ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2025года
Работа с документами
Рабочие программы

Изменения в рабочих программах из-за обновленных ФОП. Семинар с педагогами, чтобы они успели скорректировать документы до отпуска

Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
Елена Ловкова, управляющий редактор журнала, учитель русского языка и литературы, стаж работы в образовании – 13 лет
В статье – все инструменты для семинара, на котором расскажете педагогам об изменениях, которые нужно внести в рабочие программы по предметам для нового учебного года. Проведите его в начале или середине июня, чтобы проинформировать учителей до отпуска. Так у педагогов будет четкий план, что и как поменять, не нужно будет в августе спешно изучать обновления. Учителя смогут спланировать свою работу в спокойном темпе.

Минпросвещения внесло изменения в ФОП НОО, ООО и СОО (приказ Минпросвещения от 09.10.2024 № 704). В содержательных разделах ФОП большинство поправок касается рабочих программ учебных предметов. Несмотря на то, что изменения сходные, править придется практически все программы в ООП каждого уровня. Все изменения есть в шпаргалке. Воспользуйтесь ею как планом, когда будете выступать на семинаре.

Расскажите о кодификаторах требований к результатам ООП

Педагогам нужно включить в рабочие программы по предметам кодификаторы требований к результатам освоения ООП. Поясните, что по этим требованиям будут оценивать предметные результаты учеников, когда будут проводить федеральные и региональные процедуры оценки качества образования. Предложите учителям использовать кодификаторы при разработке заданий для контроля знаний учеников. Покажите пример, как оформить кодификатор в рабочей программе, в карточке 1. Скачайте кодификаторы проверяемых требований по предметам и уровням образования в таблице ниже. Поручите руководителям методобъединений разослать их педагогам после мероприятия.

Кодификаторы требований к результатам освоения ООП 

Проинформируйте о кодификаторах проверяемых требований и перечнях элементов содержания по предметам ГИА

В рабочие программы предметов ГИА нужно включить кодификаторы. Они позволят родителям учеников узнать, что будут спрашивать на ОГЭ или ЕГЭ по предмету. А педагоги будут понимать, на что ориентироваться при планировании уроков. Продемонстрируйте учителям пример оформления перечней элементов содержания, которые будут проверять на ГИА, в карточке 2. Смотрите таблицу с кодификаторами проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и СОО и перечни элементов содержания ГИА. Скачайте и поручите руководителям методобъединений разослать их педагогам.

Кодификаторы требований к результатам освоения ООП ООО, СОО и перечни элементов содержания ГИА 

Рекомендуйте включить в рабочую программу поурочные планирования

С нового учебного года в рабочих программах предметов с непосредственным применением ФРП должно быть поурочное планирование. На уровне НОО педагогам предложили по два варианта поурочных планирований по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Первые варианты привязаны к конкретным учебникам. Продемонстрируйте педагогам информацию об учебниках в карточке 3. Вторые предназначены для самостоятельного планирования.

В программу по истории на уровне ООО нужно добавить два варианта планирования. Первый – для тех, кто уже начал обучение на уровне, то есть для учеников 6–9-х классов, и второй – для будущих пятиклассников. Поурочные планирования отличаются. Это связано с переходом на новый формат изучения истории на уровне основного общего образования.

Посмотрите таблицу с вариантами поурочных планирований. Направьте их учителям после семинара, чтобы педагоги заранее подготовились к преподаванию предмета. Или поручите это сделать руководителям методобъединений.

Поурочные планирования для предметов с непосредственным применением ФРП 

Поручите проверить тексты в содержании рабочих программ

Проинформируйте педагогов, что некоторые термины заменили, например исключили термин «буллинг». Раньше он встречался в рабочих программах ООО и СОО по ОБЗР. Смотрите в таблице, какие формулировки нужно поменять.

Таблица. Новые формулировки для текстов рабочих программ


Скачать

Продемонстрируйте учителям примеры обновленных формулировок в рабочих программах по труду (технологии) и ОБЗР в карточке 4.

Карточки для семинара

Кликните на карточку, чтобы посмотреть и скачать

Рекомендуйте учителям физической культуры пересмотреть рабочие программы

Если педагоги планировали вариативные модули «Гольф» и «Чир-спорт» в рабочих программах, их нужно исключить. Пусть заменят их на другие, которые можно реализовать в школе. Например, «Дзюдо», «Коньки» или «Фитнес-аэробика».

Подсказки для учителей, как составить рабочую программу по ФГОС и ФОП, есть в готовой памятке. Раздайте ее педагогам в конце семинара.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2025года
Качество образования
Приказы по ВСОКО

Июньские итоговые приказы по ВСОКО в готовой циклограмме для замдиректора

Елена Ефанова, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги, финалист конкурса «Флагманы образования – 2022», победитель ПНП «Образование»
В статье – приказы, чтобы организовать контроль по плану ВСОКО в июне: подвести итоги учебного года, проанализировать, как функционировала система наставничества, реализован план работы по формированию функциональной грамотности учеников. Образцы приказов включили в таблицу, где есть цели и методы контроля. С ними вы сэкономите время, чтобы разработать и заполнить многочисленные документы.

Воспользуйтесь таблицей с приказами по ВСОКО. В ней – образцы итоговых июньских приказов.

Главное в статье СкрытьЗадачи по ВСОКО в июне, по которым надо оформить приказы

Скачать

В начале июня подведите итоги 2024/25 учебного года. По результатам утвердите у директора приказ. Пропишите в документе дату итогового заседания педсовета. Включите в приказ поручения для руководителей методобъединений учителей, педагогов 1–11-х классов, советника по воспитанию. 

В этом месяце нужно подвести итоги мониторинга реализации программы наставничества в форме «Учитель – учитель». По результатам разработайте аналитическую справку. На основе рекомендаций из нее издайте приказ.

Чтобы оценить, как в учебном году реализовали план работы по формированию функциональной грамотности, проанализируйте документацию и проведите собеседование с педагогами. Напишите аналитическую справку. По рекомендациям из нее разработайте и утвердите приказ. Кроме того, проверьте личные дела учеников, деятельность методических объединений учителей, проанализируйте воспитательную работу за учебный год. По рекомендациям из аналитических справок создайте приказы. 

Главное в статье СкрытьОбразцы приказов

Как работать с образцом документа

Выберите документ: Приказ 1, Приказ 2 и далее. Затем кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2025года
Качество образования
Отчетность педагогов

Отчетность, которую можно запросить у педагогов для анализа работы школы, чтобы не нарушить требования о бумажной нагрузке

Екатерина Старкова, заместитель директора МАОУ СОШ № 1 имени С.С. Алексеева, г. Екатеринбург
В статье – какую информацию запросить у педагогов, чтобы быстро подготовить анализ работы школы и не нарушить требования об ограничении бумажной нагрузки. Эксперт-практик рассказала, какую отчетность и у кого из коллег вы вправе запрашивать. Также подготовила шаблоны и рекомендации, как наименее энергозатратно для всех участников собрать данные. А если нужные данные в виде отчета требовать у педагогов нельзя – предложила альтернативы, где их взять.

Для анализа работы школы в конце учебного года вы собираете информацию об учебно-воспитательной и методической работе. Она станет базой и основной частью анализа. Читайте, какую информацию можете запросить у педагогов-предметников, классных руководителей, ответственных, руководителей методобъединений, педагога-психолога, социального педагога. Для всех категорий педагогов есть советы, которые помогут облегчить сбор данных.

ВАЖНО

Напомните педагогам, что в целях экономии времени рабочие программы можно составлять в Конструкторе рабочих программ на сайте edsoo.ru

Педагоги-предметники

У предметников всего три документа, которые они обязаны вести: рабочая программа, журнал успеваемости и журнал внеурочной деятельности, если они ее реализуют (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779). Это значит, что вы не можете требовать дополнительные отчеты. А данные придется брать не в готовом виде у учителей, а из журналов.

Если учителя-предметники своевременно и полно фиксируют в электронном журнале, как реализуют рабочую программу, то вам не нужно собирать бумажные отчеты. Отчет о реализации ООП электронный журнал сформирует автоматически. Также автоматически в журнале фиксируются показатели качества обучения и успеваемости.

Отчет об успеваемости и посещаемости класса покажет средние и средневзвешенные баллы по каждому классу и предмету, что позволяет выявить классы с низкими показателями. С помощью сводного отчета об успеваемости по школе увидите количество успевающих и неуспевающих учеников по параллелям и по школе в целом, сделаете выводы об уровне освоения ООП. А отчет учителя-предметника позволит оценить динамику успеваемости школьников по конкретному предмету. Данные отчетов понадобятся вам, чтобы проанализировать информацию и включить ее в анализ работы школы за 2024/25 учебный год.

Классные руководители

У классных руководителей два документа, которые они обязаны вести: план воспитательной работы и характеристика на ученика (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779). Для анализа работы школы вы можете запросить у классных руководителей информацию о реализации плана воспитательной работы. Форма документа не имеет жестко регламентированного шаблона, поэтому туда могут входить сведения о неуспевающих учениках, работе по устранению дефицитов, занятости учеников в организациях допобразования, об общественных поручениях, участии в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней. Кроме того, такую информацию можно получать из опросников для родителей учеников об удовлетворенности качеством образования.

Ответственные по направлениям работы

Часто возникают ситуации, когда нужно оперативно получить информацию, но запрашивать ее у педагога или классного руководителя нельзя. Один из способов решить проблему – назначить ответственных по направлениям работы. Например, организация допобразования, олимпиады, работа с одаренными детьми.

Если информация непосредственно касается учебной деятельности и реализации рабочей программы, возложите обязанности на педагога по предмету. Если же речь идет об информации или документе общего назначения или аналитическом, пусть его ведет специалист по делопроизводству или секретарь, советник по воспитанию, руководитель методобъединения или предметной кафедры.

ПРИМЕР. Кого назначать ответственным

Руководитель методобъединения классных руководителей контролирует, как организованы школьные мероприятия, клубы и секции. А советник по воспитанию предоставляет информацию о победителях и призерах олимпиад, анализирует охваты по классам, перспективы участия в олимпиадах.

Если хотите поручить сотруднику вести дополнительные документы, придется оформлять совмещение должностей или совместительство и оплачивать работу дополнительно. Еще один вариант – заключать с сотрудниками гражданско-правовые договоры на подготовку конкретных разовых документов, например отчетов.

Сведения о неуспевающих учениках и работе по устранению дефицитов, занятости учеников в организациях допобразования, об участии в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней ответственные могут выводить из электронных таблиц в формате Eхcel, которые разместите в облачном хранилище. Например, на Яндекс Диске. Такие таблицы обладают преимуществами, которые делают их незаменимыми для быстрой обработки и анализа данных.

Во-первых, они позволяют структурировать информацию в удобной и наглядной форме, что облегчает ее восприятие и интерпретацию. Во-вторых, функции сортировки, фильтрации и построения графиков и диаграмм значительно упрощают анализ данных и выявление закономерностей. В-третьих, вы или ответственный имеете круглосуточный доступ к информации за любой период. Это позволяет быстро находить нужную информацию, чтобы подготовить отчет.

Кроме того, электронная таблица позволит представить допсведения, которые могут понадобится для анализа работы школы. Например, в таблице с данными о количестве учеников с высоким, базовым и недостаточным уровнем освоения ООП будет представлена не только числовая информация, как в электронном журнале, но и работа по устранению образовательных дефицитов неуспевающих. Пример таблицы для уровня НОО ниже.

СПРАВКА

Чтобы оперативно получить информацию от сотрудников, используйте быстрые формы и опросники. Например, сервис Yandex Forms

Руководители ШМО или предметных кафедр

Анализ профессиональной деятельности учителей делегируйте руководителям методобъединений или предметных кафедр. Они могут использовать данные из электронного журнала и подготовить на их основе аналитические отчеты. А могут заполнить электронные таблицы с возможностью совместного редактирования документов. Пример таблицы с результатами анализа работы учителей по формированию функциональной грамотности во время тематического посещения уроков смотрите в конце статьи.

ВАЖНО

Используйте сами и покажите педагогам автоматические функции в таблицах Excel. Они сэкономят время на подсчетах

Чтобы проанализировать сведения об участии учеников в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней, поручите руководителям методобъединений или предметных кафедр заполнить электронные таблицы. Примеры таблиц для уровней НОО и ООО смотрите в конце статьи.

Педагог-психолог, социальный педагог

Требования о бумажной нагрузке распространяются на педагогов-предметников и классных руководителей, но не на специалистов по психологическому и социальному сопровождению. Поэтому нагрузку и объем отчетности для них регламентирует школа. Это позволяет запрашивать большее количество документов и отчетных материалов для анализа работы школы.

Педагог-психолог. Специалист готовит аналитический отчет о проделанной работе по итогам учебного года. А также предоставляет отчет о количестве учеников, которые нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании. Чтобы у вас был оперативный доступ к этим данным, когда готовите анализ работы школы, храните их в формате электронной таблицы. Пример таблицы смотрите далее.

Социальный педагог. Социальный педагог подготовит отчет о профилактике правонарушений и девиантного поведения среди учеников, об индивидуальном сопровождении школьников этих категорий. Также в круг его обязанностей можно включить работу по внутришкольному учету. В этом случае именно социальный педагог непосредственно готовит документы. Заполняет специальный журнал учета, в котором фиксирует случаи нарушения дисциплины, неуспешности обучения, а также социальные факторы риска, которые влияют на каждого конкретного ученика. Готовит учетную карту индивидуальной профилактической работы с учеником, который состоит на внутришкольном учете.

В работе с учениками, которые регулярно пропускают занятия по неуважительным причинам, социальный педагог документирует причины пропуска, меры профилактики и полученные результаты. Это позволяет зафиксировать факт проделанной профилактической работы в школе, мониторить изменения в поведении и обучении ученика, а также обоснованно принимать решения о стратегии работы с такими школьниками и их семьями.

Кроме того, сотруднику можно поручить отчитаться о социальном составе школы. А также – об адаптации первоклассников и выпускников начальной школы.

Примеры электронных таблиц

Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать таблицу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей