ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
План работы
Планирование и организация

Спортивный клуб: как оформить и проконтролировать работу

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование, юрист, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования, опыт в консалтинге администрации школ более 12 лет
В статье – рекомендации, чтобы создать школьный спортивный клуб и проконтролировать его работу. Также предлагаем две памятки. С помощью первой разберетесь, какие документы разработать, чтобы открыть спортивный клуб в школе. Еще есть готовые образцы документов. А вторая памятка позволит собрать документы, чтобы зарегистрировать школьный спортклуб в едином всероссийском реестре.

Обсудите с директором, какие мероприятия провести, чтобы организовать работу школьного спортивного клуба. Рекомендуем открыть спортивный клуб с 1 сентября, ведь к 2024 году он должен появиться во всех школах. Такое поручение Президент дал Правительству (абз. 3 подп. «б» п. 1 Перечня поручений от 22.11.2019 № Пр-2397).

Региональные органы исполнительной власти проконтролируют, как школы выполняют поручение Президента – создают спортивные клубы и обеспечивают их работу. Данные для отчета Правительству учредители начнут собирать во втором полугодии 2023 года. Поэтому, чтобы вовремя отчитаться перед учредителем, организуйте работу школьного спортивного клуба с нового учебного года.

Определить форму организации спортклуба

Спортивный клуб организуйте как структурное подразделение школы. Еще один вариант – общественное объединение, для которого не нужно создавать юридическое лицо (п. 2 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 23.03.2020 № 117, раздел 2.1 Методических рекомендаций Минпросвещения от 28.09.2021).

Школьные спортивные клубы вправе объединиться в сетевую структуру и представлять интересы своей школы. В таком случае каждый спортивный клуб выступает в определенной роли. Смотрите роли спортивных клубов в рамках сетевого взаимодействия на рисунке 1.

Рисунок 1. Роли спортивных клубов в рамках сетевого взаимодействия


Скачать

Структурное подразделение «Спортклуб». Школа вправе создать спортивный клуб как свое структурное подразделение (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чаще спортклуб – это внутреннее структурное подразделение. При этом школы вправе выбрать другой вариант – организовать филиал. Чтобы создать структурное подразделение, директор издает приказ и утверждает положение о школьном спортивном клубе. Зафиксируйте в локальном акте название и цели клуба, его структуру, а также определите компетенцию и сроки полномочий руководящего органа. Возьмите готовый образец такого положения.

Образец положения

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Директор назначает руководителя школьного спортивного клуба. Например, нового сотрудника или специалиста из штата, который займет эту должность по совмещению или совместительству. Минпросвещения рекомендует назначать руководителя спортклуба из числа опытных педагогов или администрации. Например, школа может предложить совмещение заместителю директора по УВР или ВР.

Занятия в спортивном клубе проводят не только педагогические работники. Школа вправе привлечь тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта.

ВАЖНО

Деятельность общественных объединений регулирует Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ

Общественное объединение «Спортклуб». Чтобы создать школьный клуб в форме общественного объединения, нужен инициатор – человек или организация. Предложить создать школьный клуб вправе родители учеников, сами дети, общеобразовательная или спортивная школа.

Члены объединения, которые решили создать спортклуб при школе, проводят общее собрание или конференцию. Во время мероприятия они принимают устав, избирают руководителя, формируют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Члены объединения имеют право избирать других или чтобы избрали их самих в качестве руководителя клуба. Другие права участников – войти в состав контрольно-ревизионных органов объединения, контролировать деятельность спортклуба по уставу. Структуру органов управления клуба смотрите на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура органов управления школьного спортклуба как общественного объединения


Скачать

Общее собрание созывают по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Его участники избирают совет клуба из числа учеников, спортсменов-активистов, организаторов физической подготовки в классах, родителей и педагогов. Заседание совета школьного спортивного клуба проходят не реже одного раза в два месяца. Какие полномочия есть у совета спортклуба, смотрите на рисунке 3.

Рисунок 3. Какие функции выполняет совет школьного спортклуба


Скачать

Школьный спортивный клуб создают на базе школы, поэтому предлагаем назначить ответственного за взаимодействие двух организаций. Директор должен оформить приказ, чтобы поручить такую задачу заместителю по УВР или ВР. Воспользуйтесь готовым образцом приказа.

Образец приказа

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Вместо синего текста впишите свои данные. Весь текст можно изменять.
Нажмите «Добавить», чтобы ввести данные других работников
– воспользуйтесь советом или подсказкой

Разработать документы

Законодательство не содержит обязательных требований к перечню документов, которые необходимо разработать, чтобы открыть спортивный клуб. Школа сама определяет, какие локальные акты оформить. Рекомендательный перечень документов подготовило Минпросвещения (п. 2.5.1 Методических рекомендаций от 28.09.2021). Используйте памятку, чтобы определить, какие локальные акты нужны для школьных клубов разных форм.

Выбрать формы проведения занятий

Занятия в школьном спортивном клубе проводите в качестве внеурочной деятельности в рамках ООП или дополнительного образования (раздел 2.2 Методических рекомендаций Минпросвещения от 28.09.2021). Формы работы спортивного клуба школа или общественное объединение определяют самостоятельно. Чаще всего это групповые занятия. Педагоги формируют секции и команды в зависимости от пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки детей.

Внеурочная деятельность. Школьный спортклуб – это альтернатива для курсов по выбору. Санитарные правила теперь не содержат рекомендацию, что следует включить в ООП третий час физкультуры (СП 2.4.3648-20). При этом саннормы устанавливают необходимость сохранить двигательную активность в школе на высоком уровне. Выполнить это требование проще через внеурочную деятельность. Кроме того, в рамках деятельности спортклуба школа реализует и модули рабочей программы воспитания. Смотрите варианты таких модулей в примере ниже.

Объем часов внеурочной деятельности в спортклубе школа определяет в ООП уровней образования. Зафиксируйте, почему выбрали определенные курсы в спортивном клубе. Для этого опирайтесь на кадровый состав и материально-технические ресурсы школы, потребности и интересы учеников, пожелания их родителей.

ПРИМЕР. Модули программы воспитания, которые школа реализует в рамках деятельности спортклуба

1. Ключевые общешкольные дела
2. Курсы внеурочной деятельности
3. Самоуправление
4. Детские общественные объединения
5. Экскурсии, экспедиции, походы
6. Школьные медиа
7. Работа с родителями
8. Профориентация

СПРАВКА

В рамках работы школьного спортивного клуба соблюдайте требования нового Порядка допобразования, который действует с 1 марта (приказ Минпросвещения от 27.07.2022 № 629)

Дополнительное образование. Чтобы развивать систему допобразования, школы создают спортивные клубы. Это позволяет сформировать у учеников здоровый и спортивный образ жизни. В рамках допобразования также организуют технологические кружки, школьные музеи, театры и медиацентры, чтобы реализовать Концепцию развития дополнительного образования до 2030 года (распоряжение Правительства от 31.03.2022 № 678-р).

Спортклуб выбирает направленность и виды кружков, которые планирует открыть, и согласует их с администрацией школы. Чтобы определиться с выбором кружков, опирайтесь на возможности, кадровый состав и ресурсы школы. Самые популярные виды спорта в школьных спортклубах: футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, спортивная борьба и лыжные гонки.

Школа определяет объем и продолжительность дополнительной общеобразовательной программы. Гигиенические нормативы не фиксируют, сколько должно длиться занятие. Исходите из разумных пределов нагрузки, чтобы не переутомить детей.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье участников спортивных клубов, организуйте врачебный контроль. Поручите эту задачу медицинским работникам (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 23.03.2020 № 117). Занятия в спортклубе начинайте не ранее 8 часов и заканчивайте в зависимости от возраста детей, но не позднее 21 часа (табл. 6.6 СанПиН 1.2.3685-21, п. 3.6.2 СП 2.4.3648-20). Школа вправе предусмотреть работу спортклуба в течение всего учебного года, в том числе в каникулы.

Если спортклуб представляет собой общественное объединение, то расписание утверждает его руководитель. Директор же утверждает расписание спортивного клуба в том случае, если спортклуб – структурное подразделение школы. Форма расписания свободная. Скачайте образец в статье. Кроме того, в спортклубе проходят занятия согласно планам физкультурно-спортивных мероприятий. Посмотрите пример ниже.

ПРИМЕР. Фрагмент плана физкультурно-спортивных мероприятий

Форма расписания

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите фрагмент с формулировками. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО

Обучение по дополнительным программам в спортклубе всегда добровольно

Спортивное волонтерство. Задача школьного спортклуба – развивать волонтерское движение, чтобы проводить массовые мероприятия и пропагандировать здоровый образ жизни. Волонтеры проводят работу на добровольной основе в области физической культуры и спорта.

Предложите родителям или воспитанникам школьного спортклуба, которые уже закончили школу, присоединиться к спортивному волонтерству. Как привлекать волонтеров, их права и обязанности закрепите в положении о школьном спортивном клубе. Какую деятельность реализует спортклуб в рамках волонтерства, смотрите в примере ниже.

ПРИМЕР. Какую деятельность реализует спортклуб в рамках волонтерства

1. Проводит профилактические занятия или тренинги
2. Организует массовые акции, выставки, соревнования, игры
3. Распространяет информацию – раздает листовки, расклеивает плакаты, работает в своей социальной среде
4. Проводит тренинговые занятия
5. Консультирует и сопровождает участников
6. Разрабатывает станционные игры, массовые акции
7. Создает плакаты, брошюры, видеоролики
8. Организует тесты или испытания ВФСК ГТО
9. Собирает и обрабатывает данные через анкетирование, тестирование и опросы

СПРАВКА

Сведения, как организовать информационное обеспечение школьного спортклуба, закрепили в разделе 2.6 Методических рекомендаций Минпросвещения от 28.09.2021

Организовать информационное обеспечение школьного спортклуба

Школы должны формировать доступные информационные ресурсы, чтобы обеспечить информационную открытость своей деятельности (ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). И спортивный клуб не исключение. Сведения о его работе опубликуйте на официальном сайте школы, сайте спортклуба, на стендах, в соцсетях и СМИ. На этих инфоресурсах разместите, например, символику спортивного клуба, календарный план мероприятий, режим секционной работы, победы и поздравления победителей и призеров соревнований.

Важно, чтобы организаторы и участники соревнований взаимодействовали между собой на разных уровнях. Поэтому Минпросвещения рекомендует разработать информационный портал, где участники мероприятий спортклуба получат оперативные новости о его работе. Разместите на портале сведения о спортивных событиях. Например, о соревнованиях, календаре физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, результатах и рейтингах школ, команд, самих участников. А чтобы поддержать информационный портал, создайте информационный или координационный центр. Какие функции выполняет такой центр, смотрите в примере ниже.

Минпросвещение формирует единый всероссийский реестр школьных спортивных клубов. Чтобы информация о спортклубе появилась в реестре, подайте заявку и пакет документов через официальный сайт ФГБУ «ФЦОМОФВ». Используйте памятку с перечнем документов, которые нужны, чтобы зарегистрировать спортклуб в едином реестре. Все документы размещайте в формате PDF.

ПРИМЕР. Какие функции выполняет координационный центр при спортклубе в школе

1. Организует и сопровождает мероприятия школьного спортклуба
2. Администрирует сайт школьного спортклуба
3. Координирует деятельность спортклуба и оргкомитетов, которые проводят соревнования, фестивали, конкурсы
4. Ведет реестр школьного спортклуба и спортивных объектов
5. Определяет, как использовать спортивные объекты, которые входят в реестр спортклуба
6. Выполняет техническую и методическую поддержку организаторов и участников школьных спортивных мероприятий
7. Проводит занятия и семинары с судейским корпусом
8. Собирает и систематизирует статистическую и иную информацию

Проконтролировать работу спортклуба

Школа или спортклуб заводят журнал, в котором официально фиксируют работу клуба. Форму документа определяет школа. Если спортклуб функционирует в качестве объединения, укажите в журнале состав совета, а также комиссий и учителей физкультуры, которые участвуют в деятельности клуба. Дополнительно зафиксируйте в документе состав участников, расписание занятий, программный материал, посещаемость и результаты по итогам соревнований.

Образец журнала

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

В конце учебного года школьный спортивный клуб вправе сформировать отчет о своей деятельности. Законодательных требований к форме документа нет, поэтому составьте его произвольно. Обычно деятельность спортивного клуба контролирует директор или ответственный сотрудник. Также он обеспечивает взаимодействие спортклуба с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Образец отчета

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2023года
Профессиональные компетенции
Микрообучение на 7 минут

Правила проведения опроса родителей. Практикум для замдиректора

В практикуме разберетесь, когда и по каким темам проводить анкетирование родителей в течение учебного года. Также потренируетесь составлять опросники, чтобы выбрать вопросы, на которые родители захотят ответить. Так вы вовремя получите сведения о качестве работы школы и определитесь, что необходимо скорректировать.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2023года
План работы
Программы и планы

Наставничество: справка по итогам мониторинга реализации программы

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н., доцент
В статье – образец аналитической справки, чтобы зафиксировать мониторинг программы наставничества по итогам учебного года. С помощью документа отразите качество реализации программы и определите, соответствует ли она целевой модели наставничества. Также зафиксируете, как наставническая работа повлияла на школу, педагогов и учеников.

Подведите итоги программы наставничества. Для этого поручите куратору программы провести мониторинг в два этапа (п. 6.1 Методологии, утв. распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). На первом этапе нужно оценить качество и условия реализации программы, а также работу наставнических пар. На втором этапе – проанализировать, как программа наставничества повлияла на участников. Предложите куратору программы опросные листы и анкеты для наставников и наставляемых. По результатам анкетирования он сможет заполнить формы для анализа. Образцы документов>>

Результаты мониторинга программы наставничества, который проведет куратор, отразите в аналитической справке. В документе зафиксируйте нормативно-правовые основания, по которым школа провела контроль. Также опишите его цель и этапы.

Образец справки

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

В первой части справки оцените качество и условия реализации программы. Сделайте это на основе анализа анкет наставников и их подопечных для всех форм наставничества, которые реализуете. Во второй части справки проанализируйте, какое влияние оказала программа на школьное сообщество. Чтобы это определить, сравните результаты анкетирования участников в начале и конце учебного года. Для каждой части сформулируйте выводы по итогам мониторинга, а общие выводы оформите в конце справки.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.