ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Сентябрь 2022года
Качество образования
Программы и планы

Программа наставничества: инструменты, чтобы провести мониторинг реализации

Марина Лазарева, доцент кафедры педагоги и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье – комплект инструментов, которые помогут провести мониторинг реализации программы наставничества. С помощью опросных листов подведете итоги в два этапа. Опросник для SWOT-анализа позволит выявить сильные и слабые стороны наставничества в вашей школе. А анкета для куратора поможет ему провести качественный анализ программы и оценить ее. Для каждой формы наставничества найдете свой образец опросных листов и опросника для SWOT-анализа. Все образцы учитывают требования целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения.

СПРАВКА

SWOT-анализ – отчет, который выявляет факторы внутренней и внешней среды школы по четырем категориям:
Strengths (сильные стороны);
Weakness (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы)

В школе должна быть нормативная база, чтобы реализовать наставничество, – положение, программа и приказ. Также придется собрать данные о потенциальных участниках программы наставничества. На основании этих сведений куратор сможет подготовить две базы – наставников и наставляемых. Еще участники программы должны написать заявление о желании принять участие в программе, а наставники – пройти обучение у кураторов.

Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых. Для этого сформируйте наставнические пары или группы с учетом пожеланий и запросов участников. Вместе с куратором разработайте индивидуальные планы для каждой пары или группы. Также отразите в документах мероприятия и сроки, форматы и количество встреч участников.

Чтобы подвести итоги реализации программы наставничества, поручите куратору организовать мониторинг в два этапа (п. 6.1 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). На первом этапе нужно оценить качество и условия реализации программы и работу наставнических пар. На втором – проанализировать влияние наставничества на участников.

Оцените качество и условия реализации программы

Поручите куратору провести SWOT-анализ реализации программы наставничества. Для этого куратору нужно опросить наставников и наставляемых. Предложите коллеге опросники для SWOT-анализа по формам, которые реализую в вашей школе. Когда куратор обобщит ответы наставников и наставляемых, он сможет внести сведения по каждой форме наставничества в таблицу SWOT-анализа.

Опросники для SWOT-анализа

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Порекомендуйте куратору заполнить анкету. Используйте готовый образец анкеты. Затем вместе с куратором проанализируйте его ответы и сделайте выводы. Это позволит оценить условия организации программы наставничества и понять, насколько она соответствует требованиям Минпросвещения.

Форма анкеты куратора

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Проанализируйте влияние программы на участников

На втором этапе мониторинга поручите куратору провести анкетирование наставников и наставляемых. Это следует сделать перед началом, а также после завершения совместной работы участников программы. Скачайте ниже и воспользуйтесь готовыми опросными листами для форм наставничества, которые реализуете в школе. Когда наставники и наставляемые пройдут анкетирование, проанализируйте их ответы и сделайте выводы.

Опросные листы для первого этапа программы наставничества

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Опросные листы для второго этапа программы наставничества

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

9
Сентябрь 2022года
Качество образования
Всероссийские проверочные работы

Как проанализировать результаты ВПР-2022

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края, заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
В статье читайте, как распределить работу между коллегами, чтобы проанализировать результаты ВПР и скорректировать работу на учебный год. Еще найдете комплект образцов, чтобы подвести итоги проверочных работ.

В марте Рособрнадзор опубликовал информацию, что ВПР переносят с весны 2022 года на осень (письма от 22.03.2022 № 01-28/08-01, № 01-31/08-01). Проверочные работы, которые ученики не успели написать весной, школы должны провести с 19 сентября по 24 октября (приказ Рособрнадзора от 28.03.2022 № 467).

Поручите учителям-предметникам и руководителям ШМО проанализировать результаты ВПР-2022. Так, педагоги выявят дефициты в знаниях учеников. Это позволит выстроить индивидуальный образовательный маршрут для успешных учеников и школьников группы риска на учебный год.

Соберите данные

Соберите данные из отчетов, которые направляли в Федеральную информационную систему оценки качества образования (далее – ФИС ОКО), по тем предметам, по которым провели ВПР. На их основе подготовьте аналитическую справку.

Отчетная форма. ФИС ОКО направляет в школы отчетные формы, чтобы собрать результаты по каждому предмету. Получить форму можно в личном кабинете на сайте ФИС ОКО. Инструкцию по заполнению документа найдете внутри файла, который скачаете.

Обычно формы заполняет заместитель директора. Но можно поручить эту работу техническому специалисту или экспертам по проверке.

Чтобы подготовить отчет, внесите в файлы формата .xls результаты учеников. Направьте заполненные формы в ФИС ОКО через личный кабинет.

Справка по результатам. Объедините данные из отчетов ФИС ОКО по тем предметам, по которым школьники написали проверочные работы. В справке отразите количественный состав учеников, которые написали ВПР. Зафиксируйте результаты проверочных работ по классам и по учебным предметам.

Чтобы проверить объективность оценивания учеников, сравните их отметки по итогам III четверти с результатами мартовских ВПР, а по итогам года с осенними работами. Еще проведите сравнительный анализ результатов ВПР прошлого и текущего учебного года. Это возможно в том случае, если школьники участвовали в проверочных работах 2022 года по тем же предметам, которые написали в прошлом году. Сформулируйте выводы о качестве знаний по предметам и об их динамике. В конце справки зафиксируйте общие выводы по результатам весенних и осенних ВПР-2022. Также подготовьте рекомендации для руководителей ШМО, педагогов-предметников и классных руководителей. Возьмите готовый образец аналитической справки по результатам весенних ВПР.

Образец справки по результатам проведения весенних ВПР-2022

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Приказ об итогах. Мероприятия, которые будете проводить по результатам проверочных работ, закрепите в приказе. Возьмите готовый образец приказа об итогах весенних ВПР.

Образец приказа об итогах весенних ВПР-2022

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст положения

Печать – распечатайте положение

– посмотрите совет или подсказку

Поручите анализ другим

Поручите педагогам-предметникам и руководителям ШМО провести подробный анализ результатов ВПР-2022. Предметники смогут проанализировать проверочные работы в полном объеме по тем классам, которые написали ВПР весной и осенью. А руководители ШМО смогут подготовить отчет по всем предметам, которые входят в конкретное методобъединение.

Учителя-предметники. Поручите педагогам проанализировать ВПР по своим предметам. Это поможет учителю выявить проблемные для школьников темы и подготовить индивидуальные образовательные маршруты учеников.

Рекомендуйте педагогам провести развернутый анализ результатов ВПР по контролируемым элементам содержания (далее – КЭС) каждой работы. Так учителя проконтролируют успешность своих классов и найдут дефициты в знаниях школьников. Рекомендуйте педагогам обновить рабочие программы на следующий год с учетом плохо усвоенных КЭС, которые выявили по результатам проверочных работ.

Попросите предметников составить отчет, в котором они опишут результаты каждого школьника по своему предмету. Порекомендуйте педагогам анализировать результаты по отдельным заданиям. А по каждому ученику пусть учитель определит проблемные поля и дефициты в виде планируемых результатов, которых не достиг школьник. На их основе педагог сможет разработать индивидуальный образовательный маршрут ученика. Смотрите пример анализа результатов ВПР ученика 5-го класса.

Порекомендуйте педагогам обобщить результаты всех учеников по классу, чтобы оценить средний результат. Так учитель сможет выявить динамику и оценить качество результатов по классу в целом. Смотрите пример общих выводов по результатам ВПР по географии шестиклассников.

Руководители ШМО. Обычно руководители ШМО составляют отчеты по результатам ВПР по предметам своего методического объединения. Однако в текущем учебном году школы не успели провести все проверочные работы весной. Большую часть из них пришлось перенести на осень 2022/23 учебного года (письма Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01, № 01-31/08-01).

Поручите руководителям ШМО подготовить отчеты по всем предметам, за которые отвечает методобъединение. При подготовке отчета порекомендуйте коллегам опираться на методические рекомендации, которые министерство направило в школы, чтобы проанализировать осенние ВПР-2020 (письмо Минпросвещения от 19.11.2020 № ВБ-2141/03). В качестве шаблона руководители ШМО могут использовать отчеты, которые они подготовили по итогам проверочных работ в 2020 году, когда ВПР впервые перенесли с весны на осень.

Если школа не смогла провести проверочные работы весной по всем предметам, которые входят в конкретное методобъединение, пусть руководитель ШМО составит отчет осенью 2022 года. Порекомендуйте руководителю ШМО обсудить с педагогами результаты весенних и осенних ВПР. Например, это можно сделать на заседаниях методических объединений.

ВАЖНО

Напомните директору, что нельзя принимать административные решения относительно педагогов по результатам ВПР

Возьмите на контроль педагогов, классы или школьников

Не все школы смогли весной проанализировать итоги ВПР на уровне методобъединений. Поэтому лучше оставить контроль ШМО по этому направлению на осень 2022/23 учебного года. Сосредоточьтесь на контроле педагогов-предметников, классов и отдельных учеников, которые показали самые низкие результаты по итогам ВПР-2022.

Педагоги, классы которых показали низкие результаты. Отметьте учителей, чьи классы показали худшие или необъективные результаты. Поставьте таких педагогов на персональный контроль. В рамках персонального контроля посетите уроки таких учителей и составьте рекомендации. Организуйте в учебном году методическую поддержку педагогов, классы которых показали низкие результаты.

СПРАВКА

Составьте список учеников, которые показали лучшие результаты на ВПР-2022. Так вы обновите список одаренных детей, а педагоги разработают индивидуальные образовательные траектории для таких школьников

Классы с низкими результатами. Определите классы, в которых большая часть учеников показала низкие результаты на ВПР. Посетите уроки в таких классах. Проконтролируйте, как педагоги разбирают на занятиях типовые задания проверочных работ и объясняют ошибки, которые допустили ученики на ВПР. Проследите, чтобы учителя-предметники провели работу над ошибками по итогам ВПР-2022.

Ученики с низкими результатами. Внесите в список группы риска школьников, которые показали худшие результаты по итогам ВПР. Так вы поставите на контроль учеников, у которых есть риск учебной неуспешности.

Порекомендуйте педагогам разработать индивидуальные образовательные маршруты для школьников по результатам проверочных работ. Например, если ученик показал высокие результаты, то учитель может разработать для него индивидуальный маршрут как для высокомотивированного школьника. А ученикам с низкими результатами индивидуальный маршрут поможет сформировать именно те навыки, которые оказались дефицитными. Поручите педагогам продумать, как реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

9
Сентябрь 2022года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Как организовать мониторинг адаптации школьников. Годовой план

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской» г. Магадана, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье узнаете, как выстроить работу, чтобы провести мониторинг адаптации учеников 1, 5 и 10-х классов. Также найдете образцы документов, чтобы организовать мониторинг – план мероприятий и приказ, чтобы его утвердить. А разобраться с поручениями для педагогов помогут памятки. Так вы задействуете в мониторинге всех необходимых специалистов и сможете своевременно оказать школьникам поддержку, если у них возникнут сложности в процессе адаптации.

Подготовьте документы

Разработайте план, чтобы проконтролировать адаптацию учеников, которые переходят на новый уровень образования. В документе укажите мероприятия, ответственных за них и сроки. Также можно отразить отчетные периоды. Возьмите готовый образец плана. А чтобы утвердить план мониторинга, издайте приказ. Посмотрите готовый образец приказа.

Когда проводите мониторинг адаптации, периодически анализируйте результаты учеников, чтобы вовремя корректировать работу педагогов. Например, I полугодие учебного года – сложный в плане адаптации учебный период для учеников 1, 5 и 10-х классов. Поэтому основную часть мероприятий мониторинга запланируйте на это время. Так педагоги смогут вовремя заметить затруднения у школьников и помогут с ними разобраться.

Главное в статье СкрытьПлан мониторинга и приказ

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьПривлеките специалистов

Распределите обязанности по мониторингу адаптации учеников среди педагога-психолога, классных руководителей, учителей-предметников и социального педагога. Отдельное внимание стоит уделить учителям, которые преподают в первых классах. Ведь такие педагоги совмещают функции классного руководителя и учителя-предметника, который ведет почти все занятия у первоклассников.

Педагог-психолог. Педагог-психолог с помощью специальных методик определяет психолого-педагогический статус школьников и отслеживает динамику их психологического развития в образовательной деятельности. На основе данных, которые специалист получает при работе с учениками, он составляет рекомендации для всех педагогов. Это позволяет скорректировать и улучшить дальнейшее взаимодействие со школьниками в процессе обучения. Мероприятия, которые проводит педагог-психолог в рамках мониторинга адаптации учеников, смотрите в памятке.


Присоединяйтесь к закрытой группе для работников образования!
Только у нас – главные новости вашей сферы деятельности, подарки, приглашения на закрытые мероприятия и кейсы от практиков!
Вступить в группу>>

Классные руководители. В 5-х и 10-х классах количество педагогов, которые преподают у школьников, становится больше. Классный руководитель сочетает в себе учителя-предметника и координатора образовательного процесса в классе. Еще такой педагог выступает связующим звеном между учеником и классом, учеником и учителями-предметниками, классом и учителями-предметниками, школой и родителями. Классный руководитель видит свой класс в урочной и внеурочной деятельности, а также может наблюдать за школьниками в неофициальной обстановке. Какие поручения подготовить для классных руководителей 5-х и 10-х классов в рамках мониторинга адаптации учеников, найдете в памятке.

Главное в статье Скрыть

Учителя-предметники. Учитель-предметник наблюдает за отдельными учениками и классом непосредственно на своих уроках. Он фиксирует успеваемость школьников, их учебную мотивацию, поведение и особенности межличностного общения. А у педагогов 10-х классов есть возможность наблюдать за учениками, когда они работают над индивидуальными проектами. Что поручить учителям-предметникам, чтобы они контролировали адаптацию школьников, посмотрите в памятке.

Социальный педагог. Привлеките к мониторингу адаптации школьников социального педагога. Он представит информацию об учениках группы риска и будет сопровождать их в период адаптации. Мероприятия, которые будет проводить социальный педагог в рамках мониторинга смотрите в памятке.

Учителя первых классов. В 1-х классах функции классного руководителя и учителя-предметника обычно сочетает один учитель. Он может наблюдать в течение всего дня как за отдельными первоклассниками, так и за классом в целом. Исключения – уроки физкультуры, а также иногда и занятия по ИЗО и музыке. Обычно их ведут другие педагоги. Какие поручения назначить классному руководителю 1-х классов, чтобы он контролировал адаптацию первоклассников, посмотрите в памятке.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.