
Пять направлений развития сельской школы
Польза заместителя директора в школе в том, чтобы выстроить образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и новыми тенденциями. Нашу школу мы развиваем по пяти направлениям. Первое – реализация нацпроекта на школьном уровне, второе – модернизация ВСОКО, третье – создание цифровой среды, четвертое – работа с одаренными и высокомотивированными детьми и пятое – переход на профстандарты.
Какие проблемы выявили в начале работы
Под моим руководством в 2018 году рабочая группа педагогов определила три проблемы нашей школы. Первая проблема – устаревшая материально-техническая база. Вторая – низкоскоростной интернет. Школа расположена в сельской местности за 200 километров от краевого центра. У нас нет провайдеров, которые обеспечили бы высокоскоростной интернет. Третья проблема – «старение» педагогических кадров и слабый приток молодых специалистов. Средний возраст педагогов в нашей школе – 48 лет. В коллективе есть и учителя пенсионного возраста. Они слабо мотивированы и консервативно относятся к использованию новых технологий в учебной деятельности.
Рабочая группа определила точки роста. Первая из них – мотивированные педагоги. Это сотрудники, которые хотят развивать школу, делать ее лучше. Вторая – успешный опыт использования в школе современных педтехнологий. Этот опыт мы хотим расширять. Для этого в школе создаем цифровую образовательную среду.
Как реализовали пять направлений программы развития школы
Мы выделили пять направлений, чтобы модернизировать управление школой. Первое направление – достичь показателей региональных проектов в школе. Для этого разработали дорожную карту. Второе направление – улучшить план развития ВСОКО. Третье – ввести электронные портфолио учеников. Четвертое – выявить одаренных учеников и сопровождать их деятельность. Пятое направление – организовать переход школы на профстандарты.
Дорожная карта, чтобы достичь целей нацпроекта «Образование» в школе. Перед нами стояла цель – разработать муниципальные проекты, чтобы реализовать нацпроект «Образование». Так наш педколлектив разработал дорожную карту по достижению показателей региональных проектов. Мы включили в карту шесть региональных проектов – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».
Еще начали работу по реализации концепций преподавания шести предметных областей. Это «Технология», «Искусство», а также концепции развития географического образования, концепции преподавания учебных предметов «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».
Все проекты и концепции содержат три стратегические линии, которые задают вектор развития нашей школы. Смотрите раздел дорожной карты «Современная школа».

Кликните на кнопку с названием раздела национального проекта и прочитайте содержание
Дорожная карта по достижению показателей региональных проектов
План по развитию ВСОКО. Ранее ВСОКО в нашей школе не отвечала современным требованиям. Она не учитывала региональные исследования качества образования и результаты независимой оценки качества. В старой версии ВСОКО мы не принимали во внимание результаты ВПР, которые стали обязательными (приказ Минобрнауки от 20.10.2017 № 1025).
В 2018 году мы сформировали в школе команду педагогов, чтобы разработать новую внутреннюю систему оценки качества образования. В новой модели ВСОКО мы выделили основные направления оценки:
- качество результатов освоения образовательных программ;
- качество содержания образования;
- качество условий реализации образовательных программ.
На основе этой модели мы разработали Положение о ВСОКО, которое утвердили на педагогическом совете. Положение есть на сайте школы – mboyash1.ru/bcoko.
Схема «Модель ВСОКО»
Скачать ►
В соответствии с Положением мы сформировали нормативную базу, которая обеспечивает функционирование ВСОКО и делится на четыре блока. В первом блоке – документы, которые регламентируют образовательную деятельность школы. Во втором – положения, которые обеспечивают реализацию образовательной деятельности. Они регламентируют оценочные и контролирующие процедуры. Третий блок – фонд оценочных средств, а четвертый – приказы по образовательной организации.
Мы обновили способы и функции оценки и продолжили разрабатывать инструментарий, чтобы выявлять сильные и слабые результаты.
Электронное портфолио. У меня возникла идея сделать портфолио не формальной папкой с достижениями ученика, а инструментом оценки качества образования. Поэтому мы разработали документ на базе Excel. Портфолио позволяет решать педагогические задачи. Во-первых, помогает поддерживать высокую учебную мотивацию школьников. Во-вторых, развивает навыки рефлексивной деятельности учеников и помогает им осуществлять самооценку. В-третьих, портфолио формирует умение учиться. С его помощью школьники ставят цели, планируют и организуют свою учебную деятельность.
В планах модернизировать электронное портфолио. Так мы сможем проводить мониторинг метапредметных результатов и формировать функциональную грамотность учеников.
План по выявлению и сопровождению одаренных детей. В сельской школе таких детей единицы. Поэтому возникает проблема – как организовать работу, чтобы образовательный процесс учитывал запросы одаренных и способных учеников. В таблице на этой странице – план, по которому мы работаем, чтобы выявить талантливых учеников.
Таблица. План по выявлению одаренных детей
Скачать ►
Мы изучили запросы учеников и родителей и начали обучать школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. Результат реализации индивидуальных маршрутов – положительная динамика по итогам ВсОШ, научных конференций, конкурсов и соревнований. В планах организовать наставничество для высокомотивированных школьников при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, предоставить максимально разнообразные образовательные ресурсы.
Переход на профессиональные стандарты. Мы сформировали рабочую группу педагогов, чтобы разработать план внедрения профессиональных стандартов. Скачать план перехода на профстандарты ►
Еще составили лист самооценки педагога. По нему учителя проводят самообследование. Так мы выявляем педагогов, которым нужна методическая поддержка в работе по профстандарту.
Анализ листов самооценки педагогов школы показал пять основных дефицитов. Учителя испытывают трудности в организации проектной деятельности и социальных практик, работе с детьми с ОВЗ, инвалидами и низкомотивированными школьниками. Еще есть сложности в освоении и использовании цифровой среды и методов обучения, которые формируют критическое мышление.
Когда мы выявили слабые стороны коллектива, педагоги разработали индивидуальные программы профессионального развития в первом полугодии 2019/20 учебного года. Сейчас мы развиваем компетенции педагогов по работе с онлайн-платформами: Учи.ру, урокцифры.рф, РЭШ, Проектория, Мобильное электронное образование, Сетевичок.рф и Лекта.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
