Организация гражданско-патриотического воспитания в школе
Вопросы патриотического воспитания детей в настоящее время особенно актуальны. Это одно из приоритетных направлений воспитательной работы со школьниками. Так, уже с 1 сентября Минпросвещения планирует ввести во всех школах еженедельную процедуру поднятия государственного флага и исполнения гимна.
Включите в рабочую программу воспитания события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Ввести такие воспитательные события можно в содержание любого модуля рабочей программы воспитания.
Внесите изменения в ООП
С 2021/22 учебного года гражданско-патриотическое воспитание не выделяется в отдельное направление воспитательной работы. Раньше это направление было частью программы духовно-нравственного развития ООП НОО и программ воспитания и социализации ООП ООО и СОО. Теперь виды и формы воспитывающей деятельности по формированию гражданственности и патриотизма у детей школы включают в модули рабочей программы воспитания.
При выборе содержания, видов и форм воспитательной работы опирайтесь на Федеральный закон «Об образовании в РФ», концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина и ФГОС уровней образования. Эти документы определяют содержание работы педагогов по формированию гражданственности и патриотизма у школьников. Посмотрите памятки с особенностями гражданско-патриотического воспитания на разных уровнях образования.
Памятки для замдиректора
Инструкция
Кликните на название памятки, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку
Результаты воспитания. Опишите ожидаемые результаты гражданско-патриотического воспитания в разделе «Цель и задачи воспитания» рабочей программы воспитания. Они должны отражать личностное развитие детей. Опирайтесь на базовые ценности, которые определяют личностное развитие школьников: семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Смотрите пример формулировки для раздела о целях и задачах в программе воспитания.
Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО

- Развитие личности
Развитие личности
Согласно требованиям новых ФГОС НОО и ФГОС ООО, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие личности детей. Поэтому цель воспитания будет одна для всех уровней образования – личностное развитие школьников
Воспитательные события. Запланируйте воспитательные события гражданско-патриотического направления для каждого из уровней образования. Включите мероприятия в раздел рабочей программы воспитания о видах, формах и содержании деятельности. Вы можете распределить события по модулям программы в соответствии с тематикой или вынести в отдельный вариативный модуль. Например, в рамках модуля «Детские общественные объединения» можно запланировать работу краеведческого, военно-патриотического объединения или поискового отряда. Смотрите пример описания видов, форм и содержания воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности в рабочей программе воспитания.
Фрагмент рабочей программы воспитания с описанием видов, форм и содержания гражданско-патриотической воспитательной деятельности
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Календарный план. Конкретизируйте воспитательные дела гражданско-патриотического воспитания в календарных планах воспитательной работы. Сделайте это по уровням образования в соответствующих модулях. Что скорректировать в плане, посмотрите в таблице 1.
Таблица 1. Примерный календарный план воспитательной работы ООО
Инструкция
Нажмите Копировать внизу плана, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Спланируйте работу по направлению
Проанализируйте уровень гражданско-патриотического воспитания школьников и спланируйте работу на учебный год. Для этого проведите анкетирование школьников. Ответы на вопросы анкеты покажут уровень знаний и представлений детей о стране, семье и школе. Еще сможете определить отношение учеников к основным ценностям. Готовые анкеты и справку по итогам исследования возьмите в статье>>.
Можно провести анкетирование родителей. Так вы выявите, удовлетворены ли родители тем, как школа организовала гражданско-патриотическое воспитание детей.
Воспитательные события и мероприятия. По итогам исследования уровня гражданско-патриотического воспитания школьников составьте список воспитательных событий и мероприятий по этому направлению. Распределите их по модулям рабочей программы воспитания школы. Планируйте разнообразные формы и методы работы, при этом учитывайте возрастные особенности школьников. Проводите социально значимые мероприятия. Это повысит эффективность работы на каждом уровне образования.
Художественно-творческая деятельность. Сформировать культуру межнациональных отношений поможет художественно-творческая деятельность. Например, участие в литературно-драматических композициях, которые посвящены юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества, художественных выставках и конкурсах.
Школьный музей. Если в школе работает музей, то используйте его потенциал в работе по направлению гражданско-патриотического воспитания. Проводите уроки и классные часы в школьном музее. Это пробуждает в детях и подростках потребность к познанию истории большой и малой Родины. Еще школьный музей – это информационная база для проектной и исследовательской деятельности. Варианты взаимодействия с музеем школы смотрите на схеме.
Схема. Варианты взаимодействия со школьным музеем
Социальные организации. Чтобы обеспечить всесторонний подход к гражданско-патриотическому воспитанию, запланируйте взаимодействие с социальными организациями, например с советом ветеранов, городскими военно-патриотическими объединениями. Примерные воспитательные события и мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников смотрите в таблице 2.
Таблица 2. Примерные воспитательные события и мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Интегрированные уроки. Потенциал для формирования гражданских и патриотических качеств личности детей заложен в уроках по каждому предмету. Реализовать его можно через подбор содержания урока и проведение интегрированных уроков, например история – литература, обществознание – экология. Чтобы работа коллектива педагогов была эффективной, организуйте для них мастер-классы для обмена опытом по формированию гражданских и патриотических качеств на уроках. Также ярко проявляется гражданская позиция ученика в таком виде деятельности, как самоуправление.
Направления воспитания во ФГОС-2021

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
This is a modal window.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию
Проведите исследование уровня гражданско-патриотического воспитания школьников. Сделайте это с помощью анкетирования. Анкеты помогут определить исходные значения показателей уровня гражданско-патриотического воспитания. Так, у учеников 1–4-х классов вы сможете определить сформированность когнитивного компонента, у школьников 5–8-х классов – эмоционального. А у учеников 9–11-х классов – когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания.
С помощью анкетирования вы определите, какую деятельностную позицию занимает школьник – активную или пассивную. Сможете определить отношение учеников к основным ценностям. Ответы на вопросы анкеты покажут уровень знаний и представлений детей о стране, семье и школе. Вы поймете, насколько хорошо ученики знают историю России, ее символику, традиции и обычаи, как они относятся к историческим событиям и событиям современности.
Используйте три готовые анкеты, которые разделили по возрасту школьников. Еще смотрите карточку с комментариями к анкетам.
Анкеты для учеников
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите анкету.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
По итогам анкетирования составьте справку. Результаты исследования помогут вам спланировать воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению на учебный год. Образец справки скачайте далее.
Образец справки по итогам анкетирования
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Как ввести изучение государственных символов. Краткая инструкция
Чтобы ввести госсимволы в образовательный процесс и организовать изучение их истории, школа должна опираться на методические рекомендации Минпросвещения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Также нужно учитывать стандарт Церемонии поднятия и спуска флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Проверьте локальные акты, скорректируйте ООП, продумайте список школьников и работников школы, которые будут участвовать в церемонии.
С 1 мая пилотные школы проводят церемонию поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. А с 1 сентября изучать госсимволику и проводить церемонию будут во всех школах страны (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1.
Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
2.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
3. Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию>>
Шаг 1. Проверьте документы
Содержание образовательных программ. Сначала проверьте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей . Это поможет установить, содержат ли программы тематические блоки или темы по изучению государственных символов. Если в ООП не отразили изучение истории госсимволов, то придется доработать документы.
Программа воспитания и план внеурочной деятельности. Посмотрите, включили ли в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, дела и мероприятия по государственной символике. Проверьте планы внеурочной деятельности – есть ли в них курсы, тематика которых близка к теме государственной символики.
Локальные акты. Разработайте проекты локальных актов, которые регулируют правила использования госсимволов в вашей школе, или доработайте существующие. Это нужно, чтобы определить регламент поднятия и спуска, вноса и выноса флага, исполнения гимна. Опирайтесь на стандарт Церемонии поднятия и спуска Государственного флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Продумайте список школьников и работников школы, которые по результатам образовательных и иных достижений достойны поднимать и вносить или спускать и выносить флаг.
Проверьте, что зафиксировали в документах тематические занятия «Разговоры о важном». Например, включили в расписание уроков или разработали положение о проведении таких занятий.
Приказ. Зафиксируйте ответственных за проведение мероприятий и установите сроки их выполнения. Для этого подготовьте проект приказа об организации изучения государственных символов. Используйте готовый образец.
Образец приказа
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
Добавить – добавьте строки, чтобы внести других сотрудников
Печать – распечатайте документ
– посмотрите совет или подсказку

ВАЖНО
За нарушение порядка официального использования Государственного флага, герба и гимна России, проверяющие наложат штраф по статье 17.10 КоАП:
– на должностное лицо в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб.;
– образовательную организацию – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Шаг 2. Скорректируйте документы
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, включить тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов можно в любые предметные области, учебные предметы, курсы, модули и курсы внеурочной деятельности. Поэтому поручите педагогам внести изменения в рабочие программы. Проконтролируйте, чтобы они указали информацию о госсимволах в тематическом планировании.
Cкорректируйте планы воспитательной деятельности. Включите в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны. Подробнее о том, как зафиксировать в ООП изучение госсимволов, смотрите в статье>>.
Шаг 3. Используйте флаг и гимн в школьных событиях
Минпросвещения рекомендует поднимать флаг в начале учебного года, учебной недели, в дни государственных праздников (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Еще флаг нужно поднимать во время торжественных мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, в том числе и в рамках летней оздоровительной кампании. Спуск флага проводите в конце учебного года, учебной недели.
Выносите флаг в сопровождении краткой или полной версии гимна. Еженедельно исполняйте гимн, а также когда будете проводить школьные торжественные, организационные, воспитательные, конкурсные, в том числе финальные, мероприятия. Это могут быть линейки, акции, пятиминутки, флешмобы и т. п.
Положение об использовании госсимволов. Регламент того, как исполнять гимн и обращаться с флагом опишите в школьном локальном акте, например в положении. Учитывайте Стандарт обращения с флагом в школах (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Разработайте отдельное положение или внесите пункт об использовании госсимволики в существующее положение, которое подходит по содержанию. Например, можно дополнить положение о воспитательной работе, если вы разработали такой документ в своей школе. Смотрите пример формулировки для локального акта.
Фрагмент положения о воспитательной работе
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Размещение госсимволов. Разместите флаг и герб в помещении, которое будет доступно для большого количества людей. Например, в актовом зале, холле или рекреации – в относительно закрытой части. Законодательных требований к помещениям нет. Главное – не нарушать правила использования и размещения госсимволов (Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ, № 2-ФКЗ).
Минпросвещения рекомендует обеспечить эстетичность и доступность помещения, в котором разместили госсимволы. Контролируйте его освещение и чистоту. Следите, чтобы расстояние от флага и герба до учебного и иного оборудования составляло не менее одного метра (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
- Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
- Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
- Как зафиксировать изучение госсимволов в ООП>>
- Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию>>
- Как по-новому организовать экскурсии в 2022/23 учебном году>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте
e.zamdirobr.ru
).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: