
Как подвести итоги работы методобъединений
Методическая работа – одно из направлений, анализ которого входит в анализ работы школы за год. Включите в структуру внутришкольного контроля оценку работы школьных методических объединений (ШМО). Поручите руководителям ШМО подвести итоги работы своих объединений по направлениям методической деятельности. Предложите руководителям методобъединений оформить отчет в единой форме. Для этого выдайте им общую схему анализа методической работы ШМО.

ВАЖНО
Отметьте общую оценку достигнутых результатов, недостатки, предложения по организации работы и задачи на следующий учебный год
Оценить результаты методической работы педагогов
Чтобы подвести итоги методической работы ШМО за год, поручите руководителю объединения проанализировать деятельность педагогов. Для этого руководитель должен оценить методическую работу и динамику результатов работы каждого учителя.
Для оценки методической деятельности учителей составьте и раздайте педагогам карту анализа работы за год. Образец карты смотрите в статье>>. Для оценки динамики результатов работы учителя выдайте педагогам таблицу учета показателей успеваемости и качества знаний по классам. Посмотрите образец отчетной формы в статье>>
Поручите руководителям ШМО собрать у педагогов карты анализа методической работы и таблицы динамики результатов работы. На основе этих форм руководители смогут проанализировать работу своих методобъединений.
Проанализировать работу методобъединений
Составьте схему анализа работы ШМО и раздайте руководителям объединений. Предложите руководителям ШМО проанализировать работу педагогов и работу объединения по направлениям. Посмотрите примерную схему анализа в таблице.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Структура анализа методической работы ШМО
Общие сведения. В отчете руководители ШМО указывают тему методической работы объединения, цели и задачи. Посмотрите пример.
– обеспечить реализацию основных образовательных программ на уровне ООО и СОО по предметам цикла;
– повысить уровень образовательных достижений учащихся;
– повысить качество преподавания предметов естественно-научного цикла путем внедрения современных образовательных технологий и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Категории и награды. Для каждого педагога методобъединения руководитель ШМО указывает уровень образования, квалификационную категорию и награды. Например, к поощрениям педагогов можно отнести медали, грамоты, благодарственные письма и т. п.

ВАЖНО
План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на одной предметной области
Анализ работы по направлениям в соответствии с единой методической темой. Работу руководитель ШМО анализирует по направлениям. Для каждого направления указывают темы и формы работы, которые реализовало ШМО, чтобы выполнить свою основную методическую цель. Формами работ могут быть заседания, семинары, круглые столы и т. п. Еще отмечают проблемы, которые поспособствовали рассмотрению данных тем. Например, не все используемые УМК включены в федеральный перечень, увеличение нагрузки на одних и тех же учеников, снижение мотивации педагогов к участию в профессиональных конкурсах и т. п. Сориентируйте коллег указывать конкретные действия, которые смогут улучшить работу ШМО в данном направлении. Например, внесение корректировок в рабочие программы, мотивационные беседы с учениками, оказание методической поддержки со стороны коллег с высокой мотивацией к саморазвитию.
Сведения о повышении квалификации педагогов. В отчет входит информация о курсах и семинарах, которые посещали учителя. На основе анализа этого направления сделайте вывод об активности учителей, на каком уровне не был представлен опыт педагогов ШМО. Оцените динамику по данному направлению в сравнении с прошлым годом. Еще руководитель ШМО описывает творческие отчеты педагогов по программам самообразования и авторские разработки, например публикации или персональный сайт учителя. Включает ссылки на опубликованные материалы.
Повышение профессионального мастерства. В этот раздел анализа входит информация о результатах участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конференциях различного уровня. Здесь же нужно указать педагогов, которые являются наставниками вновь прибывших специалистов.
Сведения по обобщению передового педагогического опыта. В разделе руководитель ШМО описывает результативность работы педагогов по этому направлению. Указывает, на каком уровне был обобщен педагогический опыт: школьный, районный, региональный или федеральный.
Работа с одаренными детьми. В отчет руководитель ШМО вносит мероприятия, в которых принимали участие ученики. Например, олимпиады, проекты, конференции, конкурсы и т. п.
Мероприятия, которые организовало ШМО. Здесь собрана информация о результатах предметных и тематических недель, которые организовало и провело методобъединение в течение учебного года. Например, объем мероприятия, продукт по его итогам, вклад в развитие участников. Отдельно нужно описать открытые уроки, внеурочные мероприятия, методические марафоны, в которых принимали участие педагоги ШМО.
Инновационная деятельность. В этом разделе руководитель ШМО отмечает педагогов, которые приняли участие в экспериментальной деятельности или выступили с инновационной темой работы на муниципальном, региональном или федеральном уровне.
Результаты образовательной деятельности. Чтобы отметить итоги успеваемости и качества знаний по классам, предложите руководителям ШМО использовать таблицы «Динамика результатов работы учителя», которые ранее заполняли педагоги. В отчет включают данные по каждому учителю и предмету, среднюю оценку успеваемости и качество знаний по классу. Все данные оцениваются в динамике. Еще в разделе – итоги регионального мониторинга и результаты ГИА.

СПРАВКА
Сделайте выводы о степени выполнения задач, результатах работы по плану, характеристике наиболее эффективных форм и методов работы и их результативности, характеристике ценного опыта
Сделать выводы
Чтобы подвести итоги анализа методической работы ШМО, сделайте выводы о проведенной работе и ее эффективности. Поручите сделать выводы руководителям ШМО. Пусть проанализируют степень и эффективность выполнения поставленных задач, степень и результативность выполнения плана. Выделят наиболее эффективные формы и методы работы, их результативность.
В конце отчета – общая оценка достигнутых результатов, актуальность проблем, которые рассматривали в рамках плана работы. Еще руководители формулируют предложения по улучшению методической работы ШМО, организации работы и задачи на следующий учебный год: задачи, темы, иные формы работы. Определяют факторы, которые оказали положительное или отрицательное влияние на организацию методической работы и повышение качества образования.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Карта, чтобы проанализировать методическую работу педагога
В конце учебного года вы подводите итоги методической работы школы. Одним из направлений анализа является методическая работа педагогов. Чтобы оценить результаты работы учителей, воспользуйтесь готовой картой анализа методической работы педагога.
Определите параметры и критерии оценки
Чтобы проанализировать методическую деятельность педагогов, составьте карту анализа работы педагога. Включите в карту параметры – направления работы учителя. Для каждого параметра укажите в баллах критерии оценки их результативности. Это необходимо для того, чтобы получить количественную характеристику результатов методической работы педагога.
Критерии, чтобы оценить каждый параметр установите самостоятельно. Или посмотрите направления методической работы и примерные готовые критерии их оценки ниже.
Заполните карту анализа методической работы педагога
Раздайте педагогам карту анализа методической работы. Посмотрите образец карты ниже. Попросите учителей заполнить карту. Пусть включат в нее данные на конец 2019/20 учебного года. Другой вариант – заполнить электронную карту в конце статьи. Она подсчитает баллы автоматически.
По каждому параметру учитель должен указать, какие изменения за учебный год у него произошли, и отметить документы, которые подтверждают факт изменений. Например, в пояснениях можно указать дипломы, сертификаты, название мероприятий, активным участником которых он был или которые посетил. Еще выдайте педагогам схему с критериями оценки направлений работы. В карте анализа педагог должен оценить в баллах каждый параметр своей методической работы.

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образцы документов методической работы педагога
Проанализируйте результаты
Поручите руководителям методобъединений собрать карты, которые заполнили педагоги. Пусть проанализируют результаты каждого учителя. Еще поручите руководителям определить, насколько объективно себя оценивает педагог. Если выявят необъективность – это повод поработать с педагогом индивидуально. В конце карты каждого педагога руководитель объединения должен указать итоговый балл. Его можно подсчитать как сумму баллов по всем направлениям методработы учителя.
Чтобы оценить качество результатов методической работы педагога за учебный год, определите уровень методической работы учителя. Для этого раздайте руководителям объединений шкалу. Шкалу оценки посмотрите в таблице выше. Полученный результат руководитель вносит в соответствующую строку карты анализа методработы педагога.
Таблица. Шкала определения уровня методической работы педагога
Скачать
Какие решения принять по итогам анализа
Если у большинства педагогов одного методобъединения уровень работы ниже среднего, вы можете принять несколько решений. Проанализируйте, какие направления работы педагоги игнорируют, какие параметры набрали недостаточное количество баллов. Поручите руководителям методобъединений составить план работы с такими учителями. Например: подобрать мероприятия, курсы и семинары разных уровней, в которых учителя смогут принять участие; составить индивидуальную траекторию педагога для повышения квалификационной категории; помочь в разработке персонального сайта; порекомендовать сервисы и издания, где можно разместить свои публикации; составить график открытых уроков и проводить больше мероприятий на тематических неделях; оказать методическую помощь учителю, чтобы повысить процент успеваемости и качества знаний по его предмету.
Если у педагогов одного объединения наблюдается низкий уровень методической работы не первый год, это говорит о недостаточной компетентности руководителя. Выход – назначить другого руководителя объединения из числа наиболее инициативных и опытных педагогов.

Чтобы получить результаты по педагогу, заполните интерактивную карту. Когда проставите отметки по всем параметрам, нажмите «Рассчитать». Расчетчик выдаст результат – к какому типу относится педагог, и даст краткую характеристику.
Карта анализа деятельности педагога
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
