ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2020года
Качество образования
Контроль внеурочной деятельности

Как включить анализ внеурочного занятия во ВСОКО. Готовый лист оценки

Наталья Галеева, профессор кафедры управления образова­тельными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, член-корреспондент МАНПО, к. б. н., доцент
Во втором полугодии посетите занятия внеурочной деятельностью, чтобы оценить их качество. В статье – готовый оценочный лист и общий план, чтобы составить листы оценки для разных типов внеурочных мероприятий.

Формы внеурочной деятельности разнообразны. Поэтому кажется сложным оценить качество внеурочных мероприятий по одной схеме. Из-за этого школы не включают оценку качества внеурочных занятий во ВСОКО. Другая проблема – подмена оценки качества во ВСОКО учетом посещаемости. В статье – авторская методика, которая позволит составить оценочный лист для любой формы внеурочной деятельности. Для этого определите показатели оценки и спроектируйте содержание листа оценки. А чтобы оценить качество кружкового внеурочного занятия, есть готовый оценочный лист.

Определите, какие компоненты внеурочного мероприятия оценивать

Качество внеурочного занятия складывается из трех компонентов: качества содержания, качества организации и качества результатов. Для каждого компонента есть критерии. Критерии – это то, что нужно измерить. Они отражают требования нормативных документов. Критерии и компоненты не зависят от формы, в которой реализуется внеурочная деятельность. Это обязательные части листа оценки. Посмотрите компоненты и критерии в готовом листе оценки.

Переменная часть листа оценки – это показатели. С их помощью вы оцените внеурочное занятие по критериям. Когда будете готовить оценочные листы для разных форм внеурочной деятельности, учитывайте специфику конкретного занятия. Посмотрите показатели в готовом листе оценки.

Оцените качество содержания

Качество содержания оценивайте на основании планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Порекомендуйте педагогам планировать образовательные результаты занятия реалистично. Для этого учителя должны учесть внутренние ресурсы учеников и внешние ресурсы школы. На основе планируемых результатов педагог формулирует цель и выстраивает оценочный инструментарий. Посмотрите в листе оценки, по каким критериям оценить качество содержания занятия.

Раздел листа оценки «Качество содержания»

Личностные результаты
Личностные результаты
Этот показатель отражает, как педагог формирует через содержание занятия личностные образовательные результаты по требованиям ФГОС
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Показатель отражает. как через содержание занятия педагог помогает школьникам сформировать и развить УУД
Предметные результаты
Предметные результаты
Как проявляются в содержании занятия требования к предметным результатам. Исключите критерий, если нет прямой связи внеурочного занятия с предметами, которые школьники изучают в данный момент

Скачать

По каждому критерию в лист оценки выставьте балл от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; выполнено частично, у учителя есть резервы – 1 балл; не выполнено – 0 баллов.

Оцените качество организации

Во ФГОС всех уровней образования закреплены требования к условиям реализации ООП. Проверьте, как педагог соблюдает требования. Посмотрите, по каким критериям оценить качество организации занятия.

Раздел листа оценки «Качество организации»

Подготовка
Подготовка
Оцените, соответствует ли подготовка к мероприятию его специфике
Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение
Проверьте, учел ли педагог специфику занятия, когда готовил оборудование и оснащение. Например, настроил проектор, чтобы показать учебный фильм
Качество взаимодействия
Качество взаимодействия
Оцените стиль и формы общения, которые использует педагог
Гигиенические требования
Гигиенические требования
Оцените, как педагог выполняет гигиенические требования к содержанию и структуре занятия, как организована работа с оборудованием
Дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ
Проверьте, учел ли педагог специальные требования к работе с детьми с ОВЗ. Исключите этот критерий, если в занятии не участвовали ученики с ОВЗ
Образовательные технологии и ИКТ
Образовательные технологии и ИКТ
Оцените, целесообразно ли педагог использует ИКТ, как применяет педтехнологии

Скачать

По каждому критерию, кроме последнего, в лист оценки выставьте балл от 1 до 0. Если требование выполнено – 1 балл; не выполнено – 0 баллов. По последнему критерию выставьте баллы от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; выполнено частично, у учителя есть резервы – 1 балл; не выполнено – 0 баллов. Также 0 баллов поставьте, если ресурсы у педагога есть, но он их не использует.

Оцените качество результатов

Качество результатов оценивайте в конце занятия. Проконтролируйте, достиг ли педагог целей, которые поставил. Качество результатов свяжите с критериями, по которым оценивали качество содержания занятия. Посмотрите критерии оценки качества результатов.

Раздел листа оценки «Качество результатов»

Личностные результаты
Личностные результаты
Оцените динамику роста личностных результатов. В лист оценки впишите оптимальный уровень достижения
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Оцените динамику роста метапредметных результатов. В лист оценки впишите оптимальный уровень достижения
Предметные результаты
Предметные результаты
Оцените динамику роста предметных результатов. В лист оценки впишите оптимальный уровень достижения. Исключите критерий, если нет прямой связи внеурочного занятия с предметами, которые школьники изучают в данный момент

Скачать

По каждому критерию выставьте баллы от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; такие результаты демонстрируют отдельные ученики – 1 балл; требование не выполнено – 0 баллов.

Подсчитайте результаты оценки

Максимальное количество баллов, которое можно набрать при оценке занятия, – 20. Качество занятия рассчитывается так:

Качество занятия оптимальное, если в результате получится значение от 85 до 100 процентов. От 60 до 84 процентов – допустимый уровень, 50–59 процентов – критический, менее 50 процентов – недопустимый уровень качества занятия.

Расскажите педагогам об оценке качества внеурочной деятельности

Перед тем как начать посещать внеурочные занятия, организуйте для педагогов методический семинар. Раздайте образцы листов оценки учителям и прокомментируйте их содержание. Так педагоги смогут учитывать требования к качеству внеурочных мероприятий, когда будут их готовить. Также порекомендуйте учителям использовать критерии для самооценки своей деятельности.

Выберите лист оценки качества, заполните поля «Класс», «Учитель», «Тема внеурочного занятия», «Цель внеурочного занятия», ответьте на вопросы

Листы оценки качества внеурочного занятия

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2020года
Качество образования
Форма работы

Новое в оценивании метапредметных результатов по ФГОС. Сценарий педсовета

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили новую Методологию и критерии оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки учащихся. Чтобы выполнить требования и внедрить в школе единую систему оценивания метапредметных результатов, проведите в III четверти педсовет.

Раздайте учителям карточки для подготовки

За две недели до педсовета проведите планерку с педагогами. Разделите учителей на пять групп и раздайте задания для подготовки выступлений. Цель работы всех групп – сформулировать пункты для дорожной карты, чтобы внедрить в школе оценку метапредметных результатов. Для работы предложите педагогам список информационных ресурсов по проблематике педсовета.

Группа № 1. Учителя математики, начальных классов изучают уровень математической грамотности школьников. Проводят серию открытых занятий, на которых используют формирующее оценивание. На занятии заполняют экспертную карту анализа урока с позиции метапредметного подхода. К педсовету группа представляет результаты анализа учебных занятий.

Группа № 2. Учителя русского языка, литературы, иностранного языка, начальных классов изучают читательскую грамотность. Педагоги разрабатывают комплексную контрольную работу на метапредметной основе для проверки читательской грамотности. Проверяют работу по предложенным критериям оценивания. К педсовету группа представляет рекомендации по оцениванию читательской грамотности учащихся.

Группа № 3. Входят учителя физики, астрономии, химии, биологии, географии, естествознания. Изучают методику формирования естественно-научной грамотности школьников. Разрабатывают и проводят учебно-исследовательские занятия. Представляют оценочные материалы учебных проектов. К педсовету группа готовит рекомендации по оцениванию естественно-научной грамотности учеников.

Выберите группу, прочитайте и скачайте задание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьЗадания для групп

Группа № 4. Учителя обществознания, экономики, технологии, начальных классов анализируют информационные источники о формировании финансовой грамотности учащихся. Проводят анкетирование коллег по вопросам финансовой грамотности и опрос учеников школы на образовательном портале «Всероссийская неделя финансовой грамотности» неделяфинансов.рф. К педсовету группа обобщает и представляет аналитический материал по результатам анкетирования и опроса.

Группа № 5. Учителя музыки, изобразительного искусства, информатики, ОБЖ, технологии, физкультуры организуют участие школьников в решении производственных кейсов и творческих задач открытого типа. Изучают, как ученики проводят самооценку командной работы. Педагоги разрабатывают критерии оценивания таких проектов. К педсовету группа представляет результаты самооценки кейсов.

Расскажите, где искать информацию

Сориентируйте педагогов по интернет-ресурсам. Посмотрите в сервисе, на каких сайтах искать информацию о критериях оценивания.

Список информационных ресурсов

Кликните на кнопку, чтобы посмотреть список информационных ресурсов для самостоятельной работы в группах по подготовке к педсовету

Проведите педсовет

 

Важная информация

  Участники: педагоги школы.
Цель: раскрыть новые подходы к оцениванию метапредметных результатов с учетом требований ФГОС.
Задачи:
- определить особенности оценки метапредметных результатов с учетом новых требований Рособрнадзора;
- создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
- сформировать мотивацию на внедрение новых приемов оценивания метапредметных результатов.
Материалы и оборудование: презентация, листы результативности педсовета ►, карта для анализа урока, критерии оценивания комплексной контрольной работы, результаты анкетирования педагогов по вопросам финансовой грамотности, приемы технологии формирующего оценивания, карта контроля качества исследовательской деятельности учеников, таблица критериев оценки кейса
Место проведения: педсовет на основе семинара-практикума.
Время проведения: 90 минут.

Выберите материал, далее листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьСценарий педсовета и дополнительные материалы

В сервисе посмотрите приемы формирующего оценивания. Для этого выберите в верхнем списке «Технология формирующего оценивания». Затем в нижнем списке выберите название приема. Вы увидите описание.

Выберите технологию в верхнем списке. Затем в нижнем списке выберите прием или метод. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новый прием, кликните «Вернуться к выбору»

Главное в статье СкрытьТаблицы приемов и критериев

 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО», 72 часа

 


Курс позволит эффективно организовать образовательную деятельность школы и сформировать систему оценки качества образования. Поможет оценить деятельность педагогов и проанализировать образовательные результаты учеников. Удостоверение установленного образца.

  Записаться


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Пять приемов, чтобы школьники достигали метапредметных результатов с помощью интеллект‑карт

Рузанна Пейсикова, учитель английского языка ГБОУ «Школа № 1367» г. Москвы
Чтобы школьники достигали метапредметных результатов, порекомендуйте педагогам использовать на уроках технологию интеллект-карт. В статье – 5 приемов майндмэппинга.

Ученикам сложно воспринимать большие объемы сплошного учебного текста. Содержание линейного текста так, чтобы ничего не упустить, сложно представить компактно. Один из способов выделить в тексте главное, сделать его более доступным и понятным – интеллект-карта. Интеллект-карта или mind map – это технология, которая позволяет «сжать» информацию до размера, который можно охватить взглядом. Предложите педагогам включить в работу приемы майндмэппинга. В статье – 5 приемов работы на уроке с готовыми примерами интеллект-карт:«Пробелы», «Пустая карта», «Пазл», «Найди ошибку», «“За” и “против”».

Чтобы научить учителей составлять интеллект-карты и работать с ними, организуйте мастер-класс. Смотрите готовый сценарий мастер-класса>>.

В проекте ФГОС ООО уточнили список метапредметных результатов. Группы УУД те же, что в действующем ФГОС. Кодификатор, который использовали в статье, составлен на основе проекта ФГОС ООО, скачать кодификатор УУД ►

Прием 1. Пробелы

Учитель рисует на доске интеллект-карту, в которой пропущена часть ассоциаций разных уровней, но сохранены все связи. Пробелы должны быть там, где знаний школьников на данном этапе освоения учебного материала недостаточно. Затем педагог обсуждает интеллект-карту с учениками. Школьники объясняют, почему в интеллект-карте есть пробелы. По ходу урока педагог вместе со школьниками заполняет пробелы в интеллект-карте. К концу урока или изучения темы карта заполняется полностью.

Здесь и далее кликните на стрелочку, чтобы открыть вкладку, кликните еще раз, чтобы закрыть

На каком этапе урока 

Мотивационный
Актуализация знаний
Целеполагание

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.2–1.1.6, 1.2.1, 1.3.1, 1.3.4, 1.3.5
Коммуникативные:2.1.1, 2.2.1–2.2.3
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3

Как использовать на уроке

Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
В начале урока учитель рисует на доске или выводит на проекторе интеллект-карту с пропусками – рисунок 1. Школьники используют информацию по теме из разных источников, чтобы заполнить интеллект-карту с помощью учителя. Смотрите на рисунке 2 заполненную интеллект-карту

Рисунок 1. Интеллект-карта «Правление Петра I» с пропусками

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 2. Заполненная интеллект-карта «Правление Петра I»

Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 2. Пустая карта

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. В начале урока рисует на доске «скелет» своей карты без наполнения. Ученики заполняют интеллект-карту ассоциациями так, чтобы учесть все связи, которые есть в «скелете».

На каком этапе урока 

Мотивационный
Целеполагание
Систематизация знаний
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.1., 1.3.4
Коммуникативные: 2.1.1. 2.1.4, 2.2.3
Регулятивные: 3.1.1

Как использовать на уроке

Урок литературы, 10-й класс. Итоговый урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Интеллект-карта поможет проверить, поняли ли школьники причины поступков Раскольникова. На доске пустая интеллект-карта – рисунок 3. Ученики должны заполнить карту самостоятельно – рисунок 4.

Рисунок 3. Пустая интеллект-карта «Преступление и наказание»

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 4. Заполненная интеллект-карта «Преступление и наказание»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 3. Пазл

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. Школьникам предлагает «скелет» карты и набор элементов, которые нужно вставить в этот «скелет». Ученики должны восстановить интеллект-карту, как пазл.

На каком этапе урока 

Целеполагание, постановка проблемы
Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний
Систематизация знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.2, 1.1.3, 1.1.5, 1.3.2
Коммуникативные: 2.1.3, 2.2.1, 2.2.4
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3

Как использовать на уроке

Урок географии, 9-й класс. Тема урока «Агропромышленный комплекс»В конце изучения темы педагог предлагает ученикам восстановить интеллект-карту по теме. Пример готовой интеллект-карты – рисунок 6.

Рисунок 5. Незаполненная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс»

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 6. Восстановленная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 4. Найди ошибку

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока с ошибками. Ученикам предлагает проанализировать готовую интеллект-карту. Есть два варианта постановки задачи: сразу сказать школьникам, что в карте есть ошибки, или не предупреждать об ошибках, чтобы проверить знания.

На каком этапе урока 

Актуализация знаний
Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний
Коррекция

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.5
Коммуникативные: 2.1.5, 2.2.2
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2

Как использовать на уроке

Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
Педагог предлагает школьникам интел- лект-карту и сообщает, что в ней есть ошибки – рисунок 7. Ученики находят неточности. Вместе с учителем они исправляют ошибки. Правильная интел- лект-карта – рисунок 8.

Рисунок 7. Интеллект-карта «Правление Петра I» с ошибками

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 8. Исправленная интеллект-карта «Правление Петра I»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 5. «За» и «против»

Этот прием педагог использует на занятиях по проблемным темам. Школьники составляют карту с доводами «за» и «против» по проблеме. Для этого условно делят интеллект-карту на две части. Прием подходит для индивидуальной и групповой работы.

На каком этапе урока 

Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.2, 1.2.4, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.4
2.1.1, 2.1.2, 2.1.4
Регулятивные: 3.2.1–3.2.3

Как использовать на уроке

Урок биологии, 9-й класс. Тема «Глобальное потепление»Педагог предлагает школьникам ответить на проблемный вопрос: «Есть ли у глобального потепления положительный эффект?» По мере ответов учеников учитель заполняет на доске интеллект-карту. Пример готовой карты – рисунок 9.

Рисунок 9. Интеллект-карта «Глобальное потепление: за и против»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►
 

 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО», 72 часа

 


Курс для тех, кто хочет правильно организовать обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, спроектировать адаптированную образовательную программу, создать специальные образовательные условия и выстроить систему психолого-педагогического сопровождения. Удостоверение установленного образца.

  Записаться


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.