
Карта контроля качества урока по ФГОС-2021: подходит для любого предмета

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Посетите уроки, чтобы проверить, как педагоги соблюдают требования новых ФГОС НОО и ООО. Контрольные мероприятия предусмотрите в плане ВШК или в рамках мониторинга адаптации учеников 1-х и 5-х классов. Чтобы оценить качество урока, используйте универсальную карту контроля. Инструмент учитывает основные подходы ФГОС-2021 к уроку и поможет оценить его по новым требованиям.
На образце карты найдете плашки, которые покажут вам, какие критерии урока относятся к требованиям новых ФГОС. Это те критерии, которые обязательно должен выполнить учитель на занятии. Так вы поймете, соответствует ли урок нормам ФГОС-2021. Остальные критерии в карте вы можете скорректировать в зависимости от особенностей вашей школы. Еще можете дополнить карту, чтобы сделать инструмент контроля удобнее для себя.
Главное в статье СкрытьОбразец карты контроля
Как работать с картой
Выберите дату, впишите предмет, класс, тему урока и Ф. И. О. педагога. Проставьте по каждому критерию балл от 0 до 3. Вы можете добавить новый критерий в карту контроля или удалить любой из указанных. Кликните «Рекомендации», чтобы увидеть результаты. Кликните «Распечатать», если хотите сохранить результаты контроля урока.
Требования новых стандартов к уроку включили в компактную памятку. Используйте памятку, чтобы быстро оценить, насколько урок соответствует нормам ФГОС-2021. Еще предложите памятку педагогу перед тем, как посетите его урок. Так учитель поймет, что вы проверите на занятии, сможет провести самоанализ, выявить дефициты и скорректировать работу.
Главное в статье СкрытьПамятки для замдиректора
Инструкция
Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку
Далее в статье предлагаем пояснения, которые дали эксперты к разделам карты. Так вы поймете, какие нововведения нужно учитывать, когда будете контролировать уроки по ФГОС-2021. Еще пояснения помогут принять решение, какие критерии можно убрать или дополнить, если решите доработать карту контроля.

ВАЖНО
Если педагог совместно с учениками ставит цели урока, это повышает уровень учебной мотивации школьников
Главное в статье СкрытьЦелеполагание
Постановка цели – обязательный элемент урока по ФГОС-2021. Чтобы получить результат, учитель должен правильно сформулировать цель – какие знания и навыки должен освоить ученик на уроке, чему научиться. Цели должны соответствовать планируемым результатам. Чтобы сформулировать цель урока, педагогу нужно отобрать планируемые результаты ФГОС-2021 – личностные, метапредметные и предметные, которые он будет формировать на уроке.
Постановка целей. Включить учеников в постановку целей – это основное условие, по которому урок будет соответствовать требованиям новых стандартов. Так цель урока станет значимой для учеников и мотивирует их изучать тему. Школьники принимают цель урока на личностном уровне, осознают полезность, значимость и интерес работы, которая предстоит. Это сильный мотивационный стимул для учеников. Они понимают, для чего нужно изучить тему, как материал урока пригодится в жизни.
Достижение цели. Учитель должен иметь средства и возможность проверить, достигнул ли он цель урока. Например, предложить в конце урока практическое задание, короткий тест или самостоятельную работу по теме. При этом ученики должны знать критерии оценки. Еще учитель может включить учеников в проверку достижения цели. Например, предложить школьникам самим оценить выполнение работы или организовать взаимооценку.
Формулировка цели. Цель должна иметь точные формулировки и описывать результат, который нужно достичь на уроке. Например, назвать пять реформ, которые провел Петр I. Педагог должен избегать расплывчатых формулировок цели урока.

ВАЖНО
Системно-деятельностный подход – основа построения образовательного процесса по новым ФГОС
Организация деятельности учеников
Главный критерий соответствия урока требованиям ФГОС-2021 – как педагог организовал работу учеников на уроке. Если учитель пересказал текст учебника или дал дополнительный материал по теме, а потом потребовал, чтобы ученики повторили, то урок не соответствует требованиям новых стандартов. Педагог должен организовать деятельность так, чтобы школьники сами или в сотрудничестве с учителем изучили материал урока и смогли применить его в жизни, решить какую-то проблему.
Методы обучения. Учитель должен использовать методы обучения, которые предполагают активное участие школьников в познании. ФГОС определяет системно-деятельностный подход как основу, чтобы выстроить образовательный процесс. Такой подход предполагает, что ребенок учится в деятельности, когда активно изучает материал и понимает, зачем ему это надо.
Присоединяйтесь к закрытой группе для работников образования!
Только у нас – главные новости вашей сферы деятельности, подарки, приглашения на закрытые мероприятия и кейсы от практиков!
Вступить в группу>>
Проектная и исследовательская деятельность. Школьников нужно включать в проектную и учебно-исследовательскую деятельность на уроке. С помощью таких форм деятельности учитель может формировать все виды УУД. Если педагог организует на уроке проектную деятельность или элементы проектной деятельности, то он формирует УУД школьников, а следовательно, формирует метапредметные умения. Однако это не обязательно делать на каждом уроке. Порекомендуйте учителю включать в урок проектную и учебно-исследовательскую деятельность в зависимости от целей, типа и содержания урока.
Индивидуализация обучения. Вариативность и дифференциация обучения – требование ФГОС-2021. Вариативность заданий позволяет педагогу ориентироваться на личностные результаты, оценивать динамику ученика, его продвижение.
Формирование функциональной грамотности. Учитель должен включать в уроки задания на формирование функциональной грамотности школьников. А ученики должны уметь решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации. Это возможно, если учитель сформирует у школьников предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности.

ВАЖНО
Функциональная грамотность школьников – обязательный образовательный результат по ФГОС-2021
Оценка и рефлексия
Согласно требованиям новых ФГОС педагог должен использовать на уроке формирующее или критериальное оценивание, самооценку и взаимооценку. Формирующее оценивание позволяет соотнести результаты, которые достиг ученик, с планируемыми на основе критериев. То есть школьник понимает, что он должен сделать, чтобы получить ту или иную отметку. Кроме того, критериальное оценивание позволяет учителю не сравнивать результат ученика с усредненным результатом класса, а оценивать индивидуальные достижения ребенка. Также критериальное оценивание способствует формированию регулятивных УУД.
Критерии оценки. Педагог должен разработать такие критерии оценки, которые будут описывать и оценивать только то, что учитель заявил в цели урока. Критерии должны быть понятны школьникам и их родителям. Поэтому критерии оценки нужно изложить доступным языком и довести до сведения всех учеников. Например, расположить на стендах или учебной доске в классе, вклеить в рабочие тетради детей. Так ученики смогут объективно оценить качество своей работы на уроке. Знакомить школьников с критериями оценки педагог должен перед заданием.
Рефлексия. Рефлексия на уроке – это способ формирования эмоционального интеллекта. Педагог должен организовать рефлексию и при этом учитывать возрастные особенности школьников.
Результаты. Содержание урока должно соответствовать планируемым результатам. Планируемые результаты по предметам закрепляют новые ФГОС.

ВАЖНО
Учитель должен иметь критерии, по которым он будет оценивать результаты школьников на уроке, а ученики должны знать эти критерии
Информационное и техническое обеспечение
Овладение школьниками навыками работы с информацией, а именно восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, – одно из требований новых ФГОС к метапредметным результатам. Если педагог применяет различные информационные источники на уроке и формирует у учеников навыки работы с информацией, это развивает познавательную активность школьников.
ЭОР и ЦОР. В рабочей программе по предмету учитель должен предусмотреть для каждого урока возможность использовать электронные или цифровые образовательные ресурсы. Причем педагог должен применять на уроке такие ресурсы, которые входят в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Тематический педсовет по антитеррору: как организовать и провести>>
Практикум, чтобы научить классных руководителей говорить с родителями на тревожные темы>>
Воспитательный потенциал
Педагог должен отразить в рабочей программе воспитательный компонент. А на уроках необходимо активизировать воспитывающее содержание. Педагог должен использовать воспитательные возможности материала, который изучает с детьми. Такое требование касается всех учебных предметов. Например, педагоги должны применять активные и интерактивные формы работы, чтобы сформировать у школьников активную жизненную позицию по любому вопросу содержания материала и научить выражать эту позицию.
- ЕГЭ-2023: листы контроля, чтобы проверить подготовку на уроках>>
- Инструменты, чтобы проверить, как педагоги внедряют новые концепции преподавания>>
- Проблемы и их решения в работе с родителями детей с ОВЗ. Консультация для замдиректора>>
- Как отстоять личные границы и не нарушить чужие>>
- Контроль работы по новым ФГОС НОО и ООО>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как сократить бумажную нагрузку педагогов. Практикум для замдиректора
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


ЕГЭ-2023: листы контроля, чтобы проверить подготовку на уроках
Экзаменационные материалы ЕГЭ-2023 изменились по всем предметам, кроме географии. Больше всего нововведений разработчики внесли в экзамен по русскому языку. В КИМ по предметам увеличили или уменьшили количество заданий, переставили их, изменили или уточнили условия заданий, а также критерии их оценивания.

СПРАВКА
Проекты документов, которые определяют структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по всем предметам, найдете на сайте fipi.ru
Порекомендуйте педагогам при подготовке одиннадцатиклассников к ГИА сделать акцент на общих чертах изменений, которые произошли в заданиях. В КИМ ЕГЭ 2023 года разработчики усилили деятельностную составляющую экзаменационных моделей. Новые задания проверят, как выпускники умеют анализировать различную информацию, решать практические задачи и приводить развернутое объяснение и аргументы.
Посетите уроки предметников и проанализируйте, как педагоги учитывают изменения в ЕГЭ-2023 и готовят выпускников к экзамену. Для этого воспользуйтесь листами контроля по всем учебным предметам. Ключи, как подсчитать баллы по каждому листу, и описание, как подвести итоги контроля, смотрите на полях. Чтобы получить объективные результаты, посетите несколько уроков одного и того же педагога. Итоги мониторинга обсудите с руководителями ШМО и поручите им рассмотреть на заседании с учителями трудности, которые вы выявили в ходе контроля.
Лист контроля уроков в 11-х классах в рамках подготовки к ЕГЭ
Инструкция
Кликните на карточку с названием предмета, посмотрите и скачайте
Ключ для подсчета результатов по листам оценки
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Семь ошибок при подготовке к итоговому сочинению – 2022, из-за которых школе грозят разбирательства и санкции>>
- Карта контроля качества урока по ФГОС-2021: подходит для любого предмета>>
- Циклограмма на ноябрь: подготовка к итоговому сочинению, контроль работы по новым ФГОС и еще 30 дел>>
- Тематический педсовет по антитеррору: как организовать и провести>>
- Практикум, чтобы научить классных руководителей говорить с родителями на тревожные темы>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: