ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2021года
Государственная итоговая аттестация
Формы и методы работы

Стратегии подготовки к ГИА для школьников

Дарья Соловьева, педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист по воспитательной работе МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
В статье – три стратегии, которые помогут школьникам определить способ подготовки к экзаменам. Используйте готовую анкету и карточки-рекомендации, чтобы организовать работу с выпускниками.

У выпускников могут возникать сложности, когда они начинают готовиться к экзаменам. Помогите школьникам подобрать стратегию подготовки, которая им подойдет. Задействуйте для этого педагога-психолога. Предложите ему готовые варианты стратегий самостоятельной подготовки выпускников к ГИА. Сильные и слабые стороны каждой стратегии читайте далее в статье.

Поручите педагогу-психологу провести анкетирование в выпускных классах. Выдайте педагогу готовую анкету. С ее помощью психолог определит, какую стратегию школьнику удобно использовать для подготовки к экзаменам. Педагог может обработать результаты анкетирования сразу в день проведения тестирования. Или можно дать самим школьникам это сделать, но под руководством психолога. Пусть психолог обсудит со школьниками и классными руководителями результаты анкетирования, а также даст рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам. Так школьники лучше поймут свои особенности и выберут эффективную стратегию подготовки к ГИА. Рекомендации можно оформить в виде карточек, которые удобно раздать выпускникам. Предложите педагогу готовые карточки-рекомендации, чтобы помочь выпускникам организовать подготовку к экзаменам.

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать

Стратегия 1. Марафонец

Марафонец начинает подготовку к экзаменам задолго до начала. Он вдумчивый и рассудительный. Такой ребенок все любит делать не спеша. У марафонца всегда есть четкий продуманный план подготовки, которого он строго придерживается. Марафонец считает, что при подготовке к экзаменам ни одну из пройденных тем нельзя пропустить. Несмотря на основательную подготовку, он посещает все дополнительные занятия и не пропускает консультации у учителей. Марафонец уделяет большое значение повторению, поэтому у него всегда в запасе несколько дней, чтобы пройти весь материал еще раз.

Сильные и слабые стороны подготовки марафонца

Сильные стороны

Учебная нагрузка распределяется равномерно на весь период подготовки, поэтому нет переутомления.

Повышается уверенность в своих силах на экзамене из-за основательной подготовки.

Есть возможность уделить больше времени сложным темам.

Легче определиться, какие темы, задания целесообразно изучить в первую очередь.

 

Слабые стороны

Подготовка становится скучной.

Большой объем информации делает подготовку сложной.

Отсутствует спонтанность в работе.

Отсутствует умение импровизировать, действовать в нестандартных условиях и ситуациях.

Возникает лень или переключение на другие дела.

Стратегия 2. Спринтер

Спринтерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену. Почти весь год спринтер учится, не задумываясь о предстоящих испытаниях. Он начинает готовиться не раньше чем за семь-десять дней до экзамена. Спринтером может быть прирожденный дедлайнер. Это такой ребенок, которому удается в короткие сроки подготовиться к экзамену и сдать его на отлично. Но обычно спринтерами вынужденно становятся те ученики, которые отложили подготовку на последний день. Спринтер готовится к экзаменам без плана. Ведь у него просто не остается времени, чтобы его составить. Он не проводит работу над ошибками. Дополнительные занятия и консультации посещает по настроению. У него нет времени на повторение изученного, и при подготовке к экзаменам он чаще всего рассчитывает на везение.

Сильные и слабые стороны подготовки спринтера

Сильные стороны

Не нужно специально работать над мотивацией, чтобы начать подготовку к экзаменам.

Возможность прийти на экзамен со свежими знаниями из-за изучения материала в короткие сроки.

Максимальная концентрация на подготовке к экзамену, использование всевозможных ресурсов организма, отсутствие реакции на отвлекающие раздражители.

 

Слабые стороны

Дополнительный стресс.

Нет возможности выучить весь материал в короткие сроки.

Нет времени обратиться за помощью к репетитору.

Есть вероятность переутомления.

Отсутствует время, чтобы глубже изучить материал и выделить волнующие вопросы.

Нет времени на то, чтобы переосмыслить содержание материала.

Стратегия 3. Стайер

Стайер выбирает золотую середину – начинает готовиться примерно за месяц-два до сдачи. Так как времени у него не так много, стайер будет делать упор только на непонятные ему темы и задания, в которых допускает ошибки. Он будет прибегать к помощи учителей, посещать консультации и дополнительные занятия по предмету, только если в чем-то не уверен. Стайер не склонен повторять пройденные темы и будет возвращаться к ним только в том случае, если сделает ошибку на пробном тесте.

Сильные и слабые стороны подготовки стайера

Сильные стороны

Есть стимул к более интенсивному изучению материала из-за ограничения по времени.

Возможность ставить конкретные задачи и выполнять их, так как материал изучается выборочно.

Есть возможность изменять способы подготовки с учетом выявленных проблем из-за отсутствия четкого плана.

 

Слабые стороны

Может не хватить времени, чтобы изучить все проблемные вопросы.

В процессе подготовки может выявиться больше пробелов, чем предполагалось.

Отсутствует повторение изученного ранее.

Нет времени, чтобы глубже изучить материал.

Карточки с рекомендациями

Инструкция

Кликните на кнопу и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Образовательная деятельность
Локальный акт

Обязательные документы для текущего контроля и промежуточной аттестации учеников

В статье – полный комплект документов, которые понадобятся вам, чтобы организовать текущий контроль и промежуточную аттестацию учеников. Их подготовила редакция с учетом новых требований. Для каждого документа есть контрольные точки, по которым проверите и обновите школьные локальные акты.

ВАЖНО

Обязательно разместите положение о текущем контроле и промежуточной аттестации на сайте школы (п. 3.3 приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации)

Школа проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию самостоятельно. Чтобы организовать такие процедуры, вам понадобятся 4 документа: положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, положение о зачете результатов, приказ о промежуточной аттестации, положение о классном журнале. Читайте далее в статье, по каким контрольным точкам проверить эти локальны акты.

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации должно быть в каждой школе. В этом документе школа прописывает и закрепляет форму, сроки и порядок промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Возьмите готовый образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Образец положения о текущем контроле и промежуточной аттестации 


Инструкция

Листайте положение, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Контрольная точка 1: порядок аттестации. Закрепите в положении порядок и периодичность промежуточной аттестации. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год, но школа может проводить ее и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия.

Пропишите в положении особенности аттестации разных групп учеников: надомников, экстернов, детей с ОВЗ. Для школьников, которые учатся на дому, промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП.

Для экстернов предусмотрите в положении отдельный раздел о промежуточной и итоговой аттестации. В нем укажите, как школа будет проводить промежуточную аттестацию экстернов, какие документы оформит и как допустит ученика до ГИА. Школа обязана предусмотреть этот раздел, так как экстерн может прийти в любой момент. Школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию.

Если планируете использовать отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в положении (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Учтите, что система оценки результатов освоения АООП должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Посмотрите формулировку о промежуточной аттестации учеников с ОВЗ.

Фрагмент положения. Об аттестации учеников с ОВЗ

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Контрольная точка 2: формы текущего контроля. Проверьте, зафиксировали ли вы в положении все особенности текущего контроля. Например, отразите в документе, будете ли выставлять отметки в журнал за ВПР. Напомним, что Рособрнадзор запретил использовать результаты только осенних ВПР-2020 (письма Рособрнадзора от 04.09.2020 № 13–444, от 10.02.2020 № 13–35). Как использовать результаты предстоящих ВПР, решите самостоятельно. Пример формулировки о формах текущего контроля смотрите ниже. Еще обязательно пропишите в положении, как формируется оценка за сложные письменные работы.

Фрагмент положения. О текущем контроле

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Контрольная точка 3: система оценивания. Включите в положение информацию о системе оценивания и переводе отметок. Если в школе используете нестандартную систему оценивания, эту информацию можно вынести в отдельный акт, а в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации сослаться на него. Посмотрите формулировку о переводе оценок ниже.

Напомним, что школы могут самостоятельно выбрать систему оценивания предметных достижений учеников (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это может быть классическая 5-балльная или многобалльная система, которая приближена к системе оценивания ГИА. Однако в аттестаты можно выставлять только 5-балльные отметки (приказ Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).

Фрагмент положения. О переводе оценок

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Образец положения

Скачать

Положение о зачете результатов

Разместите положение на сайте и на информационных стендах школы. Это локальный акт, который касается организации и осуществления образовательной деятельности. Поэтому он должен быть доступен в подразделе «Документы» специального раздела «Основные сведения». Скачайте готовый образец положения о зачете результатов справа.

Контрольная точка 1: название документа. Не называйте этот локальный акт порядком. Полномочие устанавливать порядок зачета теперь имеют только министерства (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школы больше не могут устанавливать такой порядок. Они могут решить конкретные вопросы зачета в других актах, например, правилах зачета или положении о зачете.

Контрольная точка 2: заявление для зачета. Укажите в положении два основания для зачета результатов. Согласно порядку Минпросвещения, основаниями для зачета могут быть только заявление и документ об образовании или обучении (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Разработайте форму заявления о зачете результатов. Утвержденной нет, составьте ее произвольно. Оформите шаблон заявления в приложении к положению о зачете результатов учеников. Скачайте готовый образец ниже.

Образец заявления о зачете результатов

Инструкция

 – посмотрите подсказку

Контрольная точка 3: перевод на ИУП. Оформите в положении отдельный раздел о переходе ученика на обучение по индивидуальному учебному плану (п. 8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Этот переход необходим, так как ученик после зачета не может осваивать образовательную программу с общим учебным планом. Ведь компоненты, по которым произвели зачет, ему осваивать уже не надо. Пример раздела смотрите ниже.

Фрагмент положения. Раздел о переводе на ИУП

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Совет

Если школа отказывается от бумажной формы журнала, нужно издать приказ и обновить должностные инструкции работников, которые имеют доступ к электронному журналу. Напомните об этом директору

Приказ о промежуточной аттестации

Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, поскольку сроки и формы уже установлены календарным учебным графиком и учебным планом. Обычно школы издают такой приказ, чтобы отразить организационные моменты.

Контрольная точка 1: особенности организации. Укажите в приказе состав аттестационной комиссии, расписание консультаций. Сроки аттестации установите в соответствии с локальным нормативным актом вашей школы, например, положением о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Контрольная точка 2: расписание аттестации. Приложите к приказу график аттестации – так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Оформить график можно в виде расписания промежуточной аттестации для уровня начального, основного и среднего общего образования в соответствии с календарными учебными графиками. Составьте таблицу и укажите класс, предмет, форму и дату аттестации, кабинет, ответственных за проведение педагогов. Посмотрите образец приказа о промежуточной аттестации.

Образец приказа о промежуточной аттестации

Инструкция

Листайте приказ, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец положения

Скачать

Положение о классном журнале

Этот документ нужен, чтобы закрепить порядок фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации. Проверьте, что отразили в локальном акте 5 вопросов: сроки внесения в журнал сведений об учениках, тематическое планирование, темы проведенных уроков и домашних заданий, порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал, архивирование сведений об успеваемости. Скачайте справа готовый образец положения о классном журнале.

Контрольная точка 1: порядок ведения журнала. Пропишите, как педагоги вносят в журнал предметы, делают записи о темах уроков и домашнем задании. Отдельно пропишите порядок внесения актированных дней. Закрепите в положении, кто проверяет ведение журнала и как его передают на хранение.

Контрольная точка 2: электронная форма. Включите в положение формулировки об электронной версии журнала. О ней часто забывают, хотя и работают с электронным журналом. Укажите в положении, как работать с журналом, какими правами доступа обладают пользователи электронной версии. Например, классные руководители имеют доступ ко всем страницам своего класса без права редактирования записей учителей-предметников. А учителя-предметники не имеют права редактировать электронный журнал после выставления итоговых оценок за учебный год. Посмотрите фрагмент положения о правилах и порядке работы учителей-предметников с электронным журналом на этой странице.

СПРАВКА

Актированные дни – дни, в которые ученики могут не посещать учебные занятия в школе по причине неблагоприятных условий. Например, погодных

В отдельном разделе пропишите общие ограничения для пользователей электронного журнала. Отметьте, что пользователи не вправе передавать учетные данные для входа в журнал третьим лицам, иначе нарушат законодательство о защите персональных данных.

Определите в положении сроки заполнения классного журнала. Они могут быть разными для электронной и бумажной формы. Для электронного журнала установите сроки на случай сбоя в работе, например, один дополнительный рабочий день, чтобы внести информацию. Определите, надо ли журнал распечатывать или будете хранить в электронном виде.

Фрагмент положения. Раздел о правилах и порядке работы с электронным журналом 

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

К СВЕДЕНИЮ

Надо ли отдельно составлять положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении?

Нет, не надо. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут вынести предписание.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2021года
Образовательная деятельность
Локальный акт

Что проверить в Правилах внутреннего распорядка обучающихся по новым нормам

Виктория Ярцева, эксперт-юрист Актион Образование
Предлагаем готовые формулировки, чтобы обновить локальный акт о внутреннем распорядке учеников по требованиям санитарных правил. Они касаются медзаключения, гаджетов и подвоза учеников. Вам не придется переписывать Правила – просто возьмите фрагменты, которые подготовил юрист, и вставьте в ваш документ.

Проверьте, соответствует ли локальный акт о внутреннем распорядке учеников последним требованиям санитарных правил. Для этого найдите три пункта и обновите их, если не сделали это до начала учебного года. Первый – о справке, которую ученик должен предоставить после болезни. Второй – о правилах работы с гаджетами на уроках. Третий – о праве учеников на подвоз до школы. Посмотрите памятку, какие пункты включить в Правила внутреннего распорядка обучающихся, а какие убрать. А если вам нужно разработать заново локальный акт, возьмите готовый образец Правил.

Формулировка о справке после болезни

Теперь в случае болезни ребенок или его родители вправе предоставить не только справку, но и медицинское заключение – если заболевание было серьезным (п. 2.9.4 СП 2.4.3648–20). Например, к таким заболеваниям относят неврит зрительного нерва, поражения суставов (приказ Минздрава от 30.06.2016 № 436н). Поэтому формулировку о медзаключении закрепите в локальном акте. Санитарные правила не уточняют, от какого врача нужно принести справку. Ранее она должна была быть от врача-педиатра. Медзаключение в старых СанПиН не упоминали.

Также предоставлять медицинское заключение нужно, если школьник контактировал с больным COVID-19. Без этого документа до 31 декабря 2021 года школы не вправе допускать такого ученика к занятиям. В документе врач должен указать, что у ребенка нет медицинских противопоказаний для пребывания в школе (п. 2.6 СП 3.1/2.4.3598–20).

В Правилах сразу закрепите, кому надо передать медицинский документ. Например, классному руководителю или медработнику. Еще можно добавить, что надо предоставить письменное объяснение, если ребенок отсутствовал не по причине болезни. Это позволит контролировать прогульщиков и привлекать их к дисциплинарной ответственности, если они старше 15 лет.

Фрагмент Правил внутреннего распорядка обучающихся. О справке по болезни

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

1
час –

максимум ученики любого возраста могут работать с наушниками без перерыва

Правила работы с гаджетами на уроке

Проверьте, что отразили в Правилах внутреннего распорядка обучающихся изменения в работе с гаджетами. Так ученики будут в курсе законодательных новшеств и не посчитают, что учителя самовольно вводят новые запреты и правила.

В документе потребуется закрепить, что дети на уроке не могут использовать одновременно более двух разных электронных средств обучения (ЭСО), а смартфоны во время занятий теперь под запретом (пп. 3.5.2, 3.5.3 СП 2.4.3648–20). В локальном акте можно разрешить школьникам пользоваться телефонами для связи с родителями на переменах. Кроме того, понадобится прописать нормы безопасности при работе с гаджетами. Например, ученики, как и педагоги, должны следить, чтобы минимальное расстояние между ними и экраном компьютера, ноутбука было 50 см (п. 3.5.7 СП 2.4.3648‑20). Также надо закрепить необходимость дезинфицировать ЭСО перед тем, как использовать (п. 3.5.14 СП 2.4.3648–20). В основной и старшей школе ученики могут принимать в этом участие – под руководством учителя.

Отметьте в Правилах и гимнастику для глаз. Ее ученикам необходимо выполнять во время занятий и перемен, если на уроках применяют ЭСО. Если используют только книжные учебники, гимнастику проводят на перемене. Для профилактики нарушений осанки во время занятий дети должны под руководством учителя выполнять упражнения – физкультминутки, контролировать осанку (пп. 2.10.2, 2.10.3 СП 2.4.3648–20).

Фрагмент Правил внутреннего распорядка обучающихся. О правилах работы с гаджетами

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

100
тысяч рублей –

штраф школе, если перевозка детей не будет соответствовать постановлению Правительства от 23.09.2020 № 1527 (ч. 4 ст. 12.23 КоАП). Например, автобус не оборудован ремнями безопасности

Право детей на подвоз

Школа должна организовать подвоз учеников при двух условиях. Первое – если ребенок живет дальше 500 м от школы, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – дальше 800 м, а в сельской местности – дальше 1 км. В последнем случае, когда организуете подвоз, расстояние в пути от школы до дома ученика не должно превышать 30 км в одну сторону. Второе условие – если нет общественного транспорта до школы по месту жительства ученика или ему не предоставили меры поддержки на оплату проезда (ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если теперь вы обязаны организовать подвоз, то впишите эту норму в локальный акт.

Раньше право на подвоз также связывали с удаленностью места жительства ребенка от школы. Но нормы удаленности зависели от климатической зоны и уровня общего образования. Максимальное время в пути не должно было превышать 30 минут.

Фрагмент Правил внутреннего распорядка обучающихся. О праве на подвоз

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Образец Правил внутреннего распорядка

Инструкция

Листайте приказ, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.