ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
Патриотическое воспитание

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье узнаете, как включить гражданско-патриотическое воспитание в ООП и спланировать работу на следующий учебный год. Еще найдете готовые формулировки для разделов рабочей программы воспитания, а также список воспитательных событий и мероприятий на год.

Вопросы патриотического воспитания детей в настоящее время особенно актуальны. Это одно из приоритетных направлений воспитательной работы со школьниками. Так, уже с 1 сентября Минпросвещения планирует ввести во всех школах еженедельную процедуру поднятия государственного флага и исполнения гимна.

Включите в рабочую программу воспитания события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Ввести такие воспитательные события можно в содержание любого модуля рабочей программы воспитания.

Внесите изменения в ООП

С 2021/22 учебного года гражданско-патриотическое воспитание не выделяется в отдельное направление воспитательной работы. Раньше это направление было частью программы духовно-нравственного развития ООП НОО и программ воспитания и социализации ООП ООО и СОО. Теперь виды и формы воспитывающей деятельности по формированию гражданственности и патриотизма у детей школы включают в модули рабочей программы воспитания.

При выборе содержания, видов и форм воспитательной работы опирайтесь на Федеральный закон «Об образовании в РФ», концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина и ФГОС уровней образования. Эти документы определяют содержание работы педагогов по формированию гражданственности и патриотизма у школьников. Посмотрите памятки с особенностями гражданско-патриотического воспитания на разных уровнях образования.

Памятки для замдиректора 

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Результаты воспитания. Опишите ожидаемые результаты гражданско-патриотического воспитания в разделе «Цель и задачи воспитания» рабочей программы воспитания. Они должны отражать личностное развитие детей. Опирайтесь на базовые ценности, которые определяют личностное развитие школьников: семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Смотрите пример формулировки для раздела о целях и задачах в программе воспитания.

Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО

Развитие личности
Развитие личности
Согласно требованиям новых ФГОС НОО и ФГОС ООО, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие личности детей. Поэтому цель воспитания будет одна для всех уровней образования – личностное развитие школьников

Образец Бланк

Воспитательные события. Запланируйте воспитательные события гражданско-патриотического направления для каждого из уровней образования. Включите мероприятия в раздел рабочей программы воспитания о видах, формах и содержании деятельности. Вы можете распределить события по модулям программы в соответствии с тематикой или вынести в отдельный вариативный модуль. Например, в рамках модуля «Детские общественные объединения» можно запланировать работу краеведческого, военно-патриотического объединения или поискового отряда. Смотрите пример описания видов, форм и содержания воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности в рабочей программе воспитания.

Фрагмент рабочей программы воспитания с описанием видов, форм и содержания гражданско-патриотической воспитательной деятельности

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Календарный план. Конкретизируйте воспитательные дела гражданско-патриотического воспитания в календарных планах воспитательной работы. Сделайте это по уровням образования в соответствующих модулях. Что скорректировать в плане, посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Примерный календарный план воспитательной работы ООО

Инструкция

Нажмите Копировать внизу плана, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Спланируйте работу по направлению

Проанализируйте уровень гражданско-патриотического воспитания школьников и спланируйте работу на учебный год. Для этого проведите анкетирование школьников. Ответы на вопросы анкеты покажут уровень знаний и представлений детей о стране, семье и школе. Еще сможете определить отношение учеников к основным ценностям. Готовые анкеты и справку по итогам исследования возьмите в статье>>.

Можно провести анкетирование родителей. Так вы выявите, удовлетворены ли родители тем, как школа организовала гражданско-патриотическое воспитание детей.

Воспитательные события и мероприятия. По итогам исследования уровня гражданско-патриотического воспитания школьников составьте список воспитательных событий и мероприятий по этому направлению. Распределите их по модулям рабочей программы воспитания школы. Планируйте разнообразные формы и методы работы, при этом учитывайте возрастные особенности школьников. Проводите социально значимые мероприятия. Это повысит эффективность работы на каждом уровне образования.

Художественно-творческая деятельность. Сформировать культуру межнациональных отношений поможет художественно-творческая деятельность. Например, участие в литературно-драматических композициях, которые посвящены юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества, художественных выставках и конкурсах.

Школьный музей. Если в школе работает музей, то используйте его потенциал в работе по направлению гражданско-патриотического воспитания. Проводите уроки и классные часы в школьном музее. Это пробуждает в детях и подростках потребность к познанию истории большой и малой Родины. Еще школьный музей – это информационная база для проектной и исследовательской деятельности. Варианты взаимодействия с музеем школы смотрите на схеме.

Схема. Варианты взаимодействия со школьным музеем


Скачать

Социальные организации. Чтобы обеспечить всесторонний подход к гражданско-патриотическому воспитанию, запланируйте взаимодействие с социальными организациями, например с советом ветеранов, городскими военно-патриотическими объединениями. Примерные воспитательные события и мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Примерные воспитательные события и мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Интегрированные уроки. Потенциал для формирования гражданских и патриотических качеств личности детей заложен в уроках по каждому предмету. Реализовать его можно через подбор содержания урока и проведение интегрированных уроков, например история – литература, обществознание – экология. Чтобы работа коллектива педагогов была эффективной, организуйте для них мастер-классы для обмена опытом по формированию гражданских и патриотических качеств на уроках. Также ярко проявляется гражданская позиция ученика в таком виде деятельности, как самоуправление.

Направления воспитания во ФГОС-2021

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Патриотическое воспитание

Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье – анкеты, которые помогут определить уровень гражданско-патриотического воспитания школьников. Еще найдете образец справки, чтобы зафиксировать итоги анкетирования учеников.

Проведите исследование уровня гражданско-патриотического воспитания школьников. Сделайте это с помощью анкетирования. Анкеты помогут определить исходные значения показателей уровня гражданско-патриотического воспитания. Так, у учеников 1–4-х классов вы сможете определить сформированность когнитивного компонента, у школьников 5–8-х классов – эмоционального. А у учеников 9–11-х классов – когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания.

С помощью анкетирования вы определите, какую деятельностную позицию занимает школьник – активную или пассивную. Сможете определить отношение учеников к основным ценностям. Ответы на вопросы анкеты покажут уровень знаний и представлений детей о стране, семье и школе. Вы поймете, насколько хорошо ученики знают историю России, ее символику, традиции и обычаи, как они относятся к историческим событиям и событиям современности.

Используйте три готовые анкеты, которые разделили по возрасту школьников. Еще смотрите карточку с комментариями к анкетам.

Анкеты для учеников

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите анкету.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

По итогам анкетирования составьте справку. Результаты исследования помогут вам спланировать воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению на учебный год. Образец справки скачайте далее.

Образец справки по итогам анкетирования

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2022года
Патриотическое воспитание

Как ввести изучение государственных символов. Краткая инструкция

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
В статье читайте, как ввести государственную символику в образовательный процесс, в каких документах отразить изменения и как использовать флаг и гимн в школьной жизни. Еще найдете пример формулировки для положения о воспитательной работе и образец приказа об изучении госсимволов. Все образцы учитывают последние методрекомендации Минпросвещения о госсимволике и Стандарт обращения с флагом в школах.

Чтобы ввести госсимволы в образовательный процесс и организовать изучение их истории, школа должна опираться на методические рекомендации Минпросвещения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Также нужно учитывать стандарт Церемонии поднятия и спуска флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Проверьте локальные акты, скорректируйте ООП, продумайте список школьников и работников школы, которые будут участвовать в церемонии.

С 1 мая пилотные школы проводят церемонию поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. А с 1 сентября изучать госсимволику и проводить церемонию будут во всех школах страны (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Шаг 1. Проверьте документы

Содержание образовательных программ. Сначала проверьте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей . Это поможет установить, содержат ли программы тематические блоки или темы по изучению государственных символов. Если в ООП не отразили изучение истории госсимволов, то придется доработать документы.

Программа воспитания и план внеурочной деятельности. Посмотрите, включили ли в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, дела и мероприятия по государственной символике. Проверьте планы внеурочной деятельности – есть ли в них курсы, тематика которых близка к теме государственной символики.

Локальные акты. Разработайте проекты локальных актов, которые регулируют правила использования госсимволов в вашей школе, или доработайте существующие. Это нужно, чтобы определить регламент поднятия и спуска, вноса и выноса флага, исполнения гимна. Опирайтесь на стандарт Церемонии поднятия и спуска Государственного флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06).

Продумайте список школьников и работников школы, которые по результатам образовательных и иных достижений достойны поднимать и вносить или спускать и выносить флаг.

Проверьте, что зафиксировали в документах тематические занятия «Разговоры о важном». Например, включили в расписание уроков или разработали положение о проведении таких занятий.

Приказ. Зафиксируйте ответственных за проведение мероприятий и установите сроки их выполнения. Для этого подготовьте проект приказа об организации изучения государственных символов. Используйте готовый образец.

Образец приказа 

Инструкция
Заполнить
 – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других сотрудников

Печать – распечатайте документ

– посмотрите совет или подсказку

ВАЖНО

За нарушение порядка официального использования Государственного флага, герба и гимна России, проверяющие наложат штраф по статье 17.10 КоАП:
– на должностное лицо в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб.;
– образовательную организацию – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

Шаг 2. Скорректируйте документы

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, включить тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов можно в любые предметные области, учебные предметы, курсы, модули и курсы внеурочной деятельности. Поэтому поручите педагогам внести изменения в рабочие программы. Проконтролируйте, чтобы они указали информацию о госсимволах в тематическом планировании.

Cкорректируйте планы воспитательной деятельности. Включите в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны. Подробнее о том, как зафиксировать в ООП изучение госсимволов, смотрите в статье>>.

Шаг 3. Используйте флаг и гимн в школьных событиях

Минпросвещения рекомендует поднимать флаг в начале учебного года, учебной недели, в дни государственных праздников (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Еще флаг нужно поднимать во время торжественных мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, в том числе и в рамках летней оздоровительной кампании. Спуск флага проводите в конце учебного года, учебной недели.

Выносите флаг в сопровождении краткой или полной версии гимна. Еженедельно исполняйте гимн, а также когда будете проводить школьные торжественные, организационные, воспитательные, конкурсные, в том числе финальные, мероприятия. Это могут быть линейки, акции, пятиминутки, флешмобы и т. п.

Положение об использовании госсимволов. Регламент того, как исполнять гимн и обращаться с флагом опишите в школьном локальном акте, например в положении. Учитывайте Стандарт обращения с флагом в школах (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Разработайте отдельное положение или внесите пункт об использовании госсимволики в существующее положение, которое подходит по содержанию. Например, можно дополнить положение о воспитательной работе, если вы разработали такой документ в своей школе. Смотрите пример формулировки для локального акта.

Фрагмент положения о воспитательной работе

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Размещение госсимволов. Разместите флаг и герб в помещении, которое будет доступно для большого количества людей. Например, в актовом зале, холле или рекреации – в относительно закрытой части. Законодательных требований к помещениям нет. Главное – не нарушать правила использования и размещения госсимволов (Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ, № 2-ФКЗ).

Минпросвещения рекомендует обеспечить эстетичность и доступность помещения, в котором разместили госсимволы. Контролируйте его освещение и чистоту. Следите, чтобы расстояние от флага и герба до учебного и иного оборудования составляло не менее одного метра (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.