
Урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока» в курсе для начальной школы
Предлагаем вам готовый сценарий шестого урока из курса по функциональной грамотности для педагогов начальной школы. Занятие позволит педагогам выстроить обучение так, чтобы достигать планируемых результатов по функциональной грамотности.
Урок состоит из подготовительного и четырех основных этапов. На подготовительном этапе ведущий предложит педагогам поделиться результатами самоанализа по итогам посещения уроков. Для этого предварительно составьте график и организуйте для педагогов взаимопосещения уроков. Чтобы проанализировать урок, предлагаем план самоанализа с готовыми формулировками.
На первом этапе урока ведущий расскажет педагогам, какие условия нужно создать и какие технологии использовать, чтобы сформировать функциональную грамотность у школьников. Второй этап – практический. Участники разделятся на группы и выполнят практические задания. На третьем этапе участники рассмотрят приемы и методы, которые формируют функциональную грамотность. На четвертом этапе ведущий подведет итоги урока, предложит педагогам посетить повторно урок у коллеги, проанализировать его и заполнить чек-лист. Пример чек-листа для педагогов смотрите здесь.
Урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока»
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока».
Участники приветствуют друг друга.

Допматериалы:
план самоанализа урока
Подготовительный этап
До урока заместитель директора составляет график взаимопосещения уроков. По итогам посещения урока педагог делает самоанализ.
Ведущий:
Вы проводили открытые уроки и посещали уроки коллег. По итогам посещения выполнили самоанализ. Предлагаю поделиться результатами.
Педагоги озвучивают результаты самоанализа.
Пример плана
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Этап 1. Как формировать функциональную грамотность на уроках
Ведущий:
Функциональная грамотность – степень грамотности, которая помогает решать стандартные жизненные задачи в разных отраслях жизни на базе в основном прикладной информации. Принято выделять ряд составляющих: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и цифровую грамотность.
Новый ФГОС НОО задает новые требования к содержанию системы школьного образования и особенно к результатам освоения ОП НОО. Если мы говорим о формировании функциональной грамотности, то здесь важно понимать, что на уроках используем практико-ориентированные задания, определенные педагогические, методические приемы для того, чтобы сформировать умения школьников применять эти знания, для решения каких-то проблем, даже самого простого плана. Для работы с элементами функциональной грамотности зарекомендовали себя учебные игры и ситуационные задания, кейс-метод. Соответственно, это подстегивает школьников функционировать вместе, находить конкретные решения. На развитие функциональной грамотности хорошо использовать задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество, то есть работу в группах. Именно в регулярной совместной работе или в мозговом штурме нередко рождаются очень интересные яркие решения. Очень важно это, когда мы касаемся каких-то особенностей креативного мышления. Чтобы сформировать функциональную грамотность, предлагаю использовать разные ресурсы. Например, задания на платформе Учи.ру, онлайн-тренажеры по функциональной грамотности, электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников, необходимо соблюдать следующие условия. Во-первых, обучение должно носить деятельностный характер. Одна из целевых функций обучения любому предмету – развить у школьников умения независимой учебной работы. Во-вторых, школьники должны активно изучать новый материал. В-третьих, на уроках использовать формы коллективной работы.
Нужно применять различные образовательные технологии. Например, проблемно-диалогическая технология изучения новой информации, которая позволяет формировать организационные, умственные и другие компетенции, в том числе умение самостоятельно работать. Также технология создания типа правильной читательской работы. Она создает условия, в которых формируются главные коммуникативные умения. Технология проектной работы обеспечивает условия, чтобы сформировать всевозможные типы УУД. Сюда входит подготовка плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, которые предусматривают обязательную презентацию результатов.
Можно включать обучение на базе «образовательных ситуаций», то есть проектную проблему. Образовательная проблема в этом случае заключается в том, чтобы создать условия, которые будут стимулировать деятельность ребенка. Или использовать уровневую дифференциацию обучения. Она меняет стиль взаимодействия преподавателей с учениками. Ученик становится партнером, который имеет право на принятие решений, к примеру, о содержании личного образования, уровне его усвоения. Главная же проблема и ответственность преподавателя – помочь ребенку принять и выполнить решения, а также использовать информационные и коммуникационные технологии, чтобы сформировать базу данных главных умственных умений, таких как сопоставление и обобщение, анализ и синтез. Используйте также технологию оценивания учебных достижений учеников.
Можно использовать интерактивные технологии. В этом случае педагог включает приемы обучения, которые связаны с активной деятельностью. На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные типы работы помогают ученикам обобщить знания по финансовой грамотности. Школьники учатся зарабатывать денежные средства интеллектуальным трудом. Три команды совершили путешествие по шести станциям. У любой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указаны путь, название станций. На станциях учащиеся получали разные задания и выполняли их. За верное выполнение заданий каждая из команд получала денежные средства, подлинные монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции команды встретились, подсчитали число заработанных денег и потратили их, верно расходуя свой доход.
Таким образом, работу по формированию функциональной грамотности учеников можно проводить в различных формах, на разных этапах урока, в рамках изучения всех учебных предметов. Также стоит помнить, что подход к формированию навыков функциональной грамотности должен быть системным и единым. Ситуация, когда тренировкой читательской грамотности педагоги занимаются лишь на уроках литературного чтения, математической – на математике, а естественно-научной – на окружающем мире, в корне неправильная. Все эти компоненты взаимосвязаны и представляют собой целый и единый комплекс умений человека.

Допматериалы:
задания для групповой работы
Этап 2. Работа над практическими заданиями в группах
Ведущий:
Предлагаю перейти к практической части нашего занятия и выполнить задания. Вам нужно будет рассмотреть особенности формирования функциональной грамотности на каждом этапе урока. Практическую часть проведем на примере урока «открытия» новых знаний и умений.
Чтобы выполнить задания, вам нужно распределиться на 4 группы: окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение. Первое задание такое: каждая группа получит фрагмент тематического планирования и определит виды деятельности, которые формируют функциональную грамотность.
Ведущий распределяет педагогов на группы. Педагоги выполняют задание, слушают ответ представителя каждой группы.
Ведущий:
А сейчас предлагаю группам выполнить второе задание и определить, как можно включить в этап актуализации элементы формирования математической грамотности.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Ведущий:
В следующем задании вам нужно спланировать вопросы для эвристической беседы на этапе «открытия» нового материала.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Ведущий:
Чтобы сформировать функциональную грамотность, школьникам необходимо предлагать задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Такие задания развивают у учеников произвольное внимание, познавательные интересы и потребности, умение использовать различные средства коммуникации, чтобы грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, увеличивают словарный запас. Приведите примеры заданий на формирование функциональной грамотности.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Задания для работы в группах
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Этап 3. Приемы и методы формирования функциональной грамотности
Ведущий:
Рассмотрим некоторые методы и приемы формирования функциональной грамотности на конкретных примерах. Первый прием – «Решение открытых исследовательских и изобретательских задач» или ТРИЗ. Школа учит решать закрытые задачи, а жизнь требует решения открытых задач. Открытые задачи допускают разные подходы к решению, разные варианты ответов. В открытой задаче условие «размытое», содержит неопределенности. Методы решения разнообразны. Может быть любое количество ответов. Подобные задачи развивают творческий потенциал ученика, учат применять знания в различных жизненных ситуациях, а значит, в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта. При решении подобных задач можно использовать приемы «Мозговой штурм», «Корзина идей» и приемы решения изобретательских задач.
Второй прием – «Проектные задачи» или метод проектов. Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребенка. Действия направлены на еще никогда не существовавший в практике ребенка результат или продукт. Когда младшие школьники решают проектные задачи, они осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Поэтому проектные задачи носят чаще всего групповой характер. Есть четыре этапа проектной задачи:
1. Погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация результатов и рефлексия.
Каковы же педагогические эффекты решения проектных задач? Во-первых, это возможность организовать сотрудничество между детьми при решении проектных задач. Во-вторых, обучение способу проектирования через специально разработанные задания. И в-третьих, возможность «переноса» известных способов действия в модельную ситуацию.
Третий прием – «Опыты и эксперименты». Прием реализуют на уроках окружающего мира. Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления природы, выяснить их причинно-следственные связи, развивают наблюдательность и мышление учеников. Дают возможность познакомить школьников с законами природы в доступной форме. Ученики смогут через практико-ориентированную деятельность расширить свой кругозор и понять закономерность многих природных процессов и явлений. Прием опытов и экспериментов – эффективное средство формирования естественно-научной грамотности, позволяет ученикам успешно выполнить задания Всероссийской проверочной работы по окружающему миру.
Четвертый прием – «Дидактические игры». Этот прием можно использовать и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей и задач используют разные виды игр: игра-упражнение, игра-эксперимент, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, игра-драматизация. При правильном руководстве, когда школьников побуждают к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.
Игра-квест в образовательной деятельности – это специально организованный вид исследовательской деятельности. Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. На основе рекомендуемых информационных ресурсов и собственного опыта школьники ведут целенаправленный поиск решения учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам.

Допматериалы:
чек-лист
Этап 4. Подведение итогов
Ведущий:
Уважаемые коллеги, наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам посетить повторно урок у коллеги и проанализировать его в соответствии со схемой оценки формирования функциональной грамотности. Для этого воспользуйтесь графиком взаимопосещений. Также для анализа вам понадобится чек-лист.
Ведущий раздает педагогам чек-листы и предлагает ими воспользоваться при посещении уроков.
Ведущий:
Закончить наше занятие хочу словами древнего философа Конфуция: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Чек-лист для педагога
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум: потренируйтесь помочь молодому учителю спланировать урок
Помогите молодому специалисту найти в локальных документах обоснование, почему необходимо планировать уроки. Затем проверьте, как учитель готовит материалы к уроку. Далее посоветуйте, какой инструмент планирования выбрать молодому учителю.
Чтобы понять, готовы ли вы помочь молодым сотрудникам планировать занятия, ответьте на вопросы тренажеров далее в практикуме. На первом уроке разберитесь, какие документы нужно изучить молодому учителю и какие инструменты использовать для планирования урока. Для этого выполните два задания. В каждом задании нужно выбрать и отметить по одному варианту ответа, который считаете верным.
На втором уроке вспомните, как составить технологическую карту урока. Мы разбили алгоритм ее составления на блоки. В блоках прописали действия, которые нужно выполнить учителю. Определите, какие из действий правильные, и поставите отметку в нужных блоках.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме, воспользуйтесь ответами и комментариями. Разъяснения мы дали к каждому уроку.
Ответьте на пять вопросов итогового теста и определите, насколько вы разобрались в теме. Вы можете получить сертификат. Для этого пройдите итоговый тест.
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Особенные случаи про учебники. Ситуации, которые разобрала юрист
Экспертная поддержка каждый день отвечает на вопросы, которые касаются ФПУ. Предлагаем восемь юридических решений, чтобы справиться с трудностями из-за новых требований к учебникам. Рассказали, в каких случаях можно заменить печатные учебники на электронные. Могут ли родители сами закупить рабочие тетради, если не хватило бюджетных средств. Как педагогу сменить учебники по предмету в середине уровня обучения. И почему не стоит назначать одного ответственного за учебники.
1. Если в школе нет учебника на печатной основе, можно ли пользоваться электронной версией? Не считается ли это нарушением? Какой закон это регламентирует?
Можно, но не по всем предметам. ФГОС-2021 устанавливают перечень предметов, по которым учебник может быть только печатным. По остальным предметам допустимо использовать печатный и электронный.
На уровнях НОО школа вправе использовать только электронные учебники по любым предметам, кроме русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения и иностранных языков (п. 36.1 ФГОС НОО-2021). Образовательная организация вправе применять на уровне ООО только электронные учебники по всем предметам, кроме русского языка, математики, физики, химии, биологии, литературы, географии, истории, обществознания, иностранного языка, информатики (п. 37.3 ФГОС ООО-2021).
На уровне СОО ограничений нет. Учебники по всем предметам могут быть в электронной форме (п. 27 ФГОС СОО).
2. Имеют ли право родители инициировать смену УМК? Как мотивированно отказать им?
Нет, не имеют. Права родителей закреплены в Законе об образовании (ч. 3 ст. 44). Нет нормы, согласно которой родители решают, по каким учебникам, учебным пособиям школа будет учить детей. Родителям образовательная организация вправе отказать.
Что конкретно включать в УМК решает издательство, которые выпускает данную УМК. Содержание образования определяет образовательная программа, а не учебники и учебные пособия. Школа сама выбирает учебники, учебные пособия и материалы для обучения. Она вправе использовать любые учебники из тех, которые входят в ФПУ.
3. У нас есть учебник, который исключили из ФПУ, но он принадлежит к издательству, которое имеет право выпускать пособия. Можно ли использовать этот учебник в качестве учебного пособия?
Нет, нельзя. Учебники, которые не входят в новый ФПУ, нельзя использовать для аккредитованных программ общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Исключение – учебники из старого ФПУ. По ним школы вправе учить до 25 сентября 2025 года, чтобы завершить обучение по ООП. Не используйте их в качестве учебного пособия – у них нет такого статуса.
Учебник не может быть одновременно учебным пособием, потому что это разные виды изданий (пп. 3.2.4.3.4.1 и 3.2.4.3.4.2 ГОСТ 7.60-2003). Пособия должны соответствовать двум требованиям. Первое – иметь статус «учебное пособие». Второе – их должна выпустить специальная организация. Перечень таких издательств утвердило Минобрнауки (приказ от 09.06.2016 № 699). В список входят, например, АО «Издательство «Просвещение», ООО «Издательство ACT», ООО «ДРОФА», ООО «Интеллект-Центр» и др.
4. Достаточно ли того, что мы закупили одни учебники? На рабочие тетради средств не хватает, поэтому решили от них отказаться. Так можно?
Да, достаточно. Образовательная организация самостоятельно решает, использовать рабочие тетради или нет. Школа обязана закупать рабочие тетради, если их включили в нормативы финансового обеспечения. Если в списке или нормативах рабочих тетрадей нет, то школа не должна их закупать. Если в учебно-методическое обеспечение программы включили их, но не закупили, так как не выделили средства из бюджета, – организация обязана приобрести тетради за счет средств из других источников.
Родители не обязаны приобретать средства обучения. Родители могут приобрести рабочие тетради только на добровольной основе по собственному желанию. При этом, если родители покупать отказались, последствий для детей никаких быть не должно. Программу нужно реализовать в полном объеме.
Рабочие тетради относятся к учебным пособиям (ГОСТ 7.60-2003, п. 3.2.4.3.4.2.3). А учебные пособия школа вправе использовать дополнительно, хотя и не обязана (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
5. Можно ли сменить учебники по предмету в середине уровня обучения? Например, учитель вел географию в 5–7-х классах по одной линейке учебников, а 8–9-е классы хочет вести по другой?
Да, можно. УМК – учебно-методическая документация, средства обучения и контроля, которые разработаны для урока, курса, модуля, дисциплины. Учитель вправе выбрать учебники, в том числе из разных учебно-методических комплектов. Главное, чтобы они входили в ФПУ.
Закон при реализации ООП разрешает использовать:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из ФПУ;
2) учебные пособия организаций из перечня издательств, которые выпускают учебные пособия, дополнительно;
3) электронные образовательные ресурсы из федерального перечня электронных образовательных ресурсов, которые школы вправе использовать для ООП НОО, ООО и СОО.
Это закрепил закон (ч. 4 ст. 18 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Эта норма не запрещает изменять УМК в середине обучения. ФГОС и ФОП также не содержат ограничений. Поэтому сменить УМК на другой в процессе обучения можно.
6. Какие учебники использовать для детей с ОВЗ?
Используйте учебники из ФПУ. В нем – учебники, которые школа вправе использовать по АОП и АООП для детей с разными заболеваниями. Если нет подходящего учебника для ребенка с ОВЗ, используйте другие учебники из ФПУ. Издания, которых нет в ФПУ, нельзя применять в качестве учебников, чтобы реализовать аккредитованные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Закупайте учебники для детей с ОВЗ на средства субсидии государственной программы «Доступная среда». Субсидию предоставляют, чтобы создать условия качественного образования для детей-инвалидов, детей с ОВЗ (письмо Минобрнауки от 31.01.2017 № ОВ-83/07, пп. 1, 7 прил. 3 к государственной программе «Доступная среда», утв. постановлением Правительства от 29.03.2019 № 363).
7. Надо ли назначать ответственного за учебники?
Нет, не надо. Нет необходимости отдельно назначать ответственного за учебники. За разные стадии движения учебников в школе отвечают разные работники. Приобретает контрактный управляющий и комиссия по приемке товара. Хранит, выдает, учитывает книги заведующий библиотекой. Если назначить ответственного за учебники, то он будет дублировать функции других работников. Однако школа вправе организовать работу, как ей удобно, и назначать тех ответственных, которые ей нужны (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
8. Как поступать, если мы закупили учебники, а их автора признали иноагентом?
Использовать такой учебник нельзя. Исключите его из библиотечного фонда и не применяйте при реализации образовательной программы. Даже если учебник не входит в федеральный список экстремистских материалов Минюста, дети не могут использовать его в обучении. Дело в том, что информация, которая содержится в информационной продукции, произведенной иностранным агентом запрещена для распространения среди детей и имеет маркировку «18+» (п. 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
