
Как повысить результаты школьников на ОГЭ по географии
В ОГЭ по географии внесли четыре изменения. Посетите уроки, чтобы проконтролировать, как учителя организовали подготовку и учли в работе изменения. Смотрите контрольные точки. Проверьте, как педагоги отрабатывают на уроке разные виды работ с картами. Примеры карт и заданий ОГЭ смотрите в таблице 2. Расскажите предметникам о трех видах типичных ошибок выпускников и приемах, которые помогут их избежать.
Расскажите, что изменилось в КИМ
В 2020 году ОГЭ впервые будут сдавать школьники, которые обучались по ФГОС с 5-го по 9-й класс. Поэтому в экзаменационные модели внесли четыре изменения. При этом сохранили преемственность с предметным содержанием ФК ГОС.
Первое – добавили три новых задания. Новые задания 27–29 проверяют, сформировано ли у девятиклассников умение работать с текстом географического содержания. Второе – изменили последовательность заданий во всем КИМ. Последовательность поменяли из-за новых заданий. Третье – уменьшили количество заданий, в которых нужно выбрать один ответ из предложенных вариантов. Четвертое – максимальный первичный бал уменьшили с 32 до 31.
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Чтобы выполнить ее, есть 150 минут. Посмотрите в таблице 1, как распределили темы по заданиям в этом году.
Таблица 1. Темы заданий в ОГЭ-2020 по географии
Скачать ►
Проверьте, как учителя географии готовят школьников
ОГЭ-2020: продолжительность, задания, баллы и оценка
Скачать ►
Посетите уроки, чтобы выяснить, как педагоги организовали подготовку. Есть шесть контрольных точек, чтобы проверить качество работы учителя.
Использует задания ОГЭ из открытого банка. Эти задания подходят для работы на уроке и для самостоятельной подготовки. Педагог должен рассказать школьникам о банке заданий и объяснить, как им пользоваться.
Применяет на уроке критерии оценки заданий ОГЭ. Так выпускники поймут, как эксперты будут оценивать их работы и что скорректировать в подготовке. Критерии оценки заданий есть в демоверсии. Выясните, разбирал ли педагог на уроках задания из КИМ, используя критерии.
Проводит диагностические работы в формате ОГЭ. Работа с типовыми заданиями поможет определить пробелы в знаниях каждого школьника, чтобы индивидуализировать дальнейшую работу. Проконтролируйте, запланировали ли педагоги диагностические работы в формате ОГЭ.
Порекомендуйте педагогам обсудить со школьниками, сколько времени отвести на выполнение каждой части экзамена. Девятиклассники должны уметь распределять свое время, чтобы успеть написать и проверить работу перед тем, как сдать ее.
Работает вместе с учителем математики. Задания 9, 11, 22, 23 предполагают математические вычисления. Порекомендуйте учителям географии и математики спланировать и провести в 9-х классах интегрированные уроки.
Включает в урок регулярный повтор тем. Не все темы, которые вынесли на проверку в экзамен, ученики изучали в 9-м классе. Поэтому педагоги должны предусмотреть в поурочном планировании повторение тем, которые проходили с 5-го по 8-й класс. Например, в заданиях 8 и 9 нужно определять направления и расстояния по карте. Для этого нужны знания, которые школьники получают в 5-м классе, когда изучают тему «Масштаб». К 9-му классу материал 5-го класса забывается, поэтому педагог должен включить повторение в план подготовки.
Учит аргументировать и строить логические рассуждения. Чтобы правильно решить задания из КИМ, ученик должен уметь логически выстраивать свой ответ и аргументировать его. Поэтому проконтролируйте, есть ли у учителя в плане подготовки разбор и решение логических заданий. Посмотрите пример задания, в котором нужно подтвердить свой ответ двумя доводами. Примерный ответ ученика: фермеру нужно возить урожай на консервный завод, значит, рядом должна быть дорога. Участок 3 не подходит, так как он далеко от дороги. Шоссе близко к участкам 1 и 2. Участок 1 расположен возле леса, значит, снег весной будет сходить медленнее. А участок 2 имеет южную экспозицию склона, значит, снег будет сходить быстрее. Лучше всего фермеру походит участок 2.

Еще умение выстраивать логические цепочки и искать ключевые слова в тексте нужно, чтобы определить по описанию регион в задании 30. Чтобы выпускники справились с заданиями этого типа, учитель должен научить их искать в тексте подсказки и использовать карты. Для этого педагог объясняет, что в подобных заданиях намеки на ответ есть в каждом предложении. Значит, нужно получить максимум информации из них и построить логическое умозаключение на основании этих намеков.
Проконтролируйте, как выпускники работают с картами

ВАЖНО
Проверьте, как педагог учит искать карты в атласах. Посмотрите примеры в таблице 2
Есть три проблемы при работе с картами. Первая – ученики не знают, какой атлас выбрать, чтобы выполнить задание. На экзамене можно пользоваться атласами за 7-9-е классы любых издательств, но ученики не ориентируются, в каком атласе можно найти подсказку для ответа. Вторая проблема – ученики не умеют читать карты. Поэтому они не справляются с заданиями, где нужно проанализировать карты. Третья проблема – ученики не умеют сопоставлять карты.
Находят нужные карты. Слабые школьники испытывают трудности не с анализом, а с поиском карты, которая поможет выполнить задание. Этот навык поиска нужен, чтобы выполнить задания 1, 4, 14, 20, 28.
Чтобы дать правильный ответ, ученик находит информацию в двух картах из атласа за 8-й класс. Ему нужны карта природных зон и карта особо охраняемых природных территорий.
С начала подготовки к экзаменам у каждого девятиклассника, который сдает географию, должен быть собственный комплект атласов. Это поможет ученику привыкнуть к постоянной работе с конкретными материалами, научиться ориентироваться в картах.
Порекомендуйте педагогам просмотреть атласы вместе с учениками и разъяснить, какие задания с помощью каких карт можно решить. Например, атлас за 7-й класс содержит карты мира, материков и океанов, а в атласе за 8-й класс ученик найдет информацию о природе. Атлас за 9-й класс рассказывает об экономике России. Любую карту можно найти с помощью оглавления. Примеры, какие карты использовать и где их искать, посмотрите в таблице 2.
Таблица 2. Пример карт и заданий ОГЭ
Скачать ►
Анализируют и читают карту. Навык чтения карт нужен в заданиях 2, 5–7, 11, 12, 17, 18, 24, 26. Посетите уроки географии, чтобы проконтролировать, как педагоги разбирают с учениками условные обозначения на географических картах и повторяют информацию об атмосферных явлениях. Посмотрите пример задания ниже. Чтобы дать правильный ответ, ученику надо вспомнить, что направление атмосферного фронта определяют по направлению треугольников или кругов на карте.


ВАЖНО
Посетите уроки, чтобы проверить, как педагоги учат школьников работать с картами
Сопоставляют карты. Задания 3, 11, 14, 18 и 25 требуют от учеников умения анализировать карты. Школьники должны уметь сопоставлять несколько карт, чтобы дать верный ответ. Проверьте, запланировали ли педагоги в рамках подготовки сопоставительный анализ карт.
Посмотрите пример задания. Чтобы дать правильный ответ, ученик находит информацию в двух картах из атласов за 8-й и 9-й классы. Он определяет, какие регионы расположены в горах. Для этого надо сопоставить карты «Физическая карта России» и «Административно-территориальное деление России».
Поручите разобрать типичные ошибки

ВАЖНО
Проверьте, как педагоги используют задания из открытого банка ФИПИ, чтобы помочь выпускникам избежать типичных ошибок
Есть три вида типичных ошибок, которые совершают выпускники на ОГЭ по географии. Посетите уроки, чтобы проверить, как педагоги разбирают типичные ошибки. К каждому виду ошибки есть рекомендации, которые помогут их избежать.
Ученики невнимательно читают вопрос. Из-за невнимательности школьники не понимают формулировку заданий. Например, неверно выстраивают последовательность в ответе. Вместо ряда ответов от самого молодого до самого древнего записывают последовательность наоборот – от самого древнего до самого молодого.
Чтобы избежать такой ошибки, ученикам нужно научиться находить ключевые для ответа слова в формулировке задания. Для этого предложите педагогу на каждом уроке проводить разминочные пятиминутки. Для пятиминуток использовать типовые задания из открытого банка, в которых нужно записать ответы последовательно. Так школьники научатся обращать внимание на слова-маркеры в заданиях.
Проводят измерения неверно. Чтобы выполнить здание 11, ученик должен измерить расстояние на карте линейкой и записать ответ в метрах. Но школьники неправильно прикладывают линейку к карте. Ошибка в несколько миллиметров приводит к неверному ответу.
Учитель должен объяснить школьникам, как проводить измерения правильно. Ученик должен ровно приложить линейку к карте. Измерения проводятся от центра одного условного знака до центра другого рисунок 1. Критерии зачета этого задания учитывают погрешность измерений в 3 миллиметра. Посмотрите рисунок 2.


Неправильно делают математические вычисления. В заданиях 22 и 23 выпускники должны вычислить правильный ответ. Числа в ответах могут быть и положительными, и отрицательными. Школьники забывают написать знак «минус», хотя величина естественного и миграционного прироста может получиться отрицательной.
Чтобы выпускники не допускали ошибок в таких заданиях, они должны запомнить, что прирост населения может быть отрицательным. Есть мнемоническое правило: из «прибыли» всегда нужно вычитать «убыль». То есть из показателя рождаемости – показатель смертности, из числа въехавших – число выехавших Чтобы закрепить навык, порекомендуйте учителю каждый урок тренировать школьников решать этот тип заданий.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
