ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2021года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Какие разделы программы развития скорректировать до сентября

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края
Узнаете, как обновить разделы программы развития школы об обучении и воспитании из-за новых требований. Для разделов есть готовые формулировки, которые помогут быстро актуализировать программу.

ВАЖНО

С 1 сентября 2020 года действуют поправки к Закону об образовании (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Теперь все школы должны включить в ООП общего образования рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы

Программа развития охватывает все сферы деятельности школы. Заместитель директора чаще всего отвечает за окончательное оформление программы. Но в ней есть разделы, которые касаются непосредственно вашей работы – учебная и воспитательная сфера.

Проверьте, чтобы программа развития соответствовала требованиям к сфере образования, которые начали действовать в 2021 году. Если срок действия программы еще не истек, внесите в нее изменения. Чтобы обновить программу развития школы по новым требованиям, внесите изменения в три раздела: паспорт программы, концепция развития школы, мероприятия по реализации программы развития.

Паспорт программы развития школы

Предусмотрите в начале документа паспорт программы и введение. Паспорт содержит полное наименование программы, этапы ее реализации и ответственных работников, основные задачи программы и ожидаемые результаты, важнейшие целевые показатели. Укажите, кто разрабатывал программу и как контролировать ее выполнение.

Во введении разъясните актуальность содержания программы и дайте ее краткое описание. Приведите ссылки на нормативные правовые документы и дайте глоссарий, чтобы обеспечить однообразное понимание терминов.

Образец программы развития школы

Инструкция

Листайте программу, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Какие изменения внести. Школам необходимо соблюдать антикоронавирусные мероприятия минимум до 2022 года. В задачах программы укажите, что выстраиваете обучение с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований, чтобы обезопасить учеников (СанПиН 1.2.3685–21, СП 2.4.3648–20, СП 3.1/2.4.3598–20). В ожидаемых результатах реализации представьте план действий, чтобы предотвратить вспышки заболевания. Смотрите в таблице примеры формулировок в раздел «Паспорт программы развития школы».

Таблица. Какие изменения внести в раздел «Паспорт программы развития школы»

Характеристика текущего состояния школы

Включите в этот раздел описание школы в настоящее время. Например, какие есть органы управления, структурные подразделения, реализуемые программы. Также укажите количество учеников и работников, материально-техническое состояние организации.

Какие изменения внести. Актуализируйте данные по итогам года. Для этого используйте информацию, которую готовили для отчета о самообследовании. Обобщите сведения и дайте краткую справку, не расписывайте подробно. Отразите ключевые характеристики школы по вопросам обучения и воспитания. Это отправная точка, от которой в дальнейшем будете отслеживать прогресс – удалось улучшить показатели или нет. Также по динамике развития вы сможете понять, эффективна программа развития или ее надо скорректировать.

Концепция развития школы

Концепция включает краткое описание сценария развития школы. Перечислите возможности, которые школа использует для реализации программы, выявите риски и ограничения, которые могут помешать. Отразите, как будут учтены интересы всех участников образовательных отношений. Также укажите современные тенденции и нововведения в образовании, которые будут внедрены в практику работы школы.

Напишите учебные и воспитательные цели, которых школа должна достигнуть по итогам выполнения программы. Кратко опишите действия по достижению целей. Спрогнозируйте проблемы, которые могут возникнуть в период реализации программы. Укажите способы преодоления проблем.

  • Как вносить изменения в программу развития школы?

    Изменения в программу развития вносите в том же порядке, в котором ее утверждали. Директор может поручить вам подготовить проект приказа. Оформите изменения в виде отдельного документа, если поправки не затрагивают большую часть программы. Когда меняете большой объем текста, утвердите программу развития в новой редакции или на новый период – в зависимости от регионального законодательства. Учтите требования учредителя, он вправе устанавливать их к структуре и срокам действия программы.

Какие изменения внести. До 1 сентября 2021 года все школы должны включить в ООП рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ, приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712). Отразите новые аспекты воспитательной работы в разделе о концепции развития образовательной организации. Предусмотрите в программе развития подготовку новых документов и повышение квалификации педагогов по воспитательной работе.

Чтобы показать планы школы по внедрению изменений в воспитательной работе, включите в концепцию развития три элемента. Первый – о работе с новыми документами по воспитанию. Второй – о решении направить педагогов на курсы повышения квалификации по воспитательной работе. Третий – о целевом «портрете выпускника». Посмотрите пример формулировок.

Формулировки для раздела «Концепция развития школы»

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

СПРАВКА

С 5 июня 2020 года руководитель образовательной организации несет ответственность за реализацию программы развития (ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Мероприятия по реализации программы развития

В разделе по реализации перечислите мероприятия, которые запланировали на период действия программы развития. Объедините их в тематические блоки по направлениям деятельности образовательной организации. Например, повышение качества образования, воспитательная работа, актуализация локальных нормативных актов, мероприятия по цифровизации образовательной среды и другие.

В образовательной сфере запланируйте корректировку образовательных программ, выработку эффективных педагогических методик, улучшение контрольно-оценочного инструментария. Включите в воспитательную работу мероприятия по модулям из примерной программы воспитания. Например, можно выделить воспитательные дела модулей «Ключевые общешкольные дела», «Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Экскурсии, экспедиции, походы» и другие.

Какие изменения внести. В концепцию развития школы добавили новые элементы, поэтому в разделе «Мероприятия по реализации программы развития» эти изменения тоже должны быть отражены. Внесите мероприятия, которые помогут реализовать новые аспекты воспитательной работы.

Если планируете обучать учеников с ОВЗ, включите информацию об этом в раздел «Повышение качества образования» в направление «Разработка и реализация образовательных программ в соответствии с современным содержанием образования». Смотрите примеры мероприятий по реализации программы развития.

Фрагмент плана мероприятий по реализации программы развития школы

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2021года
Качество образования
Планирование и организация

Как составить календарные планы воспитательной работы. Готовые образцы

Наталья Лунева, замдиректора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
В статье – алгоритм, чтобы составить календарные планы воспитательной работы. В нем всего шесть этапов. На каждом этапе есть подробная инструкция, что делать, и образцы. Вы не упустите важные детали подготовки новых документов. Еще есть готовые образцы календарных планов для всех уровней образования.

Чтобы выполнить задачи, которые поставили в рабочей программе воспитания, зафиксируйте воспитательные мероприятия и сроки их проведения в календарном плане воспитательной работы. Проект документа согласуйте с советом родителей и советом учеников, ознакомьте на собраниях и организуйте обсуждение. Готовый план включите в состав ООП и разместите после рабочей программы воспитания.

Главное в статье Скрыть

Составьте пояснительную записку

Схема. Примерная структура пояснительной записки к календарному плану воспитательной работы

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Скачать

Определите структуру пояснительной записки к календарному плану воспитательной работы. Посмотрите примерную структуру на схеме справа.

В начале пояснительной записки коротко опишите, что расположили модули в плане по значимости для школы. Так, первый модуль плана – это самый важный модуль в деятельности образовательной организации. Так как в рабочей программе воспитания вы уже проанализировали воспитательную работу за предыдущий год, то в пояснительной записке к плану не включайте результаты анализа, чтобы не повторяться. Акцентируйте внимание на мероприятиях, которые способствуют решению проблем, выявленных в результате анализа воспитательной работы за прошлый год.

В конце пояснительной записки выделите основной ключевой приоритет воспитательной работы в новом учебном году. Сделайте это отдельно для каждого уровня образования в соответствии с возрастными и психологическими особенностями школьников. Посмотрите пример оформления пояснительной записки.

Главное в статье СкрытьОбразец пояснительной записки к календарному плану воспитательной работы

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).  – посмотрите подсказку

ВАЖНО

Школа вправе прописать ключевое содержание воспитательной работы в новом учебном году в пояснительной записке к календарному плану воспитательной работы

Разработайте план для каждого уровня

Календарный план воспитательной работы составьте отдельно для каждого уровня образования. Новые планы составляйте ежегодно.

Структуру календарного плана воспитательной работы закон не устанавливает. Поэтому сами выберите для школы удобный вариант формы плана и распределите мероприятия в нем по-разному. Первый вариант – по модулям. Второй – по учебным периодам или месяцам. Для удобства разработайте единую форму плана для всех уровней образования.

Два варианта оформления календарного плана

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Включите мероприятия по всем обязательным модулям

В календарных планах воспитательной работы для уровней ООО и СОО запланируйте мероприятия по шести обязательным модулям: классное руководство, школьный урок, курсы внеурочной деятельности, работа с родителями, самоуправление, профориентация. Для календарного плана на уровне НОО модули «Профориентация» и «Самоуправление» необязательны. Поэтому мероприятия по этим двум модулям можно не включать в план для младших школьников, если в школе нет профориентационных событий и самоуправления в 1-4-х классах.

Укажите категории школьников, для которых будете проводить мероприятия

Участие в мероприятиях плана для школьников должно быть добровольным. Поэтому не устанавливайте жесткие рамки для мероприятий и конкретного класса. Если необходимо, отметьте в календарных планах воспитательной работы конкретные параллели, для которых вы запланировали мероприятия.

Если школа реализует образовательные модели, например, кадетские, инженерные, экологические классы, то в календарном плане пропишите мероприятия для учеников таких классов. Также помните про мероприятия для детей, которые нуждаются в особом внимании, например, неуспевающие или дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

ВАЖНО

Чтобы сделать календарный план воспитательной работы частью ООП, внесите изменения в ООП каждого уровня общего образования

Включите мероприятия по необязательным модулям

Наполняйте план только теми мероприятиями, которые действительно будете проводить в школе. Не старайтесь охватить как можно большее количество необязательных модулей, которые включили разработчики в примерную программу воспитания.

Школа самостоятельно определяет наличие вариативных модулей в рабочей программе воспитания, поэтому календарный план воспитательной работы может вообще не включать такие модули. Однако наличие вариативных модулей – показатель уклада школьной жизни или инновационного подхода к воспитательной деятельности в школе.

СПРАВКА

Родители или законные представители учеников должны оформить согласие на участие детей во внеурочных мероприятиях школы

Учитывайте календарь образовательных событий

Планируйте воспитательные задачи с учетом календаря образовательных событий на 2021/22 учебный год (письмо Минпросвещения от 28.05.2021 № ТВ-860/04). Например, министерство запланировало четыре Всероссийских открытых урока ОБЖ. Первый – 1 сентября для подготовки детей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Второй – 4 октября, в рамках Дня гражданской обороны. Третий – 1 марта, во Всемирный день гражданской обороны. Четвертый – 30 апреля, в рамках Дня пожарной охраны.

Распределите традиционные школьные мероприятия по модулям. Обратите внимание на памятные даты своего региона и включите в план мероприятия, которые им посвящены.

Главное в статье СкрытьОбразцы календарных планов

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите уровень образования. Листайте планы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2021года
Качество образования
Формы и методы работы

Чек-лист, чтобы проверить рабочую программу воспитания

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
В статье – чек-лист, чтобы проверить, учитывает ли ваша рабочая программа федеральные требования и особенности школы. По нему сможете отследить этапы проверки и зафиксировать результаты, чтобы оперативно исправить программы, если обнаружите недочеты. Ведь работать по ним нужно уже с сентября.

Анализ чек-листа позволит выявить слабые места в документах и вовремя их устранить. Работайте с чек-листом по схеме «сделали пункт – отметили выполнение и оценили качество – исправили ошибки».

Разделы рабочей программы воспитания

Скачать

Проверьте структуру программы

Рабочие программы воспитания всех уровней должны иметь модульную структуру и включать четыре обязательных раздела (п. 19.6 ФГОС НОО, п. 18.2.3 ФГОС ООО, п. 18.2.3 ФГОС СОО). Поэтому проверьте, включены ли в каждую из них разделы, которые представлены на схеме справа. Добавлять или убирать разделы нельзя, иначе вы нарушите требования ФГОС к структуре рабочей программы воспитания.

Проанализируйте содержание разделов

Когда будете проверять содержание разделов рабочих программ воспитания, опирайтесь на примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания. Это поможет выявить ненужную или избыточную информацию.

Разработчики примерной программы рекомендуют использовать ее как конструктор. С этим связана самая распространенная ошибка в рабочих программах воспитания – школы копируют текст примерной программы и оставляют без изменений. Так делать нельзя. Вы можете скопировать примерную программу воспитания, но должны ее изменить под особенности воспитательного процесса вашей школы. Можно убирать ненужное или добавлять свое – так вы получите действительно рабочий документ. Каждый раздел должен содержать информацию о воспитании именно в вашей школе.

  • Сколько рабочих программ воспитания должна разработать школа?

    Всего в школе должно быть три рабочие программы воспитания – отдельно для каждого уровня образования. Это требование ФГОС (п. 9 ст. 2 и ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Еще программы воспитания являются частью ООП уровней образования, а школа разрабатывает отдельные ООП для каждого уровня образования (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
    Письмо Минпросвещения и Рособрнадзора, а также методические рекомендации о разработке программы воспитания содержат иную информацию (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 26.04.2021 № СК-114/06, 01–115/08–01, методические рекомендации РАО от 02.06.2020 № б/н). Эти документы разъясняют, что программа должна быть одна – единая для НОО, ООО и СОО. Однако и письмо, и методрекомендации не являются нормативными правовыми актами и содержат исключительно рекомендации. При этом документы не учитывают нормы законодательства.
    Посоветуйтесь с учредителем – нужно ли разрабатывать единую рабочую программу воспитания или создавать отдельные программы для НОО, ООО и СОО. В любом случае календарные планы воспитательной работы разрабатывайте для каждого уровня образования отдельно.

Рассмотрите описание особенностей воспитательного процесса

В этом разделе школа описывает специфику своей воспитательной деятельности. Раздел оформлен неправильно, если вы указали только официальные данные, например, наименование и почтовый адрес вашей школы или количественные данные о численности учеников.

Расскажите об особенностях расположения школы, об особенностях контингента школьников и их родителей. Опишите воспитывающий потенциал микрорайона школы: что оказывает позитивное влияние на детей, а что – негативное. Укажите социальных партнеров школы, например, предприятия микрорайона, учреждения культуры, библиотеки, СПО. Если у вашей образовательной организации есть собственные воспитательные методики, важные для школы принципы и традиции воспитания – расскажите и о них.

При проверке учитывайте также, что этот раздел не должен быть большим. Подобный раздел есть в ООП, поэтому здесь описывайте только те особенности, которые имеют отношение к воспитательной работе.

Проверьте цели и задачи воспитания

Воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие личности детей (п. 19.6 ФГОС НОО, п. 18.2.3 ФГОС ООО, п. 18.2.3 ФГОС СОО, п. 2 ст. 2 и ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому цель воспитания будет одна для всех уровней образования – личностное развитие школьников. Но в рабочих программах воспитания вы должны указать целевые приоритеты для каждого из уровней образования.

Неправильно, если во всех трех рабочих программах воспитания вы указали одну и ту же цель, но не указали целевой приоритет для уровня образования. Или если указали одни и те же целевые приоритеты для всех уровней образования.

Задачи, которые описаны в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, поэтому их можно корректировать исходя из специфики школы и особенностей учеников. Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые школе необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи она может формулировать по-своему. При этом задачи должны отражать конкретные шаги, которые помогут школе достигнуть цели воспитания. Соотносите задачи с модулями в разделе «Виды, формы и содержание деятельности». Так, в каждом модуле вы покажете конкретные способы решения задач, которые поставили.

ВАЖНО

Количество воспитательных задач и количество модулей должны совпадать

Проанализируйте виды, формы и содержание совместной деятельности

В этом разделе должно быть описание, как школа реализует на практике цель и задачи воспитания. Структуру раздела, виды и формы деятельности можно взять из примерной программы воспитания. Но проверьте, что содержание указали свое, а не скопировали из примерной программы.

Количество модулей. Проконтролируйте, что раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен решать одну из задач воспитания. Ошибкой будет, если модулей в программе больше, чем воспитательных задач, или наоборот. Поэтому, когда выбираете модули, сразу ставьте задачу, которую он будет решать. Для этого соотнесите задачи воспитания из программы и содержание воспитательной деятельности в разделе «Виды, формы и содержание деятельности». Также обратите внимание на воспитательный потенциал всех модулей. Проверьте, чтобы мероприятия, которые планируете проводить, соответствовали возрастным особенностям школьников.

Формы, виды, содержание. Недостаточно просто перечислить воспитательные дела и мероприятия, которые вы планируете провести в рамках модулей. Поэтому удостоверьтесь, что в каждом модуле описали формы организации деятельности, виды деятельности и их содержание.

Проверьте, отразили ли вы в содержании модулей взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, классных коллективов на уровне образования и в целом по школе. Когда будете описывать содержание деятельности, будьте краткими, обязательно укажите, какой воспитательный потенциал заложен в мероприятиях.

Обязательные модули. Убедитесь, что в рабочих программах воспитания для уровней ООО и СОО есть все шесть инвариантных модулей: классное руководство, школьный урок, курсы внеурочной деятельности, работа с родителями, самоуправление, профориентация. В рабочей программе воспитания НОО инвариантных модулей должно быть на два меньше: самоуправление и профориентацию не надо включать из-за возрастных особенностей детей. Но учитывайте здесь особенности вашей школы: если в ней ведется работа по этим модулям с начальной школы, вы вправе их описать.

Необязательные модули. Вариативные модули каждая школа выбирает самостоятельно в зависимости от своих особенностей и традиций воспитания. Количество модулей может быть любым, главное, чтобы они отражали реальную деятельность, которая значима для детей и педагогов. Вариативные модули можно выбрать из примерной программы воспитания или включить свои, если предложенные не отражают в полной мере особенности вашей школы.

Вариативные модули – это возможность для школы раскрыть или сохранить индивидуальность своей воспитательной среды, возможность творчества. Школа может включить в рабочую программу воспитания воспитательные дела, которые стали традиционными, или попробовать новшества в воспитании. Для этого учитывайте условия именно вашей школы и исключите формальный подход к выбору вариативных модулей.

Ресурсы школы. Убедитесь, действительно ли вариативные модули учитывают кадровые и материальные ресурсы вашей школы, отражают реальную и значимую деятельность школьников и педагогов. Смотрите ниже причины, по которым вариативный модуль лучше не выделять или исключить.

ПРИМЕР. Причины, когда лучше не выделять в рабочей программе воспитания отдельный вариативный модуль:

– для реализации модуля ваша школа имеет материальные ресурсы, но не имеет в штате нужного педагога, и наоборот;
– для реализации модуля ваша школа не имеет ресурсов вовсе;
– деятельность неинтересна детям или педагогам;
– деятельность не имеет важного значения для детей или педагогов.

Не стремитесь включить в рабочую программу как можно больше модулей. Если во время проверки вы установили, что какой-то вариативный модуль дублирует содержание других модулей или у школы нет возможностей для реализации, лучше такой модуль исключить.

Расположение модулей. Последовательность модулей в разделе может быть любая. При этом неправильно, если вы распределили модули по группам «Инвариантные» и «Вариативные». Не нужно даже указывать – обязательный модуль или нет. Выбранные модули должны быть расположены в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы. Приоритетным может быть любой как инвариантный, так и вариативный модуль.

Рассмотрите основные направления самоанализа воспитательной работы

Вы оформили этот раздел правильно, если просто перечислили основные направления самоанализа, кратко описали критерии самоанализа и способы, с помощью которых школа его проводила: анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение или другие. Смотрите ниже примерные направления самоанализа.

ПРИМЕР. Основные направления самоанализа воспитательного процесса

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Не описывайте результаты самоанализа с выводами, рекомендациями и прочим. Результаты самоанализа будут меняться из года в год. Если вы внесете их в раздел рабочих программ воспитания, то вам ежегодно придется перерабатывать программы. Кроме того, результаты самоанализа воспитательной работы – это достаточно объемная информация, которая увеличит и объем рабочей программы.

Составьте справку по итогам проверки и спланируйте контроль

Оформите результаты контроля качества рабочих программ воспитания в виде справки: зафиксируйте цель и задачи контроля, его сроки, вид и методы, опишите результаты и сделайте выводы. Если потребуется доработать, составьте рекомендации для рабочей группы по улучшению и дополнению рабочих программ воспитания. В этом случае укажите сроки повторного контроля. Приложите к справке для наглядности чек-лист контроля рабочей программы воспитания.

По итогам анализа рабочих программ воспитания внесите контрольные мероприятия в планы ВШК и развития ВСОКО на новый учебный год. В план ВШК внесите контроль реализации рабочих программ воспитания за полугодие и учебный год. Проанализируйте эффективность видов и форм воспитательной работы, которые были запланированы.

В плане развития ВСОКО по месяцам и неделям распределите мероприятия по контролю качества реализации рабочих программ воспитания уровней образования. Контрольные мероприятия можете внести в разделы плана: качество образовательных результатов; качество организации образовательного процесса; качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.