ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Шесть локальных актов по обучению, которые надо проверить из-за ФГОС-2021

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
В статье разберетесь, какие локальные акты нужно обновить в связи с переходом 1-х и 5-х классов на ФГОС-2021. Юрист Актион Образование проанализировал все изменения и подготовил образцы. Готовые примеры формулировок помогут вам скорректировать текст документов и учесть новые требования.

В 2022/23 учебном году школы переходят на ФГОС-2021 НОО и ООО, поэтому перед началом нового учебного года проведите ревизию документов. Вам понадобится обновить содержание локальных актов школы, чтобы учесть все требования новых образовательных стандартов. В некоторых документах будет достаточно обновить нормативно-правовую базу. Например, в положении об организации обучения лиц с ОВЗ. А в таких локальных актах, как положение о дистанционном обучении и порядок обучения по индивидуальному учебному плану, нужно учесть ряд требований, которые включает новый ФГОС.

Положение о рабочей программе

Скорректировать положение о рабочей программе необходимо в связи с новыми требованиями ФГОС-2021 к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов или модулей. Какие изменения коснулись структуры рабочей программы в соответствии с требованиями новых ФГОС, посмотрите на схеме.

Вы можете разработать два раздела в локальном акте и соединить нормы образовательных стандартов второго и третьего поколения в одном документе. Так, добавьте требования к структуре и содержанию рабочей программы учебного курса, предмета или модуля по новым ФГОС. Старые требования пока нужно оставить. Ведь даже если все 1–9-е классы перешли на новые ФГОС НОО и ООО, 10–11-е классы продолжают обучаться по ФГОС СОО второго поколения. А в них требования к рабочей программе не изменились. Как сформулировать в положении требования новых образовательных стандартов к структуре рабочих программ, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о рабочей программе – о структуре рабочих программ по ФГОС-2021

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

В новых образовательных стандартах есть требования к системе оценки достижения планируемых результатов ООП ООО. Теперь необходимо создать специальные условия, чтобы проводить текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию с учетом здоровья учеников с ОВЗ и их особых образовательных потребностей (п. 31.3 ФГОС-2021 ООО). Ранее ФГОС не содержал такого требования. Укажите новые сведения в разделах положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. Как сформулировать в положении требования ФГОС-2021 к условиям аттестации учеников с ОВЗ, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о текущем контроле и промежуточной аттестации – об условиях аттестации учеников с ОВЗ

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Порядок обучения по индивидуальному плану

Проанализируйте порядок обучения по индивидуальному учебному плану. Ведь новые ФГОС содержат пункт, который позволяет сократить срок обучения для детей по ИУП (п. 17 ФГОС-2021 НОО, п. 17 ФГОС-2021 ООО). В образовательных стандартах второго поколения такого уточнения не было. При этом ФГОС-2021 не предусматривают возможность увеличить срок обучения по индивидуальному учебному плану. Однако вы можете предусмотреть этот аспект в локальном акте об ИУП. Для этого обозначьте в документе, что срок обучения по ИУП для детей, которые обучаются по новым ФГОС, можно ускорить. Посмотрите пример формулировки о сроках обучения по ИУП по ФГОС-2021 в порядке обучения по индивидуальному учебному плану.

Фрагмент порядка обучения по индивидуальному учебному плану – о сроках обучения по ИУП

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение о языке обучения

По новым ФГОС родители школьников вправе выбирать, включать ли в учебный план предметы «Литературное чтение на родном языке» на уровне НОО, «Родная литература» и «Второй иностранный язык» на уровне ООО, а также «Родной язык» на уровне НОО и ООО (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Если родители не захотят, чтобы дети осваивали эти предметы, школа не должна их вводить. Пропишите новые требования ФГОС-2021 об учебных предметах по выбору родителей в положении о языке обучения. Можете опираться на формулировку в примере.

Фрагмент положения о языке обучения – об учебных предметах по выбору родителей

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

СПРАВКА

ФГОС-2021 впервые закрепил требование, что школа должна обеспечить доступ к своей информационно-образовательной среде, в том числе к результатам промежуточной аттестации (п. 34.3 ФГОС-2021 НОО, п. 35.3 ФГОС-2021 ООО)

Положение о дистанционном обучении

ФГОС-2021 закрепляют право школы применять различные образовательные технологии (п. 19 ФГОС-2021 НОО, п. 19 ФГОС-2021 ООО). Образовательные стандарты второго поколения такого права не допускали. Это нововведение поможет школе объяснить родителям, что она может использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в процессе обучения. Также школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам, если ученики работают с дистанционными технологиями. Причем доступ должен быть не только на территории школы, но и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС-2021 НОО, п. 35.4 ФГОС-2021 ООО).

В положении о дистанционном обучении следует обновить перечень нормативных правовых актов. Добавьте в него новые ФГОС и пункт об обязательном доступе школьников к информационно-образовательной среде школы. Как это оформить, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о дистанционном обучении – о перечне нормативных правовых актов и предоставлении индивидуального авторизованного доступа для школьников

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение об организации обучения лиц с ОВЗ 

В перечне документов, на основании которых разработали положение об организации обучения лиц с ОВЗ, укажите новый ФГОС основного общего образования. Именно этот образовательный стандарт содержит нормы, которые регламентируют обучение учеников с ОВЗ. Формулировку, чтобы обновить нормативную базу в положении, смотрите в примере.

Фрагмент положения об организации обучения лиц с ОВЗ – о перечне нормативных правовых актов

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Другие локальные акты

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что включить в положение об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье разберетесь, какие особенности зафиксировать в положении о преподавании ОДНКНР. Также найдете готовый образец документа, который учитывает требования ФГОС-2021 и новой концепции преподавания предметной области ОДНКНР.

Включите ОДНКНР в учебный план и разработайте положение об особенностях его преподавания. Укажите в документе форму, в которой собираетесь организовать изучение предметной области. Зафиксируйте регламент, по которому родители выбирают учебный курс или модуль ОДНКНР. Также пропишите, как планируете оценивать предметные результаты школьников и как будете выставлять отметку за предмет или курс в аттестат. Проверьте, чтобы положение соответствовало требованиям ФГОС-2021 ООО и концепции преподавания предметной области ОДНКНР. Посмотрите готовый образец положения.

Образец положения об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ОДНКНР входит в перечень обязательных предметных областей на уровне ООО. Поэтому школе необходимо предусмотреть ее в обязательной части учебного плана. Еще одно требование нового стандарта – родители выбирают учебный модуль ОДНКНР из перечня, который предлагает школа (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Предметная область должна опираться на региональные, национальные и этнокультурные особенности региона. Также с 1 сентября 2022 года школам необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22).

Может возникнуть ситуация, когда родитель отказывается выбирать модуль или курс ОДНКНР. Разъясните родителю, что школьник обязан освоить ООП, а эта предметная область обязательна (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Еще один вариант – предложите перевести ребенка на индивидуальный учебный план, а модуль или курс ОДНКНР изучить в семейной форме.

Система оценивания предметных результатов

Когда будете разрабатывать систему оценивания ОДНКНР, ориентируйтесь на требования ФГОС и концепции преподавания ОДНКНР. Новый образовательный стандарт ООО содержит общие предметные результаты ОДНКНР, поэтому вам придется самостоятельно их конкретизировать. В концепции предлагают оценивать личностные результаты путем педагогического наблюдения и диагностики. Чтобы проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов, включите в перечень форм контроля проектные работы. Проведите промежуточную аттестацию по ОДНКНР и выставите отметки.

ВАЖНО

Учитывайте изменения, которые Минпросвещения внесло во ФГОС-2021 ООО (приказ от 18.07.2022 № 568). Ведомство скорректировало перечень обязательных учебных предметов. В него добавили учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО)

Форма изучения

ФГОС-2021 ООО не указывает, через какие предметы надо реализовывать ОДНКНР, хотя это обязательная предметная область на уровне основного общего образования. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как преподавать ОДНКНР. Можете реализовать предметную область как самостоятельный предмет или курс. Еще один вариант – предусмотреть модуль в составе других предметов. От вашего выбора зависит, нужно ли будет выставлять отметку за ОДНКНР в аттестат или нет.

Особенности выставления отметок в аттестат

Минпросвещения предусмотрело все варианты, когда школам нужно выставить итоговую отметку за ОДНКНР в аттестат (приказ от 01.04.2022 № 196). Это нужно сделать в трех случаях. Первый – если предметная область входила в обязательную часть учебного плана. Второй вариант – если ОДНКНР входила в формируемую часть и на ее изучение за два учебных года отвели 64 часа и более. Третий случай – если школьники закончили осваивать предметную область до 9-го класса.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2022года
Слово редактора

Итоговое сочинение, изменения в ГИА, новые концепции и работа с персданными в ноябре

Главная задача месяца – проконтролировать подготовку школы к итоговому сочинению. Избежать ошибок, которые допускают ваши коллеги при подготовке к сочинению, помогут комментарии юриста. Он разобрал семь сложных ситуаций>> и рассказал, как минимизировать риски, если школа все-таки обнаружила нарушение.
Позади первая четверть, а значит, уже можно контролировать работу педагогов на уроках. Проверить, как учителя, которые впервые проводят занятия по ФГОС-2021, соблюдают требования новых стандартов, поможет универсальная карта оценки качества урока>>. А готовые листы контроля по всем предметам>> позволят проанализировать, как педагоги готовят одиннадцатиклассников к изменениям в ЕГЭ-2023. Проверить, учитывают ли педагоги на уроках новые концепции преподавания биологии и ОДНКНР, помогут два бланка анализа>>.
Избежать штрафов и учесть изменения в работе с персданными, которые начали действовать с 1 сентября, помогут разъяснения юриста и разбор конкретных примеров>>. А чтобы провести тематический педсовет по антитеррористической безопасности на осенних каникулах, используйте готовый комплект документов>>.
Натали Кужель, главный редактор журнала

Редакционная коллегия

Елена Болотова – профессор кафедры права ИСГО МПГУ, доцент, д. п. н.

Роман Дощинский – начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, к. п. н.

Марина Лазарева – доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., доцент ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»

Елена Губанова 
ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», к. п. н., доцент, почетный работник высшего
профессионального
образования

Борис Илюхин – директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС

Ирина Николаева – директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК