
Пошаговая инструкция и формулировки для частей годового плана работы, за которые отвечает замдиректора
Вы можете читать статью или сразу перейти в мини-курс>>. В нем три урока, которые помогут составить план работы школы на год. В первом уроке разберетесь, как формулировать цель по критериям SMART. Во втором потренируетесь перед совещанием с директором, а в третьем – проясните для себя нюансы разработки плана в этом году.
Структура и содержание плана работы школы на год не утверждены федеральными документами. Поэтому каждая школа самостоятельно выбирает, как планировать свою работу.
Попробуйте алгоритм, который мы используем в своей школе. По нему удобно составлять план работы на год. Если придерживаться шагов, ничего не упустите. Всего шагов пять.

ВАЖНО
В любом из вариантов формулировка цели должна быть краткой и ясной, отражать набор актуальных потребностей и не зависеть от средств достижения
Шаг 1. Актуализируйте цель
В вашей зоне ответственности цели и задачи, которые нужно реализовать, чтобы школьники освоили ООП и достигли планируемых результатов. Есть несколько вариантов, как определить цели и задачи. Они зависят от того, как принято планировать работу в вашей школе.
По направлениям развития. Если в вашей школе работу на год планируют по направлениям развития, то цели и задачи нужно связать с Программой развития. Выбирайте те позиции, которые можно реализовать за один учебный год.
Цель лучше составить по принципу SMART. Он включает в себя пять требований к цели по первым буквам английской аббревиатуры.
Главное в статье СкрытьКритерии SMART
По традиционным направлениям работы. Если планируете работу на год таким образом, начните с анализа плана работы за 2020/21 учебный год. Исключите цели, которых смогли достичь в полном объеме. Сформулируйте новые цели на основании тех, которых достичь не удалось.
Шаг 2. Сформулируйте задачи, чтобы достичь цели
Когда определите цель, переходите к задачам. Задачи можно формулировать как способы или этапы последовательного достижения цели.
Чтобы было проще выбрать формулировки, используйте простой алгоритм. Сначала назовите действие с помощью глагола – обеспечить, увеличить, начать. Затем обозначьте предполагаемый результат в структуре работы или в количественных единицах. Например, повысить в 2 раза, увеличить на 25 процентов. Помните, что задачи – это измеримые конечные результаты деятельности, которая помогает достичь отдельных составляющих цели. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Как формулировать задачи на основе цели
Шаг 3. Используйте Анализ работы школы за 2020/21 год
Продублируйте традиционные задачи, которые планируете для реализации образовательной деятельности. Часть задач перекочует в план в неизменном виде, а часть придется актуализировать. Для этого обратитесь к Анализу работы школы за год. Посмотрите, какие задачи по реализации ООП выполнили не в полном объеме. Скорректируйте их в новом плане. Исключите мероприятия, которые ставили в план в предыдущем году и реализовали в полном объеме. Также используйте выводы, которые сделали по результатам Анализа работы за предыдущий год. Дефициты, которые выявили, – зона ближайшего развития школы.
Шаг 4. Включите обязательные мероприятия
В план на 2021/22 учебный год нужно включить обязательные мероприятия. Нет общих требований, как вводить эти мероприятия. Поэтому выберите вариант, который удобен для вашей школы. Набрать готовые варианты для вашего плана помогут подсказки.
Окончательный переход на ФГОС СОО. Этот блок можно не добавлять, если школа работает по ФГОС СОО не первый год и завершила полный переход ранее. Если же 2021/22 учебный год – первый, когда все школьники учатся по ФГОС, мероприятия этого блока обязательно включить в план работы.
Реализация нацпроекта «Образование». Можно распределить мероприятия этого блока по другим тематическим блокам. Но отразить в плане работы, что школа реализует нацпроект, надо обязательно. Смотрите, какие мероприятия можно включить, в таблице-подсказке ниже.
Новая аттестация педагогов. В план работы школы включите крупные задачи по подготовке педагогов к новой аттестации. Другой вариант – не выделять новую аттестацию как отдельный тематический блок, а назвать все мероприятия в разделе о научно-методической работе школы. Смотрите ниже образец раздела годового плана о научно-методической работе.
Главное в статье СкрытьОбразцы разделов плана работы на 2021/22 учебный год
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите образец плана, листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе
Противодействие терроризму. В планировании мероприятий, чтобы усилить антитеррористическую защищенность, вы участвуете только по поручению директора. А вот организация работы с педагогами, школьниками и родителями по противодействию терроризму в зоне вашей ответственности. Усилить эту работу нужно по требованиям Минпросвещения, поэтому добавьте в план работы школы мероприятия.
Здоровьесбережение. Школа должна сохранять физическое и психическое здоровье школьников. Особенно это актуально в период пандемии. Поэтому блок мероприятий, которые направлены на охрану здоровья детей, обязательно включите в план работы. Образец раздела о здоровьесбережении смотрите выше.
Главное в статье СкрытьПереход на новые ФГОС НОО и ООО. Минпросвещения утвердило новые ФГОС НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). Школы должны внедрить их в 1-х и 5-х классах к 1 сентября 2022 года – именно с этой даты министерство запретило принимать детей на обучение в соответствии со старыми ФГОС НОО и ООО. При этом школа может ввести новые ФГОС с 1 сентября 2021 года для тех, кто уже осваивает или начнет осваивать программу начального или основного общего образования, но только с согласия родителей. Поскольку новых примерных ООП еще нет, советуем не спешить с получением такого согласия и переходом на новые ФГОС. В годовой план лучше включить подготовку к переходу. Дорожную карту, чтобы в спокойном темпе внедрять новые стандарты, мы опубликуем в октябрьском номере журнала.
Шаг 5. Отразите специфику школы
К этому этапу у вас уже сформируется основной костяк плана. Последний шаг – отразить в документе специфику школы: региональную, административную. Например, это может быть участие в региональных или городских проектах. Смотрите ниже на вкладке «Региональный проект», как включить в план работы специфику.
Главное в статье СкрытьТаблицы-подсказки с мероприятиями для годового плана
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl
V)
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Августовский педсовет и еще 43 задачи в циклограмме заместителя директора на месяц
В августе вы готовите главное событие месяца – педсовет, на котором определите основные векторы работы школы на 2021/22 учебный год. Обязательные вопросы, которые нужно включить в повестку заседания, смотрите в статье>>.
Во второй половине месяца, когда учителя вернутся из отпусков, проконтролируйте, как идет планирование учебной, методической, воспитательной работы школы. Обратите внимание социального педагога, педагога-психолога, тьюторов, если они есть в школе, что планировать свою работу они должны с учетом новой рабочей программы воспитания. Проведите заседание методического совета школы, проконтролируйте проведение заседаний ШМО.
Спроектируйте план работы школы на 2021/22 учебный год. Уделите особое внимание ежегодным календарным планам воспитательной работы. Готовые образцы смотрите в статье>>.
Проверьте готовность кабинетов к новому учебному году. Еще уделите внимание подготовке новых или коррекции действующих локальных нормативных актов. Проверьте соответствуют ли они ФГОС и подготовьте к рассмотрению на педсовете. Когда утвердите документы, не забудьте разместить новые варианты на сайте.
Также проанализируйте имеющиеся оценочные средства как приложение к ООП. Внесите необходимые изменения. Проверьте план развития ВСОКО и работу по программе развития школы. Какие ее разделы поправить до сентября, смотрите в статье>>.
Образец циклограммы замдиректора на август
Инструкция
Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Повестка августовского педсовета: пять обязательных вопросов об учебной и воспитательной работе
В повестку августовского педсовета обязательно включите пять вопросов: о результатах работы, завершении перехода на ФГОС СОО, рабочих программах воспитания, санитарных требованиях и плане работы на новый учебный год. Это темы, которые необходимо обсудить независимо от специфики вашей школы.
Смотрите примерный план заседания в таблице 1. Дополните повестку специфическими вопросами школы.
Главное в статье СкрытьТаблица 1. Примерный план заседания августовского педсовета
О результатах работы школы за 2020/21 учебный год
Данные, чтобы обсудить этот вопрос повестки, возьмите из анализа работы школы. Поговорить предстоит о трех группах результатов.
Результаты ГИА. Покажите результаты в динамике по предметам и педагогам. Например, сначала в табличном формате по текущему году, а затем – в диаграмме покажите динамику в сравнении с предыдущим годом. Смотрите таблицу 2 и диаграмму справа.
Таблица 2. Результаты ЕГЭ в 2020/21 учебном году
Положительная динамика – повод публично отметить заслуги учителей. Это один из способов мотивировать педагогов поддерживать высокие результаты и улучшать их.
Если динамика отрицательная, отдельным педагогам придется скорректировать организацию подготовки к экзаменам. В этом случае внесите в протокол заседания пункт о внутришкольном контроле (ВШК) учителей с отрицательной динамикой.
Результаты ВПР. Аналогично ГИА представьте сопоставительный анализ результатов осенних и весенних работ школьников. Осенние данные дополнительно сравните с результатами 2019/20 учебного года. Сделайте выводы о соответствии результатов ВПР отметкам школьников и о динамике.
Результаты учебного года. О них также говорите в динамике. Если она отрицательная, сделайте отсылку к мероприятиям нового годового плана, которые включили, чтобы скорректировать результаты.
По всем критериям анализа перечислите причины высоких и низких результатов. Расскажите о проведенных в прошлом учебном году мероприятиях, которые помогли достичь высоких результатов. Отдельно перечислите и проанализируйте, какие условия привели к снижению показателей.
Еще сравните данные внутренних мониторингов с внешней оценкой – ГИА, ВПР, внешних предметных и метапредметных мониторингов. Эта информация поможет сделать вывод об объективности оценивания в школе.
Проанализируйте результаты независимого мониторинга удовлетворенности качеством образования. Обозначьте «болевые» точки и позиции, по которым школа получила высокую оценку. Включите в годовой план работы на текущий учебный год мероприятия, которые помогут повысить степень удовлетворенности качеством образования.
Если по какой-то из групп результатов, которые освещаете на педсовете, динамика отрицательная, запланируйте на сентябрь заседания ШМО с вашим участием или заседание методического совета. На них детально обсудите причины отрицательной динамики результатов образовательной деятельности. Продумайте возможные варианты наставничества или усильте в этом направлении ВШК на 2021/22 учебный год.
Об ООП СОО по ФГОС
В этом году закончился переход на ФГОС. Учителя начальной и основной школы давно работают по требованиям стандартов. А вот для педагогов средней школы имеет смысл еще раз проговорить все основные требования ФГОС СОО.
Карточки ФГОС СОО
Инструкция
Кликните на кнопу и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать
Расскажите о профилях, которые открыли в школе. Обязательно обсудите с педагогами особенности обучения по учебным планам конкретных профилей: какие предметы включили в учебные планы каждого профиля, какие – исключили, как организовали вариативное изучение. Например, предмет «География» может не изучаться в технологическом профиле. Чтобы снять лишние вопросы коллег, объясните, какое решение администрация школы здесь приняла.
О рабочих программах воспитания
Вы начинаете реализовывать новую рабочую программу воспитания, поэтому обязательно обсудите ее содержание с педагогами, чтобы утвердить в составе ООП. Расскажите, как теперь в школе будет строиться воспитательная работа, какие документы и как должны составить или скорректировать педагоги. Смотрите в таблице 3, какие документы и как именно должны обновить учителя.
Главное в статье СкрытьТаблица 3. Какие документы обновить из-за рабочей программы воспитания
Также обратите внимание педагогов на новый подход к рабочим программам. Теперь учителя должны проектировать свои рабочие программы по предметам учебного плана с учетом инвариантного модуля рабочей программы воспитания программы «Школьный урок». Это значит, что в тематическом планировании рабочей программы должен присутствовать раздел «Ключевые воспитательные задачи». Если на майском педсовете это требование к структуре рабочей программы не закрепили в локальном акте школы, сделайте это сейчас. Включите проверку рабочих программ в план ВШК.
Отдельно проговорите, какие новые мероприятия включили в годовой план работы и план ВШК, чтобы контролировать реализацию программы.

СПРАВКА
Если эпидемиологическая ситуация в вашем регионе стабильная, региональные власти имеют право снять антиковидные ограничения в школах с 1 сентября 2021 года. Также у них есть право принять решение об очной или дистанционной организации образовательного процесса
О новых санитарных требованиях и ковидных ограничениях
Напомните учителям, что до января 2022 года продолжают действовать антиковидные санитарные требования (СП 3.1/2.4.3598‑20). Разъясните, как будет устроена работа вашей школы в первом полугодии из-за этих требований. Смотрите в чек-листе требования антиковидных правил.
Предложите учителям обсудить особенности организации работы: новое расписание, возможный дистант, массовые мероприятия, термометрию. Если не выносили этот вопрос на повестку майского педсовета, обсудите опыт предыдущего года, выделите удачные практики. Совместно выработайте решения по оптимизации, чтобы не пострадало качество обучения и воспитания. Решения внесите в протокол.
Также расскажите о новых требованиях к работе с электронными средствами обучения (ЭСО). Напомните, что с 1 января действуют новые Санитарные правила СП 2.4.3648–20, которые в том числе устанавливают требования по работе с ЭСО. Предупредите педагогов, что соблюдение этих требований включили в план ВШК на учебный год.
Требования к работе с ЭСО
Инструкция
Кликните на кнопу и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать

ВАЖНО
Профили в 10–11‑х классах открывайте с учетом возможностей школы, ее особенностей и специфики, а также чтобы учесть образовательные потребности учеников и родителей
О плане работы школы на год
В этой части выступления начните с анализа прошлогоднего плана работы. Обсудите все направления работы: учебную, методическую, воспитательную работу, деятельность педагога-психолога, педагога-библиотекаря, социального педагога.
Заранее поручите руководителям ШМО подготовить выступления о реализации методических задач. Пусть расскажут, какие задачи удалось реализовать в полном объеме, а какие – нет. Обсудите причины невыполнения плана.
Затем переходите к плану на новый учебный год. Обсудите с учителями, какие глобальные задачи стоят перед школой: внедрение новой рабочей программы воспитания, дальнейшая работа по ФГОС СОО, реализация программы развития школы, улучшение результатов ГИА и других внешних мониторинговых процедур. Выслушайте замечания и предложения по корректировке плана. Зафиксируйте их в решении педсовета.
По итогам педсовета оформите протокол заседания. В нем отразите повестку, основное содержание вопросов, которые выносили на обсуждение. Обязательно зафиксируйте принятые решения. Смотрите образец оформления протокола.
Главное в статье СкрытьОбразец оформления протокола
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
