ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2020года
Завуч года
Опыт победителей

Пять направлений развития сельской школы

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края, заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
Призер первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019» расскажет, как развивает свою школу. В статье есть дорожная карта, чтобы достичь целей нацпроекта «Образование», описание модели ВСОКО и план по выявлению одаренных детей.

Польза заместителя директора в школе в том, чтобы выстроить образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и новыми тенденциями. Нашу школу мы развиваем по пяти направлениям. Первое – реализация нацпроекта на школьном уровне, второе – модернизация ВСОКО, третье – создание цифровой среды, четвертое – работа с одаренными и высокомотивированными детьми и пятое – переход на профстандарты.

Какие проблемы выявили в начале работы

Под моим руководством в 2018 году рабочая группа педагогов определила три проблемы нашей школы. Первая проблема – устаревшая материально-техническая база. Вторая – низкоскоростной интернет. Школа расположена в сельской местности за 200 километров от краевого центра. У нас нет провайдеров, которые обеспечили бы высокоскоростной интернет. Третья проблема – «старение» педагогических кадров и слабый приток молодых специалистов. Средний возраст педагогов в нашей школе – 48 лет. В коллективе есть и учителя пенсионного возраста. Они слабо мотивированы и консервативно относятся к использованию новых технологий в учебной деятельности.

Рабочая группа определила точки роста. Первая из них – мотивированные педагоги. Это сотрудники, которые хотят развивать школу, делать ее лучше. Вторая – успешный опыт использования в школе современных педтехнологий. Этот опыт мы хотим расширять. Для этого в школе создаем цифровую образовательную среду.

Как реализовали пять направлений программы развития школы

Мы выделили пять направлений, чтобы модернизировать управление школой. Первое направление – достичь показателей региональных проектов в школе. Для этого разработали дорожную карту. Второе направление – улучшить план развития ВСОКО. Третье – ввести электронные портфолио учеников. Четвертое – выявить одаренных учеников и сопровождать их деятельность. Пятое направление – организовать переход школы на профстандарты.

Дорожная карта, чтобы достичь целей нацпроекта «Образование» в школе. Перед нами стояла цель – разработать муниципальные проекты, чтобы реализовать нацпроект «Образование». Так наш педколлектив разработал дорожную карту по достижению показателей региональных проектов. Мы включили в карту шесть региональных проектов – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».

Еще начали работу по реализации концепций преподавания шести предметных областей. Это «Технология», «Искусство», а также концепции развития географического образования, концепции преподавания учебных предметов «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».

Все проекты и концепции содержат три стратегические линии, которые задают вектор развития нашей школы. Смотрите раздел дорожной карты «Современная школа».

Кликните на кнопку с названием раздела национального проекта и прочитайте содержание

Дорожная карта по достижению показателей региональных проектов

План по развитию ВСОКО. Ранее ВСОКО в нашей школе не отвечала современным требованиям. Она не учитывала региональные исследования качества образования и результаты независимой оценки качества. В старой версии ВСОКО мы не принимали во внимание результаты ВПР, которые стали обязательными (приказ Минобрнауки от 20.10.2017 № 1025).

В 2018 году мы сформировали в школе команду педагогов, чтобы разработать новую внутреннюю систему оценки качества образования. В новой модели ВСОКО мы выделили основные направления оценки:

  • качество результатов освоения образовательных программ;
  • качество содержания образования;
  • качество условий реализации образовательных программ.

На основе этой модели мы разработали Положение о ВСОКО, которое утвердили на педагогическом совете. Положение есть на сайте школы – mboyash1.ru/bcoko.

Схема «Модель ВСОКО»

Скачать ►

В соответствии с Положением мы сформировали нормативную базу, которая обеспечивает функционирование ВСОКО и делится на четыре блока. В первом блоке – документы, которые регламентируют образовательную деятельность школы. Во втором – положения, которые обеспечивают реализацию образовательной деятельности. Они регламентируют оценочные и контролирующие процедуры. Третий блок – фонд оценочных средств, а четвертый – приказы по образовательной организации.

Мы обновили способы и функции оценки и продолжили разрабатывать инструментарий, чтобы выявлять сильные и слабые результаты.

ПРИМЕР. В 2019/20 учебном году мы меняли ВСОКО в связи с новой оценкой качества образования на ОГЭ, ВПР, оценкой качества образовательных результатов по международным критериям. В фонд оценочных средств планируем включить задания на основе международных исследований PISA и задания, которые учитывают изменения в КИМ для ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Электронное портфолио. У меня возникла идея сделать портфолио не формальной папкой с достижениями ученика, а инструментом оценки качества образования. Поэтому мы разработали документ на базе Excel. Портфолио позволяет решать педагогические задачи. Во-первых, помогает поддерживать высокую учебную мотивацию школьников. Во-вторых, развивает навыки рефлексивной деятельности учеников и помогает им осуществлять самооценку. В-третьих, портфолио формирует умение учиться. С его помощью школьники ставят цели, планируют и организуют свою учебную деятельность.

В планах модернизировать электронное портфолио. Так мы сможем проводить мониторинг метапредметных результатов и формировать функциональную грамотность учеников.

План по выявлению и сопровождению одаренных детей. В сельской школе таких детей единицы. Поэтому возникает проблема – как организовать работу, чтобы образовательный процесс учитывал запросы одаренных и способных учеников. В таблице на этой странице – план, по которому мы работаем, чтобы выявить талантливых учеников.

Таблица. План по выявлению одаренных детей
Скачать ►

Мы изучили запросы учеников и родителей и начали обучать школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. Результат реализации индивидуальных маршрутов – положительная динамика по итогам ВсОШ, научных конференций, конкурсов и соревнований. В планах организовать наставничество для высокомотивированных школьников при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, предоставить максимально разнообразные образовательные ресурсы.

ПРИМЕР. Наша школа проводит малые Курчатовские чтения учеников Саянского района совместно с МКУ «Управление образования администрации Саянского района», с КГАОУ «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми “Школа космонавтики”». Мы проводим чтения, чтобы найти и поддержать талантливых учеников, которые заинтересуются профессиональной деятельностью в сфере ядерной энергетики.
С Положением о проведении X малых Курчатовских чтений можно познакомиться на сайте школы – mboyash1.ru/kurchat. Сейчас мы планируем организовать проведение I межрайонных Курчатовских чтений.

Переход на профессиональные стандарты. Мы сформировали рабочую группу педагогов, чтобы разработать план внедрения профессиональных стандартов. Скачать план перехода на профстандарты ►

Еще составили лист самооценки педагога. По нему учителя проводят самообследование. Так мы выявляем педагогов, которым нужна методическая поддержка в работе по профстандарту.

Анализ листов самооценки педагогов школы показал пять основных дефицитов. Учителя испытывают трудности в организации проектной деятельности и социальных практик, работе с детьми с ОВЗ, инвалидами и низкомотивированными школьниками. Еще есть сложности в освоении и использовании цифровой среды и методов обучения, которые формируют критическое мышление.

Когда мы выявили слабые стороны коллектива, педагоги разработали индивидуальные программы профессионального развития в первом полугодии 2019/20 учебного года. Сейчас мы развиваем компетенции педагогов по работе с онлайн-платформами: Учи.ру, урокцифры.рф, РЭШ, Проектория, Мобильное электронное образование, Сетевичок.рф и Лекта.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей