
Как заполнить аттестаты в 2021 году. Все изменения с рекомендациями по трем новым документам
Вы можете продолжить читать статью или сразу перейти в мини-курс о заполнении и выдаче аттестатов>>. В практических уроках обсудите все изменения с чат-ботом, на ошибках коллег разберете, как правильно внести спорные предметы, а кейсы помогут решить, кому и какой аттестат выдавать.
Минпросвещения утвердило новые образцы бланков аттестатов и порядок их заполнения (приказы Минпросвещения от 05.10.2020 № 545 и 546). Отдельным письмом министерство разъяснило аспекты, которые не уточняли в предыдущих версиях документов: о расчете баллов за 11-й класс, индивидуальных проектах и зачетах.
Главное в статье СкрытьИзменение 1. Ввели новые бланки
Главное отличие новых бланков – QR-код. Код состоит из черно-белых элементов или элементов нескольких степеней яркости. С 2021 года предприятия-изготовители будут печатать бланки аттестатов так, чтобы на оборотной стороне титула слева снизу было белое поле в форме квадрата размером 20×20 мм. Поле предназначено для того, чтобы школа нанесла на него QR-код.
- Можно ли использовать прошлогодние бланки в этом году?
Нет, нельзя. С 2021 года нужно использовать только те бланки, которые соответствуют образцам, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 545 (письмо Минпросвещения от 05.02.2021 № ВБ-135/03). Бланки аттестатов и приложений к ним, которые были изготовлены в соответствии со старыми образцами, считаются недействительными. Их нужно уничтожить в установленном порядке. Использовать вы можете только обложки аттестатов, которые изготовлены до 2021 года, они не изменились.
Генерировать и печатать QR-код нужно на каждом новом аттестате (п. 20 приложения 3, п. 20 приложения 6 к приказу Минпросвещения от 05.10.2020 № 545). Используйте компьютерный модуль заполнения аттестатов и приложений к ним, который позволит сгенерировать код. Смотрите, как разместить QR-код на рисунке.
Рисунок. Как разместить QR-код на бланке аттестата
Кликните на точку в с цифрой , чтобы посмотреть подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Изменение 2. Приложение нужно заполнять по ФГОС
В приложение к аттестату вписывайте отметки по предметам, которые входят в обязательную и формируемую часть учебного плана школы. Наименования предметов указывайте по ФГОС и учебному плану школы.
Для 11-х классов все еще действуют два стандарта: ФКГОС и ФГОС СОО. Поэтому заполнение предметов в аттестатах будет зависеть от того, по какому стандарту обучали выпускников. Если выпускники обучались по ФГОС, на оборотной стороне приложения укажите предметы из обязательной части учебного плана. К обязательным предметам по ФГОС СОО относятся: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или предмет «Россия в мире»), физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия (абз. 39 п. 18.3.1 ФГОС СОО). Еще дополните список предметами формируемой части, если на каждый из предметов отвели не менее 64 часов за два учебных года. Если предмет изучался менее 64 часов, укажите его в разделе «Дополнительные сведения».
- Как заполнить приложение, если выпускники 11-го класса обучались по ФКГОС?
Выставьте в аттестат отметки по предметам из инвариантной и вариативной части учебного плана. 2020/21 учебный год – последний, когда можно обучать не по ФГОС, и только 11-е классы.

ВАЖНО
С 2021/22 учебного года все классы должны обучаться по ФГОС
Главное в статье СкрытьИзменение 3. Разрешили выставлять в аттестат «зачтено»
Если в вашей школе есть локальный акт о безотметочном оценивании достижений учеников, вы можете выставить в аттестат выпускника «зачтено» по ИЗО, музыке и физкультуре (подп. «б» п. 5.3 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).
В аттестат девятиклассника внесите итоговые отметки по ИЗО, музыке, технологии. Эти предметы входят в список обязательных, даже если их закончили изучать раньше 9-го класса. В аттестат впишите отметку за тот год, когда завершили изучение предмета (п. 5.3 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Например, изучать музыку девятиклассники закончили в 6-м классе. Значит, в аттестат пойдет итоговая отметка по музыке за 2017/18 учебный год.
Изменение 4. Уточнили правила расчета итоговых отметок за 11-й класс
Итоговые отметки в аттестат за 11-й класс рассчитывайте как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения по программе СОО. Если в вашей школе обучение идет не по полугодиям, а по четвертям или триместрам, то вместо полугодовых используйте четвертные или триместровые отметки (подп. «б» п. 5.3 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Например, на уровне СОО вы обучаете учеников по триместрам. Значит, для итоговой отметки подсчитайте среднее арифметическое триместровых и годовых отметок за каждый год обучения по ООП СОО. Округлите по математическим правилам и выставите целым числом. Пример расчета отметки смотрите ниже.
ПРИМЕР. Расчет отметки в аттестат за 11-й класс
Изменение 5. Разъяснили, как внести предметы для выпускников школ со специальными наименованиями
Для выпускников школ со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетская школа» и другими вписывайте в раздел «Дополнительные сведения» еще предметы и курсы, на которых готовили детей к военной или иной государственной службе. Наименование таких дисциплин записывайте на отдельных строках с заглавной буквы без порядковой нумерации в именительном падеже. Самостоятельно определите последовательность, в которой будете указывать дополнительные сведения (подп. «а» п. 5.2 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).

ВАЖНО
Выполнение индивидуального проекта – это обязательное требование к результатам освоения ООП на уровне СОО (п. 11 ФГОС СОО)
Изменение 6. Поменяли правила оформления подписи
Аттестаты и приложения к ним подписывает директор. Но если он не может этого сделать, документы должен подписать исполняющий обязанности директора школы или другой уполномоченный работник. В таком случае на документе надо написать его статус, как в приказе, которым передали право подписывать аттестаты (п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Смотрите пример.
ПРИМЕР. Подпись в аттестате исполняющего обязанности
Изменение 7. Уточнили, как внести в аттестат индивидуальный проект
Теперь обязательно указывать отметку за индивидуальный проект на уровне СОО (подп. «а» п. 5.2 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Внесите отметку за индивидуальный проект в раздел «Дополнительные сведения» приложения к аттестату. Укажите ее первой в списке дополнительных сведений. Также вы можете отметить тему проекта (письмо Минпросвещения от 05.02.2021 № ВБ-135/03).
- Что делать, если на индивидуальный проект на уровне СОО отвели больше 64 часов?
Выставьте в аттестат отметку за индивидуальный проект в раздел «Дополнительные сведения» приложения к аттестату. Сделайте это вне зависимости от количества часов, которые выделили на эту дисциплину, и части учебного плана, в которую включили индивидуальный проект. Так устанавливает новый Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов (подп. «а» п. 5.2 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Еще индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности учеников и не относится к учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), отметки за которые вы вносите в графу «Наименование учебных предметов» приложения к аттестату (п. 11 ФГОС СОО).
Главное в статье СкрытьОбразцы заполнения аттестатов
Кликните на точку в с цифрой , чтобы посмотреть подсказки. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


ГИА, итоги работы и планы на следующий учебный год в циклограмме задач замдиректора на июнь
Главная задача июня – организация ГИА. В этом году на июнь приходятся только резервные сроки для ОГЭ по обязательным предметам, поэтому все внимание – к ЕГЭ. Основной период ГИА-11 для выпускников, которые выбрали ЕГЭ, продлится весь месяц.
Еще в июне вы подводите итоги работы школы за 2020/21 учебный год. В вашей зоне ответственности анализ учебной, методической и воспитательной работы. Проанализируйте деятельность педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, работу школьных методических объединений.
Работа с педагогами
Пока учителя не ушли в отпуск, проведите с ними групповые или индивидуальные консультации. Обсудите подходы к разработке и обновлению рабочих программ по предметам учебного плана, курсам внеурочной деятельности и программам кружков на следующий учебный год.
Отдельное внимание уделите работе с учителями истории, ведь они должны внедрить новую концепцию преподавания истории России. Что еще изменить в ООП по уровням из-за последних концепций, читайте в статье>>.
Проверьте отчетные документы предметников по итогам года. Проконтролируйте, как классные руководители работают с личными делами учеников.
Индивидуальную работу проведите с учителями по вопросам их профессионального развития в следующем учебном году. Проговорите, что включить в курсовую подготовку, как подготовиться к аттестации.
Организационные задачи
Проанализируйте состояние учебных кабинетов вместе с заместителем по АХР. Оцените, как учителя организовали образовательную среду в кабинетах, выполняются ли требования СанПиН и Санитарных правил. Запланируйте работу по устранению недочетов на июль и август по мере выхода учителей из отпуска, чтобы успеть подготовить кабинеты к учебному году.
Проконтролируйте, как идет прием в 1-й класс по незакрепленной территории и как оформили перевод учеников из одного класса в другой. Проверьте, что школьников с академической задолженностью не перевели из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й класс условно, – это нарушение.
Образовательные события июня
Включите в циклограмму образовательные события июня:
- Международный день защиты детей – 1 июня;
- Всемирный день окружающей среды – 5 июня;
- День русского языка – Пушкинский день России – 6 июня;
- День России – 12 июня;
- День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны – 22 июня.
Спланируйте внеурочную работу в дни образовательных событий. Если в школе действует летний лагерь, проверьте, что в план его работы включили мероприятия, посвященные образовательным событиям.
Массовые мероприятия все еще под запретом, но летом можно организовать мероприятия на свежем воздухе. Например, эстафету ко Дню защиты детей или флешмоб ко Дню России.
Образец циклограммы замдиректора на июнь

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Кликните на стрелку, чтобы перейти к следующей неделе
Текст можно изменять. Кликните на плюс, чтобы добавить свою задачу. Чтобы удалить ненужное, просто сотрите
В течение получаса надо заполнить и нажать Печать внизу страницы
Индивидуальная циклограмма замдиректора на июнь
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как описать в новой рабочей программе воспитания инвариантные модули
Рабочая программа воспитания – новая обязательная часть ООП. На каждый уровень образования надо составить отдельную программу. Все три документа должны быть связаны единой целью и задачами.
Прежде чем составлять программу, изучите примерную программу воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Еще руководствуйтесь Методическими рекомендациями РАО (Методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). В этих документах подробно описан процесс подготовки рабочих программ воспитания, указан примерный объем и содержание их разделов.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» – самая объемная часть рабочей программы воспитания. Он отвечает на вопрос: «Как образовательная организация достигнет цели и выполнит задачи программы?» Основа этого раздела – инвариантные и вариативные модули. Располагайте их в программах в порядке значимости для вашей школы. Вся деятельность, которую вы описываете в модулях, должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП. Чтобы наполнить модули, определите единую цель и задачи на уровни образования. Не забудьте про сложившиеся традиции в образовательной организации.
Схема 1. Структура описания отдельного модуля в рабочей программе воспитания
Скачать
Выберите структуру, по которой будете описывать модули
Предлагаем оптимальную структуру описания модуля. Ее удобно использовать для всех модулей – и инвариантных, и вариативных. Посмотрите структуру на схеме 1 справа.
Виды и формы деятельности. Перечислите виды деятельности. Посмотрите описание различных видов внеурочной деятельности школьников на схеме 2. Перечислите формы внеурочной деятельности на разных уровнях образования. Когда будете указывать формы, учитывайте возрастные особенности школьников. Например, игра как форма организации деятельности учеников является ведущей на уровне НОО и в 5-м классе. Посмотрите ниже примеры форм внеурочной деятельности.
ПРИМЕР. Формы внеурочной деятельности
Содержание деятельности. Пропишите к каждому виду деятельности конкретное содержание. То есть наполните мероприятиями содержание каждого модуля. Это могут быть традиционные мероприятия. Также в содержании модулей опишите способы и приемы, которые реализуют воспитательный потенциал. Разведите содержание по уровням образования.
Если вы еще не определились, какие изменения включить в воспитательную работу школы, используйте всероссийские, региональные проекты, мероприятия, конкурсы, которые сейчас реализуют. Например, в реализации модуля «Классное руководство» всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» предлагает ряд мероприятий для школьников.
Для модулей «Самоуправление» или «Профориентация» общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» может стать основой зарождения уклада школьной жизни и класса. Еще можно активизировать и привлечь внимание школьников к всероссийскому конкурсу «Большая перемена».
Целевые приоритеты. Опишите воспитательный потенциал каждого мероприятия с учетом целей и задач воспитания школы. Целевые приоритеты, которые укажете в модулях, должны отражать конечный результат вашей работы. По своей сути – это стратегия деятельности образовательной организации. Посмотрите целевые приоритеты для инвариантных модулей на схеме 3.

