ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Тематический контроль

Лист оценки, чтобы проверить, как педагоги включили в уроки воспитательный компонент по требованиям ФГОС

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – лист контроля, который поможет оценить, как учителя выполнили новое требование ФГОС – включили в уроки воспитательный компонент. С помощью листа проверите работу учителя на любом уроке. Также есть варианты формулировок, чтобы зафиксировать результаты контроля.

Еще к сентябрю педагоги вашей школы должны были изменить рабочие программы и отразить в тематическом планировании воспитательный компонент. Это новое требование ФГОС. Рабочие программы учителя должны связать с модулем «Школьный урок» рабочей программы воспитания – включить воспитательные цели и задачи изучения предмета. А еще активизировать на уроках разного рода воспитывающее содержание. Требование это касается всех без исключения уроков, будь то литература или история, физика или физическая культура.

Вам же теперь предстоит по-новому оценивать качество уроков. Поможет готовый лист контроля.

Главное в статье СкрытьОбразец листа контроля реализации содержания модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания

Инструкция

 – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьКак работать с листом контроля

В листе два блока с контрольными точками. Первый блок – контроль качества документов. По этим контрольным точкам проверяйте учителя до или после урока. Также задачи по контролю документов можно делегировать руководителю методобъединения. Пусть проверит, как учитель обновил свою рабочую программу, все ли необходимые элементы включил.

Второй блок для контроля на уроке. В нем семь позиций. По ним проверите, как учитель решает воспитательные задачи и реализует новые цели рабочей программы.

Еще в листе контроля есть поле с примечаниями. В нем вы можете делать пометки по ходу урока. Так после урока вы сможете сформулировать полные комментарии и включить лист в готовом виде в аналитическую справку.

Как подвести итоги контроля

Результаты контроля отразите в аналитической справке или отчете. Документ вы можете составить как по одному посещенному уроку, так и по комплексу уроков одного учителя или предметного цикла.

Справку составляйте в удобной вам форме. Например, можете использовать лист контроля как основу, добавив выводы и рекомендации. Образец такой справки с вариантами формулировок смотрите. Другой вариант – подготовить классическую текстовую справку, внести в нее комментарии по посещенным урокам и написать рекомендации для педагогов.

Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки

Инструкция

Листайте страницы справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Целесообразно включить в план ВШК декаду контроля реализации модуля «Школьный урок». В течение года проведите несколько таких проверок. Это оправданно, так как все школы только начали внедрять рабочую программу воспитания. По итогам проверки можно написать общую аналитическую справку, чтобы получить представления, как в школе обстоят дела с реализацией программы воспитания. Удобно разделить аналитический документ на конкретные предметы или предметные области, а затем обсудить итоги контроля на заседаниях методобъединений.

К СВЕДЕНИЮ

Формы работы

На уроках в соответствии с концепцией рабочей программы воспитания учителя должны применять активные и интерактивные формы работы. Это нужно, чтобы сформировать активную жизненную позицию по любому вопросу содержания материала и научить выражать эту позицию.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

ФГОС третьего поколения: как использовать плюсы и минусы новых стандартов, чтобы подготовиться к переходу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, к. п. н
В статье узнаете о плюсах и минусах новых ФГОС НОО и ООО. Текст новых стандартов проанализировала Марина Лазарева. Положительные изменения вы можете использовать как аргументы в работе с педагогами и родителями, если столкнетесь с негативной реакцией на внедрение новых стандартов. Минусы же, которые выделил эксперт, помогут продумать управленческие решения, чтобы их сгладить.

С 1 сентября 2022 года все школы начнут принимать школьников в 1-е и 5-е классы на обучение только по новым ФГОС НОО и ООО. Чтобы подготовить документы, педагогов и родителей к этому переходу, у вас есть всего год.

Начните с информационной поддержки. Расскажите, какие новшества скажутся на работе школы положительно, а какие – вызывают опасения. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, на полях возле каждого изменения найдете пометки – какими и для кого будут изменения.

Конкретизировали требования к предметным результатам

Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

С одной стороны, это изменение можно назвать положительным. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области, в том числе модулей ОРКСЭ на уровне НОО (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287). Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и школьников, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».

С другой стороны, жесткая фиксация предметного содержания образования прошла в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков XXI века, сквозных, междисциплинарных технологий, включая умение учиться. И это несмотря на то, что большое внимание уделено формированию и развитию гибких навыков учеников.

Еще один минус – предметные результаты в новых ФГОС нечетко коррелируют с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Учителям придется лавировать между требованиями и перестраивать рабочие программы, чтобы одновременно учесть все их.

Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов

Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода. В них конкретно определили требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В старых стандартах эти результаты были представлены перечнями. Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Раньше личностные и метапредметные результаты были описаны обобщенно и вызывали много вопросов у педагогов. Теперь же каждое из выделенных УУД содержит критерии их сформированности.

ПРИМЕР. Описание метапредметного результата в ФГОС ООО

Регулятивное УУД «Самоорганизация»:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– <…>
– делать выбор и брать ответственность за решение (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287).

Такое подробное описание избавит вас от вопросов учителей. Им будет проще организовать на уроках систему формирующего оценивания, а вам – контролировать качество занятий. Ведь теперь конкретные формулировки для листов оценки можно взять прямо из текста стандарта.

Изменили объем нагрузки

В обоих новых стандартах снизили объем аудиторной нагрузки. Смотрите таблицу 1 с изменениями.

Таблица 1. Изменения в объеме аудиторной нагрузки

 

Стандарт/Показатель

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Было

Стало

Было

Стало

 Минимальное количество часов2904295452675058
 Максимальное количество часов3345319060205549

Такое решение приняли, чтобы разгрузить школьников. Хотя изменения и незначительные, представьте родителям этот факт в позитивном ключе.

Вероятность, что вам придется менять учебные планы только из-за изменений объема аудиторной нагрузки, невелика. Поэтому для вас и педагогов это изменение скорее нейтральное, чем негативное. Но перерабатывать учебные планы придется в любом случае из-за других новшеств.

Также в начальной школе снизили объем внеурочной нагрузки. Раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов.

Ввели новые требования к рабочим программам

Учителям, которые будут первыми работать по новым ФГОС, придется полностью переписать рабочие программы. Ранее рабочая программа воспитания влияла только на содержание тематического планирования. Теперь же все рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны формироваться с учетом рабочей программы воспитания.

В тематическом планировании дополнительно нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности – форму проведения занятий. Все изменения смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Требования к рабочим программам

 

Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

 Виды программРабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельностиРабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей
 Структура рабочих программРазличается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельностиОдинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
 Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсовС учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темыС указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
 Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельностиС учетом рабочей программы воспитания 
 Учет рабочей программы воспитанияТолько в разделе «Тематическое планирование»Во всех разделах рабочей программы
 Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельностиВ содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельностиВ программе должны быть указаны формы проведения занятий

На доработку рабочих программ придется заложить много времени. Ведь изменения значительные. Спланируйте также время на методические консультации для учителей.

  • Есть ли в новых ФГОС требования к педагогам?

    Новые стандарты устанавливают, что реализовывать ФГОС должны квалифицированные педработники, которые отвечают требованиям профстандартов. Также учителя должны проходить повышение квалификации и получать дополнительное профессиональное образование. Это не новые требования.

    Однако под задачи, которые формулируют новые стандарты, нужен новый учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям настроения учеников и готовый меняться сам. Поэтому обучать педагогов и повышать их квалификацию необходимо. Проблема в том, что сегодня практически нет практико-ориентированных курсов и программ повышения квалификации, направленных на формирование и развитие профессиональных навыков, которые нужны для достижения результатов в рамках новых ФГОС.

Закрепили вариативность содержания программ

Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Реализовывать это требование можно по-разному. Например, разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Еще варианты – реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников или предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули в структуре программ НОО и ООО.

С одной стороны, новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.

С другой стороны, вариативность программ означает бóльший объем документов и для вас, и для педагогов. Это существенно увеличит нагрузку.

Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Это позитивное изменение. Раньше школы, которые не могли обеспечить качественное изучение второго иностранного языка, вынуждены были либо вводить предмет для галочки, либо нарушать требования ФГОС. Для тех же школ, у которых есть ресурсы, отсутствие второго иностранного языка в списке обязательных предметов лишь помогает сделать программы вариативными, как того требуют новые стандарты.

Расширили требования к материально-технической базе

Внедрение стандартов неизбежно будет способствовать повышению расходов школ на материально-техническое обеспечение. В новом стандарте для начальной школы перечислены условия, при которых он должен применяться. В них есть, например, наличие концертного зала, помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; классы, оборудованные балетными станками и другие нереалистичные вещи (п. 35.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286). Большинство школ не сможет обеспечить такие условия для реализации ФГОС НОО.

  • Когда начинать обучать по новым ФГОС?

    В 2022/23 учебном году обучаться по новым ФГОС начнут 1-е и 5-е классы. 2-й и последующие классы, 6-й и последующие классы в 2022 году могут продолжить обучение по тем программам, по которым они начали обучаться. Полный переход начальной школы на новые стандарты завершится в 2025/26, а основной школы – в 2026/27 учебном году. Посмотрите календарь перехода на новые ФГОС НОО и ООО, чтобы запланировать и вовремя вносить изменения в школьные документы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Государственная итоговая аттестация
Методическое сопровождение

Как работать с учителями, ученики которых стали хуже сдавать ГИА. План-конспект консультации

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской»
В статье – план-конспект консультации, чтобы помочь учителям, ученики которых стали хуже сдавать ГИА. В конспекте полный набор инструментов, чтобы разобрать проблемы педагогов и подобрать решения. Также есть таблица для анализа результатов ГИА-2021.

В 2021 году результаты ГИА в сравнении с предыдущими годами упали. Основной причиной ухудшения результатов ГИА называют последствия пандемии – период дистанта, обучения с применением дистанционных технологий в разных формах. Еще одна причина плохих результатов – обновление экзаменационных КИМ.

В 2022 году снова планируются изменения в ГИА. Обновят КИМ ЕГЭ, ведь школу будут заканчивать ученики, которые все 11 лет учились по ФГОС. Стандарты предполагают иные подходы и акцент не на знании фактов, а на умении их применять. Материалы ОГЭ не поменяются значительно, но в планах разработчиков переход от тестовых заданий к заданиям, ориентированным на практику.

Чтобы помочь учителям улучшить результаты ГИА в 2022 году, проведите в октябре консультацию. Она направлена на педагогов, ученики которых стали показывать низкие результаты. Но провести ее можно и для всего педколлектива. Ведь за результаты экзаменов ответственны не только учителя предметов из числа обязательных и наиболее часто выбираемых на ГИА, но и все педагоги, которые работают в основной и средней школе.

Мозговой штурм

Для первой части консультации создайте условия для прямого и честного разговора педагогов о проблемах в подготовке к ГИА. Постарайтесь сохранять позитивный настрой – вы собрались не для укоров, а для взаимопомощи.

Определить общие и индивидуальные проблемы поможет диагностика. Небольшие по объему и разные по форме обратной связи бланки диагностики можно использовать одновременно. Так вы получите комплекс данных, чтобы принять управленческие решения. Смотрите материалы для диагностики: опросный лист, лист самооценки и анкеты.

Материалы для диагностики

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, которую открыли, и вернитесь к списку

С листом самооценки педагоги работают самостоятельно. Ответы из опросного листа и анкеты интерпретируйте самостоятельно. Поэтому лучше сначала раздать участникам консультации опросный лист и анкету, а лист самооценки – в последнюю очередь. Пока педагоги будут работать с ним и анализировать результаты, вы сможете просмотреть другие заполненные бланки и озвучить предварительные выводы.

Теоретическая часть

В этой части консультации представьте материалы аналитической справки по результатам ГИА-2021. Смотрите ниже, что отразить в документе и на что обратить внимание.

Что включить в анализ результатов ГИА-2021


Кликните на стрелку, чтобы прочитать содержание

Скачать

Аналитический документ по рекомендациям в таблице даст полную картину положения дел с подготовкой к ГИА в вашей школе. От теории затем удобно перейти к практике – проработке конкретных решений, которые помогут повысить результаты.

Практическая часть

В этой части переходите к практике. Сначала выявите индивидуальные, групповые и глобальные школьные проблемы подготовки к экзаменам. Затем разработайте стратегию и шаблоны для подготовки к ГИА-2022. Есть два варианта построения работы в заключительной части консультации.

Вариант 1: работа педагогов в трех ролях: эксперта, учителя, ученика. Этот вариант можно также использовать на заседании тематического педсовета во время каникул или на заседаниях предметных методических объединений и кафедр.

Предложите учителям поработать с заданиями по трем тематическим блокам: «Я – эксперт», «Я – учитель» и «Я – ученик». Задания и инструменты смотрите.

Готовая форма подготовки к экзамену

Скачать

Вариант 2: работа в режиме стажировки. Для этого варианта привлеките учителей с хорошими результатами ГИА, положительной динамикой результатов на протяжении нескольких лет. Пусть проведут мастер-класс по подготовке к экзаменам, расскажут о методах, которые используют. Cмотрите пример материалов для мастер-класса и готовую электронную форму подготовки.

ПРИМЕР.  Применение онлайн форм с элементами формирующего оценивания

Педагог использует электронную таблицу, в которой фиксирует качество и степень готовности девятиклассников к ГИА. В течение учебного года учитель заполняет форму таблицы. Так, педагог отмечает в таблице даты и темы консультаций, которые проводит с выпускниками. Также учитель фиксирует индивидуальное прохождение темы каждым ребенком. Делает это педагог по итогам диагностических работ или рефлексии, которую проводит в конце занятия.
Форму электронной таблицы педагог создает с помощью онлайн сервиса и размещает в открытом доступе для выпускников. Для каждого класса учитель создает отдельную форму. Задача ученика – отметить в онлайн таблице свое индивидуальное прохождение темы. Также выпускник может воспользоваться дополнительными материалами для подготовки к экзамену, которые педагог прикрепляет к каждой дате занятия. Например, атлас в pdf формате, видео-разбор задания и другие.
Анализ электронной таблицы позволяет педагогу проследить динамику степени готовности каждого выпускника к экзамену.

В конце обратите внимание педагогов на значимость принятия единых подходов в подготовке к ГИА по новым моделям. Материалы консультации предложите распространить и взять в работу.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.