
Практикум: потренируйтесь помочь молодому учителю спланировать урок
Помогите молодому специалисту найти в локальных документах обоснование, почему необходимо планировать уроки. Затем проверьте, как учитель готовит материалы к уроку. Далее посоветуйте, какой инструмент планирования выбрать молодому учителю.
Чтобы понять, готовы ли вы помочь молодым сотрудникам планировать занятия, ответьте на вопросы тренажеров далее в практикуме. На первом уроке разберитесь, какие документы нужно изучить молодому учителю и какие инструменты использовать для планирования урока. Для этого выполните два задания. В каждом задании нужно выбрать и отметить по одному варианту ответа, который считаете верным.
На втором уроке вспомните, как составить технологическую карту урока. Мы разбили алгоритм ее составления на блоки. В блоках прописали действия, которые нужно выполнить учителю. Определите, какие из действий правильные, и поставите отметку в нужных блоках.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме, воспользуйтесь ответами и комментариями. Разъяснения мы дали к каждому уроку.
Ответьте на пять вопросов итогового теста и определите, насколько вы разобрались в теме. Вы можете получить сертификат. Для этого пройдите итоговый тест.
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Особенные случаи про учебники. Ситуации, которые разобрала юрист
Экспертная поддержка каждый день отвечает на вопросы, которые касаются ФПУ. Предлагаем восемь юридических решений, чтобы справиться с трудностями из-за новых требований к учебникам. Рассказали, в каких случаях можно заменить печатные учебники на электронные. Могут ли родители сами закупить рабочие тетради, если не хватило бюджетных средств. Как педагогу сменить учебники по предмету в середине уровня обучения. И почему не стоит назначать одного ответственного за учебники.
1. Если в школе нет учебника на печатной основе, можно ли пользоваться электронной версией? Не считается ли это нарушением? Какой закон это регламентирует?
Можно, но не по всем предметам. ФГОС-2021 устанавливают перечень предметов, по которым учебник может быть только печатным. По остальным предметам допустимо использовать печатный и электронный.
На уровнях НОО школа вправе использовать только электронные учебники по любым предметам, кроме русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения и иностранных языков (п. 36.1 ФГОС НОО-2021). Образовательная организация вправе применять на уровне ООО только электронные учебники по всем предметам, кроме русского языка, математики, физики, химии, биологии, литературы, географии, истории, обществознания, иностранного языка, информатики (п. 37.3 ФГОС ООО-2021).
На уровне СОО ограничений нет. Учебники по всем предметам могут быть в электронной форме (п. 27 ФГОС СОО).
2. Имеют ли право родители инициировать смену УМК? Как мотивированно отказать им?
Нет, не имеют. Права родителей закреплены в Законе об образовании (ч. 3 ст. 44). Нет нормы, согласно которой родители решают, по каким учебникам, учебным пособиям школа будет учить детей. Родителям образовательная организация вправе отказать.
Что конкретно включать в УМК решает издательство, которые выпускает данную УМК. Содержание образования определяет образовательная программа, а не учебники и учебные пособия. Школа сама выбирает учебники, учебные пособия и материалы для обучения. Она вправе использовать любые учебники из тех, которые входят в ФПУ.
3. У нас есть учебник, который исключили из ФПУ, но он принадлежит к издательству, которое имеет право выпускать пособия. Можно ли использовать этот учебник в качестве учебного пособия?
Нет, нельзя. Учебники, которые не входят в новый ФПУ, нельзя использовать для аккредитованных программ общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Исключение – учебники из старого ФПУ. По ним школы вправе учить до 25 сентября 2025 года, чтобы завершить обучение по ООП. Не используйте их в качестве учебного пособия – у них нет такого статуса.
Учебник не может быть одновременно учебным пособием, потому что это разные виды изданий (пп. 3.2.4.3.4.1 и 3.2.4.3.4.2 ГОСТ 7.60-2003). Пособия должны соответствовать двум требованиям. Первое – иметь статус «учебное пособие». Второе – их должна выпустить специальная организация. Перечень таких издательств утвердило Минобрнауки (приказ от 09.06.2016 № 699). В список входят, например, АО «Издательство «Просвещение», ООО «Издательство ACT», ООО «ДРОФА», ООО «Интеллект-Центр» и др.
4. Достаточно ли того, что мы закупили одни учебники? На рабочие тетради средств не хватает, поэтому решили от них отказаться. Так можно?
Да, достаточно. Образовательная организация самостоятельно решает, использовать рабочие тетради или нет. Школа обязана закупать рабочие тетради, если их включили в нормативы финансового обеспечения. Если в списке или нормативах рабочих тетрадей нет, то школа не должна их закупать. Если в учебно-методическое обеспечение программы включили их, но не закупили, так как не выделили средства из бюджета, – организация обязана приобрести тетради за счет средств из других источников.
Родители не обязаны приобретать средства обучения. Родители могут приобрести рабочие тетради только на добровольной основе по собственному желанию. При этом, если родители покупать отказались, последствий для детей никаких быть не должно. Программу нужно реализовать в полном объеме.
Рабочие тетради относятся к учебным пособиям (ГОСТ 7.60-2003, п. 3.2.4.3.4.2.3). А учебные пособия школа вправе использовать дополнительно, хотя и не обязана (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
5. Можно ли сменить учебники по предмету в середине уровня обучения? Например, учитель вел географию в 5–7-х классах по одной линейке учебников, а 8–9-е классы хочет вести по другой?
Да, можно. УМК – учебно-методическая документация, средства обучения и контроля, которые разработаны для урока, курса, модуля, дисциплины. Учитель вправе выбрать учебники, в том числе из разных учебно-методических комплектов. Главное, чтобы они входили в ФПУ.
Закон при реализации ООП разрешает использовать:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из ФПУ;
2) учебные пособия организаций из перечня издательств, которые выпускают учебные пособия, дополнительно;
3) электронные образовательные ресурсы из федерального перечня электронных образовательных ресурсов, которые школы вправе использовать для ООП НОО, ООО и СОО.
Это закрепил закон (ч. 4 ст. 18 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Эта норма не запрещает изменять УМК в середине обучения. ФГОС и ФОП также не содержат ограничений. Поэтому сменить УМК на другой в процессе обучения можно.
6. Какие учебники использовать для детей с ОВЗ?
Используйте учебники из ФПУ. В нем – учебники, которые школа вправе использовать по АОП и АООП для детей с разными заболеваниями. Если нет подходящего учебника для ребенка с ОВЗ, используйте другие учебники из ФПУ. Издания, которых нет в ФПУ, нельзя применять в качестве учебников, чтобы реализовать аккредитованные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Закупайте учебники для детей с ОВЗ на средства субсидии государственной программы «Доступная среда». Субсидию предоставляют, чтобы создать условия качественного образования для детей-инвалидов, детей с ОВЗ (письмо Минобрнауки от 31.01.2017 № ОВ-83/07, пп. 1, 7 прил. 3 к государственной программе «Доступная среда», утв. постановлением Правительства от 29.03.2019 № 363).
7. Надо ли назначать ответственного за учебники?
Нет, не надо. Нет необходимости отдельно назначать ответственного за учебники. За разные стадии движения учебников в школе отвечают разные работники. Приобретает контрактный управляющий и комиссия по приемке товара. Хранит, выдает, учитывает книги заведующий библиотекой. Если назначить ответственного за учебники, то он будет дублировать функции других работников. Однако школа вправе организовать работу, как ей удобно, и назначать тех ответственных, которые ей нужны (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
8. Как поступать, если мы закупили учебники, а их автора признали иноагентом?
Использовать такой учебник нельзя. Исключите его из библиотечного фонда и не применяйте при реализации образовательной программы. Даже если учебник не входит в федеральный список экстремистских материалов Минюста, дети не могут использовать его в обучении. Дело в том, что информация, которая содержится в информационной продукции, произведенной иностранным агентом запрещена для распространения среди детей и имеет маркировку «18+» (п. 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Смартфоны. Как установить порядок пользования и избежать конфликтов с родителями
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
