ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Готовые инструменты, чтобы оценить результаты методической работы за 2019/20 учебный год

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино, заняла четвертое место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
Чтобы в конце учебного года подвести итоги методической работы, воспользуйтесь готовыми инструментами из статьи. Они помогут собрать информацию и сэкономят ваше время.

Методическая работа – один из параметров, который вы оцениваете в рамках внутришкольного контроля. Сделать это удобно в конце учебного года до того, как учителя ушли в отпуск, потому что информацию для анализа нужно запрашивать у педагогов. Чтобы оценить результаты методической работы, проанализируйте профессиональную деятельность учителей и работу методических объединений. Посмотрите в статье готовые инструменты, чтобы быстро собрать аналитическую информацию и сформулировать выводы.

Карта и таблица, чтобы проанализировать деятельность педагогов

Чтобы проанализировать методическую деятельность педагогов, используйте карту анализа работы учителя за период, например, за год. Раздайте карту педагогам и попросите заполнить. Какие показатели включить в карту и как их оценить, читайте в статье>>.

Еще необходимо оценить динамику результатов работы педагогов. Сделайте это в сравнении с прошлым учебным годом. Чтобы оценить динамику, используйте сервис.

Введите отчетный период,
Ф. И. О. педагога, должность, кликните на , если необходимо удалить предмет, введите данные в табличку, сервис автоматически посчитает результаты, нажмите кнопку Распечатать

Динамика результатов работы учителя

Поручите руководителям методобъединений собрать и предоставить вам таблицы, которые заполнили учителя. Или распечатайте отчеты, которые составили с помощью сервиса. Приложите эти отчеты к аналитико-статистической таблице анализа методической работы школы.

Схема и анкета для анализа работы методических объединений

Чтобы определить качество реализации общешкольного плана методической работы, проанализируйте планы методической работы школьных методических объединений (ШМО). План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на предметной области. От того, как ШМО реализовало свой план работы, зависит качество реализации общешкольного плана методической работы.

Поручите руководителям объединений проанализировать методическую работу своих ШМО. Для этого они должны собрать у педагогов карты анализа методической работы. На основе карт руководители смогут проанализировать работу ШМО. Раздайте схему анализа руководителям объединений. Какие показатели включить в схему, читайте в статье>>. Установите сроки подготовки и сдачи отчета вам.

Еще поручите руководителям ШМО провести анкетирование педагогов, чтобы выявить их уровень удовлетворенности организацией методической работы. Посмотрите примерные вопросы для анкеты ниже.

ПРИМЕР. Анкета для педагогов «Удовлетворенность организацией методической работы»
1. Цель и задачи методической работы школы были актуальны и понятны?
2. Содержание методической работы школы было интересно, способствовало росту профессионального мастерства?
3. Содержание методработы соответствовало современным требованиям?
4. Формы методической работы школы были результативны?
5. Методическая работа помогла улучшить Ваши навыки анализа и оценки педагогической деятельности?
6. Методическая работа давала возможность включиться в педагогический поиск, творчество и инновационную работу?
7. Вам была предоставлена возможность продемонстрировать свой профессиональный опыт?
8. Удовлетворены ли Вы тем, как была организована методическая работа школы в учебном году?

Рисунок. Результаты анализа анкет педагогов
Скачать

По итогам анкетирования попросите руководителей объединений подготовить отчет. Сделать это можно в виде гистограммы. Посмотрите пример на рисунке выше.

ВАЖНО

Когда планируете задачи, планируйте и целевые показатели. Это позволит вам оценить степень выполнения задачи и определить тенденции

Таблица для оценки методической работы школы по итогам года

Чтобы проанализировать методическую работу школы, определите цель анализа. То есть выясните, что вы хотите получить с помощью анализа. Например, вы хотите выявить уровень эффективности методической работы или выявить пути устранения существующих проблем.

Чтобы определить уровень эффективности методической работы, в школе установите показатели по параметрам, которые выбрали для анализа. Найдите для каждого параметра показатель за учебный год, в рамках которого проводите анализ методработы. Для этого подсчитайте средний балл параметра по каждому ШМО и возьмите среднее арифметическое. Оцените динамику этого показателя в сравнении с показателем за прошлый учебный год. Определите, соответствует ли показатель целевому.

Подготовьте аналитико-статистическую таблицу на основе всей информации, которую вы собрали в процессе анализа. Смотрите образец аналитико-статистической таблицы.

Листайте страницы таблицы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец аналитико-статистической таблицы

Две таблицы, что подготовить выводы по итогам анализа

Объедините всю информацию, которую получили по итогам анализа деятельности педагогов и работы методических объединений. Составьте аналитический вывод. Опирайтесь только на конкретные данные. Используйте один из двух вариантов оформления анализа: по плану или по направлениям методической работы.

Вариант 1. Анализ методической работы школы по плану. Когда вы готовили план методической работы школы, в нем вы сформулировали тему, цели и задачи. Проанализируйте, как педагоги по итогам года выполнили каждую из задач, которые входили в план.

ПРИМЕР
Тема:
«Создание системы профориентационной работы в школе на основе успешных практик образовательных организаций района»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников как условие формирования высокого качества образования в соответствии с ФГОС и развития ВСОКО в школе.
Задачи:
– повышать качество образования путем объединения усилий методической и психологической служб;
– изучать достижения педагогической науки и практики, новые педагогические технологии и методики;
– совершенствовать систему методической работы школы, в центре которой – учитель, способствующую развитию педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;
– формировать способность педагогов к рефлексивной деятельности как основу для анализа собственной педагогической деятельности и определения путей решения выявленных проблем, самостоятельного выстраивания траектории своего профессионального развития;
– выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания по вопросам эффективной работы (в том числе профориентационной) с учащимися разных категорий (высокомотивированных, слабоуспевающих и др.);
– стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда.

Соберите информацию по каждой задаче в таблицу анализа методической работы школы по плану. Для этого укажите степень выполнения каждой задачи: что было запланировано, какими методами пытались достичь результата, с помощью каких средств определена степень выполнения, выводы и предложения. Также укажите причины, по которым не смогли реализовать конкретные задачи. Смотрите фрагмент такой формы.

Вариант 2. Анализ методической работы школы по направлениям. Этот вариант предполагает анализ направлений методической работы, которые вы включили в план методической работы школы. Посмотрите параметры, которые нужно проанализировать:

1. Кадровый ресурс. Аттестация. Повышение квалификации.

2. Повышение квалификации: семинары разного уровня.

3. Творческие отчеты по программе саморазвития и самообразования.

4. Создание сайтов. Обмен педагогическим опытом на порталах в сети педагогических работников. Авторские разработки.

5. Повышение профессионального мастерства. Поддержка молодых и вновь прибывших специалистов. Наставничество.

6. Результаты работы по обобщению передового педагогического опыта.

7. Работа с одаренными и мотивированными детьми.

8. Предметные и тематические недели.

9. Открытые уроки и внеурочные мероприятия.

10. Участие педагогов в инновационной и экспериментальной деятельности.

11. Результативность образовательной деятельности.

12. Реализация плана методической работы на год.

13. Работа методического совета школы. Анализ организационной структуры. Оптимизация системы управления.

Для каждого параметра определите позитивные и негативные тенденции, причины их возникновения и необходимые меры по их корректировке. Чтобы выявить проблемы, используйте аналитико-статистические данные, которые получили на подготовительном этапе анализа. Посмотрите фрагмент такой формы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Фрагменты таблиц анализа методической работы школы по плану

Когда соберете все данные в таблицу, составьте общий вывод. Ознакомьте педагогический состав с выводом по методической работе школы. Посмотрите пример выводов ниже.

ПРИМЕР. По результатам анализа методической работы можно сделать вывод об оптимальном уровне эффективности решения поставленных задач. Наблюдается положительная динамика в сравнении с показателями за тот же отчетный период прошлого учебного года. План работы реализован на 85 процентов. Большинство мероприятий плана методической работы прошло на удовлетворительном организационном и методическом уровнях. Тематика заседаний ШМО, педсоветов, совещаний отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Педагогический коллектив удовлетворен организацией методической работы на 93 процента.
В методической работе школы есть проблемы, на которые в следующем полугодии необходимо обратить особое внимание. Учителя недостаточно активно работают над обобщением и систематизацией своего опыта и представлением его в форме публикаций. Снижена результативность работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Если вы анализируете методическую работу в конце учебного года, используйте результаты оценки, когда будете планировать методическую работу на следующий учебный год. Если оцениваете текущую методическую работу, используйте данные, чтобы скорректировать методический план в течение учебного года.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Как подвести итоги работы методобъединений

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино, заняла четвертое место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
В июне вы готовите анализ работы школы за год, в том числе и методической. В статье – схема анализа, чтобы оценить, как методобъединения выполнили план, и подвести итоги.

Методическая работа – одно из направлений, анализ которого входит в анализ работы школы за год. Включите в структуру внутришкольного контроля оценку работы школьных методических объединений (ШМО). Поручите руководителям ШМО подвести итоги работы своих объединений по направлениям методической деятельности. Предложите руководителям методобъединений оформить отчет в единой форме. Для этого выдайте им общую схему анализа методической работы ШМО.

ВАЖНО

Отметьте общую оценку достигнутых результатов, недостатки, предложения по организации работы и задачи на следующий учебный год

Оценить результаты методической работы педагогов

Чтобы подвести итоги методической работы ШМО за год, поручите руководителю объединения проанализировать деятельность педагогов. Для этого руководитель должен оценить методическую работу и динамику результатов работы каждого учителя.

Для оценки методической деятельности учителей составьте и раздайте педагогам карту анализа работы за год. Образец карты смотрите в статье>>. Для оценки динамики результатов работы учителя выдайте педагогам таблицу учета показателей успеваемости и качества знаний по классам. Посмотрите образец отчетной формы в статье>>

Поручите руководителям ШМО собрать у педагогов карты анализа методической работы и таблицы динамики результатов работы. На основе этих форм руководители смогут проанализировать работу своих методобъединений.

Проанализировать работу методобъединений

Составьте схему анализа работы ШМО и раздайте руководителям объединений. Предложите руководителям ШМО проанализировать работу педагогов и работу объединения по направлениям. Посмотрите примерную схему анализа в таблице.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Структура анализа методической работы ШМО

Общие сведения. В отчете руководители ШМО указывают тему методической работы объединения, цели и задачи. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. Тема: «Исследовательская и проектная деятельность как одна из составляющих профориентационной работы учителя».
Цель: повышение уровня продуктивности и качества профессиональной деятельности как результат совершенствования профессиональной квалификации учителя.
Задачи:
– обеспечить реализацию основных образовательных программ на уровне ООО и СОО по предметам цикла;
– повысить уровень образовательных достижений учащихся;
– повысить качество преподавания предметов естественно-научного цикла путем внедрения современных образовательных технологий и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Категории и награды. Для каждого педагога методобъединения руководитель ШМО указывает уровень образования, квалификационную категорию и награды. Например, к поощрениям педагогов можно отнести медали, грамоты, благодарственные письма и т. п.

ВАЖНО

План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на одной предметной области

Анализ работы по направлениям в соответствии с единой методической темой. Работу руководитель ШМО анализирует по направлениям. Для каждого направления указывают темы и формы работы, которые реализовало ШМО, чтобы выполнить свою основную методическую цель. Формами работ могут быть заседания, семинары, круглые столы и т. п. Еще отмечают проблемы, которые поспособствовали рассмотрению данных тем. Например, не все используемые УМК включены в федеральный перечень, увеличение нагрузки на одних и тех же учеников, снижение мотивации педагогов к участию в профессиональных конкурсах и т. п. Сориентируйте коллег указывать конкретные действия, которые смогут улучшить работу ШМО в данном направлении. Например, внесение корректировок в рабочие программы, мотивационные беседы с учениками, оказание методической поддержки со стороны коллег с высокой мотивацией к саморазвитию.

Сведения о повышении квалификации педагогов. В отчет входит информация о курсах и семинарах, которые посещали учителя. На основе анализа этого направления сделайте вывод об активности учителей, на каком уровне не был представлен опыт педагогов ШМО. Оцените динамику по данному направлению в сравнении с прошлым годом. Еще руководитель ШМО описывает творческие отчеты педагогов по программам самообразования и авторские разработки, например публикации или персональный сайт учителя. Включает ссылки на опубликованные материалы.

Повышение профессионального мастерства. В этот раздел анализа входит информация о результатах участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конференциях различного уровня. Здесь же нужно указать педагогов, которые являются наставниками вновь прибывших специалистов.

Сведения по обобщению передового педагогического опыта. В разделе руководитель ШМО описывает результативность работы педагогов по этому направлению. Указывает, на каком уровне был обобщен педагогический опыт: школьный, районный, региональный или федеральный.

Работа с одаренными детьми. В отчет руководитель ШМО вносит мероприятия, в которых принимали участие ученики. Например, олимпиады, проекты, конференции, конкурсы и т. п.

Мероприятия, которые организовало ШМО. Здесь собрана информация о результатах предметных и тематических недель, которые организовало и провело методобъединение в течение учебного года. Например, объем мероприятия, продукт по его итогам, вклад в развитие участников. Отдельно нужно описать открытые уроки, внеурочные мероприятия, методические марафоны, в которых принимали участие педагоги ШМО.

Инновационная деятельность. В этом разделе руководитель ШМО отмечает педагогов, которые приняли участие в экспериментальной деятельности или выступили с инновационной темой работы на муниципальном, региональном или федеральном уровне.

Результаты образовательной деятельности. Чтобы отметить итоги успеваемости и качества знаний по классам, предложите руководителям ШМО использовать таблицы «Динамика результатов работы учителя», которые ранее заполняли педагоги. В отчет включают данные по каждому учителю и предмету, среднюю оценку успеваемости и качество знаний по классу. Все данные оцениваются в динамике. Еще в разделе – итоги регионального мониторинга и результаты ГИА.

СПРАВКА

Сделайте выводы о степени выполнения задач, результатах работы по плану, характеристике наиболее эффективных форм и методов работы и их результативности, характеристике ценного опыта

Сделать выводы

Чтобы подвести итоги анализа методической работы ШМО, сделайте выводы о проведенной работе и ее эффективности. Поручите сделать выводы руководителям ШМО. Пусть проанализируют степень и эффективность выполнения поставленных задач, степень и результативность выполнения плана. Выделят наиболее эффективные формы и методы работы, их результативность.

В конце отчета – общая оценка достигнутых результатов, актуальность проблем, которые рассматривали в рамках плана работы. Еще руководители формулируют предложения по улучшению методической работы ШМО, организации работы и задачи на следующий учебный год: задачи, темы, иные формы работы. Определяют факторы, которые оказали положительное или отрицательное влияние на организацию методической работы и повышение качества образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Карта, чтобы проанализировать методическую работу педагога

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино, заняла четвертое место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
Чтобы в июне подвести итоги методической работы учителей за год, предложите им обобщить данные в карте анализа. В статье – образец карты и подробные критерии оценки. Посмотрите, как работать с картой и какие решения принять по итогам оценки деятельности педагогов.

В конце учебного года вы подводите итоги методической работы школы. Одним из направлений анализа является методическая работа педагогов. Чтобы оценить результаты работы учителей, воспользуйтесь готовой картой анализа методической работы педагога.

Определите параметры и критерии оценки

Чтобы проанализировать методическую деятельность педагогов, составьте карту анализа работы педагога. Включите в карту параметры – направления работы учителя. Для каждого параметра укажите в баллах критерии оценки их результативности. Это необходимо для того, чтобы получить количественную характеристику результатов методической работы педагога.

Критерии, чтобы оценить каждый параметр установите самостоятельно. Или посмотрите направления методической работы и примерные готовые критерии их оценки ниже.

Заполните карту анализа методической работы педагога

Раздайте педагогам карту анализа методической работы. Посмотрите образец карты ниже. Попросите учителей заполнить карту. Пусть включат в нее данные на конец 2019/20 учебного года. Другой вариант – заполнить электронную карту в конце статьи. Она подсчитает баллы автоматически.

По каждому параметру учитель должен указать, какие изменения за учебный год у него произошли, и отметить документы, которые подтверждают факт изменений. Например, в пояснениях можно указать дипломы, сертификаты, название мероприятий, активным участником которых он был или которые посетил. Еще выдайте педагогам схему с критериями оценки направлений работы. В карте анализа педагог должен оценить в баллах каждый параметр своей методической работы.

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образцы документов методической работы педагога

Проанализируйте результаты

Поручите руководителям методобъединений собрать карты, которые заполнили педагоги. Пусть проанализируют результаты каждого учителя. Еще поручите руководителям определить, насколько объективно себя оценивает педагог. Если выявят необъективность – это повод поработать с педагогом индивидуально. В конце карты каждого педагога руководитель объединения должен указать итоговый балл. Его можно подсчитать как сумму баллов по всем направлениям методработы учителя.

Чтобы оценить качество результатов методической работы педагога за учебный год, определите уровень методической работы учителя. Для этого раздайте руководителям объединений шкалу. Шкалу оценки посмотрите в таблице выше. Полученный результат руководитель вносит в соответствующую строку карты анализа методработы педагога.

Таблица. Шкала определения уровня методической работы педагога
Скачать

Какие решения принять по итогам анализа

Если у большинства педагогов одного методобъединения уровень работы ниже среднего, вы можете принять несколько решений. Проанализируйте, какие направления работы педагоги игнорируют, какие параметры набрали недостаточное количество баллов. Поручите руководителям методобъединений составить план работы с такими учителями. Например: подобрать мероприятия, курсы и семинары разных уровней, в которых учителя смогут принять участие; составить индивидуальную траекторию педагога для повышения квалификационной категории; помочь в разработке персонального сайта; порекомендовать сервисы и издания, где можно разместить свои публикации; составить график открытых уроков и проводить больше мероприятий на тематических неделях; оказать методическую помощь учителю, чтобы повысить процент успеваемости и качества знаний по его предмету.

Если у педагогов одного объединения наблюдается низкий уровень методической работы не первый год, это говорит о недостаточной компетентности руководителя. Выход – назначить другого руководителя объединения из числа наиболее инициативных и опытных педагогов.

Чтобы получить результаты по педагогу, заполните интерактивную карту. Когда проставите отметки по всем параметрам, нажмите «Рассчитать». Расчетчик выдаст результат – к какому типу относится педагог, и даст краткую характеристику.

Карта анализа деятельности педагога

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей