ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2020года
План работы
Годовой анализ деятельности школы

Как по-новому подготовить анализ работы школы за год

Дарья Соловьева, методист МАУДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
ФГОС описывает совокупность требований к реализации ООП. Поэтому в рамках анализа работы школы за год проанализируйте, как школа реализует ООП по ФГОС. В статье – подходы к новому анализу и аналитические формы, чтобы его подготовить.

Анализ реализации ООП готовьте в соответствии со структурой программы. Всего в анализе 8 разделов и пояснительная записка. Это объемный документ, поэтому часть информации для разделов готовят ваши коллеги. Сроки подготовки анализа и ответственных за каждую его часть назначает приказом директор. В таблице посмотрите, кто за что отвечает.

Главное в статье СкрытьТаблица. Структура анализа реализации ООП за год и ответственные за подготовку разделовСкачать

Составьте пояснительную записку

В пояснительной записке опишите, для чего вы готовите анализ, какие методы используете. Также перечислите:

  • уровни образования, на которых реализуются ООП;
  • сроки освоения ООП на каждом уровне;
  • цели и задачи реализации ООП на каждом уровне.

Дайте общую характеристику ООП, состав участников образовательных отношений. Перечислите общие подходы к организации урочной и внеурочной деятельности. Посмотрите пример формулировок для пояснительной записки.

Пример оформления пояснительной записки

Образовательные программы
Образовательные программы
В пояснительной записке опишите ООП уровней образования, которые реализует ваша школа. Для каждой ООП укажите цель реализации и задачи

ОбразецБланк

Проанализируйте, как школьники достигли планируемых результатов освоения ООП

В анализ достижения планируемых результатов включите результаты годовых диагностических мониторинговых работ, которые проводите в рамках ВСОКО. Проанализируйте, на каком уровне школьники достигли планируемых результатов. Посмотрите пример аналитической формы и выводов по ней.

Главное в статье СкрытьАнализ диагностической работы и выводы

Диагностические работы
Диагностические работы
Проанализируйте диагностические работы, которые выполняли школьники, чтобы выявить уровень сформированности предметных результатов. Сделайте вывод по каждой работе или по группе работ

ОбразецБланк

В анализ также включите результаты промежуточной аттестации. Подсчитайте уровень качества, обученности, успеваемость. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите образец.

Все данные по уровням образования сведите в общую форму. В ней отразите результаты обучения по школе: успеваемость, средняя оценка, уровень обученности и качества обучения. Посмотрите образец.

Кликните на кнопку и выберите форму анализа, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образцы форм анализа

Когда выпускники сдадут экзамены, подготовьте аналитику по их результатам для уровней ООО и СОО. Посмотрите образец выше.

В конце раздела сделайте выводы о том, есть ли в обучении школьников проблемы. Если анализ выявил проблемы, предложите управленческие решения, которые помогут их решить. Посмотрите образец.

Кликните Копировать в конце документа, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Пример формулировки выводов

Опишите систему оценивания достижения планируемых результатов освоения ООП

В этом разделе опишите, как педагоги проводят текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Укажите сроки и формы оценки предметных и метапредметных результатов. Опишите уровни, на которых осуществляется контроль. Посмотрите таблицу.

Уровни контроля

Скачать

Информацию о контрольных мероприятиях на классном и индивидуальном уровнях запросите у педагогов-предметников. Обобщите информацию в аналитической форме.

Аналитическая форма «Мероприятия по контролю образовательных результатов школьников»

Субъект оценки
Субъект оценки
Укажите, кто проводит оценку. Это может быть педагог, замдиректора, независимые эксперты

Скачать

Также в этом разделе проанализируйте порядок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Опишите уровни и критерии оценивания предметных и метапредметных результатов. Проясните формы оценивания. Это может быть классическая пятибалльная система или другие балльные системы, таблицы для самоанализа школьников. Укажите способы фиксации результатов: классный журнал, портфолио, карта рейтинга, приказы. В примере смотрите, как описать организацию текущего контроля в школе.

ПРИМЕР. В МБОУ СОШ № 1 система оценки достижения планируемых результатов реализуется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования, требованиями ФГОС уровней образования.
Текущий контроль предметных результатов осуществляется в ходе реализации рабочих программ учебных предметов в устной и письменной форме. Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на уровне класса (учебной группы). Педагог осуществляет текущий контроль успеваемости в процессе оценивания устных ответов на уроках, выполнения домашних заданий, лабораторных и практических работ, результатов самостоятельных работ обучающего и проверочного характера, контрольных и диагностических работ, в том числе проводимых по линии администрации; оперативно доводит до сведения учащихся результаты оценивания той или иной работы, давая возможность каждому ученику оспорить отметку и обосновать свое несогласие.
Текущий контроль метапредметных результатов осуществляется в форме диагностических работ на установление уровня сформированности отдельных групп универсальных учебных действий в рамках административного мониторинга метапредметных результатов.
В рамках текущего контроля оценивание предметных результатов осуществляется:
– в 1-х классах без фиксации образовательных результатов в классных журналах в виде отметок, используется только положительная и не различаемая по уровням фиксация.
– во 2-11-х классах:
 – в виде отметок по пятибалльной шкале;
 – безотметочно (зачет/незачет) по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Объектом оценивания по данному предмету становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов, а также в форме защиты итогового индивидуального проекта.
Отметки, полученные учащимися в ходе текущего контроля успеваемости, выставляются учителем в классный журнал, в электронный журнал и в дневник ученика (если ученик предоставляет дневник для выставления отметки). Отметка за письменную работу выставляется также в тетради ученика после выполненной работы.
Оценивание метапредметных результатов осуществляется в виде подсчета баллов, набранных учащимся по результатам диагностической работы. Баллы в отметку не переводятся. Для фиксации метапредметных результатов учащихся классным руководителем заполняются мониторинговые таблицы метапредметных результатов.

В конце раздела сделайте вывод о том, соответствует ли система оценивания достижению планируемых результатов. Укажите, есть ли необходимость в дополнительной оценке, все ли процедуры оценки проходят на должном уровне, выстроена ли система оценки или оценка имеет несистематический характер и т. п. Предложите решения проблем, которые выявили в ходе анализа. Посмотрите примеры формулировок.

Кликните Копировать в конце документа, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Главное в статье СкрытьФормулировки вариантов

Проанализируйте, как реализованы программы формирования
и развития УУД

В течение учебного года в рамках ВСОКО вы посещали занятия педагогов и оценивали, как педагоги формируют и развивают УУД у школьников. Анализ уроков – материал для наполнения этого раздела.

В данном разделе проведите анализ того, какие формы, методы, приемы работы использует учитель для формирования того или иного УУД. Опишите, какие средства и элементы педагогических технологий применяют учителя, чтобы школьники достигали планируемых метапредметных результатов. Выявите тех педагогов, кто осуществляет учебный процесс в традиционной форме.

Включите в раздел результаты мониторинговых исследований различных видов грамотностей: читательской, математической, естественно-научной, функциональной. Еще проанализируйте, как педагоги включают задания на выявление уровня развития функциональной грамотности в уроки и оценочные материалы.

Отдельно оцените работу учителей по формированию ИКТ-компетентности школьников. Проанализируйте, какие виды деятельности учителя используют на уроках для развития ИКТ-компетенций. Выявите тех педагогов, кто не в полной степени осуществляет работу.

В конце раздела оформите выводы. Если выявили проблемы, предложите решения. Посмотрите примеры формулировок в таблице.

Кликните Копировать в конце документа, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Формулировки вариантов

Оцените, как реализовали рабочие программы учебных предметов и учебный план

В рамках одного раздела проанализируйте, как педагоги реализовали рабочие программы учебных предметов и выполнили учебный план. Объедините эти объекты в один раздел, так как они связаны между собой.

В начале раздела перечислите учебно-методические комплексы, которые используют педагоги вашей школы в работе. Сводные данные поручите оформить руководителям методобъединений школы.

Анализ реализации рабочих программ включает в себя оценку количественного и тематического отставания, анализ причин. Также проанализируйте объем выполнения практической части программ учебных предметов. Посмотрите образец аналитической формы.

Проанализируйте выполнение обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений по учебным предметам и по классам. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите ниже образец оформления.

Сделайте вывод о том, реализовали ли педагоги рабочие программы и выполнили ли учебный план в полном объеме. Если программы и план выданы не полностью, предусмотрите меры, чтобы ликвидировать отставание в следующем учебном году.

Кликните на кнопку и выберите аналитическую форму, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образцы аналитических форм

Проанализируйте систему условий реализации ООП

Для этого раздела вы анализируете кадровые условия реализации ООП. Опишите, сколько педагогов имеют высшее образование, первую и высшую квалификационную категорию, сколько педагогов со стажем более 20 лет и т. п. Данные оформите в виде таблицы. Посмотрите образец.

Оцените, как реализован перспективный план повышения квалификации учителей. Данные также оформите в табличной форме.

Кликните на кнопку и выберите форму анализа, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Формы анализа

Обобщите данные о выполнении перспективного плана-графика аттестации учителей. Укажите, сколько педагогов подтвердили или не подтвердили заявленную категорию.

Также в данном разделе опишите, как устроена методическая работа: какие методобъединения есть в школе, их состав, график заседаний и педсоветов. 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
План работы
Годовой анализ деятельности школы

Какие данные готовит замдиректора по воспитательной работе для анализа работы школы за год

Дарья Соловьева, методист МУ ДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар
В июне вы готовите анализ работы школы за год. В статье – образцы аналитических форм, которые помогут замдиректора по воспитательной работе собрать информацию для анализа.

Годовой анализ работы школы – это объемный документ. Поэтому данные для него готовят все члены педколлектива школы. Посмотрите структуру нового анализа работы школы за год>>. Вы анализируете внеурочную деятельность и воспитательную работу. В статье – какие данные включить в отчеты, чтобы подготовить часть годового анализа работы школы.

Проанализируйте, как педагоги выполнили рабочие программы и план внеурочной деятельности

Проанализируйте, как педагоги реализовали программы курсов внеурочной деятельности и выполнили планы внеурочной деятельности. Эти элементы рассмотрите в одном разделе, так как они связаны между собой.

Начните анализ с описания пособий и учебников, которые используют педагоги во внеурочной деятельности. Поручите руководителям методобъединений составить сводные таблицы. Посмотрите образец.

Анализ пособий курсов внеурочной деятельности

Направления по ФГОС
Направления по ФГОС
На каждом уровне образования должны быть реализованы программы по всем пяти направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное и общеинтеллектуальное (п. 19.10 ФГОС НОО, п. 18.3.1.2 ФГОС ООО, подп. 13 п. 7 ФГОС СОО)
Внеурочная деятельность на уровне СОО
Внеурочная деятельность на уровне СОО
Если в вашей школе 10-11-е классы еще не перешли на ФГОС, то на этом уровне образования внеурочная деятельность может быть не реализована или реализована по другим направлениям

Скачать

Оцените, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Для этого проверьте, есть ли количественное и тематическое отставание. Посмотрите образец аналитической формы. Если рабочие программы курсов внеурочной деятельности не выполнены на конец года, проанализируйте причины отставания. Причины могут быть объективными, например карантин, или субъективными: болезнь учителя, посещение курсов повышения квалификации и т. п. Продумайте, как преодолеть отставание в следующем учебном году и предложите варианты в этом разделе анализа.

Еще проанализируйте, как педагоги выполнили план внеурочной деятельности по направлениям. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите образец ниже. Определите, по каким направлениям внеурочная деятельность организована лучше всего, какие направления нужно дополнить курсами. Проанализируйте, насколько разнообразны формы организации и проведения внеурочной деятельности, обеспечивает ли план внеурочной деятельности учет индивидуальных особенностей и потребностей школьников. Выявите, все ли часы, которые отвели на внеурочную деятельность, выдали педагоги.

Также оцените занятость школьников во внеурочной деятельности. Для этого составьте аналитическую форму. Подготовьте отдельные таблицы для каждого уровня образования. Посмотрите образец. Сравните результаты с прошлым учебным годом. Если школьники не посещали занятия внеурочной деятельности, определите почему и предложите варианты решения этой проблемы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Формы, чтобы проанализировать внеурочную деятельность

Сформулируйте выводы по разделу. Посмотрите пример формулировки выводов.

Кликните Копировать в конце письма, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Пример формулировки выводов

Оцените, как реализованы программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

Для данного раздела вы анализируете, как реализованы планы мероприятий воспитательных программ в рамках ООП каждого уровня образования. Чтобы подготовить эту часть анализа, оцените реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания на уровне НОО. Для уровней ООО и СОО посмотрите, как выполнена программа воспитания и социализации. Для каждого уровня образования проанализируйте, как педагоги и классные руководители реализовали план мероприятий по направлениям воспитания. Всего направлений 8, посмотрите их на рисунке.

Направления воспитательной деятельностиСкачать

Составьте отчет в виде таблицы. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите образец. Проанализируйте, в каком объеме выполнен план мероприятий. Сделайте выводы о том, какими формами работы и видами деятельности представлена система воспитательных мероприятий, насколько они разнообразны. Выявите, по каким направлениям организация воспитательной работы не проводилась. Оцените, каким образом привлечены родители учеников к участию в совместных детско-родительских мероприятиях. Проанализируйте, как организовано взаимодействие школы и общественных организаций по духовно-нравственному развитию и воспитанию учеников.

Еще включите в отчет результаты диагностики по каждому уровню образования за этот и предыдущий учебный год. Посмотрите в таблице ниже, по каким группам воспитательных результатов удобно проводить диагностику.

По итогам анализа сделайте выводы о динамике достижения планируемых результатов воспитательных программ по каждому уровню образования. Воспитательная работа эффективна, если план мероприятий выполнен в полном объеме, система воспитательных мероприятий представлена разнообразными формами и видами деятельности, есть позитивная динамика духовно-нравственного развития учеников. Аналитические данные, которые вы собрали для этого раздела, используйте, чтобы спланировать воспитательную работу школы на следующий год.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Формы, чтобы проанализировать воспитательную работу

Проанализируйте, как выполнена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется только на уровне НОО. Чтобы подготовить эту часть анализа, оцените работу школы по направлениям. Используйте диагностическую карту. По ней вы выявите, по каким направлениям есть недоработки.

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Еще включите в отчет результаты диагностики экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учеников за этот и предыдущий учебный год. Посмотрите в таблице образец отчета.

Результаты диагностики экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учеников на уровне НОО
Скачать

По итогам анализа сделайте выводы о динамике достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Оцените эффективность реализации программы на основе полученных результатов. Посмотрите пример формулировки.

Кликните Копировать в конце письма, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Пример формулировки

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Качество образования
Годовой анализ деятельности школы

Какие данные готовит педагог-психолог для анализа работы школы за год

Дарья Соловьева, методист МАУДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар
Анализ работы школы за учебный год пишет педколлектив в конце учебного года. В статье – содержание разделов, которые готовит педагог-психолог.

Для анализа педагог-психолог готовит информацию о том, как реализована программа коррекционной работы и психолого-педагогическое сопровождение школьников.

Анализ реализации программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы должна входить в ООП школ, где обучаются дети с ОВЗ. Если в ООП вашей школы входит эта программа, поручите педагогу-психологу проанализировать, как ее выполнили.

Чтобы ученики с ОВЗ осваивали ООП, школа должна организовать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения таких детей. Ее и анализирует педагог-психолог. Для этого специалист оценивает, по каким направлениям организовано сопровождение, что входит в основные виды деятельности, этапы сопровождения, каким реализуются индивидуальные маршруты детей с ОВЗ
и т. п.

План индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий должен помогать удовлетворить образовательные потребности детей с ОВЗ. Педагог-психолог оценивает, как выполнен план. Какие мероприятия провели, а какие нет, определяет причины и формулирует выводы. Так он не только получит данные для анализа работы школы, но и сможет скорректировать свой план работы на следующий год. Посмотрите образец формы анализа в сервисе далее.

Еще в этом разделе педагог-психолог оценивает специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ, которые есть в школе. Например, безбарьерную среду; наличие специальных учебников, пособий и дидактических материалов, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; услуги ассистента. Данные помогут определить, как еще улучшить условия обучения для детей с ОВЗ. Посмотрите образец формы в сервисе далее.

Также в анализ педагог-психолог включает результаты мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении ООП. Это итоги стартовой диагностики предметных и метапредметных умений и образовательные результаты по итогам четверти и года. Чтобы подготовить анализ работы, педагог-психолог указывает динамику показателей здоровья учеников, результаты психологических обследований. Информацию для анализа специалист запрашивает у сотрудников школы, которые работают с учениками с ОВЗ, а интерпретацию готовит самостоятельно. Посмотрите образец аналитической формы.

Здесь и далее кликните на кнопку и выберите план. Вместо синего текста введите свои данные.
Кликните на , чтобы добавить строку в конкретном разделе плана.
Кликните на , чтобы удалить ненужную строку

Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

Реализация программы коррекционной работы

Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП

В рамках анализа системы условий реализации ООП педагог-психолог оценивает психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений. Для этого специалист описывает основные формы и содержание психолого-педагогического сопровождения, уровни, на которых оно организовано: индивидуальный, групповой, классный, школьный. Посмотрите образец сводной формы в конце статьи. Отдельно педагог-психолог анализирует, как в школе учитывается специфика возрастного психофизиологического развития учеников.

Еще в этом разделе педагог-психолог определяет охват участников образовательных отношений мероприятиями плана и сводит информацию в аналитическую форму по направлениям работы. Посмотрите образец сводной формы в конце статьи.

В конце подраздела педагог-психолог делает вывод о качестве системы психолого-педагогического сопровождения в школе и предлагает варианты, чтобы его повысить, если выявил пробелы. Посмотрите пример формулировки.

ПРИМЕР. Проведенный анализ показал, что в МБОУ СОШ № 1 созданы психолого-педагогические условия реализации ООП, обеспечивающие соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов основного образования. Так, в течение 2019/20 учебного года педагогом-психологом осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений по различным направлениям, формам (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) и уровням (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации). Была организована работа по обеспечению преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ. Во всех мероприятиях осуществлялся учет специфики возрастного психофизического развития учащихся. Кроме этого, проведены мероприятия направленные на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) учащихся.

Психолого-педагогические условия реализации ООП

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.