ВАЖНО
Три аспекта, которые должны учесть педагоги, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса; подобрать воспитывающее содержание урока; использовать активные формы работы
Ориентируйтесь на направления работы классруков в модуле «Классное руководство»
В модуле «Классное руководство» представьте систему взаимодействия классного руководителя с участниками образовательных отношений. Так, классный руководитель выступает в роли воспитателя, тьютора, куратора, педагога, психолога. В процессе работы педагога развивается институт наставничества между классным руководителем и учеником.
В содержании деятельности классного руководителя обратите внимание на работу с учениками по формированию портфолио достижений ребенка. Пропишите целевые приоритеты в модуле с учетом взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
В содержании модуля «Классное руководство» опишите способы, как реализуется воспитательный потенциал классного руководства, и приемы, которые помогут классному руководителю в работе. Посмотрите тематические блоки и содержание модуля на схеме 4.
Спроектируйте воспитывающее содержание уроков в модуле «Школьный урок»
Задача модуля «Школьный урок» – придать уроку воспитывающее наполнение, реализовать на уроке цели, которые сформулировали в программе воспитания. Привлеките к работе над этим модулем педагогов школы.
Проведите педсовет. Организуйте и проведите педсовет «Воспитательные компоненты школьного урока». На нем педагогам и предложите заполнить карту «Модуль «Школьный урок». Возьмите готовую карту. Еще проанализируйте разные уроки и определите воспитательную компоненту в цели, содержании и результате уроков.
Карта «Модуль “Школьный урок”»
Объясните, что педагоги должны учесть три аспекта, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса, подобрать воспитывающее содержание урока и использовать активные формы работы. Эти же аспекты учтите при описании видов и форм деятельности в модуле «Школьный урок».
Выдайте педагогам памятку, которая расскажет им, как реализовать воспитательный потенциал урока. Например, в подборе содержания урока акцентировать внимание на личностях, которые достигли определенных результатов в области технических, гуманитарных наук, в области управления и менеджмента. Главным воспитательным результатом урока должно стать осознание ответственного отношения к учебному труду со стороны детей. Каждый школьник должен понимать, зачем он учится и для чего.
Внесите изменения в ООП. В целевом разделе, в части планируемых результатов освоения ООП, в личностные результаты пропишите: «в соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку».

ВАЖНО
Рабочая программа воспитания заменила программу духовно-нравственного развития для уровня НОО и программы воспитания и социализации для уровней ООО и СОО
Учитывайте комплексный характер внеурочки, когда пишете модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Не переносите в этот раздел содержание плана внеурочной деятельности. ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности, но чаще всего занятия носят комплексный характер. Отделить одно направление от другого сложно. Поэтому правильнее ориентировать программу сразу по нескольким таким направлениям с опорой на ведущую деятельность: познавательную, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую, спортивно-оздоровительную, трудовую, игровую деятельность. Посмотрите примеры курсов внеурочной деятельности для разных видов деятельности на схеме 2 выше.
Выделите направления работы в модуле «Работа с родителями»
Опишите ведущие направления работы с родителями в части содержания модуля: эффективное общение педагогов с родителями, включение родителей в организации деятельности школьников, повышение родительских компетенций. Посмотрите в примере мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями.
Еще пропишите в содержание модуля, какое участие родители принимают в управлении школой через управляющий совет, общешкольный родительский комитет, совет отцов. Например, совет отцов организует рейды в микрорайоне школы.
ПРИМЕР. Мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями

СПРАВКА
Модули «Самоуправление» и «Профориентация» можно не включать в рабочую программу воспитания на уровне НОО, если в школе нет профориентационных мероприятий и самоуправления в 1-4-х классах
Разбейте мероприятия в модуле «Самоуправление» по уровням
Мероприятия в модуле разделите на уровни развития ученического самоуправления: уровень школы, классов и индивидуальный. Развитие ученического самоуправления в начальной школе на уровне класса включает организацию совета класса под руководством классного руководителя. В 5-11-х классах классный руководитель становится тьютором. Посмотрите содержание мероприятий на разных уровнях развития ученического самоуправления на схеме 5.
Опишите мероприятия, которые организует ваша школа, в модуле «Профориентация»

ВАЖНО
Содержание инвариантных модулей обязательно должно быть преемственным между уровнями образования
Профориентация предполагает сочетание трех направлений:
- практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и профессиональной деятельности по тому или иному направлению;
- информационной поддержки школьников;
- активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе.
На схеме 6 смотрите варианты мероприятий по этим направлениям. Выберите мероприятия, которые реализует ваша школа, при необходимости добавьте другие и включите их в описание модуля. Не выносите в содержание модуля мероприятия, которые не реализуете в школе.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
