ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Сентябрь 2024года
Качество образования
Стартовая диагностика

Как замдиректора организовать стартовую диагностику на уровнях основного и среднего общего образования

Светлана Сабельникова, замдиректора по образовательной деятельности АНО «Школа “Президент”»
Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
В статье – рекомендации, какие предметы выбрать для стартовой диагностики в 2024/25 учебном году. Ведь в ФОП есть единые требования к процедуре. Для СОО и ООО критерии выбора разные. Мы собрали их в таблице. Также предложили пример диагностической работы. А образцы приказа и графика смотрите в статье.

Чтобы проверить, как сформированы УУД, и оценить, готовы ли школьники изучать отдельные предметы, организуйте стартовую диагностику. По ее результатам педагоги могут скорректировать рабочие программы и применить индивидуальный подход к ученикам. Для стартовой диагностики необходимо составить график диагностических работ и разработать варианты заданий по предметам.

Разработайте график и утвердите приказ

В федеральных программах каждого уровня установили единые требования к стартовой диагностике. В ФОП СОО четко указали, что оценочную процедуру проводят в 10-х классах (п. 18.26.1 ФОП СОО). А вот по ФОП ООО стартовую диагностику проводят в первый год изучения предмета на уровне ООО. Это значит, что оценочную процедуру необходимо планировать не только для 5-х классов, но и для 6–8-х классов по отдельным предметам. В 6-м классе планируйте стартовую диагностику по обществознанию, в 7-м классе – по информатике и физике, в 8-м классе – по химии и ОБЗР. Укажите в графике учебные предметы, по которым планируете провести стартовую диагностику. В этих классах вы будете выявлять предметные и метапредметные результаты учеников, с которыми они пришли учиться на новый уровень образования.

Для стартовой диагностики 5-х классов выбирайте все предметы, которые ученики будут изучать на уровне ООО. Некоторые предметы на уровне ООО школьники начнут изучать позже – в 6–8-х классах. Запланируйте стартовую диагностику в первый год изучения предмета, чтобы определить готовность к его освоению.

Для 10-х классов включите предметы, которые школьники будут изучать на углубленном уровне. Так вы проверите, готовы ли десятиклассники к профильному обучению. Как выбрать предметы, смотрите в таблице.

Таблица. Предметы для стартовой диагностики на уровнях ООО и СОО


Скачать

Укажите в графике даты, когда будут проходить диагностические работы. Например, вы можете запланировать диагностику на вторую–третью неделю сентября. Также зафиксируйте в графике время. Вы можете поставить диагностические работы на дату и время, в которые проходит урок по этому предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков.

Не перегружайте школьников контрольными работами и срезами. Когда будете формировать график стартовой диагностики, придерживайтесь рекомендаций Минпросвещения, Рособрнадзора из письма от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01.

Назначьте в графике ответственных организаторов. Чтобы повысить контроль за объективностью результатов диагностики, назначьте организаторами в аудиториях учителей, которые не работают в данных классах.

График стартовых диагностических работ утверждает приказом директор школы. Разместите его на информационных стендах, в электронном дневнике, на сайте школы. Так вы проинформируете учеников и их родителей о расписании диагностических работ. Образцы приказа и графика смотрите в статье «Новая циклограмма по ВСОКО. Приказы и аналитические справки на сентябрь».

ДОКУМЕНТ

Положение о стартовых диагностических работах разрабатывать необязательно. Добавьте пункты о стартовой диагностике в любой локальный акт вашей школы. Например, в положение о ВСОКО

Поручите создать диагностические работы

Чтобы провести стартовую диагностику на уровне ООО и СОО, поручите разработать диагностические работы руководителям ШМО. Проконтролируйте, чтобы в содержание диагностических работ для 5–8-х и 10-х классов входили кодификатор, спецификация и критерии оценивания. Укажите время, за которое ученики должны выполнить работу.

В кодификаторе перечисляют контролируемые элементы содержания (КЭС) – это знания и способы деятельности, которые должны были освоить ученики. Еще в кодификаторе пишут цель диагностической работы. На сайте ФИПИ есть кодификаторы по всем предметам, по которым проводят ГИА. Можно использовать готовые или составить свои кодификаторы. Проверьте, чтобы КЭС соответствовали уровню общего образования, который уже освоили школьники. В 5-х классах диагностические работы должны включать КЭС к уровню подготовки выпускников начальной школы. В 10-х классах диагностические работы должны включать КЭС к уровню подготовки выпускников 9-х классов.

В спецификации нужно сформулировать, что оценивает диагностическая работа. Учителя указывают условия проведения работы, дополнительные материалы, которые понадобятся ученикам, и время, чтобы ее выполнить.

Задания для стартовой диагностики сопроводите правильными ответами. Также зафиксируйте количество баллов за каждый правильный ответ в работе. Укажите шкалу перевода баллов в отметку. Смотрите пример диагностической работы по русскому языку для 5-х классов.

Пример диагностической работы

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Материалы для скачивания:

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей