
Мобильные на уроках: план педсовета, родительское собрание и классные часы, чтобы обсудить права участников образовательных отношений
План педсовета
Обсудите по плану на заседании педсовета четыре основных вопроса о мобильных в школе: какие могут быть негативные эффекты от смартфонов, какие мобильные устройства можно и нельзя использовать на уроке, какие меры принять, чтобы ученики минимально использовали смартфон в школе; что изменить в документах. Ниже разберем, что рассказать коллегам по каждому вопросу повестки.

СПРАВКА
Исследования российских ученых выявили, что у детей, которые используют мобильные телефоны в школе, слабая смысловая память, сниженное внимание и скорость аудиомоторной реакции, нарушенное фонематическое восприятие
Негативные эффекты от мобильных. Расскажите педагогам, какие последствия для учебы могут возникнуть, если не контролировать, как долго дети и подростки используют гаджеты. Когда школьник пользуется мобильным устройством, постепенно нарушается его психика. Ребенок становится гиперактивным и раздражительным. Также снижается долговременная память и умственная работоспособность. Нарушаются коммуникативные способности и сон. Это объясняется тем, что происходит чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от электронных средств (п. 2 Методических рекомендаций, утв. Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019).
Причина, по которой снижаются интеллектуальные функции, – в многофункциональности телефона. Множество приложений создают ситуацию многозадачности, которая требует постоянно переключаться с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Из-за этого ученики хуже усваивают материал.
Какие устройства можно и нельзя использовать на уроке. По санитарным нормам запрещено использовать смартфоны для образовательных целей (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). В остальном учителям надо следить, чтобы ученики использовали на уроке одновременно не более двух электронных средств обучения. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не вместе (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Для этого учитель должен продумать схему урока, как он будет применять дидактические материалы.

ВАЖНО
Вступила в силу поправка к Закону об образовании. Ввели запрет для учеников использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время учебных занятий. Исключение – если возникает угроза жизни или здоровью детей, работников организации или иная экстренная ситуация (Федеральный закон от 19.12.2023 №618-ФЗ).
Пока нет однозначной трактовки, как применять нормы других федеральных актов, которые противоречат новым требованиям Закона об образовании. Например, при освоении АООП педагоги должны научить школьника адекватным представлениям о насущно необходимом жизнеобеспечении – пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне, писать при необходимости SMS-сообщение и т. д. Это устанавливает п. 4 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В этом случае мобильник надо использовать как средство обучения, но при этом он не перестает быть одновременно средством подвижной радиотелефонной связи. Штатное течение урока не получится рассматривать как экстренный случай.
Какие меры принять. Попросите учителей самих не использовать смартфон на уроке. Желательно, чтобы ученики его вообще не видели. Иначе им сложно будет выполнять запрет и не пользоваться своим гаджетом.
Договоритесь, что учителя будут просить детей переводить смартфоны в беззвучный и безвибрационный режим. А также будут выполнять это требование сами. Обсудите, есть ли условия, чтобы организовать специальное место и хранить в нем смартфоны во время занятий. Запланируйте родительские собрания и классные часы, чтобы обсудить эти меры и объяснить родителям и школьникам, почему они нужны.
Поручите учителям включить в план урока время на физкультминутки и гимнастику для глаз. Санитарные правила требуют, чтобы в середине урока организовали перерыв и выполнили упражнения для профилактики зрительного утомления, чтобы повысить активность центральной нервной системы, снять напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, мышц туловища, укрепить мышцы и связки нижних конечностей (пп. 2.10.2, 3.5.13 СП 2.4.3648-20).
Обсудите, как педагоги организуют активность детей на переменах. Важно их простимулировать к физическому отдыху, чтобы ученики не «погружались» в гаджет. Например, поручите педагогу-организатору проводить между уроками подвижные и развивающие мероприятия – легкие игры, физкультминутки.
Какие документы изменить. Чтобы выбранные вами меры заработали, их надо закрепить в документах школы. На педсовете можете составить список документов, куда лучше внести изменения. Примерный список – в таблице 2.
После педсовета подготовьте приказ, чтобы внести изменения в документы школы. Далее – образец приказа.
Образец приказа об ограничении мобильных устройств
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ
Общешкольное родительское собрание
Часть мероприятия отведите на то, чтобы информировать о негативных последствиях, к которым может привести электромагнитное излучение от мобильных устройств, в том числе для здоровья детей и эффективности учебной деятельности. Это позволит обосновать меры и создаст необходимую психологическую предпосылку, чтобы их принять. На эту тему отведите первую часть собрания. Привлеките педагога-психолога.
Сообщите, какие меры приняли в школе, чтобы ограничить использование мобильных телефонов. Если есть желание, обсудите с родителями учеников предложенные меры, попросите озвучить свои варианты. Но это может привести к перепалке, так как у каждого человека есть свое мнение о должном, и прийти к консенсусу бывает сложно.
Памятка для родителей и учеников
Скачать
Акцентируйте внимание родителей на том, что будете использовать персональные устройства в учебе, но ограниченно и под контролем педагогов. Например, санитарные правила запрещают использовать смартфоны для образовательных целей (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Но можно использовать планшеты.
Сообщите, как будете обеспечивать связь родителя с учеником, если возникнет срочная необходимость. Например, ребенок может взять телефон из хранилища и выйти в специальную переговорную комнату, чтобы позвонить родителям. Или родитель может позвонить заместителю директора или другому ответственному работнику и попросить ребенка перезвонить или передать ему сообщение. Дайте родителям контакты ответственного, разместите их на сайте и стенде в общедоступном месте.
Когда собрание закончится, раздайте родителям памятку с советами от Роспотребнадзора и Рособрнадзора справа. В ней – рекомендации, как им и ученикам пользоваться мобильными устройствами без вреда для здоровья.
Классные часы и тематические мероприятия для учеников
Поручите классным руководителям объяснить ученикам, к каким последствиям может привести злоупотребление мобильным устройством и почему школа устанавливает ограничения. Пусть педагоги сообщат, как дети могут использовать мобильный телефон, пока находятся в школе. Передайте классным руководителям памятку-инструкцию. А также разместите ее на стендах и сайте школы.
Попросите классных руководителей отводить классные часы для тематических мероприятий по цифровой грамотности и культуре пользования мобильными устройствами. Для этого можно привлечь педагога-психолога, чтобы ученики спокойно восприняли ограничительные меры и не стремились их нарушить. Также можно организовать совместные мероприятия с учителем информатики – посетить музей киберистории, уроки кибербезопасности.
Контролируйте, как учителя проводят профилактику переутомления глаз. Если дети работают с электронными средствами обучения, ее проводят в середине урока. Если только с учебниками – то на перемене.
Во время занятий надо выполнять упражнения для всего тела, чтобы повысить активность центральной нервной системы, снять мышечное напряжение, укрепить мышцы и связки нижних конечностей. Перерыв на гимнастику должен быть минимум две минуты (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Санитарные нормы не предусматривают специальных упражнений для учеников. Поэтому педагог вправе проводить физкультминутки и гимнастику для глаз с упражнениями, которые знает сам или которые считает интересными и полезными.
Например, можно использовать комплекс упражнений из Методических рекомендаций по профилактике стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности, утвержденных Руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 декабря 2007 года. Смотрите примеры упражнений из комплексов для глаз и физкультминуток.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Циклограмма на сентябрь: дополнительный период ГИА, контроль работы по ФРП и еще 24 дела замдиректора
Как составить расписание занятий по требованиям СП и СанПиН
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации: проверьте документ по контрольным точкам
Новая циклограмма по ВСОКО. Приказы и аналитические справки на сентябрь
Главная задача сентября – организовать начало нового учебного года. Проконтролируйте, все ли школьники приступили к занятиям. Также проверьте, соответствует ли школьная документация единым требованиям.
На первой неделе организуйте повторную промежуточную аттестацию для условно переведенных учеников. Результаты отразите в справке.
Задача второй недели – организовать стартовые диагностические работы в 1, 5 и 10-х классах и входные контрольные работы во 2–4-х, 6–9-х и 11-х классах. Приказом утвердите состав предметных комиссий и ассистентов.
На третьей неделе посетите уроки педагогов по предметам «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины». Проанализируйте, как педагоги реализуют требования федеральных рабочих программ по этим предметам. По итогам контроля разработайте аналитическую справку.
В конце месяца организуйте родительские собрания. Дайте задание ответственным сотрудникам оформить протоколы по итогам мероприятий. Подведите итоги ГИА в дополнительный период. Выдайте аттестаты выпускникам и внесите данные в ФИС ФРДО.
Возьмите готовую циклограмму на сентябрь
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать циклограмму
– так обозначили документ к каждому делу в циклограмме
Создайте свою циклограмму на сентябрь
Как составить собственную циклограмму
- Редактируйте готовые задачи и документы недели
- Добавляйте собственные задачи
- Удаляйте дела
- Распечатайте свою циклограмму
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как замдиректора организовать стартовую диагностику на уровнях основного и среднего общего образования
Образец приказа о подтверждении перевода в следующий класс ученика, которого перевели условно
Чтобы проверить, как сформированы УУД, и оценить, готовы ли школьники изучать отдельные предметы, организуйте стартовую диагностику. По ее результатам педагоги могут скорректировать рабочие программы и применить индивидуальный подход к ученикам. Для стартовой диагностики необходимо составить график диагностических работ и разработать варианты заданий по предметам.
Разработайте график и утвердите приказ
В федеральных программах каждого уровня установили единые требования к стартовой диагностике. В ФОП СОО четко указали, что оценочную процедуру проводят в 10-х классах (п. 18.26.1 ФОП СОО). А вот по ФОП ООО стартовую диагностику проводят в первый год изучения предмета на уровне ООО. Это значит, что оценочную процедуру необходимо планировать не только для 5-х классов, но и для 6–8-х классов по отдельным предметам. В 6-м классе планируйте стартовую диагностику по обществознанию, в 7-м классе – по информатике и физике, в 8-м классе – по химии и ОБЗР. Укажите в графике учебные предметы, по которым планируете провести стартовую диагностику. В этих классах вы будете выявлять предметные и метапредметные результаты учеников, с которыми они пришли учиться на новый уровень образования.
Для стартовой диагностики 5-х классов выбирайте все предметы, которые ученики будут изучать на уровне ООО. Некоторые предметы на уровне ООО школьники начнут изучать позже – в 6–8-х классах. Запланируйте стартовую диагностику в первый год изучения предмета, чтобы определить готовность к его освоению.
Для 10-х классов включите предметы, которые школьники будут изучать на углубленном уровне. Так вы проверите, готовы ли десятиклассники к профильному обучению. Как выбрать предметы, смотрите в таблице.
Таблица. Предметы для стартовой диагностики на уровнях ООО и СОО
Укажите в графике даты, когда будут проходить диагностические работы. Например, вы можете запланировать диагностику на вторую–третью неделю сентября. Также зафиксируйте в графике время. Вы можете поставить диагностические работы на дату и время, в которые проходит урок по этому предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков.
Не перегружайте школьников контрольными работами и срезами. Когда будете формировать график стартовой диагностики, придерживайтесь рекомендаций Минпросвещения, Рособрнадзора из письма от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01.
Назначьте в графике ответственных организаторов. Чтобы повысить контроль за объективностью результатов диагностики, назначьте организаторами в аудиториях учителей, которые не работают в данных классах.
График стартовых диагностических работ утверждает приказом директор школы. Разместите его на информационных стендах, в электронном дневнике, на сайте школы. Так вы проинформируете учеников и их родителей о расписании диагностических работ. Образцы приказа и графика смотрите в статье «Новая циклограмма по ВСОКО. Приказы и аналитические справки на сентябрь».

ДОКУМЕНТ
Положение о стартовых диагностических работах разрабатывать необязательно. Добавьте пункты о стартовой диагностике в любой локальный акт вашей школы. Например, в положение о ВСОКО
Поручите создать диагностические работы
Чтобы провести стартовую диагностику на уровне ООО и СОО, поручите разработать диагностические работы руководителям ШМО. Проконтролируйте, чтобы в содержание диагностических работ для 5–8-х и 10-х классов входили кодификатор, спецификация и критерии оценивания. Укажите время, за которое ученики должны выполнить работу.
В кодификаторе перечисляют контролируемые элементы содержания (КЭС) – это знания и способы деятельности, которые должны были освоить ученики. Еще в кодификаторе пишут цель диагностической работы. На сайте ФИПИ есть кодификаторы по всем предметам, по которым проводят ГИА. Можно использовать готовые или составить свои кодификаторы. Проверьте, чтобы КЭС соответствовали уровню общего образования, который уже освоили школьники. В 5-х классах диагностические работы должны включать КЭС к уровню подготовки выпускников начальной школы. В 10-х классах диагностические работы должны включать КЭС к уровню подготовки выпускников 9-х классов.
В спецификации нужно сформулировать, что оценивает диагностическая работа. Учителя указывают условия проведения работы, дополнительные материалы, которые понадобятся ученикам, и время, чтобы ее выполнить.
Задания для стартовой диагностики сопроводите правильными ответами. Также зафиксируйте количество баллов за каждый правильный ответ в работе. Укажите шкалу перевода баллов в отметку. Смотрите пример диагностической работы по русскому языку для 5-х классов.
Пример диагностической работы
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Материалы для скачивания:
- Стартовая диагностическая работа по математике в 5-х классах
- Стартовая диагностическая работа по математике в 10-х классах
- Стартовая диагностическая работа по русскому языку в 10-х классах
- Стартовая диагностическая работа по физике в 10-х классах
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
