ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2025года
Качество образования
Отчетность педагогов

Отчетность, которую можно запросить у педагогов для анализа работы школы, чтобы не нарушить требования о бумажной нагрузке

Екатерина Старкова, заместитель директора МАОУ СОШ № 1 имени С.С. Алексеева, г. Екатеринбург
В статье – какую информацию запросить у педагогов, чтобы быстро подготовить анализ работы школы и не нарушить требования об ограничении бумажной нагрузки. Эксперт-практик рассказала, какую отчетность и у кого из коллег вы вправе запрашивать. Также подготовила шаблоны и рекомендации, как наименее энергозатратно для всех участников собрать данные. А если нужные данные в виде отчета требовать у педагогов нельзя – предложила альтернативы, где их взять.

Для анализа работы школы в конце учебного года вы собираете информацию об учебно-воспитательной и методической работе. Она станет базой и основной частью анализа. Читайте, какую информацию можете запросить у педагогов-предметников, классных руководителей, ответственных, руководителей методобъединений, педагога-психолога, социального педагога. Для всех категорий педагогов есть советы, которые помогут облегчить сбор данных.

ВАЖНО

Напомните педагогам, что в целях экономии времени рабочие программы можно составлять в Конструкторе рабочих программ на сайте edsoo.ru

Педагоги-предметники

У предметников всего три документа, которые они обязаны вести: рабочая программа, журнал успеваемости и журнал внеурочной деятельности, если они ее реализуют (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779). Это значит, что вы не можете требовать дополнительные отчеты. А данные придется брать не в готовом виде у учителей, а из журналов.

Если учителя-предметники своевременно и полно фиксируют в электронном журнале, как реализуют рабочую программу, то вам не нужно собирать бумажные отчеты. Отчет о реализации ООП электронный журнал сформирует автоматически. Также автоматически в журнале фиксируются показатели качества обучения и успеваемости.

Отчет об успеваемости и посещаемости класса покажет средние и средневзвешенные баллы по каждому классу и предмету, что позволяет выявить классы с низкими показателями. С помощью сводного отчета об успеваемости по школе увидите количество успевающих и неуспевающих учеников по параллелям и по школе в целом, сделаете выводы об уровне освоения ООП. А отчет учителя-предметника позволит оценить динамику успеваемости школьников по конкретному предмету. Данные отчетов понадобятся вам, чтобы проанализировать информацию и включить ее в анализ работы школы за 2024/25 учебный год.

Классные руководители

У классных руководителей два документа, которые они обязаны вести: план воспитательной работы и характеристика на ученика (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779). Для анализа работы школы вы можете запросить у классных руководителей информацию о реализации плана воспитательной работы. Форма документа не имеет жестко регламентированного шаблона, поэтому туда могут входить сведения о неуспевающих учениках, работе по устранению дефицитов, занятости учеников в организациях допобразования, об общественных поручениях, участии в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней. Кроме того, такую информацию можно получать из опросников для родителей учеников об удовлетворенности качеством образования.

Ответственные по направлениям работы

Часто возникают ситуации, когда нужно оперативно получить информацию, но запрашивать ее у педагога или классного руководителя нельзя. Один из способов решить проблему – назначить ответственных по направлениям работы. Например, организация допобразования, олимпиады, работа с одаренными детьми.

Если информация непосредственно касается учебной деятельности и реализации рабочей программы, возложите обязанности на педагога по предмету. Если же речь идет об информации или документе общего назначения или аналитическом, пусть его ведет специалист по делопроизводству или секретарь, советник по воспитанию, руководитель методобъединения или предметной кафедры.

ПРИМЕР. Кого назначать ответственным

Руководитель методобъединения классных руководителей контролирует, как организованы школьные мероприятия, клубы и секции. А советник по воспитанию предоставляет информацию о победителях и призерах олимпиад, анализирует охваты по классам, перспективы участия в олимпиадах.

Если хотите поручить сотруднику вести дополнительные документы, придется оформлять совмещение должностей или совместительство и оплачивать работу дополнительно. Еще один вариант – заключать с сотрудниками гражданско-правовые договоры на подготовку конкретных разовых документов, например отчетов.

Сведения о неуспевающих учениках и работе по устранению дефицитов, занятости учеников в организациях допобразования, об участии в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней ответственные могут выводить из электронных таблиц в формате Eхcel, которые разместите в облачном хранилище. Например, на Яндекс Диске. Такие таблицы обладают преимуществами, которые делают их незаменимыми для быстрой обработки и анализа данных.

Во-первых, они позволяют структурировать информацию в удобной и наглядной форме, что облегчает ее восприятие и интерпретацию. Во-вторых, функции сортировки, фильтрации и построения графиков и диаграмм значительно упрощают анализ данных и выявление закономерностей. В-третьих, вы или ответственный имеете круглосуточный доступ к информации за любой период. Это позволяет быстро находить нужную информацию, чтобы подготовить отчет.

Кроме того, электронная таблица позволит представить допсведения, которые могут понадобится для анализа работы школы. Например, в таблице с данными о количестве учеников с высоким, базовым и недостаточным уровнем освоения ООП будет представлена не только числовая информация, как в электронном журнале, но и работа по устранению образовательных дефицитов неуспевающих. Пример таблицы для уровня НОО ниже.

СПРАВКА

Чтобы оперативно получить информацию от сотрудников, используйте быстрые формы и опросники. Например, сервис Yandex Forms

Руководители ШМО или предметных кафедр

Анализ профессиональной деятельности учителей делегируйте руководителям методобъединений или предметных кафедр. Они могут использовать данные из электронного журнала и подготовить на их основе аналитические отчеты. А могут заполнить электронные таблицы с возможностью совместного редактирования документов. Пример таблицы с результатами анализа работы учителей по формированию функциональной грамотности во время тематического посещения уроков смотрите в конце статьи.

ВАЖНО

Используйте сами и покажите педагогам автоматические функции в таблицах Excel. Они сэкономят время на подсчетах

Чтобы проанализировать сведения об участии учеников в общешкольных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различных уровней, поручите руководителям методобъединений или предметных кафедр заполнить электронные таблицы. Примеры таблиц для уровней НОО и ООО смотрите в конце статьи.

Педагог-психолог, социальный педагог

Требования о бумажной нагрузке распространяются на педагогов-предметников и классных руководителей, но не на специалистов по психологическому и социальному сопровождению. Поэтому нагрузку и объем отчетности для них регламентирует школа. Это позволяет запрашивать большее количество документов и отчетных материалов для анализа работы школы.

Педагог-психолог. Специалист готовит аналитический отчет о проделанной работе по итогам учебного года. А также предоставляет отчет о количестве учеников, которые нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании. Чтобы у вас был оперативный доступ к этим данным, когда готовите анализ работы школы, храните их в формате электронной таблицы. Пример таблицы смотрите далее.

Социальный педагог. Социальный педагог подготовит отчет о профилактике правонарушений и девиантного поведения среди учеников, об индивидуальном сопровождении школьников этих категорий. Также в круг его обязанностей можно включить работу по внутришкольному учету. В этом случае именно социальный педагог непосредственно готовит документы. Заполняет специальный журнал учета, в котором фиксирует случаи нарушения дисциплины, неуспешности обучения, а также социальные факторы риска, которые влияют на каждого конкретного ученика. Готовит учетную карту индивидуальной профилактической работы с учеником, который состоит на внутришкольном учете.

В работе с учениками, которые регулярно пропускают занятия по неуважительным причинам, социальный педагог документирует причины пропуска, меры профилактики и полученные результаты. Это позволяет зафиксировать факт проделанной профилактической работы в школе, мониторить изменения в поведении и обучении ученика, а также обоснованно принимать решения о стратегии работы с такими школьниками и их семьями.

Кроме того, сотруднику можно поручить отчитаться о социальном составе школы. А также – об адаптации первоклассников и выпускников начальной школы.

Примеры электронных таблиц

Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать таблицу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2025года
Качество образования
Справки по ВСОКО

Справка месяца. Образец, чтобы проконтролировать реализацию плана по формированию функциональной грамотности

В статье – образец справки, чтобы подвести итоги контроля реализации плана по формированию функциональной грамотности. В документ включили информацию о том, как школа реализовала план по формированию функциональной грамотности школьников в учебном году. Также справку дополнили выводами и рекомендациями.

Образец справки

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2025года
Профессиональные компетенции
Прием в профильные классы

Как принять учеников в 10-й класс без претензий от прокуратуры

Ольга Сапко, директор МАОУ «Лицей № 4» г. Перми, финалист Всероссийского конкурса «Лучшая школа России – 2021» в номинации «Директор»
Венера Шаяхметова, заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 4» г. Перми, Почетный работник просвещения и воспитания РФ, дважды победитель конкурса лучших учителей РФ ПНПО, финалист Всероссийского конкурса «Лучшая школа России – 2021» в номинации «Заместитель директора по УВР», к. и. н., доцент
В статье рассказали, как организовать прием в профильные классы. В прошлом году было много обращений в прокуратуру от родителей детей, которых не хотели брать в 10-й класс. Предлагаем безопасный алгоритм по приему от школы, на которую не жаловались. Также дали образцы документов и полезные таблицы.

В 10-й класс принимайте учеников, которые завершили обучение по ООП ООО, сдали ОГЭ и получили аттестат об основном общем образовании. Вы вправе организовать индивидуальный отбор в профильные классы. Его порядок устанавливает субъект РФ. Далее читайте подробнее, как правильно организовать прием в 10-й класс и какие документы подготовить.

Закрепите в положении вопросы приема

Укажите перечень документов, которые требуете от поступающих, сроки их рассмотрения, особенности индивидуального отбора. Также пропишите, как комплектуете классы, какие есть правила, когда старшеклассники пользуются материально-учебной базой школы.

Закрепите в документе, по какому принципу определяете профиль. Смотрите пример формулировки.

ПРИМЕР. Как прописать в положении принцип определения профиля

1.5. При определении профилей обучения, реализуемых Школой, основными условиями являются:
– социальный запрос, в том числе учет индивидуальных потребностей;
– кадровые возможности Школы;
– материальная база Школы;
– перспективы получения профессионального образования выпускниками.
<...>

Разместите на стенде и сайте информацию о приеме

Расположите на стенде и сайте информацию о правилах и сроках приема документов, планируемое количество свободных мест в 10- х классах, форму заявления о приеме. Укажите режим приема документов и их перечень.

Набор документов для приема в 10-й класс схож с перечнем для зачисления в 1-й класс. Дополнительно потребуйте аттестат об основном общем образовании (п. 26 Порядка приема в школу). Еще примите дополнительные документы, которые нужны для индивидуального отбора, если такое правило закрепили в региональном акте или школьном положении.

Примите заявление и документы от ученика или родителей

Начинайте прием заявлений после того, как девятиклассники завершат ГИА и получат аттестаты. В этом году основной этап ОГЭ завершается 16 июня, с учетом резервных дней – 2 июля. Единым днем выпускных/выдачи аттестатов рекомендовали сделать 28 июня. Поэтому можете установить период приема документов с 30 июня по 31 августа.

Заявление ученик или его родитель может подать несколькими способами: через портал Госуслуг; в РИС, которая интегрирована с единым порталом Госуслуг; по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или лично в школе.

Используйте форму заявления, которую утвердил учредитель, или разработайте свою. Смотрите готовый образец заявления о приеме в 10-й класс.

Проведите индивидуальный отбор

Порядок индивидуального отбора учеников в профильные классы устанавливает субъект РФ (ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Он может разрешить школе самостоятельно установить форму, содержание и систему оценки при индивидуальном отборе. Смотрите в примере формы индивидуального отбора, которые можно применить.

ПРИМЕР. Формы индивидуального отбора

1. Портфолио достижений ученика с учетом проранжированных интеллектуальных, творческих и спортивных достижений за определенный период.
2. Средний балл аттестата, например, не менее 4,5 балла.
3. Собеседование, чтобы определить познавательную мотивацию и профессиональные предпочтения ученика.
4. Комплексный тест из двух частей: первая – вопросы по математике и русскому языку, вторая – задания по профильным предметам.
5. Вступительные испытания: только по математике и русскому языку или дополнительно по одному-двум предметам, которые ученик будет изучать на профильном уровне.
6. Психолого-педагогические обследования. Например, диагностика познавательного интереса ученика по шкале выраженности учебно-познавательного интереса по Г.Ю. Ксендзовой.

Также можете в качестве одного из условий индивидуального отбора использовать минимальные первичные баллы ОГЭ в 2025 году (письмо Рособрнадзора от 13.02.2025 № 04-41). Так, для набора в физико-математические классы рекомендуемый минимальный первичный балл – 19: более 60 процентов от возможного объема баллов за ОГЭ. Посмотрите в таблице 1 выше минимальные баллы.

Чтобы отбор в профильные классы был объективным, рекомендуем составить рейтинговую таблицу. К примеру, со средним баллом аттестата, средним баллом ОГЭ по математике и русскому языку, средним баллом предметов по выбору, результатами вступительных испытаний. Пример таблицы далее. Применяйте ее только для внутреннего пользования, чтобы не нарушить требования о персданных.

Таблица 1. Минимальный первичный балл для отбора в профильные классы


Скачать

В первую очередь зачисляйте тех, кто выше по рейтингу. Если все вакантные места заняты, направьте школьника с родителями к учредителю. Он должен подобрать выпускнику школу, в которой нет индивидуального отбора и есть свободные места (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если после рейтингования места остались, школа обязана принять ученика с удовлетворительными отметками в аттестате, даже если баллы ОГЭ ниже минимального или результаты вступительных испытаний ниже требуемых.

Таблица 2. Рейтинг поступающих на гуманитарный профиль


Скачать

ВАЖНО

Для десятиклассников также учитывайте льготы при зачислении (пп. 9, 10 Порядка приема в школу)

Зачислите учеников в 10-е классы

Зачисляйте в 10-е классы учеников, которые прошли индивидуальный отбор, в случаях, которые разрешил регион. Если не устанавливали индивидуальный отбор, то зачисляйте всех желающих в порядке подачи документов, пока не закончатся свободные места. Сначала принимайте детей с закрепленной за школой территории. Затем – с незакрепленной.

Подготовьте приказы о зачислении школьников на обучение по ООП СОО. Разработайте два приказа: о зачислении в 10-й класс и о комплектовании профильных классов.

Документы для зачисления учеников

Инструкция
Кликните на вкладку и выберите образец. Листайте странички приказа о комплектовании, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Мнение эксперта

Как поступить, если школа не планировала открывать профиль, а на него есть большой запрос

Ситуация. Школа открывает два 10-х класса, один технологического профиля, его укомплектовали, а второй – социально-гуманитарного. Туда полкласса набрали, а остальные хотят в класс универсального профиля.

Ответ эксперта. Чтобы не попасть в сложную ситуацию, лучше заранее опросить родителей и учеников, какой профиль они хотят выбрать в 10-м классе в соответствии с их планами на поступление в вуз. Для этого подойдут разные опросники и анкеты. Если же в процессе приема в 10-е классы вы обнаружили, что какой-то профиль не пользуется спросом, попытайтесь объяснить его преимущества родителям и поступающим. Если все равно не удается полностью укомплектовать классы, скорректируйте ООП СОО и введите новый профиль – по запросу поступающих. Лучше не оставлять много свободных мест для приема в 10-й класс, особенно если есть желающие поступить, но на другой профиль. Это объясняется тем, что учредитель обязан обеспечить всем детям получение общего образования, поэтому он будет мониторить комплектование 10-х классов у подведомственных школ (ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Виктория Ярцева, юрист-редактор Актион Образование, эксперт по образовательному праву, лектор региональных и федеральных вебинаров

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей