
Как работать с учителями, ученики которых стали хуже сдавать ГИА. План-конспект консультации
В 2021 году результаты ГИА в сравнении с предыдущими годами упали. Основной причиной ухудшения результатов ГИА называют последствия пандемии – период дистанта, обучения с применением дистанционных технологий в разных формах. Еще одна причина плохих результатов – обновление экзаменационных КИМ.
В 2022 году снова планируются изменения в ГИА. Обновят КИМ ЕГЭ, ведь школу будут заканчивать ученики, которые все 11 лет учились по ФГОС. Стандарты предполагают иные подходы и акцент не на знании фактов, а на умении их применять. Материалы ОГЭ не поменяются значительно, но в планах разработчиков переход от тестовых заданий к заданиям, ориентированным на практику.
Чтобы помочь учителям улучшить результаты ГИА в 2022 году, проведите в октябре консультацию. Она направлена на педагогов, ученики которых стали показывать низкие результаты. Но провести ее можно и для всего педколлектива. Ведь за результаты экзаменов ответственны не только учителя предметов из числа обязательных и наиболее часто выбираемых на ГИА, но и все педагоги, которые работают в основной и средней школе.
Мозговой штурм
Для первой части консультации создайте условия для прямого и честного разговора педагогов о проблемах в подготовке к ГИА. Постарайтесь сохранять позитивный настрой – вы собрались не для укоров, а для взаимопомощи.
Определить общие и индивидуальные проблемы поможет диагностика. Небольшие по объему и разные по форме обратной связи бланки диагностики можно использовать одновременно. Так вы получите комплекс данных, чтобы принять управленческие решения. Смотрите материалы для диагностики: опросный лист, лист самооценки и анкеты.
Материалы для диагностики
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, которую открыли, и вернитесь к списку
С листом самооценки педагоги работают самостоятельно. Ответы из опросного листа и анкеты интерпретируйте самостоятельно. Поэтому лучше сначала раздать участникам консультации опросный лист и анкету, а лист самооценки – в последнюю очередь. Пока педагоги будут работать с ним и анализировать результаты, вы сможете просмотреть другие заполненные бланки и озвучить предварительные выводы.
Теоретическая часть
В этой части консультации представьте материалы аналитической справки по результатам ГИА-2021. Смотрите ниже, что отразить в документе и на что обратить внимание.
Что включить в анализ результатов ГИА-2021
Кликните на стрелку, чтобы прочитать содержание
Аналитический документ по рекомендациям в таблице даст полную картину положения дел с подготовкой к ГИА в вашей школе. От теории затем удобно перейти к практике – проработке конкретных решений, которые помогут повысить результаты.
Практическая часть
В этой части переходите к практике. Сначала выявите индивидуальные, групповые и глобальные школьные проблемы подготовки к экзаменам. Затем разработайте стратегию и шаблоны для подготовки к ГИА-2022. Есть два варианта построения работы в заключительной части консультации.
Вариант 1: работа педагогов в трех ролях: эксперта, учителя, ученика. Этот вариант можно также использовать на заседании тематического педсовета во время каникул или на заседаниях предметных методических объединений и кафедр.
Предложите учителям поработать с заданиями по трем тематическим блокам: «Я – эксперт», «Я – учитель» и «Я – ученик». Задания и инструменты смотрите.
Готовая форма подготовки к экзамену
Скачать
Вариант 2: работа в режиме стажировки. Для этого варианта привлеките учителей с хорошими результатами ГИА, положительной динамикой результатов на протяжении нескольких лет. Пусть проведут мастер-класс по подготовке к экзаменам, расскажут о методах, которые используют. Cмотрите пример материалов для мастер-класса и готовую электронную форму подготовки.
ПРИМЕР. Применение онлайн форм с элементами формирующего оценивания
В конце обратите внимание педагогов на значимость принятия единых подходов в подготовке к ГИА по новым моделям. Материалы консультации предложите распространить и взять в работу.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Стратегии подготовки к ГИА для школьников
У выпускников могут возникать сложности, когда они начинают готовиться к экзаменам. Помогите школьникам подобрать стратегию подготовки, которая им подойдет. Задействуйте для этого педагога-психолога. Предложите ему готовые варианты стратегий самостоятельной подготовки выпускников к ГИА. Сильные и слабые стороны каждой стратегии читайте далее в статье.
Поручите педагогу-психологу провести анкетирование в выпускных классах. Выдайте педагогу готовую анкету. С ее помощью психолог определит, какую стратегию школьнику удобно использовать для подготовки к экзаменам. Педагог может обработать результаты анкетирования сразу в день проведения тестирования. Или можно дать самим школьникам это сделать, но под руководством психолога. Пусть психолог обсудит со школьниками и классными руководителями результаты анкетирования, а также даст рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам. Так школьники лучше поймут свои особенности и выберут эффективную стратегию подготовки к ГИА. Рекомендации можно оформить в виде карточек, которые удобно раздать выпускникам. Предложите педагогу готовые карточки-рекомендации, чтобы помочь выпускникам организовать подготовку к экзаменам.
