Как ввести изучение государственных символов. Краткая инструкция
Чтобы ввести госсимволы в образовательный процесс и организовать изучение их истории, школа должна опираться на методические рекомендации Минпросвещения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Также нужно учитывать стандарт Церемонии поднятия и спуска флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Проверьте локальные акты, скорректируйте ООП, продумайте список школьников и работников школы, которые будут участвовать в церемонии.
С 1 мая пилотные школы проводят церемонию поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. А с 1 сентября изучать госсимволику и проводить церемонию будут во всех школах страны (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1.
Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
2.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
3. Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию>>
Шаг 1. Проверьте документы
Содержание образовательных программ. Сначала проверьте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей . Это поможет установить, содержат ли программы тематические блоки или темы по изучению государственных символов. Если в ООП не отразили изучение истории госсимволов, то придется доработать документы.
Программа воспитания и план внеурочной деятельности. Посмотрите, включили ли в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, дела и мероприятия по государственной символике. Проверьте планы внеурочной деятельности – есть ли в них курсы, тематика которых близка к теме государственной символики.
Локальные акты. Разработайте проекты локальных актов, которые регулируют правила использования госсимволов в вашей школе, или доработайте существующие. Это нужно, чтобы определить регламент поднятия и спуска, вноса и выноса флага, исполнения гимна. Опирайтесь на стандарт Церемонии поднятия и спуска Государственного флага (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Продумайте список школьников и работников школы, которые по результатам образовательных и иных достижений достойны поднимать и вносить или спускать и выносить флаг.
Проверьте, что зафиксировали в документах тематические занятия «Разговоры о важном». Например, включили в расписание уроков или разработали положение о проведении таких занятий.
Приказ. Зафиксируйте ответственных за проведение мероприятий и установите сроки их выполнения. Для этого подготовьте проект приказа об организации изучения государственных символов. Используйте готовый образец.
Образец приказа
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
Добавить – добавьте строки, чтобы внести других сотрудников
Печать – распечатайте документ
– посмотрите совет или подсказку

ВАЖНО
За нарушение порядка официального использования Государственного флага, герба и гимна России, проверяющие наложат штраф по статье 17.10 КоАП:
– на должностное лицо в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб.;
– образовательную организацию – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Шаг 2. Скорректируйте документы
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, включить тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов можно в любые предметные области, учебные предметы, курсы, модули и курсы внеурочной деятельности. Поэтому поручите педагогам внести изменения в рабочие программы. Проконтролируйте, чтобы они указали информацию о госсимволах в тематическом планировании.
Cкорректируйте планы воспитательной деятельности. Включите в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны. Подробнее о том, как зафиксировать в ООП изучение госсимволов, смотрите в статье>>.
Шаг 3. Используйте флаг и гимн в школьных событиях
Минпросвещения рекомендует поднимать флаг в начале учебного года, учебной недели, в дни государственных праздников (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Еще флаг нужно поднимать во время торжественных мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, в том числе и в рамках летней оздоровительной кампании. Спуск флага проводите в конце учебного года, учебной недели.
Выносите флаг в сопровождении краткой или полной версии гимна. Еженедельно исполняйте гимн, а также когда будете проводить школьные торжественные, организационные, воспитательные, конкурсные, в том числе финальные, мероприятия. Это могут быть линейки, акции, пятиминутки, флешмобы и т. п.
Положение об использовании госсимволов. Регламент того, как исполнять гимн и обращаться с флагом опишите в школьном локальном акте, например в положении. Учитывайте Стандарт обращения с флагом в школах (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Разработайте отдельное положение или внесите пункт об использовании госсимволики в существующее положение, которое подходит по содержанию. Например, можно дополнить положение о воспитательной работе, если вы разработали такой документ в своей школе. Смотрите пример формулировки для локального акта.
Фрагмент положения о воспитательной работе
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Размещение госсимволов. Разместите флаг и герб в помещении, которое будет доступно для большого количества людей. Например, в актовом зале, холле или рекреации – в относительно закрытой части. Законодательных требований к помещениям нет. Главное – не нарушать правила использования и размещения госсимволов (Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ, № 2-ФКЗ).
Минпросвещения рекомендует обеспечить эстетичность и доступность помещения, в котором разместили госсимволы. Контролируйте его освещение и чистоту. Следите, чтобы расстояние от флага и герба до учебного и иного оборудования составляло не менее одного метра (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
- Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
- Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
- Как зафиксировать изучение госсимволов в ООП>>
- Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию>>
- Как по-новому организовать экскурсии в 2022/23 учебном году>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте
e.zamdirobr.ru
).

Как зафиксировать изучение госсимволов в ООП

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
2.
Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
3. Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию>>
Проверьте, отразили ли в основных образовательных программах изучение истории государственных символов. Установите, содержат ли рабочие программы предметов, курсов и модулей, курсов внеурочной деятельности тематические блоки или темы по истории госсимволов. Если нет, документы нужно доработать. Также проанализируйте и обновите планы внеурочной деятельности и календарные планы воспитательной работы.
Внести изменения в программы предметов, курсов и модулей
Поручите педагогам-предметникам предусмотреть в тематическом планировании своих рабочих программ темы, которые будут содержать информацию о государственном флаге, гимне или гербе. В основном это касается таких учебных предметов, как русский язык, литература, родной язык, литературное чтение на родном языке, окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, ОДНКНР, искусство. На какие планируемые результаты необходимо ориентироваться педагогу при выборе тем и какую деятельность организовать на уроке, смотрите в таблице.
Планируемые результаты и формы работы по предметам при изучении госсимволов
Скорректировать план внеурочной деятельности
Обсудите с педагогами возможность включения в план внеурочной деятельности курсов по государственной символике. Такие курсы можно целиком посвятить изучению госсимволики прошлого и современности. Либо можно включить отдельные разделы или темы. Также в плане внеурочной деятельности не забудьте предусмотреть часы для классных руководителей на занятия «Разговоры о важном».
Рекомендуйте педагогам внеурочной деятельности предусмотреть в рабочих программах проведение геральдических вечеров, исторических экскурсий, викторин и выполнение творческих, исследовательских и проектных работ. Также в рамках внеурочной деятельности поручите педагогам организовать просмотр тематических фильмов. Например, трилогии о гербе, флаге и гимне, которая опубликована на сайте Президентской библиотеки.
Изменить рабочую программу воспитания
Включите в рабочую программу воспитания события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Включить такие воспитательные события можно в содержание любого модуля рабочей программы воспитания.
Классное руководство. В рамках модуля «Классное руководство» запланируйте проведение занятий «Разговоры о важном» во всех классах. На этих уроках классные руководители обсудят с учениками события, которые произошли в их школе, в регионе, в стране. А также расскажут о государственной символике и ее истории, правилах обращения с государственными символами, и познакомят с ответственностью за нарушения использования или порчу государственных символов. Смотрите пример заполнения рабочей программы воспитания.
Фрагмент рабочей программы воспитания – модуль «Классное руководство»
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Ключевые общешкольные дела. В рамках модуля «Ключевые общешкольные дела» запланируйте проведение линейки по понедельникам перед уроками. Такая линейка поможет внедрить школьную церемонию поднятия или вноса флага и исполнения гимна России. Еще в рамках линейки можно подводить итоги прошедшей недели и рассказывать о важных событиях, которые предстоят, новостях школы, района, страны. Смотрите сценарий еженедельной организационной линейки.
Сценарий еженедельной линейки
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Детские общественные объединения. В рамках модуля «Детские общественные объединения» предусмотрите организацию школьных знаменных групп по уровням образования. Знаменные группы будут вносить флаг на еженедельные линейки, торжественные мероприятия. В такие группы включите лучших учеников школы, которые добились успехов в учебе или общественной жизни. На собраниях знаменных групп проводите обучение ритуалам вноса и выноса, поднятия и снятия флага в соответствии с правилами использования государственной символики.
Стандарт Церемонии поднятия и спуска Государственного флага РФ определяет порядок формирования знаменных групп и действия членов знаменной группы во время проведения церемонии (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Смотрите примерное описание деятельности знаменной группы в содержании модуля «Детские общественные объединения».
Фрагмент рабочей программы воспитания – модуль «Детские общественные объединения»
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Школьный урок. В модуле «Школьный урок» запланируйте прослушивание гимна в начале первого урока каждый понедельник. Используйте этот вариант, когда нет возможности проводить еженедельные линейки. Опишите в содержании модуля рекомендации по организации процедуры прослушивания гимна России. Еще порекомендуйте педагогам включать тему государственной символики России в содержание уроков. Смотрите пример описания модуля.
Фрагмент рабочей программы воспитания – модуль «Школьный урок»
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Обновить календарные планы воспитательной работы
Внесите в календарные планы воспитательной работы воспитательные события по государственной символике, которые предполагает содержание рабочей программы воспитания. При планировании учитывайте примерный календарный план воспитательной работы и перечень государственных праздников и памятных дат, который Минпросвещения приводит в методрекомендациях (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Посмотрите основные государственные праздники и традиционные праздничные даты на схеме справа.
Перечень государственных праздников и памятных дат
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Образец справки для контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию
В 2021/22 учебном году гражданско-патриотическое воспитание не выделялось в отдельное направление воспитательной работы. Раньше это направление было частью программы духовно-нравственного развития ООП НОО и программ воспитания и социализации ООП ООО и СОО. Теперь же виды и формы воспитывающей деятельности по формированию гражданственности и патриотизма у детей вошли в модули рабочей программы воспитания.
В мае подведите итоги реализации гражданско-патриотического воспитания. Проанализируйте, как в течение года проходили воспитательные мероприятия. Проверьте документы и определите эффективные способы работы в рамках гражданско-патриотического воспитания. По результатам контроля подготовьте аналитическую справку с рекомендациями. Отразите в справке, как рабочая группа разрабатывает рабочую программу воспитания на следующий учебный год в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО и ООО.
Соберите информацию
Чтобы проверить работу по гражданско-патриотическому направлению в школе, посетите уроки, занятия по внеурочной деятельности, школьные и классные мероприятия. Проанализируйте планы воспитательной работы классных руководителей, чтобы понять, какие формы и методы они чаще используют. Проведите собеседования с педагогами, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы. Организуйте анкетирование школьников и родителей, чтобы узнать их мнение по работе школы в направлении гражданско-патриотического воспитания. Результаты контроля отразите в аналитической справке.
Подготовьте справку
В справке отразите анализ общешкольных мероприятий, единых классных часов, уроков и акций. Для удобства все мероприятия лучше разделить отдельно по уровням образования: НОО, ООО, СОО. Если проводили анкетирование учеников, чтобы определить уровень сформированности гражданско-патриотических качеств, то внесите его результаты.
Еще зафиксируйте в справке деятельность рабочей группы по разработке проекта рабочей программы воспитания по новым ФГОС НОО и ООО. Согласно новым стандартам в рабочую программу воспитания на 2022/23 учебный год нужно включить направления воспитания. Для уровня НОО – это гражданско-патриотическое направление, для уровня ООО – гражданское и патриотическое (п. 41.1 ФГОС-2021 НОО и п. 42.1 ФГОС-2021 ООО). Это значит, что результаты такого воспитания следует отразить в личностных результатах освоения ООП НОО и ООО, а также учесть в формулировке цели и задачи рабочей программы воспитания.
Виды, формы и содержание воспитательной работы школы в гражданско-патриотическом направлении зафиксируйте в разделе рабочей программы воспитания. При этом отметьте, учла ли рабочая группа специфику школы, интересы детей и тематику модулей программы. Посмотрите образец справки по итогам контроля организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Образец справки по итогам контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Скорректируйте документы
Если необходимо, внесите коррективы в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы на следующий учебный год по итогам контроля. Это нужно, чтобы пересмотреть в модулях программы мероприятия по формированию патриотизма и гражданственности. Сделайте выводы и зафиксируйте это в рекомендациях аналитической справки.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: