ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

ФГОС третьего поколения: как использовать плюсы и минусы новых стандартов, чтобы подготовиться к переходу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, к. п. н
В статье узнаете о плюсах и минусах новых ФГОС НОО и ООО. Текст новых стандартов проанализировала Марина Лазарева. Положительные изменения вы можете использовать как аргументы в работе с педагогами и родителями, если столкнетесь с негативной реакцией на внедрение новых стандартов. Минусы же, которые выделил эксперт, помогут продумать управленческие решения, чтобы их сгладить.

С 1 сентября 2022 года все школы начнут принимать школьников в 1-е и 5-е классы на обучение только по новым ФГОС НОО и ООО. Чтобы подготовить документы, педагогов и родителей к этому переходу, у вас есть всего год.

Начните с информационной поддержки. Расскажите, какие новшества скажутся на работе школы положительно, а какие – вызывают опасения. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, на полях возле каждого изменения найдете пометки – какими и для кого будут изменения.

Конкретизировали требования к предметным результатам

Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

С одной стороны, это изменение можно назвать положительным. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области, в том числе модулей ОРКСЭ на уровне НОО (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287). Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и школьников, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».

С другой стороны, жесткая фиксация предметного содержания образования прошла в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков XXI века, сквозных, междисциплинарных технологий, включая умение учиться. И это несмотря на то, что большое внимание уделено формированию и развитию гибких навыков учеников.

Еще один минус – предметные результаты в новых ФГОС нечетко коррелируют с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Учителям придется лавировать между требованиями и перестраивать рабочие программы, чтобы одновременно учесть все их.

Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов

Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода. В них конкретно определили требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В старых стандартах эти результаты были представлены перечнями. Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Раньше личностные и метапредметные результаты были описаны обобщенно и вызывали много вопросов у педагогов. Теперь же каждое из выделенных УУД содержит критерии их сформированности.

ПРИМЕР. Описание метапредметного результата в ФГОС ООО

Регулятивное УУД «Самоорганизация»:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– <…>
– делать выбор и брать ответственность за решение (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287).

Такое подробное описание избавит вас от вопросов учителей. Им будет проще организовать на уроках систему формирующего оценивания, а вам – контролировать качество занятий. Ведь теперь конкретные формулировки для листов оценки можно взять прямо из текста стандарта.

Изменили объем нагрузки

В обоих новых стандартах снизили объем аудиторной нагрузки. Смотрите таблицу 1 с изменениями.

Таблица 1. Изменения в объеме аудиторной нагрузки

 

Стандарт/Показатель

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Было

Стало

Было

Стало

 Минимальное количество часов2904295452675058
 Максимальное количество часов3345319060205549

Такое решение приняли, чтобы разгрузить школьников. Хотя изменения и незначительные, представьте родителям этот факт в позитивном ключе.

Вероятность, что вам придется менять учебные планы только из-за изменений объема аудиторной нагрузки, невелика. Поэтому для вас и педагогов это изменение скорее нейтральное, чем негативное. Но перерабатывать учебные планы придется в любом случае из-за других новшеств.

Также в начальной школе снизили объем внеурочной нагрузки. Раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов.

Ввели новые требования к рабочим программам

Учителям, которые будут первыми работать по новым ФГОС, придется полностью переписать рабочие программы. Ранее рабочая программа воспитания влияла только на содержание тематического планирования. Теперь же все рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны формироваться с учетом рабочей программы воспитания.

В тематическом планировании дополнительно нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности – форму проведения занятий. Все изменения смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Требования к рабочим программам

 

Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

 Виды программРабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельностиРабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей
 Структура рабочих программРазличается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельностиОдинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
 Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсовС учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темыС указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
 Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельностиС учетом рабочей программы воспитания 
 Учет рабочей программы воспитанияТолько в разделе «Тематическое планирование»Во всех разделах рабочей программы
 Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельностиВ содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельностиВ программе должны быть указаны формы проведения занятий

На доработку рабочих программ придется заложить много времени. Ведь изменения значительные. Спланируйте также время на методические консультации для учителей.

  • Есть ли в новых ФГОС требования к педагогам?

    Новые стандарты устанавливают, что реализовывать ФГОС должны квалифицированные педработники, которые отвечают требованиям профстандартов. Также учителя должны проходить повышение квалификации и получать дополнительное профессиональное образование. Это не новые требования.

    Однако под задачи, которые формулируют новые стандарты, нужен новый учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям настроения учеников и готовый меняться сам. Поэтому обучать педагогов и повышать их квалификацию необходимо. Проблема в том, что сегодня практически нет практико-ориентированных курсов и программ повышения квалификации, направленных на формирование и развитие профессиональных навыков, которые нужны для достижения результатов в рамках новых ФГОС.

Закрепили вариативность содержания программ

Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Реализовывать это требование можно по-разному. Например, разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Еще варианты – реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников или предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули в структуре программ НОО и ООО.

С одной стороны, новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.

С другой стороны, вариативность программ означает бóльший объем документов и для вас, и для педагогов. Это существенно увеличит нагрузку.

Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Это позитивное изменение. Раньше школы, которые не могли обеспечить качественное изучение второго иностранного языка, вынуждены были либо вводить предмет для галочки, либо нарушать требования ФГОС. Для тех же школ, у которых есть ресурсы, отсутствие второго иностранного языка в списке обязательных предметов лишь помогает сделать программы вариативными, как того требуют новые стандарты.

Расширили требования к материально-технической базе

Внедрение стандартов неизбежно будет способствовать повышению расходов школ на материально-техническое обеспечение. В новом стандарте для начальной школы перечислены условия, при которых он должен применяться. В них есть, например, наличие концертного зала, помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; классы, оборудованные балетными станками и другие нереалистичные вещи (п. 35.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286). Большинство школ не сможет обеспечить такие условия для реализации ФГОС НОО.

  • Когда начинать обучать по новым ФГОС?

    В 2022/23 учебном году обучаться по новым ФГОС начнут 1-е и 5-е классы. 2-й и последующие классы, 6-й и последующие классы в 2022 году могут продолжить обучение по тем программам, по которым они начали обучаться. Полный переход начальной школы на новые стандарты завершится в 2025/26, а основной школы – в 2026/27 учебном году. Посмотрите календарь перехода на новые ФГОС НОО и ООО, чтобы запланировать и вовремя вносить изменения в школьные документы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.