ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2021года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как составить расписание по СанПиН. Семь контрольных точек

Наталья Тикарадзе, учитель географии и экологии ГБОУ города Москвы «Школа № 1367», более пятнадцати лет занимается подготовкой школьного расписания
В статье – контрольные точки, чтобы составить расписание по новым санитарным требованиям. За рекомендациями редакция обратилась к эксперту-практику, который более 15 лет отвечает в своей школе за расписание. Узнаете, что изменилось и как в новом расписании на 2021/22 учебный год не нарушить санитарные правила.

Новые санитарные требования СП 2.4.3648–20 и СанПиН 1.2.3685‑21 заменили единый документ – СанПиН 2.4.2.2821‑10. Многие нормы, которые касаются требований к расписанию, сохранили из старых санитарных правил, но также обновили некоторые требования и внесли новшества. Все новые требования собрали в карточках.

Карточки с санитарными требованиями к расписанию

Инструкция

Кликните на название карточки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую карточку, нажмите на открытый документ снова

Контрольная точка 1. Не забыть про антиковидные правила

В 2020 году из-за пандемии для образовательных организаций утвердили антиковидные санитарные правила (СП 3.1/2.4.3598‑20). Не забудьте про них, когда будете составлять расписание, ведь срок действия правил продлили до 1 января 2022 года.

Главное требование к расписанию в антиковидных санитарных правилах – минимизировать контакты учеников друг с другом. Поэтому составьте расписание занятий, перемен, графики прихода в школу, посещения столовой и термометрии так, чтобы не допустить скопления школьников (п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598–20). Смотрите памятку с лайфхаками, чтобы составить расписание по антиковидным правилам.

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать

Контрольная точка 2. Спланировать недельную нагрузку и облегченные дни

В новых СанПиН максимальный общий недельный объем образовательной нагрузки не изменился. Нагрузку во всех классах распределяйте равномерно в течение недели. Это требование также сохранили. Но ввели требование по объему учебных дней в неделе для классов, где обучаются дети с ОВЗ. Старые СанПиН не содержали норм к недельной нагрузке для этой категории детей. Составляйте расписание для классов, где есть дети с ОВЗ, только по пятидневной учебной неделе.

Еще изменили рекомендации по облегченным дням. Раньше их нужно было планировать на четверг или пятницу. Теперь планируйте в расписании облегченный день на среду или четверг.

Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования проводите в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Это требование в новых санитарных правилах не изменилось.

Не изменили и требования к сдвоенным урокам. Вы можете планировать сдвоенные уроки в расписании 5-11-х классов. Но на уровне НОО сдвоенные уроки проводите только по физической культуре, лыжной подготовке и плаванию.

Контрольная точка 3. Использовать новые шкалы трудности предметов

Трудность предметов теперь рассчитывайте по обновленным шкалам. В них некоторые предметы исключили, добавили или заменили наименование. Посмотрите в таблице 1 все обновления шкалы трудности.

Таблица 1. Изменения в шкале трудности предметов

Изменения произошли в названии некоторых предметов в соответствии с современной программой. Например, в шкале для 1–4‑х классов заменили наименование предмета «Рисование» на «Изобразительное искусство», вместо «Труд» – «Технология».

ВАЖНО

Среда или четверг – облегченный день в расписании (п. 3.4.16 СП 2.4.3648‑20)

Скорректировали трудность предметов. Например, в шкале для 5–9‑х классов убрали баллы по химии для 7-го класса, а для 9‑го класса добавили балл по обществознанию, которого раньше не было.

Еще в новой шкале некоторые предметы удалили из списка. Например, в шкале для 10-11-х классов исключили предметы – «Краеведение», «Астрономия» и «Экология». Смотрите новые шкалы в таблицах 2–4.

Новые шкалы трудности

Инструкция

Кликните на номер таблицы, чтобы посмотреть и скачать

Оценивать трудность предметов, которых нет в шкалах СанПиН, разработчики предлагают аналогично имеющимся предметам из предметной области. Смотрите в примере ниже, как определить трудность предмета, которого нет в шкале.

ПРИМЕР. Как определить трудность предмета, которого нет в шкале

В 6-м математическом классе вводится предмет «Введение в физику», который входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Сам учебный предмет «Физика» школьники начинают изучать с 7-го класса. В шкале предмет «Физика» в 7-м классе имеет трудность 8 баллов. Кроме того, предмет, который входит в ту же предметную область и изучается в 6-м классе, – это биология с баллом 8. Поэтому в 6-м классе для предмета «Введение в физику» трудность предмета будет логично установить равной 8.
В учебным плане на уровне СОО может появиться предмет «Экология», которого тоже нет в шкалах СанПиН. Его трудность надо рассчитывать так же, как трудность предметов из предметной области. Для экологии эти предметы – физкультура и ОБЖ. Они имеют трудность 1 и 2. Следовательно, трудность экологии будет не выше двух.

ВАЖНО

Дистанционное обучение должно заканчиваться не позднее 18:00 часов, а продолжительность урока не должна превышать 40 минут (п. 3.5.12 СП 2.4.3648–20)

Контрольная точка 4. Не превысить дневной максимум уроков

В новых правилах утвердили обновленный дневной максимум уроков для школьников разных возрастов. Так, скорректировали объем нагрузки в течение дня – уменьшили количество уроков в день у 5–6‑х и 8-11-х классов. Теперь составляйте расписание так, чтобы у 5-6-х классов было максимум 6 уроков в день, а у 7–11‑х классов – 7 уроков.

Еще ввели требование по общему объему нагрузки в течение дня для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ. Старые СанПиН нормы по количеству уроков для этой категории детей не закрепляли. Составляйте расписание так, чтобы во 2-4-х классах, где есть дети в ОВЗ, было максимум 5 уроков в день, а в 5-11-х классах – 6 уроков.

Не изменили требование к режиму обучения в 1-х классах – он должен быть «ступенчатым». Также сохранили максимальную длительность урока для всех классов, кроме 1-х, – не более 45 минут. А для компенсирующих классов – не более 40 минут.

Контрольная точка 5. Проверить распределение классов по сменам

Изменился список классов, которые могут учиться во вторую смену. Из него исключили десятиклассников. Если ваша школа работает в две смены, то составляйте расписание так, чтобы в первую смену учились 1-е, 5-е, 9-11-е классы, а также классы для учеников с ОВЗ.

Раньше классы с углубленным изучением предметов, а также все классы лицеев и гимназий не могли учиться во вторую смену. Ни в СП, ни в СанПиН теперь такого требования нет.

Контрольная точка 6. Предусмотреть большую перемену

В СанПиН закрепили обязательное требование организовать увеличенную перемену, чтобы школьники могли поесть. Ее продолжительность – 20–30 минут. Но вместо одной большой перемены вы можете устанавливать две перемены после 2-го и 3-го уроков по 20 минут каждая.

Длительность обычных перемен не изменилась – минимум 10 минут для детей всех возрастов. А для первоклассников по-прежнему нужно предусмотреть дополнительную динамическую паузу в 40 минут.

Еще сократили минимальную длительность перерыва между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком. Теперь он должен быть 20 минут.

Также установили продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью школьников. Исключение сделали только для учеников с ОВЗ, которые учатся по специальной индивидуальной программе развития. Согласно новым санитарным правилам такая перемена должна составлять не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20). Но эта норма расходится с новыми СанПиН, где указано, что продолжительность перемены между внеурочной и урочной деятельностью должна быть минимум 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Оба документа устанавливают требования, которые школа обязана соблюдать. Чтобы не нарушить одно из требований, ориентируйтесь на большее время перерыва – предусмотрите в расписании перерыв в 30 минут между урочной и внеурочной деятельностью учеников.

ВАЖНО

Нельзя обучать в три смены (п. 3.4.15 СП 2.4.3648–20)

Контрольная точка 7. Скорректировать время окончания уроков

Теперь по основным программам занятия нужно завершать до 19 часов. Раньше требования были только для групп продленного дня. Составляйте расписание так, чтобы, например, занятия второй смены заканчивались не позднее 19:00.

Раньше по дополнительным программам занятия надо было заканчивать до 20:00, а для учеников 16–18 лет можно было завершать занятия в 21:00. Теперь составляйте расписание так, чтобы дети 7–10 лет заканчивали доппрограммы до 20:00, а ученики 10–18 лет – до 21:00.

Требования к времени начала занятий не изменились. Не планируйте начало уроков ранее 8 часов и не проводите нулевые уроки.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.