ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2025года
План работы
Работа с педагогами, учениками и родителями

10 способов подвести итоги года: новые варианты для учеников, родителей и педагогов

Анна Бутова, заместитель директора МБОУ СОШ № 28 г. Белгород, Белгородская область, призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Флагманы образования – 2023»
В статье – оригинальные способы, чтобы подвести итоги года среди учеников, родителей и педагогов. Автор делится опытом работы, описывает варианты нематериального поощрения и критерии оценивания достижений участников образовательных отношений в учебном году. Способы уже были апробированы и показали свою результативность. Дополните ими ваши традиционные варианты подведения итогов года.

В нашей школе несколько лет апробируем способы необычно закончить учебный год. Так мы повышаем мотивацию и создаем условия для новых достижений всех членов нашей школьной семьи. А еще такой подход позволяет оригинально поздравить и поблагодарить лучших. Чтобы оценить участников в своей номинации и определить победителя, мы используем метод анонимного голосования и разрабатываем критерии для оценивания. Делимся с вами десятью нестандартными способами подвести итоги года для учеников, родителей и педагогов.

СПРАВКА

Для поощрения учеников, педагогов и родителей подбирайте призы или мероприятия с символичным значением. Например, пешую экскурсию или поход как символ того, что дорогу осилит идущий

10 способов подвести итоги года 

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
План работы
Военная подготовка

Учебные сборы по военной подготовке. Как организовать участие мальчиков и предусмотреть альтернативу для девочек и освобожденных

В статье – пошаговая инструкция, чтобы подготовить и провести учебные сборы для старшеклассников. Разъяснили, каких педагогов привлечь к мероприятию, как организовать участие мальчиков и какие занятия предусмотреть для девочек на время сборов. Разъяснения дополнили комплектом документов, которые необходимо оформить до начала мероприятия.

ФГОС СОО требует, чтобы в результате освоения программы по ОБЗР ученики знали элементы начальной военной подготовки, правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, а также требования безопасности при обращении со стрелковым оружием. Еще ученики должны иметь представление, как применять беспилотные летательные аппараты и морские беспилотные аппараты, понимать о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя (п. 9.14.1. ФГОС СОО). Такие знания можно получить, только если дети сами увидят, как устроена жизнь в воинских формированиях, и попробуют в ней поучаствовать. Для этого необходимо съездить на учебные сборы. Далее в статье читайте, как организовать учебные сборы по военной подготовке для старшеклассников.

Согласуйте порядок сборов с военкоматом

Учебные сборы организуют органы местного самоуправления и региональные органы власти в сфере образования – по решению руководителя региона. В решении указывают место и время проведения, методическое обеспечение, особенности взаимодействия с соединениями и воинскими частями, порядок финансирования, вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах, ответственных лиц.

Сборы проводят на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов. Если поблизости нет соединений и воинских частей, сборы организуют на базе региональных центров по допризывной подготовке молодежи, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях (п. 36 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

Чтобы участвовать в организации и проведении учебных сборов, согласуйте вместе с представителем военкомата и воинской частью, в которой будут проходить сборы, время и порядок проведения занятий, количество направляемых учеников, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения к местам занятий, требования к безопасности на занятиях.

ВАЖНО

Учебные сборы закрепляют на практике знания по основам военной службы и обязательны для всех граждан мужского пола до призыва на военную службу (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, подп. «б» п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства от 31.12.1999 № 1441)

Определите участников и освобожденных

Отправляйте на учебные сборы всех учеников мужского пола, которые осваивают программу среднего общего образования – то есть учеников 10-х или 11-х классов (ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. 5, 16 Положения, утв. постановлением Правительства от 31.12.1999 № 1441). Главное, чтобы у ученика не было освобождения от занятий по состоянию здоровья (п. 33 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Освобождение от занятий должно подтверждаться медицинским документом. Законодательство не устанавливает к нему специальных требований. Чаще всего в муниципалитетах организуют медосмотр учеников, которые проходят подготовку по основам военной службы. По итогам осмотра делают заключение – допустить подростка к учебным сборам или нет.

Если ученик не может участвовать в стрельбах и изучать боевое ручное стрелковое оружие по религиозным мотивам, то родитель должен написать заявление на имя директора школы до начала учебных сборов. В заявлении надо обосновать причины отказа ученика. Попросите составить заявление в свободной форме (п. 53 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). На основании заявления примите решение, освободить подростка от занятий по стрельбе или нет. Сообщите о решении начальнику учебных сборов.

ВАЖНО

Ученик не вправе по собственному желанию не принимать участие в учебных сборах. Сборы – часть образовательной программы, которую школьник должен освоить полностью, чтобы получить аттестат (ч. 6 ст. 60, ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Предусмотрите программу для девочек

Поскольку девочки вправе отказаться от учебных сборов, предусмотрите для них альтернативу, как и для мальчиков, которые освобождены по медицинским показаниям. Например, Минпросвещения рекомендовало использовать программу курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» (письмо Минпросвещения от 14.02.2023 № 03-287). Ее разместили на сайте «Единое содержание общего образования» edsoo.ru.

Программа ориентирована в первую очередь на девушек и развивает универсальные навыки по спасению человеческой жизни, в том числе первой помощи на месте происшествия и уходу за тяжело больным человеком. Эти знания пригодятся и юношам, которых освободили от учебных сборов или которые не принимают в них участия по религиозным мотивам (пп. 33, 53 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

Несмотря на то, что ИСРО разработал программу как внеурочный курс, лучше не делать ее внеурочкой. Это не вписывается в логику ФГОС СОО. Во-первых, внеурочная деятельность всегда формируется по выбору ученика на добровольной основе (п. 13 ФГОС СОО). Во-вторых, раз вы предусматриваете альтернативу учебным сборам, которые обязательны для мальчиков, то курс для девочек нужно также включить в обязательную часть учебного плана – в составе ОБЗР. Для этого перенесите темы из программы «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» в рабочую программу ОБЗР и укажите, что реализуете эти темы для девочек и юношей, которые не принимают участие в учебных сборах на законных основаниях.

Решите, каких педагогов привлечете к учебным сборам

Определите, какие педагоги будут проводить занятия на сборах. При необходимости помимо учителя и преподавателя-организатора направьте дополнительно учителей по другим предметам. Работников должны включить в списки, которые направят главе муниципального образования (п. 38 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

Поручите подготовку к учебным сборам преподавателю-организатору ОБЗР. Подбирайте кандидатов на должности педагогов, которые проводят обучение начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, совместно с военкоматом (п. 16 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Так педагоги изначально будут иметь необходимые знания и опыт взаимодействия с военными частями.

Направляйте педагогов на курсы повышения квалификации. Такие курсы организует региональный орган власти в сфере образования (п. 7 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

Поручите работникам участвовать в ежегодных учебно-методических сборах. Их проводят военкоматы. На сборы приглашают работников органов здравоохранения, представителей военкоматов, территориальных органов, которые управляют гражданской обороной, офицеров соединений и воинских частей (п. 26 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Приглашенные лица проводят занятия, на которых рассказывают, как и чему надо обучить подростков в рамках подготовки к военной службе.

СПРАВКА

Если ученик пропустил учебные сборы не по уважительной причине, ставьте пропуски – по аналогии с пропуском урока, если иное не установил регион или школа локальным актом

Подготовьте документы

Заранее определите, кого из педагогов направите проводить занятия на учебных сборах. Школьные работники должны вести занятия, не связанные с упражнениями по стрельбе. В помощь педагогам могут предоставить военнослужащих от закрепленных воинских частей (п. 45 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

Проинформируйте педагогов, что образовательную деятельность во время сборов организуют по учебно-тематическому плану и распорядку дня, которые утвердил начальник штаба сборов. Примеры этих документов приведены в приложениях 5–7 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134.

Подготовьте приказ о направлении педагогов на учебные сборы по военной подготовке. Воспользуйтесь готовым образцом ниже. Также подготовьте приказ, чтобы направить учеников на учебные сборы, организовать их сопровождение и раздать сопутствующие поручения работникам. Этим же приказом можете освободить отдельных учеников от огневой подготовки, если она невозможна по их религиозным мотивам и есть заявление родителя.

Образец приказа

Инструкция
Кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. – посмотрите подсказку. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать.

Попросите преподавателя-организатора подготовить для подростков памятку с информацией о подготовке к сборам. Например, о месте и времени встречи, что взять с собой, сколько продлится сбор, в каком месте будет проходить. Предложите ответственному воспользоваться готовой памяткой и поручите раздать ее ученикам на классном часе или на уроке ОБЗР.

Выведите общую оценку каждому участнику

Участие подростков в учебных сборах оценивают ответственные, которые проводили занятия во время сборов. Для этого они используют рекомендации из приложения 9 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134. Чтобы вывести ученику общую оценку за учебные сборы, воспользуйтесь таблицей.

Таблица. Критерии общей оценки за учебные сборы


Скачать

Поручите педагогу выставить оценку за сборы в классный журнал. Для этого ему необходимо сделать пометку «Учебные сборы». Учитывайте эту оценку, как любую другую в рамках текущего контроля успеваемости.

Если ученик не участвовал в сборах по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально, организуйте для него зачет (п. 53 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Предварительно поручите учителю ОБЗР организовать для ученика теоретическое изучение материалов учебных сборов – определить, какой раздел изучить в учебнике, выдать дополнительные пособия. После того как учитель вернется со сборов, попросите его провести зачет. Его можно организовать в любой форме – на федеральном уровне это не урегулировано. Отметка за зачет должна быть в баллах, чтобы ученик имел равные условия по сравнению с остальными, получившими отметку на сборах.

К СВЕДЕНИЮ

Можно ли не проводить учебные сборы при обучении по ФОП СОО

Нет, нельзя. Учебные сборы старшеклассников по начальной военной подготовке остаются обязательными и при применении федеральной программы, несмотря на то, что разработчики ФОП не упоминают сборы в программе.

В ФРП по ОБЗР написано, что целью изучения ОБЗР на уровне СОО является овладение основами военной подготовки и формирование у учеников базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства. Это предполагает сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества (п. 127.2.12 ФОП СОО).

В общих предметных результатах освоения ОБЗР указали, что у учеников должны появиться знания об элементах начальной военной подготовки, о требованиях безопасности при обращении со стрелковым оружием, сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него. Кроме того, привели детальные требования к результатам освоения модуля «Основы военной подготовки» (п. 127.4.5.3.2 ФОП СОО). Достичь этих результатов будет практически невозможно без участия подростков в учебных сборах.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
План работы
Школьный музей

Школьный музей Победы. Десять шагов, чтобы реализовать смелую идею

Антон Ковалев, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова» г. Калуги
Предлагаем алгоритм, чтобы организовать патриотический музей в Год защитника Отечества. Шаги продумал и уже реализовал Антон Ковалев, директор 45 школы из Калуги. Рекомендации помогут организовать пространство так, чтобы заинтересовать детей, родителей, педагогов и восхитить своим опытом других. Музейное пространство 45-й школы уже разрослось на коридоры между кабинетами, в них проходят уроки истории, литературы и даже химии.

1

шаг

Выбрать место для музея

Для нового зала школьного музея военной истории выбрали кабинет заместителя директора. Он довольно просторный, почти квадратный, в два окна. Для этого пришлось совместить двух завучей в другом похожем кабинете. Большинство учебных вопросов все равно требуют совместных действий и решений.

2

шаг

Сформировать команду проекта

За дело берутся те, кому это поручено по функционалу, – заместители директора, и люди, которые увлеклись идеей, – учителя, технические работники школы, родители, ученики. Важно найти людей, которые будут добровольно, не по приказу, тратить время и силы на создание музея.

3

шаг

Спроектировать музейное пространство

Команда решила зонировать пространство. Это позволило на небольшой площади разместить совершенно разные по содержанию экспозиции. Квадратное помещение разделяется на четыре части, которые отделяются друг от друга небольшими фальшстенами – перегородками из гипсокартона.

Экспозиция освобождения Калуги. Первый зал посвятили освобождению Калуги от немецко-фашистских захватчиков в декабре 1941 года. Здесь развалины кирпичной стены, советское и немецкое оружие, предметы военной амуниции. Во всю стену – фотопостер с панорамой боя, а за камуфляжной сеткой спрятаны небольшие bluetooth-колонки, они воспроизводят настоящие звуки военного сражения. Сбоку – небольшой сенсорный терминал, с его помощью можно получить дополнительную информацию, продемонстрировать изображения.

Квартира военного времени. В следующем «зале» музея в центре – круглый стол, на нем – скатерть, вязанная крючком. В одном углу – трюмо и патефон, в другом – печка-буржуйка. У стены – пианино. Повсюду – черно-белые фотографии, на них – люди разного возраста, мирное время, обычная семья. Каждый предмет обстановки, каждая деталь напоминают о довоенном быте простых советских людей. Здесь все экспонаты абсолютно реальны, они подарены школьному музею людьми старшего поколения – родителями учителей, прабабушками учеников.

Кабинет Г.К. Жукова. Третья зона музея символизирует кабинет маршала. Огромный стол под зеленым сукном, на нем – потертый кожаный планшет, военная карта, машинописные документы. А оконные стекла покрыты фотоизображением Красной площади 1945 года. На стене за столом – большая, потемневшая от времени рама, в ней – портрет маршала. Незаметный взмах руки, и изображение «оживает», ведь багет обрамляет монитор.

«Александровский сад». Четвертая зона музейного пространства с частью кремлевской стены, бюстом Жукова, вечным огнем. Здесь стоят в почетном карауле ученики-кадеты.

4

шаг

Найти социальных партнеров, спонсоров

Невозможно получить новый результат без новых действий. Тем более такой грандиозный результат, как создание современного музея в обычной школе. Директор школы недаром десятилетиями выстраивает сеть профессиональных контактов и старательно развивает ее. Для проекта я звонил людям из самых разных сфер деятельности – железнодорожный транспорт, военная реконструкция, драматический театр.

Фандрайзинг – привлечение средств и ресурсов для реализации проекта нового школьного музея – стал важной частью общей работы. Волонтеры музея – взрослые и дети – рассказывали на собраниях, в соцсетях о проекте. Кто-то отказывался участвовать, но многие помогали – материалами, техникой, экспонатами, финансами. Родители, бабушки и дедушки многих учеников тоже проявили живое участие. Еще одним источником финансирования стал грант, на средства которого оформлена часть пространства.

5

шаг

Отремонтировать помещения

Начали ремонт будущего музея. Построили перегородки, часть стены оклеили бумажными обоями, здесь же сделали наружную проводку – совершенно так, как это было в 30–40-е годы. Эту часть работы выполнили сотрудники школы.

6

шаг

Оформить музейное пространство и наполнить его экспонатами

Одновременно с ремонтом провели отбор музейных экспонатов. Что-то уже есть в школьном музее, многое передают в дар люди старшего поколения. Жилую комнату военного времени воссоздали по моим воспоминаниям, ведь ее прототип – квартира дедушки – Героя Великой Отечественной войны Григория Ивановича Работаева. Большинство вещей – предметы мебели и быта 40-х годов ХХ века – принесли в музей именно из семьи Работаевых-Ковалевых. На стенах – фотографии Григория Ивановича и его близких, на столе – настоящее письмо с войны.

7

шаг

Обучить экскурсоводов

Первым и главным экскурсоводом музея стал я лично. Это неслучайно, ведь новый зал – воплощение моей мечты и идей. Однако экспозиции должны работать постоянно, поэтому экскурсоводами становятся педагоги – заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории, учитель русского языка и литературы. Это неравнодушные люди, объединенные деятельностью школьного военно-патриотического клуба «Наследники Победы». К работе взрослых с удовольствием подключаются старшеклассники, формируется целая музейная команда, готовая в любой момент принять гостей и познакомить их с новыми экспозициями.

8

шаг

Продумать экскурсии

В организации музейного дела самое удивительное, что у этой работы нет единственного постоянного результата. Пополняется музейный фонд, с ним создаются новые истории людей и предметов. Каждый экскурсовод по-своему рассказывает об истории страны через призму школьного музейного пространства. Подготовили и проводят иммерсивные экскурсии с погружением в происходящее. Вот уже перед нами мальчик – житель оккупированной Калуги, рассказывает о том, что приходится ежедневно испытывать жителям города. А за столом в квартире девушка Зоя играет на пианино и читает вслух письмо Григория, которого она ждет с фронта. Это письмо – настоящий артефакт, по которому можно проводить целую экскурсию. Дети-экскурсоводы ведут большую исследовательскую и проектную деятельность, результатом которой, например, стала тематическая экскурсия «Подвиг учителей в годы Великой Отечественной войны».

9

шаг

Провести презентацию музея

Главный показатель работы музея – количество его посетителей. Для того, чтобы сделать новое пространство «центром притяжения», необходима специальная кампания. Это новостные сюжеты на официальном сайте образовательной организации и в социальных сетях на страницах школы. Это репортажи школьных корреспондентов в еженедельном выпуске новостей, пресс-релизы открытия в городских средствах массовой информации. Со временем музей стал буквально открыт для всех горожан: в рамках проекта «Музейная среда» его могут посетить все желающие, для этого предусмотрена предварительная электронная запись. Максимальная открытость и целенаправленное продвижение нового музейного пространства и сегодня составляют основу «музейной идеологии» школы.

10

шаг

Использовать музейное пространство в обучении и воспитании

Включение нового зала школьного музея «Память сердца» в образовательную деятельность стало очередным вызовом для педагогов. Создали творческие группы учителей, которые разрабатывают идеи и сценарии целых уроков и внеурочных занятий в музейном пространстве. Экспозиции подходят для проведения уроков истории. Необычный опыт: квартира военного времени отлично подходит как декорация для урока английского языка в 5-м классе на тему «Viewing a House», а в кабинете маршала можно изучать тему «Famous people». А старшеклассники-экскурсоводы, рассказывая на английском языке, помогают в задании на аудирование.

Результат. Не останавливаться на одном музее и мыслить шире

Новые идеи музейной педагогики воплотились еще в одной экспозиции, которую посвятили СВО. Этот зал школьного музея создали в школьном коридоре, включили часть подвального помещения – здесь можно прочувствовать, что пришлось пережить ученикам и педагогам школ новых российских территорий. Продолжается экспозиция на лестнице, где ни один человек не может равнодушно смотреть на фотографии реальных людей – выпускников школы, братьев, сыновей, мужей, отцов. Истории этой части музея настолько живые и близкие, что невозможно сдержать слез. Завершается зал «Путь СВОих» выходом с лестницы на третий этаж школы, где оформили выставку детских рисунков «Мир без войны». Начало этого зала школьного музея выглядит как обычный вагон поезда, уносящего нас из Брестской крепости вглубь страны, а затем – через десятилетия в непростую эпоху 90-х годов XXI века, где можно разглядеть причины современного военного конфликта. «Путь СВОих» – это территория обучения. Здесь проводят уроки по основам безопасности и защиты Родины, истории, обществознания.

Интересен и опыт проведения уроков и факультативных занятий по химии и биологии. Например, в 10-м классе, где химия изучается на углубленном уровне, в музее прошел урок на тему «Синтетические волокна». Учителю удалось увлечь подростков, рассмотреть эволюцию военной амуниции, испытать физические свойства материалов, из которых изготовлены реальные шинели и каски разных эпох. Одновременно провел работу по карточкам с расчетными задачами, проверил индивидуальное домашнее задание, предложил темы учебных проектов и исследований. А на занятии факультатива по биологии в 8-м классе рассмотрели негативные последствия длительного пребывания большой группы людей в подвальном помещении и способы их предотвращения.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей