ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2020года
План работы
Новый ФГОС основного общего образования

Изменения во ФГОС основного общего образования. Что внедрять уже сейчас

Галина Савиных, координатор проекта «Практики ВСОКО» АРОО; руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», к. п. н.
Совет по ФГОС при Минпросвещения России одобрил новый проект ФГОС основного общего образования. В статье – шесть главных новшеств ФГОС и рекомендации эксперта, что внедрить в работу уже сейчас.

В конце 2019 года одобрили текст проекта ФГОС основного общего образования. Принципиально проект менять не планируют. В него еще будут вносить коррективы, но чиновники называют дату введения нового стандарта – 1 сентября 2021 года. К этому моменту ведомство планирует разработать и направить в регионы методические рекомендации и разъяснения. Еще подготовят дорожную карту и обновят примерные образовательные программы. Чтобы в спешке не менять документы, начните готовиться к внедрению нового стандарта уже сейчас. Эксперт проанализировал проект и выделил шесть главных изменений. В статье читайте, что изменят новшества, как и когда начинать включать их в работу.

Облегчат ли новые формулировки предметных результатов работу педагогов?
Облегчат ли новые формулировки предметных результатов работу педагогов?
36% Да, готовить уроки и программы станет легче
31% Нет, это лишняя нагрузка на учителей
33% Это ничего не изменит
Всего ответов: 132

Главное в статье СкрытьИзменение 1. По-новому сформулировали предметные результаты

Требования к предметным результатам разработчики сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. В таблице 1 смотрите, как изменились формулировки.

Таблица 1. Требования к предметным результатам в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►

Действующий ФГОС фиксирует требования к контролируемым элементам содержания (далее – КЭС), а проект – к учебным действиям с этим содержанием. То есть в проекте интегрировали КЭС и УУД. Чтобы достичь предметных результатов, ученики теперь должны будут овладеть знаниями и умениями и применить их, то есть действовать. Учебный предмет в логике нового ФГОС станет дидактическим ресурсом метапредметного развития. Смотрите пример требований проекта ФГОС ООО к предметным образовательным результатам по химии для второго года освоения соответствующей рабочей программы.

ПРИМЕР. Курсивом выделены требования, которые отражают познавательные УУД – логические операции:
– объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов;
– определять и классифицировать изученные типы химических реакций (по изменению степеней окисления атомов химических элементов);
– описывать физические и химические свойства простых веществ, образованных элементами: углерод, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо;
– прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся… (Приложение 11 проекта).

Как и когда внедрять. Из-за новых требований к предметным результатам педагоги должны будут изменить рабочие программы. Заранее спланируйте методическое сопровождение корректировки рабочих программ и повышение квалификации педагогов по новым подходам к планированию и контролю образовательных результатов. Создайте рабочую группу и включите в нее председателей методических объединений и методистов, если они есть в вашей школе. Проведите совещание с рабочей группой, разберите новые требования. Еще запланируйте в новом учебном году методические семинары и вебинары с внешними экспертами.

Обратите внимание на требование проекта ФГОС формировать у учеников предпосылки научного типа мышления. Чтобы реализовать это требование, заложите условия для учебных исследований школьников, в том числе получения нового знания, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в Программу развития УУД, когда будете менять ООП.

Согласны, что распределение результатов упростит вашу работу?
Согласны, что распределение результатов упростит вашу работу?
43% Да, станет легче контролировать качество рабочих программ
32% Нет, придется изменить массу документов
24% Это никак не повлияет, объем работы не изменится
Всего ответов: 127

Изменение 2. Требования к образовательным результатам
разбили по годам обучения

Требования к предметным образовательным результатам распределили по годам освоения ООП основного образования. Конкретные требования есть для каждого года обучения по следующим учебным предметам:

  • русский язык, литература;
  • родной язык, родная литература;
  • иностранный язык;
  • история, обществознание, география;
  • математика, информатика;
  • физика, биология, химия.

Теперь на промежуточной аттестации школа должна проверять те результаты и в таком порядке, который прописан во ФГОС основного общего образования. Раньше педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно.

Требования к распределению образовательных результатов по годам обучения действуют не для всех образовательных организаций. Школы, которые имеют или получат на момент введения ФГОС статус федеральной или региональной инновационной площадки, по-прежнему смогут по своему усмотрению распределять результаты по годам обучения (п. 24 проекта ФГОС ООО).

5
учебных предметов

с модульным принципом изучения

Как и когда внедрять. Изменения в работе зависят от того, является ли ваша школа инновационной площадкой. Если нет, то, как только проект введут в работу, учителям вашей школы нужно будет переписать рабочие программы и пересмотреть фонд оценочных средств, а вам из-за этого изменить ООП.

Если ваша школа инновационная площадка или получит такой статус на момент введения нового стандарта, изменения в рабочие программы и ООП вносите по своему усмотрению. В этом случае педагоги вашей школы не будут жестко ограничены требованиями ФГОС. Но, несмотря на статус инновационной площадки, строить преподавание в школе в отрыве от стандарта рискованно. Во время процедур по контролю качества образования – НИКО, ВПР, ГИА – будут проверять качество результатов по ФГОС. Если ООП вашей школы разойдется с требованиями стандарта, ученики не смогут показать высокие результаты. Поэтому полностью игнорировать положения ФГОС не стоит.

Проведите совещание с председателями методических объединений. Обсудите, какие требования нового ФГОС к предметным результатам закрепить как обязательные. Затем внесите этот вопрос в повестку педагогического совета. Когда определите окончательный список требований стандарта, которые должны принимать во внимание педагоги, закрепите их в Положении о рабочей программе. Так вы интегрируете требования ФГОС и уникальные разработки педагогов школы.

Выберите материал, кликнув на кнопку, листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьВариант контрольно-оценочного материала по новому ФГОС

Здесь и далее кликните на фрагмент, чтобы полностью прочитать коментарий эксперта

Вы планируете усиливать тематические предметные модули курсами внеурочной деятельности?
Вы планируете усиливать тематические предметные модули курсами внеурочной деятельности?
38% Да, это позволит связать урочную и внеурочную деятельность в единую систему
18% Нет, это лишняя работа, которую некому выполнять
44% Не будем ничего менять в планах, пока не примут новый ФГОС
Всего ответов: 73

Изменение 3. Ввели тематические модули для ИЗО, музыки, технологии,
ОБЖ и физкультуры

По этим предметам есть комплекс тематических модулей. Для каждого модуля прописаны предметные результаты, которые выносятся на промежуточную аттестацию. Школа самостоятельно определяет, в каком порядке и объеме изучать модули. Посмотрите пример модулей учебного предмета «Изобразительное искусство».

ПРИМЕР. Модули учебного предмета «Изобразительное искусство»:
– «Символика крестьянского дома и народного праздника»;
– «Народные художественные промыслы России»;
– «Виды и жанры изобразительного искусства»;
– «Художественный образ и художественно-выразительные средства»;
– «Натюрморт. Пейзаж. Портрет»;
– «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн».

Как и когда внедрять. Пока новый ФГОС не введен в действие, менять рабочие программы по предметам не нужно. Но уже сейчас вы можете начать планировать интеграцию урочной и внеурочной деятельности через модульный принцип обучения. Для этого организуйте рабочее совещание с педагогами. Обсудите с ними новую структуру курсов по предметам. Поручите подготовить примерное распределение объема и последовательности изучения модулей по своим предметам. Обратите внимание педагогов, что разбивать содержание модулей на количество лет освоения рабочей программы они могут по-разному. Например, какие-то модули можно изучать только в первый год освоения рабочей программы, а какие-то «растягивать» на весь период ее реализации.

Когда педагоги подготовят предварительное планирование, проведите повторное совещание. На нем обсудите, изучение каких тематических модулей можно усилить курсами внеурочной деятельности. Например, модуль «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» учебного предмета «Изобразительное искусство» можно усилить курсом «Компьютерная графика» или «Веб-дизайн». Так вы свяжете курсы внеурочной деятельности с урочной и включите в работу требования ФГОС.

Согласны, что содержание воспитательной работы нужно расширить и сделать актуальным?
Согласны, что содержание воспитательной работы нужно расширить и сделать актуальным?
66% Да, содержание воспитательной деятельности и ее результаты давно пора связать с реальностью
6% Нет, в первую очередь, задача школы – высокие предметные результаты
28% Возможно, это оправдано, но до внедрения нового ФГОС в школе мы ничего менять не будем
Всего ответов: 67

Изменение 4. Расширили содержание воспитательной деятельности

Проект меняет и расширяет содержание воспитания. В нем изменили требования к личностным образовательным результатам и увеличили количество направлений воспитательной работы. Смотрите в таблице 2, что изменилось.

Главное в статье СкрытьТаблица 2. Направления воспитательной деятельности в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►

Для каждого направления воспитательной деятельности в проекте ФГОС прописали личностные образовательные результаты. Разработчики усилили акценты на физическом и трудовом воспитании, опыте исследовательской деятельности и познавательной мотивации. Изменения связаны с майскими указами Президента РФ 2018 года. По ним Правительство РФ к 2024 году должно обеспечить «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Еще в новом проекте ФГОС изменили название и содержание Программы воспитания и социализации обучающихся. Теперь это Программа воспитания.

Как и когда внедрять. Менять Программу воспитания и социализации обучающихся пока не нужно. Но включать в воспитательную работу новое содержание можно уже сейчас. Например, в рамках мониторинга личностного развития школьников проведите диагностику уровня познавательной мотивации и учебной самостоятельности учеников. Мониторинг свяжите с планом внеурочной деятельности.

Внедрите в школе портфолио, чтобы учитывать индивидуальные достижения школьников. Опытом использования электронного портфолио поделился лауреат конкурса «Завуч года» Алексей Лобанов, его статью читайте далее>>.

Свяжите индивидуальную проектную деятельность с работой по жизненному проектированию и профориентации школьников. Для этого порекомендуйте педагогам предлагать темы, которые затрагивают социальную и профессиональную проблематику на учебном материале.

В планируемые личностные образовательные результаты школьников включите социальную ответственность и формирование гибких навыков. Требования действующего ФГОС вы не нарушите.

Поручите педагогам выделить в рабочих программах темы, у которых есть воспитательный потенциал. Эти темы вы затем сможете включить в содержание Программы воспитания в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами. Посмотрите пример темы.

ПРИМЕР. В рабочей программе по обществознанию за 7-й класс есть тема «Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание». Уроки по этой теме внесите в содержание воспитательной программы по задаче формирования просоциальной активности школьников как компонента личностного результата «смыслообразование и нравственно-этическая ориентация».

Планируете вывести второй иностранный язык из учебного плана?
Планируете вывести второй иностранный язык из учебного плана?
71% Да, сейчас преподаем только из-за требований Минпросвещения
12% Нет, есть запрос учеников, кадров и обеспечения хватает
17% Мы так и не ввели изучение второго иностранного языка
Всего ответов: 119

Изменение 5. Исключили второй иностранный язык из списка обязательных учебных предметов

Второй иностранный язык не входит в список обязательных предметов для изучения. Школа может ввести второй иностранный язык по выбору учеников, если в ней есть необходимые условия.

Для учебного предмета «Второй иностранный язык» есть предметные результаты освоения. Требования прописаны для английского, немецкого, французского и испанского языков. Они ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Также предметные результаты должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне (А1+).

Как и когда внедрять. Если в учебном плане уже есть предмет «Второй иностранный язык», то педагогам, которые преподают эту дисциплину, нужно пересмотреть рабочие программы. Как и для других предметов, в проекте ФГОС прописаны требования к освоению предметных результатов по годам обучения для учебного предмета «Второй иностранный язык». Порекомендуйте педагогам скорректировать рабочие программы к новому учебному году, чтобы учесть требования нового ФГОС.

Если в вашей школе недостаточно кадров или материально-технического обеспечения, вводить изучение второго иностранного языка не нужно. Об этом неоднократно говорила бывший министр просвещения Ольга Васильева.

Согласны, что функциональная грамотность – базовая гарантия качества образования?
Согласны, что функциональная грамотность – базовая гарантия качества образования?
62% Да, выпускники школы должны владеть набором компетенций, которые помогут им в жизни
4% Нет, гарантия качества образования – высокие баллы на ГИА и поступление в престижный вуз
33% Развить функциональную грамотность важно, но это не приоритет при получении образования
Всего ответов: 90

Изменение 6. Ввели понятие «функциональная грамотность»

Новый проект ФГОС ООО заявляет функциональную грамотность в составе государственных гарантий качества основного общего образования (п. 3 проекта). Школа должна обеспечить при реализации ООП формирование функциональной грамотности, в том числе школьники должны овладеть компетенциями, которые помогут им в дальнейшем получить образование и ориентироваться в мире профессий (п. 29 проекта).

Проект ФГОС закрепляет функциональную грамотность как результат освоения ООП. Это связано с внедрением новой методологии оценки качества общего образования (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). До 2024 года международные исследования качества образования пройдут во всех субъектах РФ.

Как и когда внедрять. Переписывать ООП основного образования и вводить в нее понятие «функциональная грамотность» еще рано. Но уже сейчас начните проводить разъяснительную работу с педагогами. Расскажите им о международных исследованиях. Ориентируйтесь на приложение к приказу Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019. Там есть сравнение оценочных материалов PISA и требований ФГОС ООО к образовательным результатам.

Когда новый ФГОС введут в действие, педагоги должны быть готовы провести самоаудит рабочих программ. Чтобы подготовить учителей к этому, запланируйте методические семинары.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2020года
Циклограмма на месяц
Февраль

ГИА-2020, итоговое собеседование и открытые мероприятия. Дела заместителя директора на месяц

Татьяна Щербакова, замдиректора МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова», г. Щекино Тульской области. Почетный работник общего образования. 27 лет работает в школе. Аттестованный эксперт для проведения мероприятий по контролю в сфере образования. Автор более 50 публикаций по вопросам управления образовательной организацией
В февральской циклограмме на месяц – четыре важных контрольных события. Примите заявления в 1-е классы от родителей первоклассников. А от девятиклассников – на сдачу ГИА-2020. Проверьте готовность к итоговому собеседованию по русскому языку и к мартовским ВПР. А также проконтролируйте качество февральских образовательных событий.

С 1 февраля проконтролируйте подачу заявлений в 1-е классы. До 12 февраля включите в циклограмму мероприятия по подготовке выпускников 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку. Также проверьте качество образовательных результатов в 11-х классах перед мартовскими ВПР. А до 1 марта примите заявления от учеников 9-х классов на участие в ГИА для региональной информационной системы.

Что проверить в работе педагогов до марта

Начните с документов, которые должны заполнить родители будущих первоклассников. Чтобы зачислить ребенка в школу, возьмите у родителей заявление о выборе языка обучения и родного языка для изучения. Так вы выполните требование Минпросвещения, которое министерство включило в Порядок приема в школу (приказ от 17.01.2019 № 19).

Узнайте, есть ли среди будущих первоклассников дети, чьи братья и сестры уже учатся в вашей школе. Теперь вы обязаны зачислить их в вашу школу (Федеральный закон от 02.12.2019 № 411-ФЗ).

Основное контрольное мероприятие месяца – итоговое собеседование 12 февраля. До него запланируйте и проведите пробное собеседование. Отработайте все требования к организации собеседования по письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10–987. К примеру, проверьте, насколько хорошо педагоги понимают критерии оценки итогового собеседования, качественно ли проводят собеседование.

На пробном собеседовании в начале февраля понаблюдайте, настроен ли экзаменатор-собеседник общаться с выпускником 9-го класса. Проконтролируйте, чтобы экзаменатор не слушал молча, а задавал вопросы, переспрашивал, уточнял ответы. Так педагог поможет выпускнику избежать односложных высказываний. Если вы уже проводили пробное собеседование в январе, поработайте с экзаменаторами-собеседниками на заседаниях профобъединений учителей-предметников.

За три рабочих дня до собеседования включите в циклограмму проверку готовности программного обеспечения (ПО). А за день – сверьте с РЦОИ список участников собеседования.

Какие образовательные события запланировать

Февральскую циклограмму дел дополните мероприятиями из календаря образовательных событий на 2019/20 учебный год (письмо Минпросвещения от 27.05.2019 № ТС-1314/04). Всего в феврале их четыре:

  • День российской науки (8 февраля);
  • День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля);
  • Международный день родного языка (21 февраля);
  • День защитника Отечества (23 февраля).

Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку

Циклограмма на февраль Скачать ►

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2020года
Качество образования
ВПР-2020

Проверьте, готовы ли 11-е классы к ВПР-2020. Шесть готовых листов оценки

Проконтролируйте, как педагоги проводят уроки в старшей школе перед ВПР-2020. В статье – готовые электронные листы контроля по всем предметам.

Ученики 11-х классов в этом году пишут ВПР раньше всех – уже в марте. Рособрнадзор определил периоды, в которые школы должны провести проверочные работы. У вас меньше месяца, чтобы проконтролировать, готовы ли ученики к ВПР.

Когда пройдут ВПР-2020 в 11-х классах

Важно

Ученики 11-х классов пишут ВПР только по тем предметам, которые они не выбрали на ЕГЭ

В этом году все ВПР в старшей школе Рособрнадзор проводит в марте по плавающему графику (приказ Рособрнадзора от 27.12.2019 № 1746). Школа сама определяет конкретные даты работ в рамках периодов. Посмотрите график.

График ВПР-2020 в 11-х классах

 ПредметПериод
 Иностранный язык2–6 марта
  География1
 История10–13 марта
 Химия
 Физика16–20 марта
 Биология

Как организовать контроль

Посетите уроки в 10-11-х классах сами или поручите руководителям методических объединений. Используйте электронные оценочные листы по предметам. Баллы, которые вы выставите в листы оценки покажут, как улучшить уроки. До марта еще есть время, чтобы учителя скорректировали содержание уроков, а ученики подошли к ВПР готовыми.

Внизу электронного листа есть инструкция, как работать с листом анализа. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Электронные листы оценки урока перед ВПР-2020


 1 В ВПР по географии могут участвовать ученики 10-х классов. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ). 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.