ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Образовательная деятельность
Методическое сопровождение

Как разработать и использовать на уроках презентацию, которая заинтересует учеников

Кристина Тикарадзе, преподаватель проекта «Психолог детского коллектива», магистрант МГПУ
В статье – практические советы, чтобы создать презентацию к уроку. Рекомендации эксперта учитывают особенности восприятия информации школьниками и позволят сделать презентацию быстро и качественно. Еще есть памятки, которые помогут учителю подготовить презентацию и использовать ее на занятиях.

Презентация – мультимедийный инструмент, который удобно использовать на уроке. Ведь она позволяет учителю донести информацию в наглядной форме, заинтересовать школьников темой урока. Еще презентация помогает сэкономить время урока, если собрать в ней материал по теме занятия.

Однако педагоги не всегда демонстрируют качественные презентации на своих уроках. Например, учебная презентация представляет собой сплошной текст. Такая презентация не увлечет детей и не способствует достижению цели урока. Выдайте таким учителям памятку, которая поможет им подготовить качественную презентацию. Порекомендуйте использовать алгоритм, чтобы создать учебную презентацию. Смотрите его на полях. Работа по алгоритму позволит педагогу избежать ненужных действий. А в статье далее читайте советы, которые можно дать педагогам, чтобы помочь им с подготовкой учебной презентации и с ее применением на уроках. Еще смотрите 4 способа, как использовать презентацию на занятиях.

Алгоритм, чтобы создать презентацию

Скачать

Продумайте структуру

Сначала определите цели презентации. Потом соотнесите цель урока и цели учеников. Продумайте текст презентации.

Цели презентации. Их может быть две. Первая – цель учителя. Она зависит от темы и цели урока, его типа, объема учебного материала. Вторая цель – учеников. Здесь учителю нужно представить, что было бы интересно и полезно увидеть школьникам в презентации по определенной теме. Например, цель для учителя – объяснить детям строение клетки, а для детей – запомнить названия и вид органоидов клетки, чтобы успешно написать контрольную работу.

СОВЕТ

Чтобы представить цель ученика, поставьте себя на его место и ответьте на три вопроса:
– почему ученик сам захочет обратить внимание на презентацию;
– какие задачи, проблемы, потребности и интересы ученика презентация затрагивает;
– что хорошего и полезного презентация может пообещать ученику.

Цель урока и цели учеников. Напишите все, что планируете рассказать и объяснить ученикам на занятии, то есть подробно опишите цель и задачи урока. Потом вычеркните оттуда все, что ученикам не пригодится на контрольной работе по теме. Это цели учеников. Используйте формулу – чтобы определить цели ученика, нужно дополнить предложение «Помочь ученикам увидеть, как…». Например, помочь ученикам увидеть, как успешно написать контрольную работу.

Текст презентации. Напишите текст презентации и разделите его на смысловые единицы. Придерживайтесь правила инфостиля: один абзац – это одна раскрытая мысль, подтема.

СОВЕТ

Лучше запоминается информация, которая раздроблена на несколько блоков. Разделите презентацию на блоки, например, на 3, 5 или 7.

Выберите вид

Подберите вид презентации в зависимости от того, как планируете излагать учебный материал, в каком виде будете представлять информацию на слайдах. Смотрите виды и особенности презентаций на схемах на следующей странице. Выбор формы предоставления информации зависит от задач урока. Например, чтобы продемонстрировать опыт или эксперимент, можно включить в презентацию видеофрагмент.

По способу изложения учебного материала


Скачать

По виду представления учебной информации


Скачать

Перенесите структуру на слайды

Определите примерное количество слайдов в презентации. Продумайте текст и визуальное наполнение слайдов. Уберите избыточную информацию, если она есть. Проверьте, чтобы презентация уложилась во время, которое вы отвели для нее.

Количество слайдов. Определите количество смысловых единиц текста. Так вы сможете предположить примерное количество слайдов в презентации. Отведите не более одного или двух слайдов к каждому абзацу или подтеме.

СОВЕТ

Используйте функцию «Заметки», чтобы добавить в презентацию текст, который будет виден только вам в режиме докладчика. Это может быть подсказка к вашему выступлению или ответ на вопрос на слайде.

Текст на слайдах. Придумайте заголовок к каждому слайду. Напишите текстовую информацию по подтеме. Выносите на слайд только самое важное. Пусть это будет 2–3 предложения.

СОВЕТ

Избегайте слайдов с большим количеством текста. Лучше иметь больше слайдов, чем пытаться разместить слишком много текста на одном. Чем больше времени ученики потратят на расшифровку информации на слайде, тем меньше внимания они уделят рассказу учителя.

Визуализация слайдов. Визуализировать слайд можно с помощью изображений, шрифтов разного размера или цвета, анимации и других объектов. Например, изображение можно вставить как самостоятельный источник информации. Но могут быть слайды, которые не нужно иллюстрировать. На них можно выделить ключевые слова с помощью другого шрифта или цвета.

СОВЕТ

Включите элементы активного участия учеников в презентацию, чтобы удержать их интерес и закрепить знания. Это может быть загадка, блицопрос, обсуждение и др.

Избыточная информация. После того как визуально оформите и заполните слайды текстом, проверьте, нет ли элементов, которые не несут полезной информации. Если текст отклоняется от целей презентации, перегружает слайд или не относится к теме урока, удалите его. Проделайте то же самое и с иллюстрациями.

Время презентации. На данном этапе проверьте, укладывается ли презентация в запланированное для нее время. Для этого засеките время и просмотрите презентацию в режиме реального времени в сопровождении своего рассказа.

СОВЕТ

Чтобы не перегрузить учеников информацией и уложить презентацию во время, которое для нее запланировали, используйте одно из правил:
– Правило «10-20-30». 10 – количество слайдов в презентации; 20 – время выступления. Это означает, что вы должны потратить не более 2 минут на каждый слайд. Смена слайда и действия каждые 2 минуты помогает аудитории переориентироваться и не заскучать. 30 – размер шрифта на слайдах. Такой шрифт хорошо читается и не позволяет разместить слишком много текста на одном слайде.
– Правило «6×6». На каждом слайде должно быть не более шести строк текста по шесть слов в строке.
– Правило Стива Джобса. Одно слово на один слайд. Так вы сфокусируете внимание учеников и избавитесь от факторов, которые могут отвлекать.

Продумайте дизайн

Выберите цвет фона. Определите шрифт, его размер и цвет. Обозначьте поля, чтобы слайд не был переполнен информацией и объектами. Разместите изображения, а также добавьте анимацию и звук при необходимости.

Цвет фона и шрифта. Выбирайте «спокойный» фон. Например, белый, бежевый, светло-серый фон с темным шрифтом. Больше двух цветов или двух оттенков одного цвета в тексте лучше не использовать. Исключение – случаи, когда содержание презентации предусматривает три цвета и больше. Любой цвет должен что-то означать. Например, красный – плохо, зеленый – хорошо.

Шрифт и его размер. В одной презентации лучше не использовать больше двух шрифтов. Не используйте декоративные шрифты для учебной презентации, ведь их трудно читать. Шрифт должен быть единообразным во всей презентации. Убедитесь, что шрифт достаточно крупный, чтобы его могли прочитать дети даже с последней парты. Не используйте подчеркнутый шрифт, ведь так обычно обозначают текст, который содержит ссылки.

Диаграммы. Если вам нужно показать информацию, которая представлена в виде диаграммы, используйте двумерные диаграммы. Трехмерные диаграммы из-за объема труднее воспринимать.

Поля. Чтобы слайд не смотрелся переполненным, не размещайте информацию вплоть до его краев. Мысленно начертите поля. Всю информацию вместите в пределах этих границ, заходить за них нежелательно.

СОВЕТ

Информация на слайде смотрится легче, если сделать нижнее поле немного больше верхнего.

Изображения. Информация на слайде смотрится упорядоченной, если фото, картинку или график расположить ближе к одному из углов. Важно не перегрузить слайд картинками. Поэтому используйте только те изображения, которые станут визуальным описанием вашего рассказа.

Анимация и звук. Используйте анимацию и звуки в презентации, только если это необходимо. Анимация и чрезмерное движение между слайдами отвлекает учеников от темы. Если вы сомневаетесь в уместности анимации и звуков, то лучше обойдитесь без них.

Проверьте готовую презентацию

После того как презентация готова, проверьте орфографию, употребление слов, порядок слайдов и общий вид презентации. Посмотрите, как проецируется презентация. Выведите ее на большой экран, чтобы увидеть ошибки.

СОВЕТ

Если вы создавали презентацию в программе Microsoft PowerPoint, используйте сортировщик слайдов. Он поможет вам расставить слайды в правильной последовательности.

Проверьте, не искажаются ли оформление, шрифты и мультимедийные элементы презентации. Для этого попробуйте воспроизвести ее на другом компьютере. Если искажения есть, сохраните презентацию в другом формате. Например, в формате.pdf сохранятся все шрифты и оформление презентации. Но мультимедийные элементы не будут воспроизводиться, они станут статическими изображениями.

СОВЕТ

Если вставляете изображение, видео или звуки в презентацию, сохраняйте их в одной папке с презентацией. Если необходимо перенести презентацию на другой компьютер, переносите всю папку. Так вы избежите проблем с воспроизведением видео или звуков.

Заранее распечатайте презентацию, сохраните ее на флеш-карте или загрузите в облачное хранилище. Это позволит избежать проблем, если возникнут технические сбои на уроке.

Памятки для учителя

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, которую открыли, и вернитесь к списку

К СВЕДЕНИЮ

6 советов, как провести урок с помощью презентации и не потерять внимание своих учеников

1. Включите в презентацию занимательные факты по теме или короткие забавные истории. Это поддержит интерес учеников.

2. Жестикулируйте – живая и эмоциональная речь учителя демонстрирует его интерес к теме урока и результатам учеников. Однако жесты не должны быть излишне эмоциональными, тут важна мера.

3. Периодически ставьте себя на место учеников. Вам интересно на уроке? Если нет, то сделайте так, чтобы вам самим стало интересно себя слушать. Ученики заметят как ваш интерес, так и его отсутствие.

4. Говорите размеренно, делайте паузы. Речь учителя должна быть внятной, вас должно быть слышно на дальних партах.

5. Поддерживайте зрительный контакт с учениками.

6. Подводите итоги и делайте выводы. Если вы хотите, чтобы ученики запомнили ключевую мысль, сформулируйте ее кратко и внятно на слайде, повторите ее несколько раз.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
План работы
Методическое сопровождение

Новая циклограмма работы методических объединений до декабря

Наталья Лунева, директор МКОУ «Средняя школа № 1» г. Людиново, Калужская область
В статье – циклограмма работы для методических объединений вашей школы до декабря 2021 года. В ней основные универсальные направления работы по месяцам и варианты мероприятий, чтобы реализовать специфику каждого объединения.

Для эффективной работы методические объединения организуйте в соответствии с предметными областями, которые преподают педагоги. Например, методобъединение учителей естественно-научных предметов. Еще можете сформировать отдельные объединения учителей начальных классов или классных руководителей.

Совет

Если в вашей школе есть ученики-второгодники, то их результаты лучше проанализировать отдельно. Так вы сможете выявить детальные проблемы и дать рекомендации, как их избежать в будущем

Октябрь – результаты входных диагностик и подготовка к ГИА

Основных направлений работы методобъединений в октябре два. Первое – проанализировать результаты сентябрьских диагностик. Второе – подготовка к ГИА.

Схема. 6 мероприятий по результатам входных диагностик


Скачать

Результаты диагностик. После проведения входных диагностик и по итогам анализа педагоги должны скорректировать свою работу. Например, включить новые типы заданий, чтобы восполнить пробелы школьников, продумать воспитательные мероприятия. Еще по результатам диагностических работ порекомендуйте учителям внести изменения в рабочую программу по учебному предмету, а также определить учеников, которые требуют индивидуального подхода в обучении и воспитании. Выдайте педагогам форму, которая поможет им подвести итоги входной диагностики по предмету.

В начале учебного года классный руководитель проводит диагностику детского коллектива, чтобы изучить личностное развитие школьников, психологический климат класса, нравственные ценности учеников. По итогам такой диагностики поручите классному руководителю скорректировать план воспитательной работы. Пусть педагог проинформирует учителей-предметников об особенностях отдельных школьников, которые он выявил во время диагностики.

Соберите у педагогов формы, которые они заполнили по итогам анализа входной диагностики. На основе полученных документов составьте справку. Посмотрите пример готовой формы, чтобы составить справку по итогам входных работ в параллели. По завершении входных диагностик организуйте и проведите 6 мероприятий. Посмотрите их на схеме выше.

Формы для заполнения

Инструкция

Кликните на кнопу и выберите форму, чтобы посмотреть и скачать.  – посмотрите подсказку

Подготовка к ГИА. Чтобы в 2022 году выпускники не показали низкие результаты на экзаменах, спланируйте методическую работу с педагогами в направлении подготовки школьников к ГИА. Проведите предметные консультации. Так вы убедитесь, все ли учителя понимают, что войдет в новые КИМ и как готовить школьников к экзаменам по новым моделям.

Организуйте индивидуальное наставничество среди педагогов. Для этого поручите руководителям ШМО определить учителей, которые стабильно показывают хорошие результаты ГИА. Пригласите таких педагогов на совещание с вами. Также пригласите учителей, которые показывают низкие образовательные результаты по итогам ГИА. Продумайте и обсудите с педагогами комфортные условия для организации наставничества среди учителей. Согласуйте с педагогами-наставниками дальнейшие действия и сформируйте план работы. Посмотрите пример плана по организации наставничества среди педагогов школы.

План по организации наставничества среди педагогов школы на учебный год

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Проведите школьные методические чтения. Они позволят транслировать передовой опыт педагогов, расширят методическое содержание в преподавании учебных предметов. Поручите руководителям методических объединений организовать мероприятия. Не проводите большое количество методических чтений, ведь это не повлечет за собой повышение качества обучения или воспитания. Акцентируйте внимание на нескольких мероприятиях, которые будут важны для педагогов вашей школы.

Ноябрь – объективность текущего контроля и промежуточной аттестации

В ноябре предложите методическим объединениям сконцентрироваться на работе по повышению объективности оценивания. Напомните педагогам о локальном акте школы «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации». Пусть учителя проанализируют отметки школьников, определят динамику. Проведите работу в школе, которая позволит педагогам повысить объективность оценивания работ учеников.

План контроля. Разработайте план проведения текущего контроля и промежуточной аттестации на учебный год. Познакомьте с документом педагогов, школьников и их родителей. Разместите план на официальном сайте школы.

Требования к оцениванию. Разработайте единые требования к оцениванию работ по учебным предметам. Сделайте это для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Работа с учениками. Организуйте индивидуальную работу со школьниками, которые требуют особого внимания. Педагог может организовать и групповую работу с такими учениками, если качество работы от этого не пострадает.

Примеры форм объективности оценивания

Скачать

Совещание. Проведите производственное совещание для педагогов. Включите в повестку вопросы организации текущего контроля и промежуточной аттестации школьников.

Демоверсии. Разработайте демоверсии работ текущего контроля, промежуточной аттестации. Разместите демоверсии на сайте.

Формы контроля. Пусть педагоги сами решат, в каких формах проводить текущий контроль. Например, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, выполнение нормативов по физической культуре, тестирование, устный ответ и другие. Для промежуточной аттестации порекомендуйте учителям выбирать форму работы, которая будет соответствовать контрольно-измерительным материалам ГИА.

Декабрь – воспитательная и проектная работа

В декабре на заседаниях методобъединений подведите первые итоги реализации рабочих программ воспитания. Например, в формате семинара-практикума. Так педагоги расскажут о своих успехах, поделятся опытом, наметят цели на следующее полугодие. Еще один акцент декабря – проектная работа. По этому направлению также подведите промежуточные итоги.

Воспитательная работа. Организуйте и проведите семинар-практикум для педагогов, чтобы подвести первые итоги реализации рабочих программ воспитания. Для этого создайте творческую группу. Из их числа выберите модераторов – педагогов, которые будут в дальнейшем работать с группами учителей. Вначале нужно погрузить педагогический коллектив в теоретические аспекты рабочей программы воспитания школы. Далее совершить обмен опытом и проектирование воспитательной работы. Посмотрите примерный сценарий семинара-практикума в конце статьи. В завершение семинара предложите каждому учителю заполнить анкету. Посмотрите пример формы анкеты ниже. Такая анкета позволит высказать свое мнение всем коллегам, а администрации школы увидеть общий настрой педагогов.

Форма анкеты «По итогам семинара-практикума»

Инструкция

Кликните Копировать внизу анкеты, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Проектная работа. Внесите в план работы вашей образовательной организации заседания Школы передового опыта по проектной деятельности. Так, Школа передового опыта может стать формой трансляции педагогического опыта по проектной деятельности. Посмотрите план проведения заседаний Школы передового опыта в примере ниже. Такая работа предполагает участие школьников 8-10-х классов. Для педагогов начальной школы и учителей основной школы также можно посвятить одно из методических объединений теме проектной деятельности на уроках. В конце первого полугодия организуйте самоанализ учителей в направлении проектной деятельности.

ПРИМЕР. План проведения заседаний Школы передового опыта

Первое заседание – октябрь. Теоретическое погружение в проектную деятельность. Ознакомление педагогов с Положением об учебном проекте. Выбор школьниками тем проектов по предметам.
Второе заседание – декабрь. Презентация тем учебных проектов. Слабые и сильные стороны выполнения учебного проекта школьниками. Алгоритм защиты учебных проектов. План защиты учебных проектов. Оценочный лист учебного проекта.
Третье заседание – май. Представление взаимодействия со школьниками и опыта работы педагогов, чьи ученики защитили учебные проекты по предметам на повышенном уровне.

Циклограмма работы методических объединений (МО) на октябрь – декабрь

Кликните на кнопку с месяцем, чтобы посмотреть и скачать циклограмму

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
План работы
Циклограмма работы на октябрь

Школьный этап Всероссийской олимпиады и еще 40 задач в циклограмме заместителя директора на октябрь

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
Светлана Шемаева, заместитель директора по научно-методической работе
Циклограмма задач с показателями загруженности поможет вам спланировать работу в октябре. Смотрите приоритеты для каждой недели. И сверьтесь со списком документов, которые нужно подготовить.

В октябре одно из главных направлений работы заместителя директора – школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Уделяйте ему внимание каждый день. Также организуйте методсопровождение участников конкурса «Учитель года». Еще проведите диагностику затруднений в педагогической деятельности и педсовет по адаптации учеников.

Образовательная деятельность

Главное мероприятие месяца, которое требует ежедневного внимания заместителя директора, – это школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Раз в неделю проводите короткие производственные совещания с руководителями методобъединений. Так вы сможете быстро решать вопросы по каждому из 24 предметов и учесть новые методические рекомендации для олимпиады в 2021/22 учебном году. В конце месяца подведите итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Еще отработайте с педагогами планы работы со школьниками, которые вышли на муниципальный этап.

В октябре начните работу с педагогами-кураторами учеников 9-10-х классов по итоговым индивидуальным проектам. Подготовьте нормативную базу, проведите обучающий семинар с педагогами-кураторами, организуйте разъяснительную работу с учениками и их родителями.

Поручите педагогу-психологу, социальному педагогу, руководителям методобъединений провести подробный комплексный анализ образовательного процесса в 1-х, 5-х и 10-х классах. Сделайте это в рамках подготовки к малому педагогическому совету «Итоги адаптации учеников 1-х, 5-х и 10-х классов».

На совещании при директоре рассмотрите результаты входного контроля в 5-10-х классах по русскому языку и математике. Обсудите работу педагогов по дозировке домашнего задания для 5-8-х классов. Проработайте с педагогами индивидуальный подход в обучении детей, которые испытывают трудности.

Развитие педагогов

Обеспечьте методическое сопровождение педагогов – участников профессионального конкурса «Учитель года». Организуйте консультации и тренинги для педагогов, которые решили принять участие в конкурсе. Эти мероприятия помогут учителям проанализировать профессиональные затруднения и устранить их. Конкурс позволяет оценить труд педагога, стимулировать личностный и профессиональный рост, создать благоприятную мотивационную среду профессионального развития.

Проанализируйте укомплектованность школы кадрами, уровень квалификации и профессиональной компетенции учителей. Это необходимо, чтобы подготовиться к сдаче отчета ОО-1.

Проведите совместную работу с педагогом-психологом, чтобы выявить затруднения учителей в педагогической деятельности. Также организуйте занятие в Школе молодого педагога.

Воспитание и социализация

Уделите особое внимание организации внеурочной деятельности. Ведь с этого года школы начали реализовывать рабочие программы воспитания. Проанализируйте личностные результаты школьников, которые получили по результатам стандартизированных диагностик. Сделайте это в рамках реализации ООП уровней образования.

Образец циклограммы замдиректора на октябрь

Инструкция

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.