ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Два варианта дорожной карты, чтобы перейти на новые ФГОС в комфортном темпе

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
В статье получите два варианта дорожной карты, чтобы подготовить школу к переходу на новые ФГОС НОО и ООО. Первый понадобится, если школа планирует постепенный переход на новые стандарты по календарю Минпросвещения. Второй – если хотите единовременно внедрить новые ФГОС сразу для всех классов НОО и ООО. Также для каждого варианта юрист назвал плюсы и минусы, чтобы вам было проще решить, какой вариант выбрать.
По какому варианту внедрения ФГОС вы планируете пойти в следующем учебном году?
По какому варианту внедрения ФГОС вы планируете пойти в следующем учебном году?
80% Внедрим новые ФГОС только в 1-х и 5-х классах
20% Перейдем на новые ФГОС во всех классах НОО и ООО
Всего ответов: 545

Вводить новые ФГОС для тех, кто начал обучаться по старым стандартам и продолжает осваивать программу начального или основного общего образования, можно только с согласия родителей (п. 2 приказов Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287). Без согласия родителей образовательную программу менять нельзя. Поэтому, если будете внедрять ФГОС не только для вновь принятых детей, но и для уже обучающихся по старой программе, получите согласие родителей.

Также мнение родителей поможет определиться: внедрять ФГОС сразу или переходить постепенно. Если желающих перейти на новый ФГОС мало, то торопиться не стоит. Завершите программу по старым ФГОС для тех, кто не желает менять программу.

При этом Минпросвещения запретило принимать детей на обучение в соответствии со старыми ФГОС с 1 сентября 2022 года. Поэтому до нового учебного года разработать образовательную программу для 1-х и 5-х классов по новым ФГОС придется в любом случае.

Чтобы подготовить документы к переходу на новые ФГОС разработайте дорожную карту Определите период, на который будете составлять дорожную карту. Это поможет равномерно распределить мероприятия и увидеть сразу весь процесс перехода в перспективе.

    Дорожная карта, чтобы внедрить новые ФГОС только в 1-х и 5-х классах

Главное в статье Скрыть Создайте рабочую группу по плавному переходу на новые ФГОС

Чтобы в комфортном для школы темпе подготовить новые ООП, созовите рабочую группу. Лучше возглавить ее, чтобы контролировать и направлять работу коллег.

В рабочую группу лучше включить классных руководителей, представителей ШМО и учителей-предметников. Новые ФГОС предъявляют совершенно новые требования к предметным результатам. Они более конкретизированы по сравнению с предыдущими ориентирами. Поэтому рабочей группе придется сравнить предметные результаты действующей программы с новыми требованиями. То же самое касается всех остальных компонентов ООП.

Рабочая группа должна проанализировать, в какие разделы вносить изменения, и принять решение, как это сделать. Также стоит изучить разъяснения ведомств, если в течение года они появятся в официальных источниках, чтобы учесть их в работе и составить план.

  • При каких условиях родители могут выбрать для своих детей прежнюю программу ФГОС?

    В обязательном порядке принимать на обучение по новым ФГОС в 1-е и 5-е классы нужно с 1 сентября 2022 года. 2-4-е и 6-9-е классы заканчивают обучение по старым ФГОС. Поэтому совершеннолетним ученикам и родителям несовершеннолетних не надо выбирать прежнюю программу, школьники доучиваются по ней до конца срока обучения. Однако у них есть право дать согласие на обучение по программе, которую школа разработает по новым ФГОС.

Оцените, насколько разработанные по старым ФГОС учебный и календарные планы, рабочие программы, план внеурочной деятельности, программы воспитания и календарные планы воспитательной работы соответствуют новым требованиям. Так вы определите фронт работ и время, которое нужно на реализацию плана. В этом помогут памятки, в которых собрали ключевые изменения ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Главное в статье СкрытьПамятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую памятку, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Проверьте локальные акты на соответствие новым требованиям

Начините с положения о текущем контроле и промежуточной аттестации. Новые ФГОС не содержат понятие «дисциплина», в них перечислены только учебные предметы, курсы и модули. Если по тексту локальных актов встречается слово «дисциплина» и нет упоминания про модули, разработайте проект изменений. Однако учтите, что какие-то классы будут продолжать обучение по старым программам. Для них правила не изменились.

Также стоит проанализировать положение о индивидуальном учебном плане (ИУП). ФГОС говорят о том, что срок обучения может быть сокращен для детей на ИУП, о возможности увеличить срок обучения речи не идет. Раньше такого уточнения не было. Если в локальном акте о ИУП предусмотрено, что срок можно увеличить, придется уточнить норму и обозначить, что это не распространяется на детей, которые обучаются по новым ФГОС. Для них реализацию программы можно только ускорить.

Оцените кадровые и материальные ресурсы школы

Распределите обязанности между работниками, которые будут задействованы в реализации плана постепенного перехода на новые ФГОС. Если какие-то обязанности будут выходить за рамки трудовой функции работника, то дополнительную работу придется оплатить. Обсудите этот вопрос с директором.

Также новые ФГОС содержат дополнительные требования к условиям реализации программы, оснащению, в том числе в области ИКТ. Оцените материально-техническую базу школы, а также готовность педагогов работать с новым оборудованием. Если квалификация учителей, которые будут работать по новым ФГОС, недостаточна, спланируйте курсовую подготовку уже в этом учебном году. Вопросы же дополнительного финансирования должен решить директор с учредителем.

Начните разрабатывать проекты новых ООП

Новые программы придется разработать для НОО и ООО. При этом нельзя подготовить ООП только для 1-х и 5-х классов. Программу школа составляет на весь период обучения на уровне образования.

Не забудьте учесть мнение советов обучающихся и советов родителей. Соберите согласия родителей на введение родного языка, родной литературы, второго иностранного языка. Также родители должны выбрать модули ОРКСЭ и ОДНКНР.

Рассмотрите проекты ООП на педсовете в начале второго полугодия. Выслушайте замечания и предложения коллег. Они станут основой доработок перед окончательным утверждением программ.

Утвердить новые программы нужно до того, как школа начнет принимать учеников в 1-е и 5-е классы. Ведь у родителей должна быть возможность ознакомиться с программой на стадии подачи заявления о приеме (п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

  • Можно ли исключить родной язык, родную литературу и второй иностранный язык при реализации ООП по старому ФГОС ООО?

    Нет, нельзя. Родной язык, родная литература и второй иностранный язык обязательны для изучения (ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897). В аттестатах выпускников 9-х классов должна быть отметка по этим предметам (п. 18.3.1 ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов). Эту позицию подтвердило и Минобрнауки (письмо Минобрнауки от 17.05.2018 № 08–1214).

    Пункт о возможности исключить эти предметы из ООП при отсутствии условий для его реализации и заявлений обучающихся и родителей относится к ООП, которые будут разработаны по новым ФГОС ООО. Для обучающихся по старым ФГОС второй иностранный язык на уровне ООО обязателен (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Главное в статье СкрытьПлюсы и минусы этого метода внедрения

Плюсы

Больше времени на подготовку. Это позволит не допустить ошибок при разработке ООП НОО и ООО.

За это время могут появиться разъяснения министерства и примерные программы, их можно учесть.

Детям легче адаптироваться к новой программе при постепенном переходе.

У родителей есть время подумать, какой модуль выбрать по предметам ОРКСЭ и ОДНКНР, нужны ли второй иностранный язык, родной язык и родная литература.

 

Минусы

Придется учитывать в работе как старые, так и новые ФГОС.

Реализация нескольких ООП второго и третьего поколения в течение длительного промежутка времени.

Увеличится объем работы у педагогов.

Главное в статье СкрытьДорожная карта для постепенного перехода на новые ФГОС НОО и ООО

Инструкция
Вместо синего текста введите свои данные, остальной текст можете отредактировать

В дорожной карте кликните на , чтобы удалить ненужную строку

Нажмите Добавить, чтобы ввести свои данные в план

Распечатайте дорожную карту, нажав Печать

    Дорожная карта, чтобы единовременно перейти на новые ФГОС во всех классах НОО и ООО

Главное в статье Скрыть Проведите родительское собрание, опрос или анкетирование

Чтобы изменить образовательную программу по новым ФГОС для тех, кто продолжает осваивать программу начального или основного общего образования, нужно получить согласия родителей. Если в ходе опроса станет понятно, что все родители единогласно хотят перейти на новые ФГОС, то можете приступать к разработке новых программ.

Соберите согласия с родителей на разработку программ по новым ФГОС. Лучше взять письменные заявления, в которых четко будет указана их воля. При проверках вы сможете аргументированно подтвердить, что быстрый переход к новым программам – желание родителей.

  • Можно ли исключить родной язык, родную литературу и второй иностранный язык при реализации ООП по новым ФГОС, если условия и ресурсы школы не изменились?

    Да, можете, если родители отказались от изучения данных предметов. ФГОС содержат уточнения, что изучение второго иностранного языка, родного языка и родной литературы в школах, в которых обучение ведут на русском языке, осуществляют по заявлению совершеннолетних учеников или родителей несовершеннолетних школьников и при наличии у школы необходимых условий. Если условия у вас есть, но нет заявлений родителей, то обучать детей по данным предметам нет оснований. Если нет условий, но есть желание родителей, обучать по этим предметам также невозможно.

Создайте рабочую группу

Этот этап почти не отличается от того, что был описан при первом способе внедрения ФГОС. Разница заключается в том, что у рабочей группы в этой ситуации будут максимально сжатые сроки.

Переход всех детей на новые программы, а не только учеников 1-х и 5-х классов, предполагает глобальную перестройку. Кто-то захочет отказаться от второго иностранного языка, кто-то, наоборот, проголосует за его наличие в учебном плане. Избежать этого у рабочей группы не получится, поскольку на изучение второго иностранного языка и родных языков у родителей и совершеннолетних учеников должно быть желание. При этом у школы должны быть ресурсы для реализации программ по этим предметам.

Оцените риски быстрого перехода

Вам стоит оценить объем работы, который потребуется для перехода на новые ФГОС. Есть ли ресурсы, время и возможности у школы, которые нужны для реализации плана. Возможно, у вас нехватка кадров и разрабатывать программы или их часть некому. Ведь для того, чтобы перейти на новые ФГОС, нужно будет не просто составить ООП с тремя разделами. Придется учесть все нюансы, переписать рабочие программы по каждому предмету с новыми планируемыми предметными результатами.

Когда закончите анализ, сделайте вывод. Если решите, что у вас есть все возможности реализовать план быстрого перехода, то приступайте к разработке проектов ООП НОО и ООП ООО. Следующие шаги не будут отличаться от описанных в предыдущем способе ничем, кроме сокращения времени на работу.

  • Можно ли сократить количество лет обучения, если родители выбирают ускоренную программу?

    Да, можно. Такую возможность предусматривают новые ФГОС. Ускоренное обучение оформляют с помощью индивидуального учебного плана (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для детей, которые обучаются по ИУП, срок получения образования может быть сокращен (п. 17 ФГОС НОО, п. 17 ФГОС ООО). При этом увеличивать срок обучения на ИУП нельзя. Увеличение срока освоения программы возможно только для лиц с ОВЗ.

Плюсы и минусы этого метода внедрения

Плюсы

Быстрее адаптируетесь к изменениям. Даже если будут ошибки, на стадии апробации их легче будет устранить.

К следующему учебному году у вас уже будут разработаны новые ООП НОО и ООП ООО. Не нужно отвлекаться на оформление документов.

 

Минусы

Нет примерных программ и методических рекомендаций с разъяснениями.

Мало времени на подготовку, опрос родителей, учет их мнения.

Есть риск допустить много ошибок.

Дорожная карта для единовременного перехода на новые ФГОС во всех классах

Инструкция
Вместо синего текста введите свои данные, остальной текст можете отредактировать

В дорожной карте кликните на , чтобы удалить ненужную строку

Нажмите Добавить, чтобы ввести свои данные в план

Распечатайте дорожную карту, нажав Печать

Главное в статье Скрыть

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Мини-курс на 12 минут

Практикум для замдиректора: как составить дорожную карту, чтобы перейти на новые ФГОС НОО и ООО

Перед вами три практических урока, чтобы отработать навыки, которые пригодятся, когда будете внедрять новые ФГОС. В первом уроке потренируетесь перед беседой с директором о переходе на обновленные стандарты. Во втором уроке разберетесь в плюсах и минусах разных методов внедрения новых ФГОС. В последнем уроке потренируетесь составлять дорожную карту.
В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Когда вы успешно справитесь с тестом, получите сертификат о прохождении программы. Желаем успехов!

Пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат 

10
Октябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Мини-курс на 12 минут

Итоговый тест по теме «Разработка дорожной карты для перехода на новые ФГОС НОО и ООО»

Пройдите итоговый тест, чтобы получить сертификат по теме «Разработка дорожной карты для перехода на новые ФГОС НОО и ООО».

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу — не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество — эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.