТ

Включите в формируемую часть факультативы и элективные курсы

Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, используйте, чтобы углубленно изучать предметы обязательной части и курсы, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей учеников. Включить в формируемую часть факультативные и элективные курсы надо обязательно. Иначе нарушите академические права детей (п. 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Старшеклассникам лучше предложить элективные курсы, которые поддерживают выбранный ими профиль обучения. Так вы обеспечите вариативность обучения. А еще не придется дополнительно мотивировать выбор курсов, ведь он соответствует профилю, а значит, отвечает запросам школьников.

СОВЕТ

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составляйте на основе опросов учеников и их родителей. Анкетирование родителей можно провести дистанционно, на основе, например, Google Форм. В анкете отразите специфику школы или региона.

Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Выдержать соотношение частей

Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия. Выдержать нужно соотношение 80 на 20 процентов в начальной школе, 70 на 30 – в основной и 60 на 40 – в средней.

ПРИМЕР. Как рассчитать соотношение частей программы

1. Просчитайте количество часов обязательной части учебного плана.
2. Суммируйте количество часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности.
3. Проверьте соотношение частей.
Допустим, в учебном плане на уровне ООО в обязательной части у вас 5270 часов, в формируемой – 578, а в плане внеурочной деятельности – 1700. Получается, формируемая часть – 2278. Это сумма часов формируемой части учебного плана и плана внеурочной деятельности. Общее количество часов, которое отводится на изучение программы, – 7548. Теперь надо проверить соотношение частей. Для этого разделите количество часов обязательной части программы на общее количество часов на изучение программы, округлите до одного знака после запятой по правилам математического округления и умножьте на 100:
5270: 7548×100 = 70.
Получаем 70 процентов – значит, соотношение выдержано.

Предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть только курсы, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов. 

Составить пояснительную записку

ФГОС не требует составлять пояснительную записку к учебному плану. Но лучше ей не пренебрегать, чтобы избежать дополнительных вопросов от педагогов, родителей и проверяющих.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы формируемой части. Пропишите, каким образом оцениваются предметные спецкурсы. Это может быть отметочный или безотметочный вариант оценивания, зачетная система. Если в сетке учебного плана нет названий элективных курсов, то в пояснительной записке пропишите точные названия. Например, «Элективный курс по математике». Это нужно, чтобы педагоги указали такое же название на титульном листе рабочих программ и не было разногласий в документах.

Пропишите в записке, какие предметы и в каких классах вашей школы изучаются на углубленном уровне. Это касается учебных планов НОО и ООО. В учебном плане СОО уровень изучения предмета укажите в сетке часов.

Еще включите в пояснительную записку информацию о количестве групп иностранного языка и второго иностранного языка по классам. Укажите, какой язык изучается в вашей школе в качестве основного и второго иностранного языка. Это поможет снять дополнительные вопросы со стороны проверяющих органов.

В пояснительной записке к учебному плану СОО укажите, по каким профилям организовано обучение. Еще включите названия элективных курсов, которые поддерживают профили. Если варьируете изучение предметов обязательной части по уровню образования, обязательно пропишите и это. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Как прописать в пояснительной записке вариативное изучение

Особенностями проектирования учебных планов профилей обучения в МБОУ СОШ № 1 г. Энска являются:
– «Физика» (базовый уровень) – изучается в 10-м классе;
– «Информатика» – изучается в 10-м классе;
– «Астрономия» – изучается в 10-м классе;
– «Родной язык (русский)» – изучается в 11-м классе;
– «География» – изучается в 11-м классе;
– «Химия» (базовый уровень) – изучается в 10-м классе;
– «Биология» (базовый уровень) – изучается в 11-м классе.

Прописать формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебные планы содержали формы промежуточной аттестации. Проконтролируйте, чтобы они соответствовали локальному акту – Положению о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.

Единых требований, как указать формы промежуточной аттестации в учебном плане, нет. Возможны два варианта: описать их в пояснительной записке или включить в сетку часов учебного плана. Смотрите примеры оформления.

Главное в статье СкрытьОбразцы оформления форм промежуточной аттестации к ООП ООО

Выберите документ. Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Уложиться в границы максимальной и минимальной нагрузки

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Это можно сделать разными способами. Варианты оформления смотрите ниже.

Учебные планы ООО. Как оформить объем нагрузки

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз

Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования. Смотрите нормы в таблице 3.

Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным правилам. Смотрите нормы в таблице 2. Максимальная недельная нагрузка должна включать часы и обязательной, и формируемой части учебного плана.

Требования к объему нагрузки

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать

Составить учебные планы профилей на уровне СОО

ООП СОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Обязательное условие – это должны быть учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проверьте, правильно ли названы профили и как они спроектированы. В каждом профиле разные списки предметов для углубленного изучения, которые определяет ФГОС. Смотрите таблицу 4.

Таблица 4. Предметы для углубленного изучения в учебных планах профилей

В обязательной части укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и уникальные предметы для профилей, которые есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Проверьте количество предметов, которые вывели на углубленное изучение: их должно быть 3 (4) из соответствующей профилю обучения или смежной предметной области. Вариации предметов в профиле могут быть разными. Это требование не распространяется на универсальный профиль. В нем может как не быть, так и быть от одного до четырех предметов для углубленного изучения. Это зависит от особенностей школы. Не включайте больше четырех углубленных предметов в учебный план профиля.

Посчитайте количество предметов в обязательной части учебного плана: их должно быть 11 (12). Это требование распространяется и на универсальный профиль. Не забудьте включить во все учебные планы 8 обязательных для изучения предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Историю можно заменить предметом «Россия в мире». Но разработчики новой концепции преподавания учебного курса «История России» рекомендуют отказаться от такой замены. Курс «Россия в мире» они предлагают включить как курс по выбору в формируемую часть учебных планов, в которых есть гуманитарные и общественно-научные предметы для углубленного изучения. В этом случае в обязательной части нужно оставить историю, чтобы выполнить требования ФГОС.

Главное в статье СкрытьУчебные планы

Кликните на кнопку
и выберите уровень образования, нажмите на карточку, чтобы посмотреть и скачать учебный план

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК