ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
Качество образования
Микрообучение на 3 минуты

Практикум для замдиректора: определяем ошибки в рабочих программах–2022/23

Перед вами практический урок, который позволит найти ошибки в рабочих программах педагогов. С помощью тренажера повторите, какие недочеты допускают учителя в документах и организуете работу, чтобы их исправить. В уроке разберетесь, какие новые ошибки возникают в рабочих программах из-за ФГОС-2021 и вспомните распространенные недочеты в документах. В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Когда вы успешно справитесь с текстом, получите сертификат о прохождении программы. Желаем успехов!

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2023года
Качество образования
Рабочая программа

Пять трудностей, которые возникли в рабочих программах из-за новых ФГОС. Алгоритмы, чтобы решить

Елена Крылова, финалист Первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – алгоритмы, чтобы решить трудности в рабочих программах, с которыми школа столкнется впервые из-за работы по ФГОС-2021. Эксперт проанализировала и выявила пять случаев, когда педагоги ошиблись в рабочих программах, а также рассказала, как исправить недочеты. Еще предлагаем готовые образцы и примеры, чтобы устранить проблемы в документах.

Структура рабочей программы не соответствует ФГОС

  Ситуация: у части педагогов рабочая программа не соотносится с требованиями ФГОС. Учителя истории сделали одинаковые рабочие программы для 5-х классов, которые перешли на ФГОС-2021, и для 6–9-х классов, которые продолжают обучение по стандарту второго поколения.

В этом учебном году школы впервые реализуют рабочие программы, которые педагоги разработали по ФГОС второго и третьего поколений. Причина затруднений учителей в том, что они путают требования нового и старого образовательных стандартов к структуре документа. Например, если школа перешла на ФГОС-2021 только в 1-х и 5-х классах, а педагоги ведут уроки не только в них. В таком случае учителя могут разработать рабочие программы по одному шаблону, чтобы сэкономить время. Но это приводит к ошибкам в документах. Чтобы педагоги разобрались с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ, предложите им памятку.

Если структура рабочей программы не соотносится с требованиями ФГОС, проверяющие посчитают, что школа не выполняет нормы, которые закрепляет образовательный стандарт. Санкция в таком случае – предписание устранить нарушение в ближайшие сроки. Сразу же исправьте такую проблему, если выявили ее. Чтобы последовательно устранить проблему, используйте алгоритм в карточке 1.


Скачать

Не указали ЭОР и ЦОР для каждой темы

  Ситуация: часть учителей начальных классов не указала в рабочей программе электронные или цифровые образовательные ресурсы для каждой темы. А педагог по биологии перечислил в программе электронные образовательные ресурсы, которые не входят в федеральный перечень.

Требование указывать электронные или цифровые образовательные ресурсы для каждой темы в тематическом планировании касается только тех рабочих программ, которые педагоги составили по требованиям ФГОС-2021. Кроме того, электронные и цифровые ресурсы, которые учителя перечисляют в документах, должны входить в федеральный перечень Минпросвещения (приказ от 02.08.2022 № 653). Фрагмент тематического планирования, где зафиксировали ЭОР и ЦОР, смотрите в примере.

Пример. Фрагмент тематического планирования по географии

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

– посмотрите подсказку

Если педагоги не перечислили электронные и цифровые образовательные ресурсы в рабочих программах, дайте коллегам задание изучить федеральный перечень. Помочь учителям выбрать электронные и цифровые образовательные ресурсы, а также исправить недочеты в рабочих программах поручите руководителям методобъединений. Алгоритм, чтобы исправить проблему, смотрите в карточке 2.


Скачать

Не отразили воспитательный компонент содержания по каждой теме

  Ситуация: только половина педагогов указала воспитательный компонент содержания по каждой теме в рабочей программе. Причем все учителя сделали это в пояснительной записке.

Требование отразить в рабочих программах воспитательный компонент содержат ФГОС второго и третьего поколений. Если педагоги этого не сделали, проверяющие напишут предписание, что школа не реализуют образовательный стандарт.

ФГОС-2021 обязывает учителей отразить рабочую программу воспитания в рабочих программах по предмету, курсу или модулю (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). При этом стандарт не определяет, в какой части рабочей программы нужно это сделать. Школа регламентирует этот вопрос самостоятельно. Изменения, которые Минпросвещения утвердило для ФГОС второго поколения, тоже закрепляют необходимость отражать воспитательный компонент в рабочей программе, а именно – в тематическом планировании (пп. 1.3, 2.3 Изменений, утв. приказом от 11.12.2020 № 712).

Рекомендуем на уровне школы выбрать единый подход, чтобы отражать рабочую программу воспитания в рабочих программах. Например, закрепить в локальном акте требование фиксировать воспитательный компонент в тематическом планировании. Дополнительно оформите рекомендации и шаблоны, чтобы педагоги оформили рабочую программу единообразно и без ошибок.

Модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания и рабочие программы по предметам должны соотноситься друг с другом. Как это сделать, смотрите в примере. А если учителя не отразили воспитательный компонент в рабочей программе, используйте алгоритм в карточке 3, чтобы решить проблему.

Пример. Как соотнести модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания с рабочей программой по предмету

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите фрагмент. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

– посмотрите подсказку


Скачать

ВАЖНО

Проконтролируйте, что педагоги отражают в рабочих программах требования предметных концепций

Содержание рабочей программы не соответствует ФГОС

  Ситуация: учитель истории в 5-м классе не включил в содержание рабочей программы периодизацию и характеристику основных этапов истории Древнего мира. ПООП по ФГОС второго поколения предусматривала, что школьники изучают только понятие «Древний мир» и его хронологию.

Рабочие программы, которые педагоги составили для 1-х и 5-х классов, должны соответствовать ФГОС-2021. Убедитесь, что учителя не перепутали образовательные стандарты и не включили в документы для таких классов содержание ФГОС второго поколения. Это серьезное нарушение, которое заключается в том, что педагог в течение учебного года реализовывал содержание другого образовательного стандарта.

Во ФГОС второго поколения не входят дидактические единицы содержания учебного предмета. Чтобы разработать содержание рабочей программы, учителю нужно ориентироваться на предметные результаты в образовательном стандарте и на содержательный раздел ПООП уровня образования. А со следующего учебного года педагоги должны опираться на формулировки из ФОП вместо ПООП. В стандартах третьего поколения разработчики зафиксировали планируемые предметные результаты в глагольной форме в виде конкретных дидактических единиц.

Педагогу придется внести изменения в рабочую программу и заполнить лист корректировки по ее содержанию. Предложите учителю готовый образец документа. А чтобы исправить проблему, используйте алгоритм в карточке 4.

Образец листа корректировки содержания рабочей программы

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите фрагмент. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

– посмотрите подсказку


Скачать

СПРАВКА

ЭОР и ЦОР – это верифицированный образовательный контент, который проверили и допустили использовать в школах, чтобы реализовать образовательную программу

Планируемые результаты не соответствуют требованиям ФГОС

  Ситуация: в трех рабочих программах для 5-х классов педагоги не соотнесли планируемые результаты с теми, которые школа зафиксировала в целевом разделе ООП уровней образования. А учитель первоклассников не конкретизировал планируемые результаты, как это требует ФГОС-2021 НОО.

В стандартах третьего поколения разработчики расширили и детализировали все виды предметных результатов. Педагогам необходимо отразить это в рабочих программах для 1-х и 5-х классов. А документы для 2–4-х и 6–9-х классов в этом году можно было составить по требованиям образовательных стандартов второго поколения.

По новым ФГОС школа реализует личностное развитие учеников по восьми направлениям, каждое из которых детализировали в документе. Метапредметные результаты в образовательных стандартах второго и третьего поколений представили в трех направлениях: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Однако во ФГОС-2021 их конкретизировали.

Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов формулировки планируемых результатов отражали требования ФГОС. Кроме того, они должны соответствовать и тем результатам, которые школа зафиксировала в целевом разделе ООП уровней образования. Если по итогам контроля рабочих программ обнаружили, что планируемые результаты не соответствуют требованиям старых или новых ФГОС, устраните эту проблему. Чтобы это сделать, опирайтесь на алгоритм в карточке 5.


Скачать

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2023года
Образовательная деятельность
Проектно-исследовательская деятельность

Как подвести итоги проектной деятельности школьников. Памятки и шпаргалки для педагогов

В статье – комплект инструментов, которые позволят педагогам проанализировать работу школьников с индивидуальными проектами за учебный год. С помощью шпаргалок и образцов форм учителя проверят, как ученики последовательно работали над проектом, помогут детям подготовиться к защите и исправить типичные ошибки. А памятка позволит педагогам подготовить рецензию, чтобы описать все плюсы и минусы проекта ученика. Дополнительно образцы положений об индивидуальном проекте для уровней ООО и СОО скачайте в статье.

Предложите педагогам инструменты, чтобы подвести итоги проектной деятельности. Например, раздайте коллегам шпаргалки, которые позволят проверить, как школьники оформляли индивидуальный проект на каждом этапе, и подготовить детей к защите. А с помощью образцов форм учителя организуют взаимодействие с учениками и подскажут, как исправить типичные ошибки. Когда школьник закончит проект, педагогу-наставнику следует подготовить рецензию, чтобы описать плюсы и минусы работы. Подготовить документ поможет памятка.

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку

Инструменты, чтобы подвести итоги проектной деятельности

СПРАВКА

Школы вправе предусмотреть индивидуальный проект на уровне ООО в формируемой части учебного плана. Еще вариант – организовать проектную деятельность в рамках рабочей программы по предмету или в качестве промежуточной аттестации

Для старшеклассников работа над индивидуальным проектом обязательна – она входит в учебный план, и ученики получают отметку в аттестат (п. 18.3.1 ФГОС СОО). С проектной деятельностью на уровне ООО определитесь самостоятельно. ФГОС не требуют включать индивидуальный проект в учебный план. При этом образовательные стандарты определяют, что ООП должна обеспечить условия, чтобы сформировать у учеников опыт самостоятельной проектной деятельности (п. 21 ФГОС ООО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО).

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.