Что включить в положение об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021
Включите ОДНКНР в учебный план и разработайте положение об особенностях его преподавания. Укажите в документе форму, в которой собираетесь организовать изучение предметной области. Зафиксируйте регламент, по которому родители выбирают учебный курс или модуль ОДНКНР. Также пропишите, как планируете оценивать предметные результаты школьников и как будете выставлять отметку за предмет или курс в аттестат. Проверьте, чтобы положение соответствовало требованиям ФГОС-2021 ООО и концепции преподавания предметной области ОДНКНР. Посмотрите готовый образец положения.
Образец положения об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ОДНКНР входит в перечень обязательных предметных областей на уровне ООО. Поэтому школе необходимо предусмотреть ее в обязательной части учебного плана. Еще одно требование нового стандарта – родители выбирают учебный модуль ОДНКНР из перечня, который предлагает школа (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Предметная область должна опираться на региональные, национальные и этнокультурные особенности региона. Также с 1 сентября 2022 года школам необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22).
Может возникнуть ситуация, когда родитель отказывается выбирать модуль или курс ОДНКНР. Разъясните родителю, что школьник обязан освоить ООП, а эта предметная область обязательна (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Еще один вариант – предложите перевести ребенка на индивидуальный учебный план, а модуль или курс ОДНКНР изучить в семейной форме.
Система оценивания предметных результатов
Когда будете разрабатывать систему оценивания ОДНКНР, ориентируйтесь на требования ФГОС и концепции преподавания ОДНКНР. Новый образовательный стандарт ООО содержит общие предметные результаты ОДНКНР, поэтому вам придется самостоятельно их конкретизировать. В концепции предлагают оценивать личностные результаты путем педагогического наблюдения и диагностики. Чтобы проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов, включите в перечень форм контроля проектные работы. Проведите промежуточную аттестацию по ОДНКНР и выставите отметки.

ВАЖНО
Учитывайте изменения, которые Минпросвещения внесло во ФГОС-2021 ООО (приказ от 18.07.2022 № 568). Ведомство скорректировало перечень обязательных учебных предметов. В него добавили учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО)
Форма изучения
ФГОС-2021 ООО не указывает, через какие предметы надо реализовывать ОДНКНР, хотя это обязательная предметная область на уровне основного общего образования. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как преподавать ОДНКНР. Можете реализовать предметную область как самостоятельный предмет или курс. Еще один вариант – предусмотреть модуль в составе других предметов. От вашего выбора зависит, нужно ли будет выставлять отметку за ОДНКНР в аттестат или нет.
Особенности выставления отметок в аттестат
Минпросвещения предусмотрело все варианты, когда школам нужно выставить итоговую отметку за ОДНКНР в аттестат (приказ от 01.04.2022 № 196). Это нужно сделать в трех случаях. Первый – если предметная область входила в обязательную часть учебного плана. Второй вариант – если ОДНКНР входила в формируемую часть и на ее изучение за два учебных года отвели 64 часа и более. Третий случай – если школьники закончили осваивать предметную область до 9-го класса.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Итоговое сочинение, изменения в ГИА, новые концепции и работа с персданными в ноябре
Позади первая четверть, а значит, уже можно контролировать работу педагогов на уроках. Проверить, как учителя, которые впервые проводят занятия по ФГОС-2021, соблюдают требования новых стандартов, поможет универсальная карта оценки качества урока>>. А готовые листы контроля по всем предметам>> позволят проанализировать, как педагоги готовят одиннадцатиклассников к изменениям в ЕГЭ-2023. Проверить, учитывают ли педагоги на уроках новые концепции преподавания биологии и ОДНКНР, помогут два бланка анализа>>.
Избежать штрафов и учесть изменения в работе с персданными, которые начали действовать с 1 сентября, помогут разъяснения юриста и разбор конкретных примеров>>. А чтобы провести тематический педсовет по антитеррористической безопасности на осенних каникулах, используйте готовый комплект документов>>.
Редакционная коллегия
Елена Болотова – профессор кафедры права ИСГО МПГУ, доцент, д. п. н. |
Роман Дощинский – начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, к. п. н. |
Марина Лазарева – доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., доцент ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ» |
Елена Губанова – |
Борис Илюхин – директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС |
Ирина Николаева – директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения |


⚡ Утвердили КИМ ГИА-2023
Раздайте учителям-предметникам КИМ ГИА-2023, который утвердил ФИПИ. Поручите коллегам познакомить выпускников 9-х и 11-х классов с особенностями контрольно-измерительных материалов. Разработчики подготовили по одному варианту КИМ для каждого предмета, чтобы школьники и педагоги могли ознакомиться с изменениями. Также предлагают кодификаторы и спецификации по всем предметам. Какие изменения внесли в ОГЭ и ЕГЭ, читайте далее в статье.

ВАЖНО
По русскому языку включили вариант КИМ итогового собеседования для девятиклассников
КИМ ОГЭ
В 2023 году нововведения коснулись КИМ только по четырем предметам – биологии, литературе, физике и информатике. В КИМ по русскому языку, математике, химии, истории, географии, обществознанию и английскому языку изменений нет.
Информатика. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике не изменились. Но есть новшества в заданиях 13.1 и 13.2. Для них указали перечень допустимых форматов файла ответа.
Физика. Структура и содержание КИМ ОГЭ по физике не изменились. Но скорректировали критерии оценивания расчетных задач 23–25.
Литература. Изменения в КИМ ОГЭ по литературе не затрагивают структуру и содержание экзамена. Уточнили инструкции ко всей экзаменационной работе и сочинению в задании 5.1–5.3. Также скорректировали критерии оценивания сочинения во второй части КИМ. Это критерий 1 «Соответствие теме сочинения и ее раскрытие» и критерии оценки грамотности. Теперь эксперты проверяют грамотность не всей работы, а только сочинения во второй части. Еще уменьшили максимальный балл за экзамен. Теперь он 42, а не 45, как было раньше.
Биология. В КИМ ОГЭ по биологии подготовили несколько нововведений. Сократили общее количество заданий с 29 до 26, а количество заданий первой части – с 24 до 21. Максимальный балл за работу увеличили до 48. В прошлом году он был 45 баллов. А время работы на экзамене сократили. Теперь выпускники должны написать работу за 150 минут, а не за 180.
Сохранили линии заданий 1, 3–5, 7–13, 15, 17, 18, но поменяли их позиции в КИМ. Включили новые линии заданий 2, 6, 14, 16, 19–20. В 2020 году их включили в перспективную модель КИМ и уже апробировали. В линии 21 представили задания по формату задания 2 КИМ ЕГЭ.
КИМ ЕГЭ
Порекомендуйте педагогам сделать акцент на общих чертах изменений, которые произошли в ЕГЭ-2023. Так, составители усилили деятельностную составляющую экзаменационных моделей. Теперь выпускникам придется применять умения и навыки, чтобы проанализировать различную информацию, решить практические задачи, а также подготовить развернутый ответ и аргументировать его.
Экзаменационные материалы ЕГЭ-2023 изменились по каждому предмету. Везде, кроме географии, обновилась структура КИМ, появились новые модели и форматы заданий. К тому же изменили критерии оценивания заданий по некоторым предметам.

ВАЖНО
Больше всего нововведений – в КИМ ЕГЭ по русскому языку
Русский язык. Новшества в КИМ ЕГЭ по русскому языку касаются обеих частей экзаменационной работы. Из-за этого понизили первичный максимальный бал. Теперь он 54, а не 58. Все изменения в первой и второй части экзамена, смотрите ниже, в таблице 1.
Таблица 1. Изменения в КИМ ЕГЭ-2023 по русскому языку
Изменения в первой части работы | Изменения во второй части работы | |
---|---|---|
|
|
Математика (базовый уровень). Изменили только структуру КИМ – перегруппировали задания по тематическим блокам. В начале работы собрали практико-ориентированные задания. Затем следуют блоки заданий по геометрии, алгебре и началам математического анализа. Содержание КИМ осталось прежним.
Математика (профильный уровень). Изменили только структуру первой части КИМ – перегруппировали задания по тематическим блокам. Работа начинается с заданий по геометрии. Затем следует блок заданий по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятностей. Последний блок заданий первой части – задания по началам математического анализа и алгебре, которые включают уравнения, неравенства и функции.
Физика. Изменили расположение заданий в первой части КИМ по физике. Интегрированные задания, которые включают элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики, стали заданиями линий 20 и 21. В КИМ-2022 они располагались на линиях 1 и 2 соответственно.
Во второй части расширили тематику расчетных задач высокого уровня по механике. Ранее в задании 30 ученикам предлагали решить задачи на знание законов Ньютона и законов сохранения энергии. Теперь к ним добавили задачи по статике.
Химия. В КИМ по химии по-другому представили условия в задании 23, которое проверяет умение проводить расчеты концентраций веществ в равновесной системе. Количественные данные подготовят не в табличной форме, а в текстовой. Также поменяли порядок следования заданий 33 и 34. А заданиям 9, 12 и 16 присвоили статус повышенного уровня сложности.
Биология. В КИМ по биологии изменения внесли в обе части экзаменационной работы. В первую часть добавили одно задание. Поэтому общее количество задание увеличилось с 28 до 29. Все изменения в первой и второй части экзамена, смотрите ниже, в таблице 2.
Таблица 2. Изменения в КИМ ЕГЭ-2023 по биологии
Изменения в первой части работы | Изменения во второй части работы | |
---|---|---|
|
|
История. В КИМ по истории включили два новых задания, поэтому их общее количество увеличилось до 21. Это задание 8, чтобы проверить знания фактов об истории Великой Отечественной войны. И задание 20, чтобы проверить умение сравнивать исторические события, процессы, явления. Знание Великой Отечественной войны проверят не только в заданиях 8 и 17. Не менее 20 процентов заданий экзамена содержат факты на эту тему.
Уточнили критерии оценивания ответов на задания 18 и 19. Также увеличили максимальный первичный балл и время работы на экзамене. Максимальный балл теперь 42, а не 38. А время, за которое нужно выполнить работу, – 210 минут вместо 180.
Обществознание. В КИМ по обществознанию изменили формулировку задания 18. В задании 25 детализировали формулировку, поменяли систему его оценивания и увеличили максимальный балл. Теперь выпускник может получить 6 баллов, а не 4. А в задании 3 максимальный бал уменьшили до 1. Поэтому изменился и максимальный балл за всю работу. Теперь он 58, а не 57.
Литература. В КИМ по литературе изменили формулировку задания 9 – разработчики больше не указывают точное количество правильных ответов. Теперь их может быть от двух до четырех. Это зависит от особенностей произведения или его фрагмента, которое анализирует выпускник. Также в задании 12 уточнили критерий 1 «Соответствие теме сочинения и ее раскрытие».
Английский язык. В экзаменационной работе 2023 года сократили количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика». Раньше их было 20, а теперь 18. Также уменьшили максимальное количество баллов за задания 1, 2, 10 и 11. За задания 1 и 11 выпускник может получить 3 балла, а за задания 2 и 10 – 4 балла. Из-за этих нововведений сократился и общий балл за работу. Теперь он 86, а не 100.
Уточнили формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части. Еще скорректировали критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
Информатика. В задании 6 КИМ по информатике выпускникам нужно проанализировать алгоритм для конкретного исполнителя. Также придется определить возможные результаты работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Задание 22 проверяет знания по параллельному программированию и технологиями организации многопроцессорных или многопоточных вычислений. Выпускники выполняют его с помощью файла, который содержит необходимую информацию, чтобы решить задание.
Источник: новость от 10.11.2022 fipi.ru
