Листы контроля, чтобы включить во ВСОКО проверку требований к школьным кабинетам
Вы можете читать статью или сразу перейти в мини-курс. В нем три урока, которые помогут проверить, как педагоги выполняют санитарные требования к учебным кабинетам. В первом уроке разберетесь, что изменилось в требованиях. Второй и третий уроки – практические. В них проведете проверку кабинета в нашей виртуальной школе по готовым листам контроля.
В Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 (СП) и Гигиенических нормативах СанПиН 1.2.3685–21 (ГН) изменились требования к организации внутреннего пространства учебного кабинета. Часть старых нормативов смягчили, часть исключили вовсе, а еще добавили новые. Все актуальные требования смотрите на схеме.
Схема учебного кабинета
Кликните на точку в с цифрой , чтобы посмотреть подсказки. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Летом проведите ревизию школьных кабинетов по листам контроля. Они подойдут для всех учебных кабинетов, в которых предусмотрели традиционную расстановку мебели.
Лист контроля № 1. Учебная доска
Удостоверьтесь, что в кабинете правильно установлены учебные доски. В СП и ГН уточнили требования к размеру, состоянию и размещению интерактивной доски. Для меловой доски требования сократили. Основной акцент сделали на освещении. Для маркерной доски требования оставили те же. Нормы к углу видимости доски также не изменили, но исключили норму, что требование соблюдают для доски длиной 3,0 м. Все критерии для проверки учебной доски – в листе контроля № 1.
Лист контроля № 1
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 1
Скачать
Лист контроля № 2. Специальное оборудование
В отдельный лист занесите сведения о специальном оборудовании. Например, до конца 2021 года все кабинеты должны быть оборудованы приборами по обезвреживанию воздуха. Это меры профилактики COVID-19 (п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598–20). Остальные требования перенесли из старого СанПиН. Критерии оценки спецоборудования смотрите в листе контроля № 2.
Лист контроля № 2
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 2
Скачать

Совет
Проверку кабинета информатики можно делегировать техническому специалисту школы, если он не ответственный за кабинет
Лист контроля № 3. Учебная мебель
Проверьте комплектность учебной мебели, маркировку и материалы, из которых она сделана. Требования в их отношении не изменились.
Затем оцените, как расставлена мебель. Законодатель сократил минимальное расстояние между рядами парт: было 60 см, стало – 50. Еще определили конкретный промежуток между окном и партой. Он должен составлять не меньше 50 см, вместо вилки 50–70 см. А вот расстояние между столом учителя и стеной, а также последней партой и стеной теперь не регламентировано.
Все обязательные требования к расстояниям между школьной мебелью смотрите на схеме в начале статьи, а критерии для проверки – в листе контроля № 3.
Лист контроля № 3
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 3
Скачать
Лист контроля № 4. Учебное оборудование
Учебное и сопутствующее оборудование проверьте в четырех кабинетах: химии, физики, технологии и информатики. Для первых двух кабинетов требования прежние. Для кабинета технологии установили новые требования, но без конкретики.
В кабинете информатики изменений много из-за новых требований к техническому оснащению. Поэтому этот кабинет проверяйте по особым критериям (таблицы 6.1, 6.3, 6.8 ГН). Все новые требования к электронным средствам обучения (ЭСО) смотрите в статье>>, а требования к оборудованию кабинетов – в листе № 4.
Лист контроля № 4
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 4
Скачать
Лист контроля № 5. Условия для пребывания
Оцените условия для пребывания в учебных кабинетах. Сначала проверьте наличие освещения, допустимые параметры. Затем убедитесь, что есть солнцезащита. В конце оцените качество ремонта и уборки. Все критерии условий смотрите в листе контроля № 5.
Возьмите лист контроля № 5
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 5
Скачать
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Как исключить ошибки в новых учебных планах на 2021/22 учебный год
Впервые в 2021/22 учебном году все учебные планы вы должны составить по ФГОС. В стандарты регулярно вносили изменения, которые влияют на эту часть ООП. Поэтому происходит путаница. Плюс есть ряд позиций, которые не урегулировали на федеральном уровне.
Советы в статье помогут не запутаться в изменениях и ненормированных аспектах работы с учебными планами. А по чек-листам проверите готовые документы.
Чек-листы, чтобы проверить учебные планы

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз
Не включать в учебный план внеурочную деятельность
Курсы внеурочной деятельности – это не учебные предметы. Поэтому не включайте внеурочку в учебный план. Это грубое нарушение требований ФГОС. Все внеурочные мероприятия внесите в план внеурочной деятельности – отдельную обязательную часть любой ООП.
Внеурочная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение результатов ООП. Но в первую очередь результатов личностных и метапредметных. Когда ученик выбирает курс внеурочной деятельности, он опирается на свои интересы, потребности и индивидуальные особенности. На уровне среднего общего образования вариативный компонент внеурочной деятельности прописывайте по отдельным профилям обучения, но не включайте в учебный план.
При этом не забывайте учитывать внеурочные занятия, когда подсчитываете соотношение частей программы. Подробнее об этом читайте далее в статье.
Включить все обязательные предметы и предметные области
В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы. Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Чаще всего в учебных планах забывают предметы областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО, «Родной язык и родная литература» на уровне ООО, а также астрономию на уровне СОО. Памятки со всеми обязательными предметами в учебных планах смотрите ниже.
Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Прописать названия предметов по ФГОС
Все предметы в учебном плане должны быть названы в строгом соответствии со ФГОС. Смотрите в таблице 1, в каких названиях чаще всего ошибаются коллеги.
Таблица 1. Названия предметов, которые чаще всего неправильно вносят
в учебный план
Уровень НОО. Особняком среди названий стоят предметы из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Нормативных документов, которые бы регламентировали, как правильно указать в учебном плане, какой именно родной язык изучают школьники, нет. Поэтому здесь лучше ориентироваться на Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов, чтобы не дать поводов для лишних вопросов во время очередной проверки. В примере смотрите, как вписать предметы в учебный план.
ПРИМЕР. Как вписать родной язык в учебный план
Предметная область | Учебный предмет | |
---|---|---|
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык (русский) | |
Литературное чтение на родном языке (бурятском) |
Еще одна проблема – предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этой предметной области ФГОС не выделяет отдельные учебные предметы. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как называть предмет в учебном плане: дублировать название предметной области, использовать аббревиатуру ОРКСЭ или вынести название определенного модуля. Самый безопасный вариант – назвать в учебном плане предмет, как предметную область: «Основы религиозных культур и светской этики»
Уровень ООО. Обязательных «математических» дисциплин предметной области «Математика и информатика» в учебном плане 5-9-х классов сразу три: «Математика» в 5-6-х классах, «Алгебра» и «Геометрия» в 7-9-х классах. В случае с этими предметами ориентироваться на Порядок заполнения аттестатов будет неправильно, ведь ФГОС четко называет предметы области «Математика и информатика». Значит, и в учебный план их нужно внести так, как требует стандарт, – математика, алгебра, геометрия.
Та же ситуация со всеобщей историей и историей России. Они входят как отдельные предметы в область «Общественно-научные предметы». Поэтому именно так и нужно внести обе истории в учебный план, а не как предмет «История» с модулями «Всеобщая история» и «История России».
Уровень СОО. В наименовании предметов учебного плана для старшеклассников есть ряд принципиальных отличий от основной школы. Из-за этого часто происходит путаница, и в учебных планах появляются неправильные названия. Смотрите, как правильно назвать предметы, ниже.
ПРИМЕР. Как правильно внести предметы в учебный план СОО
Правильно | Неправильно | |
---|---|---|
История/ Россия в мире | История России | |
Всеобщая история | ||
Математика | Алгебра | |
Геометрия | ||
Информатика | Информатика и ИКТ |
Включите в формируемую часть факультативы и элективные курсы
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, используйте, чтобы углубленно изучать предметы обязательной части и курсы, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей учеников. Включить в формируемую часть факультативные и элективные курсы надо обязательно. Иначе нарушите академические права детей (п. 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
Старшеклассникам лучше предложить элективные курсы, которые поддерживают выбранный ими профиль обучения. Так вы обеспечите вариативность обучения. А еще не придется дополнительно мотивировать выбор курсов, ведь он соответствует профилю, а значит, отвечает запросам школьников.
СОВЕТ
Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.
Выдержать соотношение частей
Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия. Выдержать нужно соотношение 80 на 20 процентов в начальной школе, 70 на 30 – в основной и 60 на 40 – в средней.
ПРИМЕР. Как рассчитать соотношение частей программы
5270: 7548×100 = 70.
Получаем 70 процентов – значит, соотношение выдержано.
Предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть только курсы, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов.
Составить пояснительную записку
ФГОС не требует составлять пояснительную записку к учебному плану. Но лучше ей не пренебрегать, чтобы избежать дополнительных вопросов от педагогов, родителей и проверяющих.
Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы формируемой части. Пропишите, каким образом оцениваются предметные спецкурсы. Это может быть отметочный или безотметочный вариант оценивания, зачетная система. Если в сетке учебного плана нет названий элективных курсов, то в пояснительной записке пропишите точные названия. Например, «Элективный курс по математике». Это нужно, чтобы педагоги указали такое же название на титульном листе рабочих программ и не было разногласий в документах.
Пропишите в записке, какие предметы и в каких классах вашей школы изучаются на углубленном уровне. Это касается учебных планов НОО и ООО. В учебном плане СОО уровень изучения предмета укажите в сетке часов.
Еще включите в пояснительную записку информацию о количестве групп иностранного языка и второго иностранного языка по классам. Укажите, какой язык изучается в вашей школе в качестве основного и второго иностранного языка. Это поможет снять дополнительные вопросы со стороны проверяющих органов.
В пояснительной записке к учебному плану СОО укажите, по каким профилям организовано обучение. Еще включите названия элективных курсов, которые поддерживают профили. Если варьируете изучение предметов обязательной части по уровню образования, обязательно пропишите и это. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Как прописать в пояснительной записке вариативное изучение
– «Информатика» – изучается в 10-м классе;
– «Астрономия» – изучается в 10-м классе;
– «Родной язык (русский)» – изучается в 11-м классе;
– «География» – изучается в 11-м классе;
– «Химия» (базовый уровень) – изучается в 10-м классе;
– «Биология» (базовый уровень) – изучается в 11-м классе.
Прописать формы промежуточной аттестации
Проверьте, чтобы учебные планы содержали формы промежуточной аттестации. Проконтролируйте, чтобы они соответствовали локальному акту – Положению о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Единых требований, как указать формы промежуточной аттестации в учебном плане, нет. Возможны два варианта: описать их в пояснительной записке или включить в сетку часов учебного плана. Смотрите примеры оформления.
Образцы оформления форм промежуточной аттестации к ООП ООО
Выберите документ. Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Уложиться в границы максимальной и минимальной нагрузки
Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Это можно сделать разными способами. Варианты оформления смотрите ниже.
Учебные планы ООО. Как оформить объем нагрузки

Кликните на название учебного плана, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз
Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования. Смотрите нормы в таблице 3.
Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным правилам. Смотрите нормы в таблице 2. Максимальная недельная нагрузка должна включать часы и обязательной, и формируемой части учебного плана.
Требования к объему нагрузки

Кликните на кнопку, чтобы выбрать таблицу и скачать
Составить учебные планы профилей на уровне СОО
ООП СОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Обязательное условие – это должны быть учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Проверьте, правильно ли названы профили и как они спроектированы. В каждом профиле разные списки предметов для углубленного изучения, которые определяет ФГОС. Смотрите таблицу 4.
Таблица 4. Предметы для углубленного изучения в учебных планах профилей
В обязательной части укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и уникальные предметы для профилей, которые есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.
Проверьте количество предметов, которые вывели на углубленное изучение: их должно быть 3 (4) из соответствующей профилю обучения или смежной предметной области. Вариации предметов в профиле могут быть разными. Это требование не распространяется на универсальный профиль. В нем может как не быть, так и быть от одного до четырех предметов для углубленного изучения. Это зависит от особенностей школы. Не включайте больше четырех углубленных предметов в учебный план профиля.
Посчитайте количество предметов в обязательной части учебного плана: их должно быть 11 (12). Это требование распространяется и на универсальный профиль. Не забудьте включить во все учебные планы 8 обязательных для изучения предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Историю можно заменить предметом «Россия в мире». Но разработчики новой концепции преподавания учебного курса «История России» рекомендуют отказаться от такой замены. Курс «Россия в мире» они предлагают включить как курс по выбору в формируемую часть учебных планов, в которых есть гуманитарные и общественно-научные предметы для углубленного изучения. В этом случае в обязательной части нужно оставить историю, чтобы выполнить требования ФГОС.
Учебные планы

Кликните на кнопку
и выберите уровень образования, нажмите на карточку, чтобы посмотреть и скачать учебный план
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Ревизия рабочих программ. Как помочь педагогам спланировать изменения
|
Ревизия рабочих программ – трудоемкая и неблагодарная задача. Чтобы проверить все документы педагогов, нужно много времени и сил. А в итоге учителя часто подходят к исправлениям формально. Но отказаться от ревизии рабочих программ нельзя. Ведь в этом году правки для галочки не пройдут – изменились требования ФГОС. Сэкономить время и нервы поможет алгоритм в статье. Часть работы можно делегировать руководителям ШМО – для этого есть готовый чек-лист.
Контроль лучше запланировать на май. Так вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году. А учителя успеют внести изменения по замечаниям, которые вы выявите.
Проверьте структуру рабочих программ
Требования ФГОС к структуре рабочих программ изменились, но обязательных компонентов по-прежнему три:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Новое требование учитывать в тематическом планировании рабочую программу воспитания действует с января 2021 года. При этом школы должны разработать и начать реализовывать рабочие программы воспитания только с 1 сентября 2021 года. Поэтому с большой долей вероятности учителя вашей школы еще не успели скорректировать программы по новым требованиям. Но это обязательно нужно будет сделать до начала нового учебного года. О том, что порекомендовать педагогам, читайте далее в статье.
Проанализируйте, как сформулированы планируемые результаты
В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» учитель перечисляет три группы планируемых результатов: предметные, метапредметные и личностные. Формулировать результаты педагог должен с опорой на ФГОС и с учетом примерных ООП.
Прямым текстом ни в одном нормативном акте не прописана обязанность учителя брать точные формулировки из ФГОС. Но во время проверки эксперты могут обратить внимание на несоответствие рабочей программы тексту стандарта. Тогда школа получит замечание. Чтобы обезопасить себя от лишних вопросов экспертов, лучше сразу рекомендовать учителям брать дословные формулировки планируемых результатов из ФГОС и закрепить это требование в локальном акте.
Во время ревизии проверьте, как учителя сформулировали планируемые результаты в рабочих программах. Для этого соотнесите тексты программ со ФГОС нужного уровня образования. В таблице 1 смотрите примеры верных и ошибочных формулировок.
Сопоставьте программы с ООП
Соотнесите целевой раздел ООП с рабочими программами. Планируемые результаты, которые содержит целевой раздел ООП, должны совпадать в формулировках с планируемыми результатами в рабочих программах.
Структура рабочих программ, которая описана в ООП, должна быть идентична структуре рабочих программ учебных предметов. Еще обратите внимание на наименование учебных предметов. Если в учебном плане и других частях ООП используете определенное название предмета или курса, такое же название должно быть и в рабочей программе. Особенно это важно для учебных предметов и курсов, которые не входят в обязательную часть учебного плана. Их названия ФГОС не регламентирует, поэтому шанс расхождений выше.
Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Во всех документах количество часов должно совпадать для уровня образования и для учебного года. В противном случае на федеральном контроле качества школа получит предписание.
Еще один важный момент касается содержания учебных предметов, курсов дисциплин в ООП и соответствующих разделах рабочих программ. Нормативные документы не обязывают школу включать это содержание в ООП. Если в ваших ООП не прописано содержание учебных предметов, курсов дисциплин, то никаких ограничений нет. Педагоги сами определяют, как формировать содержание предметов. Если же вы вынесли в ООП содержание, то оно должно быть продублировано и в рабочих программах в разделе «Содержание учебного предмета, курса» дословно, как в ООП.
Проверьте раздел о содержании учебного предмета
Содержание учебного предмета, курса должно быть направлено на достижение планируемых результатов. Посмотрите пример анализа, чтобы проверить, учел ли это педагог, когда писал рабочую программу.
ПРИМЕР. Анализ содержания рабочей программы
Если в локальном акте школы фиксируете дополнительные требования к этому разделу рабочих программ, проверьте, как учитель их выполнил. Например, можно зафиксировать обязанность учителя описать межпредметные связи или предложить шаблон, по которому учителя должны описывать содержание.
Проанализируйте тематическое планирование
Тематическое планирование с января 2021 года нужно разрабатывать с учетом рабочей программы воспитания школы. Педагог на уроках должен реализовать воспитательный потенциал предмета в соответствии с целями и задачами, которые описаны в программе воспитания. А отразить, как он будет это делать, учитель должен в тематическом планировании. То есть в тематическом планировании должны появиться темы, которые активизируют воспитательный компонент.
Порекомендуйте педагогам ориентироваться на инвариантный модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок», когда они будут корректировать рабочие программы по новым требованиям. Например, включить в тематическое планирование уроки-экспедиции, учебные дискуссии, интеллектуальные и ролевые игры.
Кроме новшеств проверьте, заложены ли часы в тематическом планировании на текущий контроль в рамках освоения тем, промежуточную и итоговую аттестацию. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы. Еще сверьте количество часов с учебным планом.
Проверьте, какие оценочные материалы приложили учителя к программам. Об этом подробнее читайте далее в статье.
Найдите в программах оценочные материалы
ФГОС в прямом виде не требует от педагогов включать в рабочие программы оценочные средства. Но в организационном разделе ООП эти материалы должны быть, то есть разработать их учителям придется в любом случае.
Чтобы школьная документация была согласована между собой, лучше всего закрепить в школьном локальном акте обязанность учителей готовить оценочные материалы и оформлять их приложением к рабочей программе. Оценочные средства надо связать с планируемыми результатам – указать оценочный инструментарий, который учитель будет использовать для оценки достижения каждого результата. Это может быть тест, контрольная работа, тексты изложений, диктанты, темы проектов, сочинений. Посмотрите вариант оформления КИМ для промежуточной аттестации по геометрии.
Образцы справки и КИМ

Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Обратите внимание педагогов, что оценочные материалы они должны составлять с учетом результатов оценочных процедур разного уровня: ГИА, ВПР, PISA, стартовых и входных диагностик. Посмотрите в таблице 2, что и как нужно учесть в рабочих программах. Раздайте таблицы учителям, чтобы они к сентябрю обновили оценочные материалы в рабочих программах.
Проинспектируйте программы по требованиям локального акта
Проверьте, насколько соответствуют рабочие программы вашим локальным нормативным актам. Например, ни ФГОС, ни Федеральный закон № 273-ФЗ не обязывают учителей разрабатывать календарно-тематическое планирование. Но вы можете закрепить это требование в локальном акте школы. В таком случае соотнесите часы, которые учитель отводит на изучение темы, и содержание учебного предмета в рабочей программе и календарно-тематическом планировании.
Проверьте, как включили содержание новых концепций преподавания
Учителя химии, физики и астрономии должны были в 2020/21 учебном году скорректировать рабочие программы по требованиям новых концепций. Еще раньше приняли концепции по обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, а также предметным областям «Искусство» и «Технология».
Проследите, чтобы в рабочие программы педагоги внесли изменения из таблицы 3. Если учителя не скорректировали программы, раздайте им таблицу, чтобы к сентябрю они актуализировали документы.
Спланируйте методическую работу по коррекции программ
По результатам ревизии спланируйте мероприятия, чтобы помочь педагогам изменить программы к новому учебному году. Начните с рабочего совещания. На нем актуализируйте требования к составлению рабочих программ. Обсудите с учителями изменения из-за новых концепций преподавания. Все мероприятия по контролю качества посмотрите в готовом плане.
План контроля качества рабочих программ

Отредактируйте текст плана
Добавить – добавьте строку в план
Печать – распечатайте план
– удалите строку плана
Раздайте педагогам чек-листы по структуре программ. Так учителя будут понимать, какие требования предъявляются к рабочим программам, и смогут провести самоконтроль.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
