ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2023года
План работы
Работа с учениками

Как привлечь детей к труду по новым нормам и что сказать родителям об отмене согласий

Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование, эксперт по образовательному праву. Составитель программ воспитания для школы. Лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
По закону о трудовом воспитании школьников теперь привлекают к труду по новым правилам. Эксперт по образовательному праву проанализировала изменения и рассказала о них в статье. А еще предложила алгоритм, как привлечь ученика к труду по новым нормам и памятку для родителей, чтобы снять неловкие вопросы, возможные нападки с их стороны.

Законодатель расширил значение трудового воспитания в жизни школьников. Отменили норму о том, что надо брать согласие родителей на труд вне образовательной программы. Однако это не значит, что школа и классный руководитель теперь могут заставить ребенка делать все, что захотят.

Трудовое воспитание по-новому

В августе скорректировали Закон об образовании и расширили формулировку определения «воспитание». Теперь оно направлено еще и на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Одновременно изменили норму о привлечении школьников к труду. Как и раньше, трудовое воспитание возможно в рамках образовательной программы. А если вне ее – то в соответствии с трудовым законодательством. Получается, что если раньше на такой труд требовалось согласие родителя, то теперь согласие не нужно, но необходимо заключить трудовой договор. Его можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Дополнительно надо направить ученика на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК).

В Закон добавили и новые обязанности для школы и учеников. Подробнее – в таблице. Ранее законодатель обязывал школьников только бережно относиться к имуществу организации (п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Таблица. Новые обязанности в рамках трудового воспитания


Скачать

По-прежнему, самый простой способ организовать трудовое воспитание учеников – изложить его в рабочей программе воспитания, которая входит в состав основной образовательной программы. Для этого можно использовать инвариантные модули «Основные школьные дела», «Социальное партнерство» или включить собственные вариативные, направленные на трудовую деятельность школьников (п. 170.3.2 ФОП НОО, п. 166.3.2 ФОП ООО, п. 130.3.2 ФОП СОО).

Использовать рабочую программу воспитания удобно, так как можно запланировать трудовые мероприятия любой направленности. А чтобы их реализовать, не надо брать согласия от родителей, заключать трудовые договоры с учениками или оформлять другие дополнительные документы. Однако все еще действуют ограничения, указанные в пункте 2.10.4 СП 2.4.3648-20. Нельзя привлекать детей:

  • работать с вредными или опасными условиями труда, которые запрещены лицам моложе 18 лет,
  • убирать туалеты, душевые, умывальные,
  • мыть окна и светильники,
  • убирать снег с крыш,
  • выполнять ремонтно-строительные и отделочные работы,
  • поднимать и переносить тяжести.

Остальной труд можно планировать и описывать в образовательной программе, как школа считает нужным в соответствии со своей концепцией и методами воспитания и с учетом общих норм законодательства.

Педагоги и заместитель директора по воспитательной работе могут воспользоваться простым алгоритмом, чтобы спланировать трудовое воспитание. Вариант организовать труд вне образовательной программы можно использовать, если хотите обеспечить школьникам дополнительный заработок. Это объясняется тем, что такой труд надо организовать в соответствии с трудовым законодательством (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А трудовой кодекс не содержит иных способов, кроме как оформить трудовой договор и платить зарплату работнику, даже если он несовершеннолетний.

Что сказать родителям об отмене согласий и трудовом договоре
с несовершеннолетним

На встрече с родителями объявите, что изменения в трудовом воспитании не ухудшают положение детей. Наоборот, они направлены на то, чтобы сделать их труд более справедливым. Если раньше можно было бесплатно привлекать детей к труду вне образовательной программы на основании согласия родителя, то теперь так сделать не получится. Придется заплатить подросткам за их труд на равных основаниях с другими работниками. Трудовое законодательство содержит повышенные требования к трудовому договору с несовершеннолетним. Для них предусмотрели сокращенный рабочий день, ограничение нагрузок, обязательный предварительный медосмотр и другие гарантии.

Напомните родителям, что они отвечают за нравственное развитие личности своих детей (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом у учеников есть законные обязанности участвовать в общественно полезном труде, который предусматривает образовательная программа, и добросовестно осваивать программу (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей, то их могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 КоАП. Также школа вправе сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства (ч. 3 ст. 56 СК, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Передайте родителям памятку с новыми правилами трудового воспитания детей.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
Профессиональные компетенции
Аттестация педагогических работников

Ответы на частые вопросы по аттестации на новые категории «педагог-методист», «педагог-наставник»

Из Методических рекомендаций Минпросвещения и Профсоюза образования, которые направили письмом от 17.08.2023 № 08-1510/394, где много вопросов по аттестации, мы отобрали те, которые касаются новых категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Читайте ответы на вопросы о сроках действия новых категорий, о документах, которыми регламентируют оплату труда педагогам за категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». А также – все ли педагоги, у которых есть высшая квалификационная категория, могут проходить аттестацию на новые категории.

Отвечает Минпросвещения

Вопрос 1. В течение какого периода педагог должен заниматься методической работой или наставничеством, чтобы иметь право подать заявление на категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник»?

Порядок аттестации не устанавливает сроки деятельности по методической работе или наставничеству, которые дают педагогу право аттестоваться на категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник». В заявлении в аттестационную комиссию педагоги самостоятельно сообщают сведения о результатах деятельности по методической работе или наставничеству. К заявлению прилагают ходатайство работодателя. Документ характеризует деятельность педагога, которая развивает методическую работу или наставничество непосредственно в образовательной организации. На основе ходатайства по пункту 52 Порядка аттестации комиссия оценит деятельность педагога.

Вопрос 2. Есть ли срок действия у новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник»?

Нет. Порядок аттестации не ограничивает сроки действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Вопрос 3. Если педагог работает на двух должностях, то установленная категория «педагог-методист» или «педагог-наставник» будет распространяться на обе должности или на одну? Какими документами регламентируется оплата труда педагогам за новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»?

Не будет распространяться ни на одну из должностей. Согласно пунктам 50 и 51 Порядка аттестации квалификационные категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» устанавливают на основе показателей деятельности, которая не входит в должностные обязанности педагогов. Категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» не дают права педагогу претендовать на какую-либо дополнительную выплату, если он не будет выполнять дополнительную работу по наставнической или методической деятельности. Получить дополнительную оплату по категории «педагог-методист» работник может, если руководит методическим объединением. Дополнительная оплата за дополнительную работу по методической или наставнической деятельности осуществляется в виде выплат компенсационного характера, которые до решения вопроса Правительством РФ могут регулировать нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления или локальные нормативные акты организаций. Это зависит от объема дополнительной работы, степени значимости.

Вопрос 4. Как будут оценивать результаты деятельности педагога, который работает на должности «методист» или «старший методист» и подал заявление на категорию «педагог-методист»?

Педагог, который работает на должности «методист» или «старший методист» не вправе претендовать на категорию «педагог-методист». В соответствии с пунктом 50 Порядка аттестации указанную категорию работник получает на основе показателей деятельности, которая не входит в его должностные обязанности. Если педагог работает на должности «методист» или «старший методист», его обязанности непосредственно связаны с методической работой в образовательных организациях, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах и центрах.

Вопрос 5. Все ли педагоги, у которых имеется высшая категория, могут проходить аттестацию на новые квалификационные категории или только учителя?

Порядок аттестации не указывает на конкретные должности педагогов высшей категории, которые могут претендовать на категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». В соответствии с пунктом 52 Порядка аттестации аттестационная комиссия оценивает деятельность педагогов на основе ходатайства работодателя. Документ указан в пункте 48 Порядка аттестации. Также рассматривают показатели, которые предусмотрены пунктами 5051 Порядка аттестации. Они характеризуют дополнительную деятельность педагогов по методической работе или наставничеству непосредственно в образовательной организации и не входят в должностные обязанности по занимаемой должности.

Вопрос 6. Должны ли на основании Порядка аттестации проходить аттестацию заместители руководителей образовательных организаций и заместители руководителей структурных подразделений? Какие аттестационные комиссии должны проводить их аттестацию?

Нет, не должны. Аттестация заместителей руководителей образовательных организаций и заместителей руководителей структурных подразделений Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.Если заместители руководителей образовательных организаций и заместители руководителей структурных подразделений наряду с основной работой по трудовому договору одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут обратиться с заявлением в аттестационную комиссию и пройти аттестацию в соответствии с Порядком аттестации.

Вопрос 7. Продолжает ли действовать у педагога высшая квалификационная категория по должности «учитель», если ему установили категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник»?

Высшая квалификационная категория педагогического работника в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации устанавливается бессрочно. Она обязательна, чтобы аттестовать педагога по категориям «педагог-методист» и «педагог-наставник». По пункту 45 Порядка аттестации должность педагогического работника, по которой он имеет высшую квалификационную категорию, чтобы аттестоваться на категории «педагог-методист», «педагог-наставник», значения не имеет.

Вопрос 8. Через какой период времени после того, как педагог получил высшую квалификационную категорию, он может подать заявление на категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник»?

Порядок аттестации не устанавливает период времени, через который педагогический работник может подать заявление на квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник». Соответственно, педагог может подать заявление в аттестационную комиссию со дня, когда вынесли решение установить ему высшую квалификационную категорию.

Вопрос 9. Будут ли даны рекомендации о размерах доплат за квалификационные категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»?

Правительство РФ решает вопрос о размерах доплат за квалификационные категории «педагог-методист» или «педагог-наставник». Если сотрудник имеет любую из указанных категорий и выполняет дополнительную работу по методической деятельности или наставничеству, то размер оплаты его труда могут регулировать нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Или локальные нормативные акты образовательной организации в зависимости от объема, степени значимости этой дополнительной работы.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Перевернутое, шедоуинг, тьюториал – как использовать эти типы наставничества в школьном педколлективе

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н.
Есть много типов наставничества. Они подходят для коммерческих компаний, вузов. Мы отобрали те, которые приемлемы для работы в школе. В статье описали, как вам использовать перевернутое наставничество, шедоуинг, тьюториал. Дали алгоритм, как реализовать перевернутое наставничество, шпаргалку для шедоуинга и таблицу с формами тьюторского сопровождения. Еще смотрите таблицу с ролями наставников и наставляемых.

Внимание

В любом типе наставничества пары наставников и наставляемых нужно формировать по сходству и различию индивидуальных качеств, а также профессионального опыта и функциональных обязанностей. Какие сочетания наиболее эффективны, смотрите на рисунке.

Рисунок. Сочетания в паре «наставник – наставляемый»

Скачать

Тип наставничества – перевернутое

Перевернутое или обратное наставничество используют, если необходимо преодолеть разрыв между поколениями на рабочем месте. При таком типе молодые педагоги могут быть наставниками для опытных коллег.

У перевернутого наставничества есть много плюсов. Во-первых, молодые сотрудники знают передовые технологии или тенденции развития социальных сетей. Свои навыки они передадут старшим коллегам. А педагоги со стажем могут предложить знания, чтобы решить сложные задачи; в области лидерства и принятия решений. Это обогащает кадровый резерв и позволяет сотрудникам быть универсальными и адаптируемыми.

Во-вторых, когда сталкиваются разные точки зрения, появляется творчество. Свежее мышление и нестандартные подходы молодых учителей стимулируют творчески решать проблемы. Опытные сотрудники могут придать этим идеям практическую значимость, помогут превратить инновационные идеи в реализуемые. В-третьих, молодые наставники транслируют ожидания будущих поколений. Это позволит опытным педагогам и руководителям подготовиться к предстоящим событиям. А опытные учителя и руководители могут передавать свой опыт, помогать потенциальным преемникам ориентироваться в сложных ситуациях и принимать взвешенные решения. Чтобы внедрить перевернутое наставничество в школе, следуйте алгоритму.

Тип наставничества – шедоуинг

Шедоуинг (от англ. shadow, тень) – «теневой метод». Тип наставничества, который предполагает, что наставляемый наблюдает за работой опытного педагога, чтобы совершать аналогичные действия в своей работе.

В результате шедоуинга наставляемый может понять, что новая рабочая функция ему не подходит. И это тоже хороший результат. Шедоуинг относится к неформальному обучению. В каких ситуациях лучше применять формальное обучение, а в каких – неформальное, смотрите в таблице 1.

А чтобы создать условия для неформального обучения в школе, воспользуйтесь шпаргалкой для заместителя директора.

Тип наставничества – тьюториал

Тьютор только направляет деятельность наставляемого в нужное русло, обеспечивает для этого все необходимые условия. Процесс тьюторской деятельности реализуют в формах: индивидуальные и групповые консультации, тьюторский семинар, тренинг, образовательное событие. Подробнее – в таблице 2.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК