ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Государственная итоговая аттестация
Методическое сопровождение

Как работать с учителями, ученики которых стали хуже сдавать ГИА. План-конспект консультации

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской»
В статье – план-конспект консультации, чтобы помочь учителям, ученики которых стали хуже сдавать ГИА. В конспекте полный набор инструментов, чтобы разобрать проблемы педагогов и подобрать решения. Также есть таблица для анализа результатов ГИА-2021.

В 2021 году результаты ГИА в сравнении с предыдущими годами упали. Основной причиной ухудшения результатов ГИА называют последствия пандемии – период дистанта, обучения с применением дистанционных технологий в разных формах. Еще одна причина плохих результатов – обновление экзаменационных КИМ.

В 2022 году снова планируются изменения в ГИА. Обновят КИМ ЕГЭ, ведь школу будут заканчивать ученики, которые все 11 лет учились по ФГОС. Стандарты предполагают иные подходы и акцент не на знании фактов, а на умении их применять. Материалы ОГЭ не поменяются значительно, но в планах разработчиков переход от тестовых заданий к заданиям, ориентированным на практику.

Чтобы помочь учителям улучшить результаты ГИА в 2022 году, проведите в октябре консультацию. Она направлена на педагогов, ученики которых стали показывать низкие результаты. Но провести ее можно и для всего педколлектива. Ведь за результаты экзаменов ответственны не только учителя предметов из числа обязательных и наиболее часто выбираемых на ГИА, но и все педагоги, которые работают в основной и средней школе.

Мозговой штурм

Для первой части консультации создайте условия для прямого и честного разговора педагогов о проблемах в подготовке к ГИА. Постарайтесь сохранять позитивный настрой – вы собрались не для укоров, а для взаимопомощи.

Определить общие и индивидуальные проблемы поможет диагностика. Небольшие по объему и разные по форме обратной связи бланки диагностики можно использовать одновременно. Так вы получите комплекс данных, чтобы принять управленческие решения. Смотрите материалы для диагностики: опросный лист, лист самооценки и анкеты.

Материалы для диагностики

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, которую открыли, и вернитесь к списку

С листом самооценки педагоги работают самостоятельно. Ответы из опросного листа и анкеты интерпретируйте самостоятельно. Поэтому лучше сначала раздать участникам консультации опросный лист и анкету, а лист самооценки – в последнюю очередь. Пока педагоги будут работать с ним и анализировать результаты, вы сможете просмотреть другие заполненные бланки и озвучить предварительные выводы.

Теоретическая часть

В этой части консультации представьте материалы аналитической справки по результатам ГИА-2021. Смотрите ниже, что отразить в документе и на что обратить внимание.

Что включить в анализ результатов ГИА-2021


Кликните на стрелку, чтобы прочитать содержание

Скачать

Аналитический документ по рекомендациям в таблице даст полную картину положения дел с подготовкой к ГИА в вашей школе. От теории затем удобно перейти к практике – проработке конкретных решений, которые помогут повысить результаты.

Практическая часть

В этой части переходите к практике. Сначала выявите индивидуальные, групповые и глобальные школьные проблемы подготовки к экзаменам. Затем разработайте стратегию и шаблоны для подготовки к ГИА-2022. Есть два варианта построения работы в заключительной части консультации.

Вариант 1: работа педагогов в трех ролях: эксперта, учителя, ученика. Этот вариант можно также использовать на заседании тематического педсовета во время каникул или на заседаниях предметных методических объединений и кафедр.

Предложите учителям поработать с заданиями по трем тематическим блокам: «Я – эксперт», «Я – учитель» и «Я – ученик». Задания и инструменты смотрите.

Готовая форма подготовки к экзамену

Скачать

Вариант 2: работа в режиме стажировки. Для этого варианта привлеките учителей с хорошими результатами ГИА, положительной динамикой результатов на протяжении нескольких лет. Пусть проведут мастер-класс по подготовке к экзаменам, расскажут о методах, которые используют. Cмотрите пример материалов для мастер-класса и готовую электронную форму подготовки.

ПРИМЕР.  Применение онлайн форм с элементами формирующего оценивания

Педагог использует электронную таблицу, в которой фиксирует качество и степень готовности девятиклассников к ГИА. В течение учебного года учитель заполняет форму таблицы. Так, педагог отмечает в таблице даты и темы консультаций, которые проводит с выпускниками. Также учитель фиксирует индивидуальное прохождение темы каждым ребенком. Делает это педагог по итогам диагностических работ или рефлексии, которую проводит в конце занятия.
Форму электронной таблицы педагог создает с помощью онлайн сервиса и размещает в открытом доступе для выпускников. Для каждого класса учитель создает отдельную форму. Задача ученика – отметить в онлайн таблице свое индивидуальное прохождение темы. Также выпускник может воспользоваться дополнительными материалами для подготовки к экзамену, которые педагог прикрепляет к каждой дате занятия. Например, атлас в pdf формате, видео-разбор задания и другие.
Анализ электронной таблицы позволяет педагогу проследить динамику степени готовности каждого выпускника к экзамену.

В конце обратите внимание педагогов на значимость принятия единых подходов в подготовке к ГИА по новым моделям. Материалы консультации предложите распространить и взять в работу.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Государственная итоговая аттестация
Формы и методы работы

Стратегии подготовки к ГИА для школьников

Дарья Соловьева, педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист по воспитательной работе МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
В статье – три стратегии, которые помогут школьникам определить способ подготовки к экзаменам. Используйте готовую анкету и карточки-рекомендации, чтобы организовать работу с выпускниками.

У выпускников могут возникать сложности, когда они начинают готовиться к экзаменам. Помогите школьникам подобрать стратегию подготовки, которая им подойдет. Задействуйте для этого педагога-психолога. Предложите ему готовые варианты стратегий самостоятельной подготовки выпускников к ГИА. Сильные и слабые стороны каждой стратегии читайте далее в статье.

Поручите педагогу-психологу провести анкетирование в выпускных классах. Выдайте педагогу готовую анкету. С ее помощью психолог определит, какую стратегию школьнику удобно использовать для подготовки к экзаменам. Педагог может обработать результаты анкетирования сразу в день проведения тестирования. Или можно дать самим школьникам это сделать, но под руководством психолога. Пусть психолог обсудит со школьниками и классными руководителями результаты анкетирования, а также даст рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам. Так школьники лучше поймут свои особенности и выберут эффективную стратегию подготовки к ГИА. Рекомендации можно оформить в виде карточек, которые удобно раздать выпускникам. Предложите педагогу готовые карточки-рекомендации, чтобы помочь выпускникам организовать подготовку к экзаменам.

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать

Стратегия 1. Марафонец

Марафонец начинает подготовку к экзаменам задолго до начала. Он вдумчивый и рассудительный. Такой ребенок все любит делать не спеша. У марафонца всегда есть четкий продуманный план подготовки, которого он строго придерживается. Марафонец считает, что при подготовке к экзаменам ни одну из пройденных тем нельзя пропустить. Несмотря на основательную подготовку, он посещает все дополнительные занятия и не пропускает консультации у учителей. Марафонец уделяет большое значение повторению, поэтому у него всегда в запасе несколько дней, чтобы пройти весь материал еще раз.

Сильные и слабые стороны подготовки марафонца

Сильные стороны

Учебная нагрузка распределяется равномерно на весь период подготовки, поэтому нет переутомления.

Повышается уверенность в своих силах на экзамене из-за основательной подготовки.

Есть возможность уделить больше времени сложным темам.

Легче определиться, какие темы, задания целесообразно изучить в первую очередь.

 

Слабые стороны

Подготовка становится скучной.

Большой объем информации делает подготовку сложной.

Отсутствует спонтанность в работе.

Отсутствует умение импровизировать, действовать в нестандартных условиях и ситуациях.

Возникает лень или переключение на другие дела.

Стратегия 2. Спринтер

Спринтерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену. Почти весь год спринтер учится, не задумываясь о предстоящих испытаниях. Он начинает готовиться не раньше чем за семь-десять дней до экзамена. Спринтером может быть прирожденный дедлайнер. Это такой ребенок, которому удается в короткие сроки подготовиться к экзамену и сдать его на отлично. Но обычно спринтерами вынужденно становятся те ученики, которые отложили подготовку на последний день. Спринтер готовится к экзаменам без плана. Ведь у него просто не остается времени, чтобы его составить. Он не проводит работу над ошибками. Дополнительные занятия и консультации посещает по настроению. У него нет времени на повторение изученного, и при подготовке к экзаменам он чаще всего рассчитывает на везение.

Сильные и слабые стороны подготовки спринтера

Сильные стороны

Не нужно специально работать над мотивацией, чтобы начать подготовку к экзаменам.

Возможность прийти на экзамен со свежими знаниями из-за изучения материала в короткие сроки.

Максимальная концентрация на подготовке к экзамену, использование всевозможных ресурсов организма, отсутствие реакции на отвлекающие раздражители.

 

Слабые стороны

Дополнительный стресс.

Нет возможности выучить весь материал в короткие сроки.

Нет времени обратиться за помощью к репетитору.

Есть вероятность переутомления.

Отсутствует время, чтобы глубже изучить материал и выделить волнующие вопросы.

Нет времени на то, чтобы переосмыслить содержание материала.

Стратегия 3. Стайер

Стайер выбирает золотую середину – начинает готовиться примерно за месяц-два до сдачи. Так как времени у него не так много, стайер будет делать упор только на непонятные ему темы и задания, в которых допускает ошибки. Он будет прибегать к помощи учителей, посещать консультации и дополнительные занятия по предмету, только если в чем-то не уверен. Стайер не склонен повторять пройденные темы и будет возвращаться к ним только в том случае, если сделает ошибку на пробном тесте.

Сильные и слабые стороны подготовки стайера

Сильные стороны

Есть стимул к более интенсивному изучению материала из-за ограничения по времени.

Возможность ставить конкретные задачи и выполнять их, так как материал изучается выборочно.

Есть возможность изменять способы подготовки с учетом выявленных проблем из-за отсутствия четкого плана.

 

Слабые стороны

Может не хватить времени, чтобы изучить все проблемные вопросы.

В процессе подготовки может выявиться больше пробелов, чем предполагалось.

Отсутствует повторение изученного ранее.

Нет времени, чтобы глубже изучить материал.

Карточки с рекомендациями

Инструкция

Кликните на кнопу и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Образовательная деятельность
Локальный акт

Обязательные документы для текущего контроля и промежуточной аттестации учеников

В статье – полный комплект документов, которые понадобятся вам, чтобы организовать текущий контроль и промежуточную аттестацию учеников. Их подготовила редакция с учетом новых требований. Для каждого документа есть контрольные точки, по которым проверите и обновите школьные локальные акты.

ВАЖНО

Обязательно разместите положение о текущем контроле и промежуточной аттестации на сайте школы (п. 3.3 приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации)

Школа проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию самостоятельно. Чтобы организовать такие процедуры, вам понадобятся 4 документа: положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, положение о зачете результатов, приказ о промежуточной аттестации, положение о классном журнале. Читайте далее в статье, по каким контрольным точкам проверить эти локальны акты.

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации должно быть в каждой школе. В этом документе школа прописывает и закрепляет форму, сроки и порядок промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Возьмите готовый образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации 


Инструкция

Листайте положение, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Контрольная точка 1: порядок аттестации. Закрепите в положении порядок и периодичность промежуточной аттестации. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год, но школа может проводить ее и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия.

Пропишите в положении особенности аттестации разных групп учеников: надомников, экстернов, детей с ОВЗ. Для школьников, которые учатся на дому, промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП.

Для экстернов предусмотрите в положении отдельный раздел о промежуточной и итоговой аттестации. В нем укажите, как школа будет проводить промежуточную аттестацию экстернов, какие документы оформит и как допустит ученика до ГИА. Школа обязана предусмотреть этот раздел, так как экстерн может прийти в любой момент. Школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию.

Если планируете использовать отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в положении (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Учтите, что система оценки результатов освоения АООП должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Посмотрите формулировку о промежуточной аттестации учеников с ОВЗ.

Фрагмент положения. Об аттестации учеников с ОВЗ

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Контрольная точка 2: формы текущего контроля. Проверьте, зафиксировали ли вы в положении все особенности текущего контроля. Например, отразите в документе, будете ли выставлять отметки в журнал за ВПР. Напомним, что Рособрнадзор запретил использовать результаты только осенних ВПР-2020 (письма Рособрнадзора от 04.09.2020 № 13–444, от 10.02.2020 № 13–35). Как использовать результаты предстоящих ВПР, решите самостоятельно. Пример формулировки о формах текущего контроля смотрите ниже. Еще обязательно пропишите в положении, как формируется оценка за сложные письменные работы.

Фрагмент положения. О текущем контроле

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Контрольная точка 3: система оценивания. Включите в положение информацию о системе оценивания и переводе отметок. Если в школе используете нестандартную систему оценивания, эту информацию можно вынести в отдельный акт, а в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации сослаться на него. Посмотрите формулировку о переводе оценок ниже.

Напомним, что школы могут самостоятельно выбрать систему оценивания предметных достижений учеников (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это может быть классическая 5-балльная или многобалльная система, которая приближена к системе оценивания ГИА. Однако в аттестаты можно выставлять только 5-балльные отметки (приказ Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).

Фрагмент положения. О переводе оценок

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Образец положения

Скачать

Положение о зачете результатов

Разместите положение на сайте и на информационных стендах школы. Это локальный акт, который касается организации и осуществления образовательной деятельности. Поэтому он должен быть доступен в подразделе «Документы» специального раздела «Основные сведения». Скачайте готовый образец положения о зачете результатов справа.

Контрольная точка 1: название документа. Не называйте этот локальный акт порядком. Полномочие устанавливать порядок зачета теперь имеют только министерства (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школы больше не могут устанавливать такой порядок. Они могут решить конкретные вопросы зачета в других актах, например, правилах зачета или положении о зачете.

Контрольная точка 2: заявление для зачета. Укажите в положении два основания для зачета результатов. Согласно порядку Минпросвещения, основаниями для зачета могут быть только заявление и документ об образовании или обучении (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Разработайте форму заявления о зачете результатов. Утвержденной нет, составьте ее произвольно. Оформите шаблон заявления в приложении к положению о зачете результатов учеников. Скачайте готовый образец ниже.

Образец заявления о зачете результатов

Инструкция

 – посмотрите подсказку

Контрольная точка 3: перевод на ИУП. Оформите в положении отдельный раздел о переходе ученика на обучение по индивидуальному учебному плану (п. 8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Этот переход необходим, так как ученик после зачета не может осваивать образовательную программу с общим учебным планом. Ведь компоненты, по которым произвели зачет, ему осваивать уже не надо. Пример раздела смотрите ниже.

Фрагмент положения. Раздел о переводе на ИУП

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Совет

Если школа отказывается от бумажной формы журнала, нужно издать приказ и обновить должностные инструкции работников, которые имеют доступ к электронному журналу. Напомните об этом директору

Приказ о промежуточной аттестации

Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, поскольку сроки и формы уже установлены календарным учебным графиком и учебным планом. Обычно школы издают такой приказ, чтобы отразить организационные моменты.

Контрольная точка 1: особенности организации. Укажите в приказе состав аттестационной комиссии, расписание консультаций. Сроки аттестации установите в соответствии с локальным нормативным актом вашей школы, например, положением о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Контрольная точка 2: расписание аттестации. Приложите к приказу график аттестации – так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Оформить график можно в виде расписания промежуточной аттестации для уровня начального, основного и среднего общего образования в соответствии с календарными учебными графиками. Составьте таблицу и укажите класс, предмет, форму и дату аттестации, кабинет, ответственных за проведение педагогов. Посмотрите образец приказа о промежуточной аттестации.

Образец приказа о промежуточной аттестации

Инструкция

Листайте приказ, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец положения

Скачать

Положение о классном журнале

Этот документ нужен, чтобы закрепить порядок фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации. Проверьте, что отразили в локальном акте 5 вопросов: сроки внесения в журнал сведений об учениках, тематическое планирование, темы проведенных уроков и домашних заданий, порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал, архивирование сведений об успеваемости. Скачайте справа готовый образец положения о классном журнале.

Контрольная точка 1: порядок ведения журнала. Пропишите, как педагоги вносят в журнал предметы, делают записи о темах уроков и домашнем задании. Отдельно пропишите порядок внесения актированных дней. Закрепите в положении, кто проверяет ведение журнала и как его передают на хранение.

Контрольная точка 2: электронная форма. Включите в положение формулировки об электронной версии журнала. О ней часто забывают, хотя и работают с электронным журналом. Укажите в положении, как работать с журналом, какими правами доступа обладают пользователи электронной версии. Например, классные руководители имеют доступ ко всем страницам своего класса без права редактирования записей учителей-предметников. А учителя-предметники не имеют права редактировать электронный журнал после выставления итоговых оценок за учебный год. Посмотрите фрагмент положения о правилах и порядке работы учителей-предметников с электронным журналом на этой странице.

СПРАВКА

Актированные дни – дни, в которые ученики могут не посещать учебные занятия в школе по причине неблагоприятных условий. Например, погодных

В отдельном разделе пропишите общие ограничения для пользователей электронного журнала. Отметьте, что пользователи не вправе передавать учетные данные для входа в журнал третьим лицам, иначе нарушат законодательство о защите персональных данных.

Определите в положении сроки заполнения классного журнала. Они могут быть разными для электронной и бумажной формы. Для электронного журнала установите сроки на случай сбоя в работе, например, один дополнительный рабочий день, чтобы внести информацию. Определите, надо ли журнал распечатывать или будете хранить в электронном виде.

Фрагмент положения. Раздел о правилах и порядке работы с электронным журналом 

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

К СВЕДЕНИЮ

Надо ли отдельно составлять положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении?

Нет, не надо. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут вынести предписание.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.