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать
Стратегия 1. Марафонец
Марафонец начинает подготовку к экзаменам задолго до начала. Он вдумчивый и рассудительный. Такой ребенок все любит делать не спеша. У марафонца всегда есть четкий продуманный план подготовки, которого он строго придерживается. Марафонец считает, что при подготовке к экзаменам ни одну из пройденных тем нельзя пропустить. Несмотря на основательную подготовку, он посещает все дополнительные занятия и не пропускает консультации у учителей. Марафонец уделяет большое значение повторению, поэтому у него всегда в запасе несколько дней, чтобы пройти весь материал еще раз.
Сильные и слабые стороны подготовки марафонца
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Стратегия 2. Спринтер
Спринтерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену. Почти весь год спринтер учится, не задумываясь о предстоящих испытаниях. Он начинает готовиться не раньше чем за семь-десять дней до экзамена. Спринтером может быть прирожденный дедлайнер. Это такой ребенок, которому удается в короткие сроки подготовиться к экзамену и сдать его на отлично. Но обычно спринтерами вынужденно становятся те ученики, которые отложили подготовку на последний день. Спринтер готовится к экзаменам без плана. Ведь у него просто не остается времени, чтобы его составить. Он не проводит работу над ошибками. Дополнительные занятия и консультации посещает по настроению. У него нет времени на повторение изученного, и при подготовке к экзаменам он чаще всего рассчитывает на везение.
Сильные и слабые стороны подготовки спринтера
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Стратегия 3. Стайер
Стайер выбирает золотую середину – начинает готовиться примерно за месяц-два до сдачи. Так как времени у него не так много, стайер будет делать упор только на непонятные ему темы и задания, в которых допускает ошибки. Он будет прибегать к помощи учителей, посещать консультации и дополнительные занятия по предмету, только если в чем-то не уверен. Стайер не склонен повторять пройденные темы и будет возвращаться к ним только в том случае, если сделает ошибку на пробном тесте.
Сильные и слабые стороны подготовки стайера
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Карточки с рекомендациями
Инструкция
Кликните на кнопу и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Обязательные документы для текущего контроля и промежуточной аттестации учеников

ВАЖНО
Обязательно разместите положение о текущем контроле и промежуточной аттестации на сайте школы (п. 3.3 приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации)
Школа проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию самостоятельно. Чтобы организовать такие процедуры, вам понадобятся 4 документа: положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, положение о зачете результатов, приказ о промежуточной аттестации, положение о классном журнале. Читайте далее в статье, по каким контрольным точкам проверить эти локальны акты.
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации должно быть в каждой школе. В этом документе школа прописывает и закрепляет форму, сроки и порядок промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Возьмите готовый образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации
Инструкция
Листайте положение, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Контрольная точка 1: порядок аттестации. Закрепите в положении порядок и периодичность промежуточной аттестации. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год, но школа может проводить ее и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия.
Пропишите в положении особенности аттестации разных групп учеников: надомников, экстернов, детей с ОВЗ. Для школьников, которые учатся на дому, промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП.
Для экстернов предусмотрите в положении отдельный раздел о промежуточной и итоговой аттестации. В нем укажите, как школа будет проводить промежуточную аттестацию экстернов, какие документы оформит и как допустит ученика до ГИА. Школа обязана предусмотреть этот раздел, так как экстерн может прийти в любой момент. Школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию.
Если планируете использовать отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в положении (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Учтите, что система оценки результатов освоения АООП должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Посмотрите формулировку о промежуточной аттестации учеников с ОВЗ.
Фрагмент положения. Об аттестации учеников с ОВЗ
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Контрольная точка 2: формы текущего контроля. Проверьте, зафиксировали ли вы в положении все особенности текущего контроля. Например, отразите в документе, будете ли выставлять отметки в журнал за ВПР. Напомним, что Рособрнадзор запретил использовать результаты только осенних ВПР-2020 (письма Рособрнадзора от 04.09.2020 № 13–444, от 10.02.2020 № 13–35). Как использовать результаты предстоящих ВПР, решите самостоятельно. Пример формулировки о формах текущего контроля смотрите ниже. Еще обязательно пропишите в положении, как формируется оценка за сложные письменные работы.
Фрагмент положения. О текущем контроле
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Контрольная точка 3: система оценивания. Включите в положение информацию о системе оценивания и переводе отметок. Если в школе используете нестандартную систему оценивания, эту информацию можно вынести в отдельный акт, а в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации сослаться на него. Посмотрите формулировку о переводе оценок ниже.
Напомним, что школы могут самостоятельно выбрать систему оценивания предметных достижений учеников (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это может быть классическая 5-балльная или многобалльная система, которая приближена к системе оценивания ГИА. Однако в аттестаты можно выставлять только 5-балльные отметки (приказ Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).
Фрагмент положения. О переводе оценок
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Образец положения
Скачать
Положение о зачете результатов
Разместите положение на сайте и на информационных стендах школы. Это локальный акт, который касается организации и осуществления образовательной деятельности. Поэтому он должен быть доступен в подразделе «Документы» специального раздела «Основные сведения». Скачайте готовый образец положения о зачете результатов справа.
Контрольная точка 1: название документа. Не называйте этот локальный акт порядком. Полномочие устанавливать порядок зачета теперь имеют только министерства (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школы больше не могут устанавливать такой порядок. Они могут решить конкретные вопросы зачета в других актах, например, правилах зачета или положении о зачете.
Контрольная точка 2: заявление для зачета. Укажите в положении два основания для зачета результатов. Согласно порядку Минпросвещения, основаниями для зачета могут быть только заявление и документ об образовании или обучении (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Разработайте форму заявления о зачете результатов. Утвержденной нет, составьте ее произвольно. Оформите шаблон заявления в приложении к положению о зачете результатов учеников. Скачайте готовый образец ниже.
Образец заявления о зачете результатов
Инструкция
– посмотрите подсказку
Контрольная точка 3: перевод на ИУП. Оформите в положении отдельный раздел о переходе ученика на обучение по индивидуальному учебному плану (п. 8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Этот переход необходим, так как ученик после зачета не может осваивать образовательную программу с общим учебным планом. Ведь компоненты, по которым произвели зачет, ему осваивать уже не надо. Пример раздела смотрите ниже.
Фрагмент положения. Раздел о переводе на ИУП
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку

Совет
Если школа отказывается от бумажной формы журнала, нужно издать приказ и обновить должностные инструкции работников, которые имеют доступ к электронному журналу. Напомните об этом директору
Приказ о промежуточной аттестации
Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, поскольку сроки и формы уже установлены календарным учебным графиком и учебным планом. Обычно школы издают такой приказ, чтобы отразить организационные моменты.
Контрольная точка 1: особенности организации. Укажите в приказе состав аттестационной комиссии, расписание консультаций. Сроки аттестации установите в соответствии с локальным нормативным актом вашей школы, например, положением о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Контрольная точка 2: расписание аттестации. Приложите к приказу график аттестации – так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Оформить график можно в виде расписания промежуточной аттестации для уровня начального, основного и среднего общего образования в соответствии с календарными учебными графиками. Составьте таблицу и укажите класс, предмет, форму и дату аттестации, кабинет, ответственных за проведение педагогов. Посмотрите образец приказа о промежуточной аттестации.
Образец приказа о промежуточной аттестации
Инструкция
Листайте приказ, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образец положения
Скачать
Положение о классном журнале
Этот документ нужен, чтобы закрепить порядок фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации. Проверьте, что отразили в локальном акте 5 вопросов: сроки внесения в журнал сведений об учениках, тематическое планирование, темы проведенных уроков и домашних заданий, порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал, архивирование сведений об успеваемости. Скачайте справа готовый образец положения о классном журнале.
Контрольная точка 1: порядок ведения журнала. Пропишите, как педагоги вносят в журнал предметы, делают записи о темах уроков и домашнем задании. Отдельно пропишите порядок внесения актированных дней. Закрепите в положении, кто проверяет ведение журнала и как его передают на хранение.
Контрольная точка 2: электронная форма. Включите в положение формулировки об электронной версии журнала. О ней часто забывают, хотя и работают с электронным журналом. Укажите в положении, как работать с журналом, какими правами доступа обладают пользователи электронной версии. Например, классные руководители имеют доступ ко всем страницам своего класса без права редактирования записей учителей-предметников. А учителя-предметники не имеют права редактировать электронный журнал после выставления итоговых оценок за учебный год. Посмотрите фрагмент положения о правилах и порядке работы учителей-предметников с электронным журналом на этой странице.

СПРАВКА
Актированные дни – дни, в которые ученики могут не посещать учебные занятия в школе по причине неблагоприятных условий. Например, погодных
В отдельном разделе пропишите общие ограничения для пользователей электронного журнала. Отметьте, что пользователи не вправе передавать учетные данные для входа в журнал третьим лицам, иначе нарушат законодательство о защите персональных данных.
Определите в положении сроки заполнения классного журнала. Они могут быть разными для электронной и бумажной формы. Для электронного журнала установите сроки на случай сбоя в работе, например, один дополнительный рабочий день, чтобы внести информацию. Определите, надо ли журнал распечатывать или будете хранить в электронном виде.
Фрагмент положения. Раздел о правилах и порядке работы с электронным журналом
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Надо ли отдельно составлять положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении?
Нет, не надо. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут вынести предписание.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