
Как без конфликтов говорить с учителями о проблемах в конце года. Принципы и схемы обратной связи
До того как написать эту статью, я всегда думала об обратной связи как о единичном отзыве о проделанной работе. Причем преимущественно критическом отзыве. Когда я погрузилась в тему, оказалось, что обратная связь – это вовсе не критические замечания по результатам выполненной работы. Это целая система отношений, которую выстраивают опытные управленцы. Обратная связь помогает не только корректировать работу, но и мотивировать сотрудников ее выполнять. Даже негативная обратная связь – эффективный инструмент управления. Но работать он будет, только если правильно с ним обращаться.
Когда мы говорим об обратной связи, создается иллюзия, что это не сложно. Действительно, ничего сложного в том, чтобы хоть как-то отреагировать на работу подчиненных, нет. Но «какая-то» обратная связь и работать будет «как-нибудь», а скорее всего, не будет вовсе. Сделать ее инструментом управления, использовать осознанно, чтобы мотивировать коллег, в ваших интересах. Ведь вы в любом случае должны отзываться на работу учителей. Но в одном случае эти отзывы будут бесполезной тратой времени, прежде всего вашего, а в другом – средством, которое поможет прокачать компетенции коллектива и управлять им. Подчинить себе обратную связь можно только путем тренировок. Ни одна, даже самая эффективная в теории схема не будет работать сразу.
Принципы обратной связи
Представьте ситуацию. Вы посетили урок молодого специалиста. В целом все прошло неплохо, но есть ряд замечаний. Сразу после урока поговорить с учителем не получилось, замечания вы передали в письменном виде на следующий день и предупредили, что через две недели придете на урок снова. Через две недели вы действительно приходите на урок и понимаете, что учитель ничего не поменял. При этом нельзя сказать, что педагог недобросовестный – все документы у него в порядке, подготовка к урокам на уровне, конфликтов с детьми и родителями нет.
Почему же так получилось? Проблема в неудачно организованной обратной связи. Чтобы исключить подобные ситуации, руководствуйтесь основными принципам.
Своевременность. Давать обратную связь нужно вовремя, иначе смысла в ней не будет. В нашем примере, чтобы соблюсти этот принцип, нужно было обсудить урок с педагогом сразу после его окончания или в тот же день, когда воспоминания еще свежи у всех участников.
понятность, принимаемость, применяемость
Принцип трех «П». Обратная связь должна быть понятной, принимаемой и применяемой.
Первая «П» – понятность. Человек, которому вы даете обратную связь, в любой форме должен понять, в чем она заключается, что вы хотите сказать. Хороший способ выполнить это требование – резюмировать все сказанное.
Вторая «П» – принимаемость. Чтобы помочь сделать шаг от понимания к принятию, управленец должен дать подчиненному возможность вступить в диалог. Если обращаться к нашему примеру с уроком молодого педагога, сначала надо разъяснить учителю замечания, а затем убедиться, что он их понял и принял. Спросите педагога: «Все ли вам понятно?», «Нет ли возражений?» Дайте возможность высказаться. Для этого можно использовать фразы: «Возможно, вы со мной не согласны», «Давайте обсудим вашу точку зрения», «Поясните это действие, возможно, я что-то упускаю».
Третья «П» – применяемость. Бессмысленно в рамках обратной связи ссылаться на далекие от учителя вещи. Все, что вы скажете, он должен суметь применить, чтобы изменить свою работу нужным вам образом.
Конкретность. Следующий принцип обратной связи – конкретность. Говорите о конкретных действиях учителя, о его уроке, а не о том, что видели на уроках у других педагогов. Избегайте необоснованных обобщений и прогнозов.
Объективность. Не оценивайте деятельность сотрудника, а давайте объективные сведения о том, что он сделал. Указывайте на последствия, к которым привели действия сотрудника в каждом конкретном случае. Смотрите примеры объективных и оценочных высказываний в таблице 1 ниже.
Регулярность. Нельзя поставить задачу и не контролировать, как она выполняется. Обратную связь нужно давать на всех этапах работы. Если задача, которая стоит перед педагогами, длительная, например, разработка примерной программы воспитания, то давать обратную связь лучше раз в 2–3 недели. В примере с уроком молодого педагога, чтобы учесть этот принцип, после повторного контроля нужно снова дать обратную связь и назначить новую дату визита.
Обратная связь – не критика. Не путайте обратную связь и критику. Любая, даже негативная, обратная связь должна быть уважительной, строиться на диалоге. Она должна заряжать коллектив на изменения, а не обличать и унижать. Посмотрите разницу между критикой и обратной связью в таблице 2.
Схемы обратной связи
Наверняка вы слышали о принципе бутерброда, когда негатив не дают в чистом виде, а «прячут» в похвале: начинают с успехов, затем говорят об ошибках и заканчивают снова на мажорной ноте. Это самая простая схема обратной связи, но не самая эффективная. Сейчас от нее стараются отходить, так как финальная похвала после негативной части часто выглядит фальшиво и не работает как мотивация. Дальше поговорим о двух более сложных и действенных схемах.
SOR. Эта аббревиатура сложилась от англоязычных слов и в переводе означает «стандарт – наблюдение – результат». Чтобы реализовать схему, когда даете обратную связь, сначала напомните о стандартах. Следующий шаг – указать на факты, которые говорят о том, что учитель стандарты не соблюдает. В конце обсудите результат, который имеете на данный момент.
Разберем схему на примере анализа урока. После урока поговорите с учителем. Напомните, что есть принципы, по которым строится его работа. Это требования ФГОС и школьных локальных актов. Потом переходите к фактам. Если учитель привел неудачный пример, укажите, какой стандарт он нарушил. Например, не учел возрастные особенности школьников. Результат нарушения – ученики не поняли пример, он был непоказателен, а значит, бесполезен. Время урока занято, но материал не освоен или освоен не полностью.
Схема SOR лучше всего подходит, чтобы давать обратную связь новичкам, которые еще не полностью погрузились в процесс и плохо знакомы со стандартами работы. Используйте эту схему в работе с молодыми и вновь прибывшими педагогами. Еще она подходит, когда речь идет о задачах, связанных с изменениями. В этом случае все учителя находятся в позиции новичков и напомнить о новых требованиях полезно даже опытным педагогам.
BOFF. Это еще одна английская аббревиатура, которая расшифровывается как «поведение – результат – чувства – будущее». Ее лучше использовать, когда учитель «расслабился», ведет себя некорректно или игнорирует элементы рабочего процесса. Например, если педагог перестал заполнять отчетные документы или сознательно пропускает этапы урока.
Чтобы реализовать схему, начните с наблюдений о работе. Обозначьте недостатки и предложите проанализировать причины, по которым они возникли. Обсудите причины максимально подробно, чтобы убедиться, что учитель понимает, чего вы от него ждете и какие последствия повлечет невыполнение обязанностей. На этом этапе важно быть объективным, не оценивать, говорить о конкретных фактах, цифрах, деталях. Затем обозначьте результат – к чему привели или могут привести недочеты в работе. Например, неверно сконструированный урок приведет к тому, что школьники не усвоят материал. Следующий этап – подключить чувства. Скажите, что чувствуете из-за недостатков в работе учителя: расстроены, рассержены, разочарованы. Это поможет эмоционально вовлечь педагога в ситуацию. Последний шаг – обсудить, как в будущем не допустить недочетов.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на II полугодие
Циклограмма справок сформирована на основании содержания внутришкольного контроля по общим направлениям. Приоритетные направления контроля зависят от целей и задач, которые школа поставила на II полугодие. Ключевые задачи второго полугодия – подготовка к ГИА и весенним ВПР, а также итоги года.
В марте проконтролируйте, как педагоги в 5-9-х классах организовали работу с детьми с ОВЗ. Проверьте, как реализуют планы работы с такими школьниками и готовят их к ГИА, международным исследованиям. Еще проанализируйте работу педагогов с низкомотивированными выпускниками.
Приоритетное направление контроля в апреле – результаты ВПР. Поручите руководителям профобъединений проанализировать результаты ВПР, которые уже проведете к этому моменту, и предоставить вам количественные и качественные данные. На их основе подготовьте справку.
В конце II полугодия подведите итоги учебного года. В мае проанализируйте качество результатов работы педагогов. Проверьте полноту выполнения рабочих программ за учебный год.
Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на II полугодие

Нажмите на карточку с названием месяца, посмотрите какие справки подготовить
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как подготовить и провести педсовет по допуску к экзаменам
Педсовет, чтобы допустить к экзаменам выпускников, проведите в мае. Организуйте его в рамках плана основных мероприятий по подготовке и участию в ГИА. Вопрос допуска к экзаменам находится в компетенции общего педсовета, поэтому пригласите всех педагогов на заседание. Включите в план педсовета вопросы о новых правилах ГИА и порядке выдачи аттестатов выпускникам 9-х и 11-х классов в 2021 году. Еще определите, кого из выпускников вы допускаете к ГИА. По итогам педсовета составьте приказ о допуске к экзаменам. Посмотрите готовый образец приказа.

ВАЖНО
Не проводите педсовет по допуску к промежуточной аттестации. Ни формально, ни документально допуска быть не должно. Это касается как триместровой или четвертной, так и годовой промежуточной аттестации (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Установите сроки и количество педсоветов
Когда планируете педсовет, учитывайте даты экзаменов. Лучше провести заседание не менее чем за два рабочих дня до начала испытаний. Так у вас будет время, чтобы согласовать и издать приказ о допуске, а также ознакомить с ним выпускников, их родителей и педагогов.
В этом году министерства отменили досрочный период сдачи экзаменов. Все испытания разбили на два этапа: основной и дополнительный. Согласно проекту расписания ГИА-2021, первый экзамен для выпускников 11-х классов по русскому языку пройдет в форме ГВЭ 25 мая, для девятиклассников – по русскому языку в формах ОГЭ и ГВЭ 24 мая (проект приказа Минпросвещения, Рособрнадзора от 02.03.2021). Поэтому запланируйте до 20 мая провести педсовет по допуску к экзаменам, которые проводят в основной период. Вопрос о допуске учеников к ГИА в дополнительные сроки – компетенция государственной экзаменационной комиссии (п. 27 Порядка ГИА-9 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, п. 36 Порядка ГИА-11 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512). В таком случае школьный педагогический совет проводить не надо.
Решите, сколько педсоветов проведете. Чтобы не созывать всех учителей дважды в короткие сроки, лучше провести общий педсовет для допуска выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам. Но такое заседание будет длительным. Прикиньте примерное время педсовета по плану. Если поймете, что на заседание уйдет больше двух часов, организуйте два отдельных педсовета по допуску к ГИА по уровням образования.

СПРАВКА
Чтобы экстренно допустить к ГИА ученика, который ликвидировал академическую задолженность, проведите малый педсовет. На заседание пригласите классного руководителя и учителей-предметников, которые работают с таким школьником
Главное в статье СкрытьОпределите структуру педсовета
Включите в структуру педагогического совета по допуску к экзаменам пять этапов. Сначала рассмотрите новые правила ГИА этого года и порядок выдачи аттестатов выпускникам. Далее рассмотрите вопрос о допуске школьников к ГИА и примите решение, кого из учеников допускаете, а кого нет. Чтобы определить количество голосов для принятия решения, посмотрите, как зафиксировали этот вопрос в уставе школы в части о педагогическом совете. Далее запротоколируйте ход заседания. В конце на основании принятого решения педсовета составьте проект приказа и отдайте на подпись директору. Посмотрите структуру педсовета о допуске к экзаменам на схеме.
Структура педагогического совета по допуску к ГИА
Спланируйте повестку заседаний
Определите вопросы, которые будете рассматривать на педсовете. Отдельно рассмотрите вопросы о допуске учеников 9-х и 11-х классов. Еще добавьте в повестку вопрос об освобождении победителей или призеров заключительного этапа ВсОШ от участия в ГИА по предметам по профилю олимпиад. Если в вашей школе есть выпускники прошлых лет, которые хотят сдавать ГИА, дополните повестку вопросом об их допуске. В примере ниже посмотрите возможный перечень вопросов.
ПРИМЕР. Вопросы, которые можно включить в повестку педсовета о допуске к ГИА
Допуск детей с ОВЗ или инвалидов. Если в школе есть выпускники с ОВЗ, в том числе и дети-инвалиды, рассмотрите все особенности проведения экзаменов для них и документального оформления их допуска к экзаменам. Так, вынесите на повестку вопрос контроля об информировании детей и родителей о месте проведения экзамена. Ведь ГВЭ проводят, как правило, на базе школы, в которой учился выпускник. Однако для выпускника с ОВЗ школа может организовать экзамен на дому на основании заключения ПМПК и по согласованию с родителями.

ЧЕК-ЛИСТ
В протоколе заседания педсовета и проекте приказа о допуске к ГИА указывайте:
уровень освоения ООП;
период сдачи экзамена: досрочный, основной, дополнительный;
форму проведения ГИА;
статус учеников – дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды
Еще включите в повестку вопрос о контроле условий для выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов. Например, наличие аудиторий, которые отвечают соответствующим требованиям, специального оборудования. В примере на следующей странице смотрите, какие два вопроса обязательно включить в повестку педсовета, если у вас в школе есть выпускники с ОВЗ или инвалиды.
Условия допуска к ГИА выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов не отличаются от условий для остальных выпускников. Чтобы получить аттестат о среднем общем образовании в этом году, выпускникам с ОВЗ или детям-инвалидам достаточно получить удовлетворительный результат на экзамене по русскому языку (п. 5 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Причем такие школьники могут выбрать, в какой форме будут проходить аттестацию – ГВЭ или ЕГЭ.
ПРИМЕР. Вопросы, которые нужно включить в повестку педсовета о допуске к ГИА, если в школе есть выпускники с ОВЗ или инвалиды
Допуск выпускников 9-х классов. Школа вправе допустить к ГИА девятиклассников без академической задолженности и с результатом «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Еще одно условие допуска – школьники должны иметь годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й класс не ниже удовлетворительных. Таких учеников вы обязаны допустить до ГИА (п. 11 Порядка ГИА-9 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513).
В этом году девятиклассники будут сдавать только два обязательных экзамена в форме ОГЭ – русский язык и математику. Результаты этих экзаменов станут основанием для выдачи аттестатов (п. 1 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). По остальным предметам ГИА-9 в 2020/21 учебном году не проводится.
В мае школы должны организовать для выпускников контрольные работы по одному предмету по их выбору до начала основного периода ГИА-9 с 18 по 21 мая. Выбирать предмет девятиклассники могут исходя из того, какую образовательную траекторию они планируют. Например, в зависимости от выбора профильного 10-го класса. Результаты работ школам нужно внести в региональные и федеральную информационные системы ГИА и приема.
Допуск выпускников 11-х классов. Определите одиннадцатиклассников, у которых нет академической задолженности, есть «зачет» за итоговое сочинение и годовые отметки по всем учебным предметам за 10-11-й классы не ниже удовлетворительных. Таких школьников вы обязаны допустить до ГИА (п. 10 Порядка ГИА-11 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512).
В 2020/21 учебном году выпускники 11-х классов могут сдать ГИА в форме ЕГЭ или ГВЭ-аттестат. Классический формат итоговой аттестации остается для тех, кто собирается поступать в вузы (п. 3 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). ГВЭ-аттестат – для тех, кто поступать в вузы не планирует (п. 2 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Для поступающих обязательный ЕГЭ только один – русский язык. Именно этот экзамен будет основанием для выдачи аттестата. В остальном никаких ограничений по количеству предметов для сдачи нет. Выпускники, которые не собираются поступать, будут сдавать два экзамена в форме ГВЭ – по русскому языку и математике. На основании результатов им выдадут аттестаты.
Выясните, кто из выпускников планирует поступать, а кто нет. Соберите информацию от классных руководителей. Помните, что выпускники могут до середины мая поменять форму ЕГЭ на ГВЭ и наоборот.
Допуск учеников 10-х классов. Десятиклассники могут принять участие в ЕГЭ этого года (п. 4 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Условие допуска таких школьников – они завершили в 2020/21 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана СОО. Например, согласно учебному плану ученики могли завершить изучение географии в 10-м классе. Еще одно условие допуска десятиклассников к ГИА – ученики не имеют академической задолженности. Посмотрите памятку, чтобы соблюсти условия допуска школьников к ГИА.
Проведите педсовет и оформите протокол
Заранее составьте повестку педсовета и текст выступления. Смотрите пример плана заседания на следующей странице. Назначьте дату и пригласите всех педагогов. Организуйте заседание, в ходе которого фиксируйте решения членов совета по каждому вопросу повестки.
По итогам педсовета подготовьте протокол. В нем зафиксируйте повестку и решения, которые приняли. Подготовьте проект приказа о допуске выпускников к ГИА и отдайте директору на подпись. Смотрите готовый образец приказа ниже.
ПРИМЕР. План педсовета о допуске к ГИА и выдаче аттестатов в 2020/21 учебном году
2. О выдаче аттестатов об основном общем образовании.
3. О выдаче аттестатов о среднем общем образовании.
4. О допуске обучающихся 9-х классов к ГИА.
5. О допуске обучающихся 11-х классов к ГИА.
6. О допуске обучающихся 10-х классов к ГИА.
7. Об информировании выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) о месте проведения экзамена.
8. О контроле создания условий для проведения итоговой аттестации для выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов.
9. Об освобождении обучающихся, которые в текущем учебном году являются победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, от государственной итоговой аттестации по учебному предмету по профилю олимпиады
Главное в статье СкрытьСоставьте приказ о допуске обучающихся к ГИА

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников
Печать – распечатайте документ
– посмотрите совет или подсказку
Организуйте педсовет о предварительной готовности выпускников
До педагогического совета по допуску к экзаменам решите вопросы, которые связаны с анализом результатов освоения ООП. Сделайте это по уровням образования. Определите выпускников, у которых есть риск академической задолженности. Так в оставшееся до экзаменов время у педагогов будет возможность поработать с такими школьниками. Чтобы проанализировать эту работу, запросите данные у педагогов. По итогам анализа составьте справку и ознакомьте с ней учителей.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