ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2023года
План работы
Работа с учениками

Как работать с учениками группы риска во втором полугодии. Рекомендации, памятки и шпаргалка

Александра Фокина, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО «Московский институт технологий и управления», член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Предлагаем рекомендации, как во втором полугодии выстроить работу с учениками группы риска. Эксперт в области возрастной психологии расскажет, как замдиректора взаимодействовать со школьниками, их родителями и педагогами. Также в статье – памятки, которые помогут установить психологический контакт с учеником и помочь ему преодолеть трудности.

Во втором полугодии выстраивайте работу с учениками группы риска по двум основным направлениям. Научите педагогов работать с этой категорией учеников. А также организуйте индивидуальную работу со школьниками и родителями. Подробности – далее.

Научите педагогов работать с учениками

Проведите комплексную работу с педагогами школы. Включите в повестку педагогических советов вопросы, которые касаются работы с учениками группы риска. Организуйте обучающие семинары и мастер-классы, пригласите на них педагога-психолога. Посетите собрания методических объединений. Пригласите неуспешных в работе с учениками группы риска педагогов на индивидуальные беседы.

На мероприятиях транслируйте необходимость ежеурочно вовлекать ученика в полезную активность, проявлять внимание к сложностям, создавать ситуации успеха. Преодолевайте стереотипы. Формулируйте установки на результативную работу. Напоминайте о необходимости работать без выхода из профессиональной позиции.

Вовлекать учеников группы риска в полезную активность. Чтобы повысить результаты учеников группы риска и не усугубить их трудности, педагог должен стремиться вовлечь школьников в учебную деятельность. Делать это нужно на каждом уроке.

Установить требования к содержанию деятельности на уроке и следовать им. Ученики должны знать, что и для чего требует от них учитель. Такой подход побуждает к осмысленной учебной деятельности. Педагог не должен позволять школьникам «отсиживаться» ради своего спокойствия. Все ученики, а особенно школьники группы риска, должны знать и понимать критерии оценивания.

ВАЖНО

Попросите педагога-психолога провести психологическую гостиную для учителей, чтобы снять негативные эффекты переутомления, выгорания, раздражения

Проявлять внимание к сложностям. Порекомендуйте педагогам регулярно уточнять, все ли понятно школьникам, интересоваться, не возникли ли сложности, регулярно повторять алгоритмы работы. Проверьте, готовят ли педагоги для учеников памятки, опорные схемы, вовлекают ли их в дополнительные задания. Опорные материалы имеет смысл упростить и детализировать. Не нужно выделять учеников группы риска из класса. Педагоги также должны вызывать их к доске, вовлекать в устную работу, стимулировать высказывать личное мнение.

Создавать ситуации успеха. Ученикам группы риска важно понимать, что их работу на уроке и во внеурочной деятельности заметили и оценили. Порекомендуйте педагогам отмечать, как продвинулись в учебе школьники и каковы их успехи. Если ученик не справляется, но усердно работает, это также необходимо поощрить.

Преодолевать стереотипы. Педагоги должны добиваться, чтобы каждый ученик участвовал в учебной деятельности. Педагогическая позиция по отношению к ученикам группы риска играет ключевую роль в том, преодолеет ли ученик трудности или они усугубятся. Поэтому важно избежать стереотипного мышления о них как об учениках, работа с которыми будет бессмысленной. К педсовету или собранию подготовьте и раздайте учителям памятки.

Памятки для педагогов

Возражайте стереотипным оценкам ученика, которые дают учителя. Помогите педагогам увидеть вариативность поведения или обучения школьника: просите учителей вспомнить случаи или условия, в которых трудный ученик показал себя не настолько отрицательно, как они привыкли говорить. Транслируйте положительный опыт работы: если в школе есть педагоги, которые успешно работают с трудными детьми, поручите им провести мастер-класс для коллег.

Дать установку на результат. В работе с педагогами ведите конкретный диалог. Задавайте вопросы: что сделано, чего планировали этим достичь, что еще можно попробовать, какая конкретно помощь нужна. Попросите учителей сформулировать, какую цель они преследуют в работе с конкретным учеником: реально достижимую, конкретную, которой можно достичь в ближайший период – от двух недель до месяца. Когда учителя поймут, к чему они стремятся, и будут иметь четкий дедлайн, им будет проще выстроить свою работу.

Занять профессиональную позицию. На встречах с педагогами обсудите стандарты и этику педагогического поведения. Напомните, что учитель должен держаться корректно и требовательно, а в случае оскорбительного для ученика поведения – принести извинения, чтобы формировать у школьников положительную модель поведения. Пресекайте агрессию педагогов в адрес учеников группы риска.

ВАЖНО

Организуйте обучающий семинар. Пригласите на него специалистов, которые расскажут о типологиях школьников группы риска, разных категориях, современных методах работы с трудными учениками

Организуйте индивидуальную работу с учениками и их родителями

Приглашайте родителей на беседы с педагогом-психологом и социальным педагогом. Заранее обозначьте, зачем вы приглашаете их в школу. Например, информировать о ходе работы, совместно подобрать задания, познакомить с рекомендациями специалистов, получить коррекционную помощь. Обсудите с родителями меры, которые они принимают, чтобы помочь детям. Познакомьте с графиком работы специалистов школы и расскажите, по каким вопросам они могут обратиться к педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику. Настраивайте родителей на сотрудничество, рекомендуйте обращаться за психологической поддержкой.

Учеников группы риска также приглашайте на индивидуальные беседы. Основная задача таких встреч – обсудить со школьником цели, которые вы предлагаете ему. Во время бесед придерживайтесь правил. Смотрите их в шпаргалке.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
План работы
Новогодний корпоратив

Новогодний корпоратив. 10 идей, которые не отнимут у вас много времени на подготовку

Наталья Пашкова, ответственный редактор журнала, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, стаж работы в образовании – 14 лет
Чтобы праздник был веселым и запомнился надолго, предлагаем 10 идей, как отметить Новый год с коллегами. Они уже апробированы в школьном коллективе, не требуют долгой подготовки и больших материальных затрат. Также можете включить их в праздничный банкет и сделать частью новогодней программы.

Идея 1. Предсказания на новый год

Подготовьте для коллег предсказания на будущий год. Напишите их на листочках, сверните в трубочку и сложите в мешок или коробку. Предложите каждому вытянуть наугад одно предсказание. Это могут быть шуточные пророчества или мотивирующие фразы. Еще в качестве предсказаний можно использовать прогнозы для знаков зодиака, выдержки из китайской Книги Судеб, цитаты великих людей с интерпретацией и пожеланием на новый год.

Идея 2. Видеопоздравление

Идея подойдет, чтобы поздравить коллег дистанционно: например, разместить видео на страничке школы в соцсетях, разослать его сотрудникам по электронной почте или в мессенджеры. Также можно сделать перерыв во время праздничного банкета и предложить гостям посмотреть и послушать новогодние пожелания.

Выберите учителей, которые захотят поучаствовать в видеоролике. Обязательные герои – Дед Мороз и Снегурочка. Другие участники могут нарядиться в костюмы сказочных героев или надеть карнавальные маски, а в качестве поздравлений взять новогодние стихотворения, песни или поздравить коллег от души своими словами.

Идея 3. Почта Деда Мороза

Новогодняя почта Деда Мороза даст возможность каждому получить именное поздравление на праздник. Организуйте работу почты заранее. За 1–2 недели до праздника разместите новогодний почтовый ящик там, где к нему будут иметь доступ все желающие педагоги. Круг участников можно расширить и подключить к поздравлениям учеников. Пусть школьники поздравят учителей, а учителя напишут пожелания своим классам.

В течение определенного срока письма будут храниться в почтовом ящике, а в конце этого срока старшеклассник в костюме Деда Мороза разнесет их адресатам. Это можно делать раз в неделю, в конце каждого дня или разнести почту перед праздником, в последний учебный день.

СПРАВКА

Косплей – костюмированная игра, участники которой перевоплощаются в персонажей литературы, кино или компьютерных игр: переодеваются в костюм своего героя и стараются передать его характер, мимику и поведение

Идея 4. Тематическая вечеринка

Вместо традиционного праздничного банкета организуйте вечеринку. Чтобы новогоднее мероприятие прошло веселее, соотнесите его с определенной тематикой. Например, дискотека 90-х. Попросите гостей подобрать наряды и сделать прически в стиле той эпохи. Позаботьтесь о музыкальном сопровождении: подберите музыкальные композиции 90-х и современные ремиксы на них.

Возможно, у кого-то из коллег дома сохранились вещи и предметы интерьера тех времен, например: магнитофоны, кассеты, фотоаппарат Polaroid. Эти атрибуты понадобятся, чтобы украсить помещение и создать атмосферу 90-х.

Можно пригласить гостей на костюмированный бал-маскарад или устроить косплей-вечеринку. Участники выберут себе костюм, например, сказочного героя, героя любимого фильма или мультфильма, животного – символа восточного календаря уходящего и наступающего года или костюм фантастического персонажа. Предложите гостям поучаствовать в дефиле и продемонстрировать свой костюм.

Еще одна идея тематического праздника – Новый год в национальном стиле. Обязательные атрибуты такого праздника – национальная одежда, блюда и напитки национальной кухни. Пригласите коллег поучаствовать в национальных новогодних забавах, расскажите им о традициях, о которых они, может быть, не знали.

Идея 5. Праздничная фотозона

Оформите одну или несколько фотозон в новогодней тематике. Запаситесь новогодней атрибутикой для фото: шапкой и бородой Деда Мороза, короной Снегурочки, карнавальными очками. Или подготовьте маски, усы, бороды, губки и шляпки на палочках.

Идея 6. Новогодний квест

Чтобы разработать сценарий мероприятия, вам понадобится помощь коллег. Свяжите сюжет мероприятия с Новым годом. Оформите для участников карточки с заданиями. Можно предложить коллегам ребусы, головоломки, загадки, зашифрованные послания и коды. Подготовьте реквизит, который участники должны будут применить на определенном этапе игры. Например, ключ, которым игроки откроют дверь, или фонарик, чтобы найти задание в темной комнате.

Определите, кто будет отвечать за задания, кто – за реквизит, а кто рассчитает время. Продумайте музыкальное оформление. Выберите ведущего, жюри и сформируйте призовой фонд.

Разложите в помещении или помещениях, где проходит игра, записки с подсказками, где искать следующую записку и карточку с заданием. Спрячьте приз, который участники найдут в финале игры.

Идея 7. Спортивное соревнование

Если ваш коллектив любит активно проводить время, можно организовать праздник на свежем воздухе. Поделите участников на команды и проведите игры или эстафеты. Также можно покататься с горки на санках и тюбингах, на коньках или лыжах. Если на улице есть снег, устройте соревнование, кто построит лучшую снежную крепость или самого большого снеговика. А согреться помогут горячий травяной или ягодный чай и угощения.

СПРАВКА

Квиз – интеллектуально-развлекательная командная игра, участники которой отвечают на вопросы и решают логические задачи

Идея 8. Квиз

Проведите квиз на новогоднюю тематику. Разработайте вопросы, на которые нужно ответить участникам. Это могут быть вопросы о новогодних традициях, истории праздника, развлечениях у разных народов России и мира, новогодних персонажах. Или о том, как праздник отражен в кино, музыке, литературе.

Попросите участников поделиться на команды. В одной команде будет от 2 до 10 игроков. Количество команд может быть любым. После соревнования подсчитайте результаты и наградите команду-победителя.

Идея 9. Церемония награждения

На церемонии награждения можно подвести итоги работы школы, отметить лучших сотрудников. Подготовьте грамоты и медали, памятные подарки для гостей. Украсьте сцену и постелите красную дорожку.

Продумайте, по каким номинациям пройдет ваша церемония награждения. Номинации могут быть шуточными, подчеркивать заслуги сотрудника или важные черты личности.

Идея 10. Караоке-вечеринка

Проведите караоке-вечеринку в формате викторины или конкурса. Конкурс песен подразумевает, что участники поделятся на команды. Каждая команда исполнит композицию по выбору или по заданию ведущего. Победит та из них, которая заработает больше баллов за исполнение.

Задания можно разнообразить. Например, предложить участникам жребий: наугад вытянуть листочек с названием песни, которую нужно спеть. Или устроить состязание: кто лучше прочитает рэп. Еще предложите командам по очереди исполнять частушки под музыку. Та команда, которая последней пропоет частушку, будет победителем в этом конкурсе.

На вечеринке в формате караоке-викторины подберите для участников задания и вопросы на музыкальную тематику: о песнях, исполнителях или музыкальных инструментах. Проведите игру, когда участник викторины или команда получают задание изобразить строчку из песни, а другой игрок или команда соперников должны угадать ее. Призы и награды для победителей также могут быть музыкальными.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
План работы
Работа с учениками

Как привлечь детей к труду по новым нормам и что сказать родителям об отмене согласий

Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование, эксперт по образовательному праву. Составитель программ воспитания для школы. Лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
По закону о трудовом воспитании школьников теперь привлекают к труду по новым правилам. Эксперт по образовательному праву проанализировала изменения и рассказала о них в статье. А еще предложила алгоритм, как привлечь ученика к труду по новым нормам и памятку для родителей, чтобы снять неловкие вопросы, возможные нападки с их стороны.

Законодатель расширил значение трудового воспитания в жизни школьников. Отменили норму о том, что надо брать согласие родителей на труд вне образовательной программы. Однако это не значит, что школа и классный руководитель теперь могут заставить ребенка делать все, что захотят.

Трудовое воспитание по-новому

В августе скорректировали Закон об образовании и расширили формулировку определения «воспитание». Теперь оно направлено еще и на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Одновременно изменили норму о привлечении школьников к труду. Как и раньше, трудовое воспитание возможно в рамках образовательной программы. А если вне ее – то в соответствии с трудовым законодательством. Получается, что если раньше на такой труд требовалось согласие родителя, то теперь согласие не нужно, но необходимо заключить трудовой договор. Его можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Дополнительно надо направить ученика на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК).

В Закон добавили и новые обязанности для школы и учеников. Подробнее – в таблице. Ранее законодатель обязывал школьников только бережно относиться к имуществу организации (п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Таблица. Новые обязанности в рамках трудового воспитания


Скачать

По-прежнему, самый простой способ организовать трудовое воспитание учеников – изложить его в рабочей программе воспитания, которая входит в состав основной образовательной программы. Для этого можно использовать инвариантные модули «Основные школьные дела», «Социальное партнерство» или включить собственные вариативные, направленные на трудовую деятельность школьников (п. 170.3.2 ФОП НОО, п. 166.3.2 ФОП ООО, п. 130.3.2 ФОП СОО).

Использовать рабочую программу воспитания удобно, так как можно запланировать трудовые мероприятия любой направленности. А чтобы их реализовать, не надо брать согласия от родителей, заключать трудовые договоры с учениками или оформлять другие дополнительные документы. Однако все еще действуют ограничения, указанные в пункте 2.10.4 СП 2.4.3648-20. Нельзя привлекать детей:

  • работать с вредными или опасными условиями труда, которые запрещены лицам моложе 18 лет,
  • убирать туалеты, душевые, умывальные,
  • мыть окна и светильники,
  • убирать снег с крыш,
  • выполнять ремонтно-строительные и отделочные работы,
  • поднимать и переносить тяжести.

Остальной труд можно планировать и описывать в образовательной программе, как школа считает нужным в соответствии со своей концепцией и методами воспитания и с учетом общих норм законодательства.

Педагоги и заместитель директора по воспитательной работе могут воспользоваться простым алгоритмом, чтобы спланировать трудовое воспитание. Вариант организовать труд вне образовательной программы можно использовать, если хотите обеспечить школьникам дополнительный заработок. Это объясняется тем, что такой труд надо организовать в соответствии с трудовым законодательством (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А трудовой кодекс не содержит иных способов, кроме как оформить трудовой договор и платить зарплату работнику, даже если он несовершеннолетний.

Что сказать родителям об отмене согласий и трудовом договоре
с несовершеннолетним

На встрече с родителями объявите, что изменения в трудовом воспитании не ухудшают положение детей. Наоборот, они направлены на то, чтобы сделать их труд более справедливым. Если раньше можно было бесплатно привлекать детей к труду вне образовательной программы на основании согласия родителя, то теперь так сделать не получится. Придется заплатить подросткам за их труд на равных основаниях с другими работниками. Трудовое законодательство содержит повышенные требования к трудовому договору с несовершеннолетним. Для них предусмотрели сокращенный рабочий день, ограничение нагрузок, обязательный предварительный медосмотр и другие гарантии.

Напомните родителям, что они отвечают за нравственное развитие личности своих детей (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом у учеников есть законные обязанности участвовать в общественно полезном труде, который предусматривает образовательная программа, и добросовестно осваивать программу (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей, то их могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 КоАП. Также школа вправе сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства (ч. 3 ст. 56 СК, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Передайте родителям памятку с новыми правилами трудового воспитания детей.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК