ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2025года
План работы
Школьный музей

Школьный музей Победы. Десять шагов, чтобы реализовать смелую идею

Антон Ковалев, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова» г. Калуги
Предлагаем алгоритм, чтобы организовать патриотический музей в Год защитника Отечества. Шаги продумал и уже реализовал Антон Ковалев, директор 45 школы из Калуги. Рекомендации помогут организовать пространство так, чтобы заинтересовать детей, родителей, педагогов и восхитить своим опытом других. Музейное пространство 45-й школы уже разрослось на коридоры между кабинетами, в них проходят уроки истории, литературы и даже химии.

1

шаг

Выбрать место для музея

Для нового зала школьного музея военной истории выбрали кабинет заместителя директора. Он довольно просторный, почти квадратный, в два окна. Для этого пришлось совместить двух завучей в другом похожем кабинете. Большинство учебных вопросов все равно требуют совместных действий и решений.

2

шаг

Сформировать команду проекта

За дело берутся те, кому это поручено по функционалу, – заместители директора, и люди, которые увлеклись идеей, – учителя, технические работники школы, родители, ученики. Важно найти людей, которые будут добровольно, не по приказу, тратить время и силы на создание музея.

3

шаг

Спроектировать музейное пространство

Команда решила зонировать пространство. Это позволило на небольшой площади разместить совершенно разные по содержанию экспозиции. Квадратное помещение разделяется на четыре части, которые отделяются друг от друга небольшими фальшстенами – перегородками из гипсокартона.

Экспозиция освобождения Калуги. Первый зал посвятили освобождению Калуги от немецко-фашистских захватчиков в декабре 1941 года. Здесь развалины кирпичной стены, советское и немецкое оружие, предметы военной амуниции. Во всю стену – фотопостер с панорамой боя, а за камуфляжной сеткой спрятаны небольшие bluetooth-колонки, они воспроизводят настоящие звуки военного сражения. Сбоку – небольшой сенсорный терминал, с его помощью можно получить дополнительную информацию, продемонстрировать изображения.

Квартира военного времени. В следующем «зале» музея в центре – круглый стол, на нем – скатерть, вязанная крючком. В одном углу – трюмо и патефон, в другом – печка-буржуйка. У стены – пианино. Повсюду – черно-белые фотографии, на них – люди разного возраста, мирное время, обычная семья. Каждый предмет обстановки, каждая деталь напоминают о довоенном быте простых советских людей. Здесь все экспонаты абсолютно реальны, они подарены школьному музею людьми старшего поколения – родителями учителей, прабабушками учеников.

Кабинет Г.К. Жукова. Третья зона музея символизирует кабинет маршала. Огромный стол под зеленым сукном, на нем – потертый кожаный планшет, военная карта, машинописные документы. А оконные стекла покрыты фотоизображением Красной площади 1945 года. На стене за столом – большая, потемневшая от времени рама, в ней – портрет маршала. Незаметный взмах руки, и изображение «оживает», ведь багет обрамляет монитор.

«Александровский сад». Четвертая зона музейного пространства с частью кремлевской стены, бюстом Жукова, вечным огнем. Здесь стоят в почетном карауле ученики-кадеты.

4

шаг

Найти социальных партнеров, спонсоров

Невозможно получить новый результат без новых действий. Тем более такой грандиозный результат, как создание современного музея в обычной школе. Директор школы недаром десятилетиями выстраивает сеть профессиональных контактов и старательно развивает ее. Для проекта я звонил людям из самых разных сфер деятельности – железнодорожный транспорт, военная реконструкция, драматический театр.

Фандрайзинг – привлечение средств и ресурсов для реализации проекта нового школьного музея – стал важной частью общей работы. Волонтеры музея – взрослые и дети – рассказывали на собраниях, в соцсетях о проекте. Кто-то отказывался участвовать, но многие помогали – материалами, техникой, экспонатами, финансами. Родители, бабушки и дедушки многих учеников тоже проявили живое участие. Еще одним источником финансирования стал грант, на средства которого оформлена часть пространства.

5

шаг

Отремонтировать помещения

Начали ремонт будущего музея. Построили перегородки, часть стены оклеили бумажными обоями, здесь же сделали наружную проводку – совершенно так, как это было в 30–40-е годы. Эту часть работы выполнили сотрудники школы.

6

шаг

Оформить музейное пространство и наполнить его экспонатами

Одновременно с ремонтом провели отбор музейных экспонатов. Что-то уже есть в школьном музее, многое передают в дар люди старшего поколения. Жилую комнату военного времени воссоздали по моим воспоминаниям, ведь ее прототип – квартира дедушки – Героя Великой Отечественной войны Григория Ивановича Работаева. Большинство вещей – предметы мебели и быта 40-х годов ХХ века – принесли в музей именно из семьи Работаевых-Ковалевых. На стенах – фотографии Григория Ивановича и его близких, на столе – настоящее письмо с войны.

7

шаг

Обучить экскурсоводов

Первым и главным экскурсоводом музея стал я лично. Это неслучайно, ведь новый зал – воплощение моей мечты и идей. Однако экспозиции должны работать постоянно, поэтому экскурсоводами становятся педагоги – заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории, учитель русского языка и литературы. Это неравнодушные люди, объединенные деятельностью школьного военно-патриотического клуба «Наследники Победы». К работе взрослых с удовольствием подключаются старшеклассники, формируется целая музейная команда, готовая в любой момент принять гостей и познакомить их с новыми экспозициями.

8

шаг

Продумать экскурсии

В организации музейного дела самое удивительное, что у этой работы нет единственного постоянного результата. Пополняется музейный фонд, с ним создаются новые истории людей и предметов. Каждый экскурсовод по-своему рассказывает об истории страны через призму школьного музейного пространства. Подготовили и проводят иммерсивные экскурсии с погружением в происходящее. Вот уже перед нами мальчик – житель оккупированной Калуги, рассказывает о том, что приходится ежедневно испытывать жителям города. А за столом в квартире девушка Зоя играет на пианино и читает вслух письмо Григория, которого она ждет с фронта. Это письмо – настоящий артефакт, по которому можно проводить целую экскурсию. Дети-экскурсоводы ведут большую исследовательскую и проектную деятельность, результатом которой, например, стала тематическая экскурсия «Подвиг учителей в годы Великой Отечественной войны».

9

шаг

Провести презентацию музея

Главный показатель работы музея – количество его посетителей. Для того, чтобы сделать новое пространство «центром притяжения», необходима специальная кампания. Это новостные сюжеты на официальном сайте образовательной организации и в социальных сетях на страницах школы. Это репортажи школьных корреспондентов в еженедельном выпуске новостей, пресс-релизы открытия в городских средствах массовой информации. Со временем музей стал буквально открыт для всех горожан: в рамках проекта «Музейная среда» его могут посетить все желающие, для этого предусмотрена предварительная электронная запись. Максимальная открытость и целенаправленное продвижение нового музейного пространства и сегодня составляют основу «музейной идеологии» школы.

10

шаг

Использовать музейное пространство в обучении и воспитании

Включение нового зала школьного музея «Память сердца» в образовательную деятельность стало очередным вызовом для педагогов. Создали творческие группы учителей, которые разрабатывают идеи и сценарии целых уроков и внеурочных занятий в музейном пространстве. Экспозиции подходят для проведения уроков истории. Необычный опыт: квартира военного времени отлично подходит как декорация для урока английского языка в 5-м классе на тему «Viewing a House», а в кабинете маршала можно изучать тему «Famous people». А старшеклассники-экскурсоводы, рассказывая на английском языке, помогают в задании на аудирование.

Результат. Не останавливаться на одном музее и мыслить шире

Новые идеи музейной педагогики воплотились еще в одной экспозиции, которую посвятили СВО. Этот зал школьного музея создали в школьном коридоре, включили часть подвального помещения – здесь можно прочувствовать, что пришлось пережить ученикам и педагогам школ новых российских территорий. Продолжается экспозиция на лестнице, где ни один человек не может равнодушно смотреть на фотографии реальных людей – выпускников школы, братьев, сыновей, мужей, отцов. Истории этой части музея настолько живые и близкие, что невозможно сдержать слез. Завершается зал «Путь СВОих» выходом с лестницы на третий этаж школы, где оформили выставку детских рисунков «Мир без войны». Начало этого зала школьного музея выглядит как обычный вагон поезда, уносящего нас из Брестской крепости вглубь страны, а затем – через десятилетия в непростую эпоху 90-х годов XXI века, где можно разглядеть причины современного военного конфликта. «Путь СВОих» – это территория обучения. Здесь проводят уроки по основам безопасности и защиты Родины, истории, обществознания.

Интересен и опыт проведения уроков и факультативных занятий по химии и биологии. Например, в 10-м классе, где химия изучается на углубленном уровне, в музее прошел урок на тему «Синтетические волокна». Учителю удалось увлечь подростков, рассмотреть эволюцию военной амуниции, испытать физические свойства материалов, из которых изготовлены реальные шинели и каски разных эпох. Одновременно провел работу по карточкам с расчетными задачами, проверил индивидуальное домашнее задание, предложил темы учебных проектов и исследований. А на занятии факультатива по биологии в 8-м классе рассмотрели негативные последствия длительного пребывания большой группы людей в подвальном помещении и способы их предотвращения.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей