ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2021года
План работы
Технологии управления и планирования

Как без конфликтов говорить с учителями о проблемах в конце года. Принципы и схемы обратной связи

Наталья Романова, главный редактор журнала
В статье – о принципах, которые помогут организовать систему обратной связи в школе, и схемах, чтобы координировать и корректировать работу педагогов.

До того как написать эту статью, я всегда думала об обратной связи как о единичном отзыве о проделанной работе. Причем преимущественно критическом отзыве. Когда я погрузилась в тему, оказалось, что обратная связь – это вовсе не критические замечания по результатам выполненной работы. Это целая система отношений, которую выстраивают опытные управленцы. Обратная связь помогает не только корректировать работу, но и мотивировать сотрудников ее выполнять. Даже негативная обратная связь – эффективный инструмент управления. Но работать он будет, только если правильно с ним обращаться.

Когда мы говорим об обратной связи, создается иллюзия, что это не сложно. Действительно, ничего сложного в том, чтобы хоть как-то отреагировать на работу подчиненных, нет. Но «какая-то» обратная связь и работать будет «как-нибудь», а скорее всего, не будет вовсе. Сделать ее инструментом управления, использовать осознанно, чтобы мотивировать коллег, в ваших интересах. Ведь вы в любом случае должны отзываться на работу учителей. Но в одном случае эти отзывы будут бесполезной тратой времени, прежде всего вашего, а в другом – средством, которое поможет прокачать компетенции коллектива и управлять им. Подчинить себе обратную связь можно только путем тренировок. Ни одна, даже самая эффективная в теории схема не будет работать сразу.

Принципы обратной связи

Представьте ситуацию. Вы посетили урок молодого специалиста. В целом все прошло неплохо, но есть ряд замечаний. Сразу после урока поговорить с учителем не получилось, замечания вы передали в письменном виде на следующий день и предупредили, что через две недели придете на урок снова. Через две недели вы действительно приходите на урок и понимаете, что учитель ничего не поменял. При этом нельзя сказать, что педагог недобросовестный – все документы у него в порядке, подготовка к урокам на уровне, конфликтов с детьми и родителями нет.

Почему же так получилось? Проблема в неудачно организованной обратной связи. Чтобы исключить подобные ситуации, руководствуйтесь основными принципам.

Своевременность. Давать обратную связь нужно вовремя, иначе смысла в ней не будет. В нашем примере, чтобы соблюсти этот принцип, нужно было обсудить урок с педагогом сразу после его окончания или в тот же день, когда воспоминания еще свежи у всех участников.

3 «П»
в основе обратной связи:

понятность, принимаемость, применяемость

Принцип трех «П». Обратная связь должна быть понятной, принимаемой и применяемой.

Первая «П» – понятность. Человек, которому вы даете обратную связь, в любой форме должен понять, в чем она заключается, что вы хотите сказать. Хороший способ выполнить это требование – резюмировать все сказанное.

Вторая «П» – принимаемость. Чтобы помочь сделать шаг от понимания к принятию, управленец должен дать подчиненному возможность вступить в диалог. Если обращаться к нашему примеру с уроком молодого педагога, сначала надо разъяснить учителю замечания, а затем убедиться, что он их понял и принял. Спросите педагога: «Все ли вам понятно?», «Нет ли возражений?» Дайте возможность высказаться. Для этого можно использовать фразы: «Возможно, вы со мной не согласны», «Давайте обсудим вашу точку зрения», «Поясните это действие, возможно, я что-то упускаю». 

Третья «П» – применяемость. Бессмысленно в рамках обратной связи ссылаться на далекие от учителя вещи. Все, что вы скажете, он должен суметь применить, чтобы изменить свою работу нужным вам образом.

Конкретность. Следующий принцип обратной связи – конкретность. Говорите о конкретных действиях учителя, о его уроке, а не о том, что видели на уроках у других педагогов. Избегайте необоснованных обобщений и прогнозов.

Объективность. Не оценивайте деятельность сотрудника, а давайте объективные сведения о том, что он сделал. Указывайте на последствия, к которым привели действия сотрудника в каждом конкретном случае. Смотрите примеры объективных и оценочных высказываний в таблице 1 ниже.

Регулярность. Нельзя поставить задачу и не контролировать, как она выполняется. Обратную связь нужно давать на всех этапах работы. Если задача, которая стоит перед педагогами, длительная, например, разработка примерной программы воспитания, то давать обратную связь лучше раз в 2–3 недели. В примере с уроком молодого педагога, чтобы учесть этот принцип, после повторного контроля нужно снова дать обратную связь и назначить новую дату визита.

Обратная связь – не критика. Не путайте обратную связь и критику. Любая, даже негативная, обратная связь должна быть уважительной, строиться на диалоге. Она должна заряжать коллектив на изменения, а не обличать и унижать. Посмотрите разницу между критикой и обратной связью в таблице 2.

Схемы обратной связи

Наверняка вы слышали о принципе бутерброда, когда негатив не дают в чистом виде, а «прячут» в похвале: начинают с успехов, затем говорят об ошибках и заканчивают снова на мажорной ноте. Это самая простая схема обратной связи, но не самая эффективная. Сейчас от нее стараются отходить, так как финальная похвала после негативной части часто выглядит фальшиво и не работает как мотивация. Дальше поговорим о двух более сложных и действенных схемах.

SOR. Эта аббревиатура сложилась от англоязычных слов и в переводе означает «стандарт – наблюдение – результат». Чтобы реализовать схему, когда даете обратную связь, сначала напомните о стандартах. Следующий шаг – указать на факты, которые говорят о том, что учитель стандарты не соблюдает. В конце обсудите результат, который имеете на данный момент.

Разберем схему на примере анализа урока. После урока поговорите с учителем. Напомните, что есть принципы, по которым строится его работа. Это требования ФГОС и школьных локальных актов. Потом переходите к фактам. Если учитель привел неудачный пример, укажите, какой стандарт он нарушил. Например, не учел возрастные особенности школьников. Результат нарушения – ученики не поняли пример, он был непоказателен, а значит, бесполезен. Время урока занято, но материал не освоен или освоен не полностью.

Схема SOR лучше всего подходит, чтобы давать обратную связь новичкам, которые еще не полностью погрузились в процесс и плохо знакомы со стандартами работы. Используйте эту схему в работе с молодыми и вновь прибывшими педагогами. Еще она подходит, когда речь идет о задачах, связанных с изменениями. В этом случае все учителя находятся в позиции новичков и напомнить о новых требованиях полезно даже опытным педагогам.

BOFF. Это еще одна английская аббревиатура, которая расшифровывается как «поведение – результат – чувства – будущее». Ее лучше использовать, когда учитель «расслабился», ведет себя некорректно или игнорирует элементы рабочего процесса. Например, если педагог перестал заполнять отчетные документы или сознательно пропускает этапы урока.

Чтобы реализовать схему, начните с наблюдений о работе. Обозначьте недостатки и предложите проанализировать причины, по которым они возникли. Обсудите причины максимально подробно, чтобы убедиться, что учитель понимает, чего вы от него ждете и какие последствия повлечет невыполнение обязанностей. На этом этапе важно быть объективным, не оценивать, говорить о конкретных фактах, цифрах, деталях. Затем обозначьте результат – к чему привели или могут привести недочеты в работе. Например, неверно сконструированный урок приведет к тому, что школьники не усвоят материал. Следующий этап – подключить чувства. Скажите, что чувствуете из-за недостатков в работе учителя: расстроены, рассержены, разочарованы. Это поможет эмоционально вовлечь педагога в ситуацию. Последний шаг – обсудить, как в будущем не допустить недочетов.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2021года
План работы
Циклограмма на полугодие

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на II полугодие

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края, заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
В статье – готовая циклограмма справок по месяцам на II полугодие 2020/21 учебного года.

Циклограмма справок сформирована на основании содержания внутришкольного контроля по общим направлениям. Приоритетные направления контроля зависят от целей и задач, которые школа поставила на II полугодие. Ключевые задачи второго полугодия – подготовка к ГИА и весенним ВПР, а также итоги года.

В марте проконтролируйте, как педагоги в 5-9-х классах организовали работу с детьми с ОВЗ. Проверьте, как реализуют планы работы с такими школьниками и готовят их к ГИА, международным исследованиям. Еще проанализируйте работу педагогов с низкомотивированными выпускниками.

Приоритетное направление контроля в апреле – результаты ВПР. Поручите руководителям профобъединений проанализировать результаты ВПР, которые уже проведете к этому моменту, и предоставить вам количественные и качественные данные. На их основе подготовьте справку.

В конце II полугодия подведите итоги учебного года. В мае проанализируйте качество результатов работы педагогов. Проверьте полноту выполнения рабочих программ за учебный год.

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на II полугодие

Нажмите на карточку с названием месяца, посмотрите какие справки подготовить


Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2021года
Профессиональные компетенции
Педсовет

Как подготовить и провести педсовет по допуску к экзаменам

В статье – памятка и готовый образец приказа, которые помогут организовать и провести педсовет по допуску к экзаменам в этом году. Чтобы выработать общие рекомендации, редакция собрала информацию в школах. Ваши коллеги рассказали, как будут говорить о главных изменениях 2021 года и как это отразится на наполнении педсовета.

Педсовет, чтобы допустить к экзаменам выпускников, проведите в мае. Организуйте его в рамках плана основных мероприятий по подготовке и участию в ГИА. Вопрос допуска к экзаменам находится в компетенции общего педсовета, поэтому пригласите всех педагогов на заседание. Включите в план педсовета вопросы о новых правилах ГИА и порядке выдачи аттестатов выпускникам 9-х и 11-х классов в 2021 году. Еще определите, кого из выпускников вы допускаете к ГИА. По итогам педсовета составьте приказ о допуске к экзаменам. Посмотрите готовый образец приказа.

ВАЖНО

Не проводите педсовет по допуску к промежуточной аттестации. Ни формально, ни документально допуска быть не должно. Это касается как триместровой или четвертной, так и годовой промежуточной аттестации (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Установите сроки и количество педсоветов

Когда планируете педсовет, учитывайте даты экзаменов. Лучше провести заседание не менее чем за два рабочих дня до начала испытаний. Так у вас будет время, чтобы согласовать и издать приказ о допуске, а также ознакомить с ним выпускников, их родителей и педагогов.

В этом году министерства отменили досрочный период сдачи экзаменов. Все испытания разбили на два этапа: основной и дополнительный. Согласно проекту расписания ГИА-2021, первый экзамен для выпускников 11-х классов по русскому языку пройдет в форме ГВЭ 25 мая, для девятиклассников – по русскому языку в формах ОГЭ и ГВЭ 24 мая (проект приказа Минпросвещения, Рособрнадзора от 02.03.2021). Поэтому запланируйте до 20 мая провести педсовет по допуску к экзаменам, которые проводят в основной период. Вопрос о допуске учеников к ГИА в дополнительные сроки – компетенция государственной экзаменационной комиссии (п. 27 Порядка ГИА-9 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, п. 36 Порядка ГИА-11 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512). В таком случае школьный педагогический совет проводить не надо.

Решите, сколько педсоветов проведете. Чтобы не созывать всех учителей дважды в короткие сроки, лучше провести общий педсовет для допуска выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам. Но такое заседание будет длительным. Прикиньте примерное время педсовета по плану. Если поймете, что на заседание уйдет больше двух часов, организуйте два отдельных педсовета по допуску к ГИА по уровням образования.

СПРАВКА

Чтобы экстренно допустить к ГИА ученика, который ликвидировал академическую задолженность, проведите малый педсовет. На заседание пригласите классного руководителя и учителей-предметников, которые работают с таким школьником

Главное в статье СкрытьОпределите структуру педсовета

Включите в структуру педагогического совета по допуску к экзаменам пять этапов. Сначала рассмотрите новые правила ГИА этого года и порядок выдачи аттестатов выпускникам. Далее рассмотрите вопрос о допуске школьников к ГИА и примите решение, кого из учеников допускаете, а кого нет. Чтобы определить количество голосов для принятия решения, посмотрите, как зафиксировали этот вопрос в уставе школы в части о педагогическом совете. Далее запротоколируйте ход заседания. В конце на основании принятого решения педсовета составьте проект приказа и отдайте на подпись директору. Посмотрите структуру педсовета о допуске к экзаменам на схеме.

Структура педагогического совета по допуску к ГИА


Скачать

Спланируйте повестку заседаний

Определите вопросы, которые будете рассматривать на педсовете. Отдельно рассмотрите вопросы о допуске учеников 9-х и 11-х классов. Еще добавьте в повестку вопрос об освобождении победителей или призеров заключительного этапа ВсОШ от участия в ГИА по предметам по профилю олимпиад. Если в вашей школе есть выпускники прошлых лет, которые хотят сдавать ГИА, дополните повестку вопросом об их допуске. В примере ниже посмотрите возможный перечень вопросов.

ПРИМЕР. Вопросы, которые можно включить в повестку педсовета о допуске к ГИА

1. О допуске обучающихся 9-х классов, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, к государственной итоговой аттестации.
2. О допуске обучающихся 11-х классов, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования, к государственной итоговой аттестации.
3. Об освобождении обучающихся, являющихся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа ВсОШ, членами сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, от государственной итоговой аттестации по учебному предмету по профилю олимпиады.

Допуск детей с ОВЗ или инвалидов. Если в школе есть выпускники с ОВЗ, в том числе и дети-инвалиды, рассмотрите все особенности проведения экзаменов для них и документального оформления их допуска к экзаменам. Так, вынесите на повестку вопрос контроля об информировании детей и родителей о месте проведения экзамена. Ведь ГВЭ проводят, как правило, на базе школы, в которой учился выпускник. Однако для выпускника с ОВЗ школа может организовать экзамен на дому на основании заключения ПМПК и по согласованию с родителями.

ЧЕК-ЛИСТ

В протоколе заседания педсовета и проекте приказа о допуске к ГИА указывайте:

уровень освоения ООП;
период сдачи экзамена: досрочный, основной, дополнительный;
форму проведения ГИА;
статус учеников – дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

Еще включите в повестку вопрос о контроле условий для выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов. Например, наличие аудиторий, которые отвечают соответствующим требованиям, специального оборудования. В примере на следующей странице смотрите, какие два вопроса обязательно включить в повестку педсовета, если у вас в школе есть выпускники с ОВЗ или инвалиды.

Условия допуска к ГИА выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов не отличаются от условий для остальных выпускников. Чтобы получить аттестат о среднем общем образовании в этом году, выпускникам с ОВЗ или детям-инвалидам достаточно получить удовлетворительный результат на экзамене по русскому языку (п. 5 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Причем такие школьники могут выбрать, в какой форме будут проходить аттестацию – ГВЭ или ЕГЭ.

ПРИМЕР. Вопросы, которые нужно включить в повестку педсовета о допуске к ГИА, если в школе есть выпускники с ОВЗ или инвалиды

1. Об информировании детей и родителей (законных представителей) о месте проведения экзамена.
2. О контроле создания условий для проведения итоговой аттестации.

Допуск выпускников 9-х классов. Школа вправе допустить к ГИА девятиклассников без академической задолженности и с результатом «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Еще одно условие допуска – школьники должны иметь годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й класс не ниже удовлетворительных. Таких учеников вы обязаны допустить до ГИА (п. 11 Порядка ГИА-9 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513).

В этом году девятиклассники будут сдавать только два обязательных экзамена в форме ОГЭ – русский язык и математику. Результаты этих экзаменов станут основанием для выдачи аттестатов (п. 1 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). По остальным предметам ГИА-9 в 2020/21 учебном году не проводится.

В мае школы должны организовать для выпускников контрольные работы по одному предмету по их выбору до начала основного периода ГИА-9 с 18 по 21 мая. Выбирать предмет девятиклассники могут исходя из того, какую образовательную траекторию они планируют. Например, в зависимости от выбора профильного 10-го класса. Результаты работ школам нужно внести в региональные и федеральную информационные системы ГИА и приема.

Допуск выпускников 11-х классов. Определите одиннадцатиклассников, у которых нет академической задолженности, есть «зачет» за итоговое сочинение и годовые отметки по всем учебным предметам за 10-11-й классы не ниже удовлетворительных. Таких школьников вы обязаны допустить до ГИА (п. 10 Порядка ГИА-11 приказа Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512).

В 2020/21 учебном году выпускники 11-х классов могут сдать ГИА в форме ЕГЭ или ГВЭ-аттестат. Классический формат итоговой аттестации остается для тех, кто собирается поступать в вузы (п. 3 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). ГВЭ-аттестат – для тех, кто поступать в вузы не планирует (п. 2 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Для поступающих обязательный ЕГЭ только один – русский язык. Именно этот экзамен будет основанием для выдачи аттестата. В остальном никаких ограничений по количеству предметов для сдачи нет. Выпускники, которые не собираются поступать, будут сдавать два экзамена в форме ГВЭ – по русскому языку и математике. На основании результатов им выдадут аттестаты.

Выясните, кто из выпускников планирует поступать, а кто нет. Соберите информацию от классных руководителей. Помните, что выпускники могут до середины мая поменять форму ЕГЭ на ГВЭ и наоборот.

Допуск учеников 10-х классов. Десятиклассники могут принять участие в ЕГЭ этого года (п. 4 постановления Правительства от 26.02.2021 № 256). Условие допуска таких школьников – они завершили в 2020/21 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана СОО. Например, согласно учебному плану ученики могли завершить изучение географии в 10-м классе. Еще одно условие допуска десятиклассников к ГИА – ученики не имеют академической задолженности. Посмотрите памятку, чтобы соблюсти условия допуска школьников к ГИА.

Главное в статье Скрыть

Проведите педсовет и оформите протокол

Заранее составьте повестку педсовета и текст выступления. Смотрите пример плана заседания на следующей странице. Назначьте дату и пригласите всех педагогов. Организуйте заседание, в ходе которого фиксируйте решения членов совета по каждому вопросу повестки.

По итогам педсовета подготовьте протокол. В нем зафиксируйте повестку и решения, которые приняли. Подготовьте проект приказа о допуске выпускников к ГИА и отдайте директору на подпись. Смотрите готовый образец приказа ниже.

ПРИМЕР. План педсовета о допуске к ГИА и выдаче аттестатов в 2020/21 учебном году

1. Об организации и порядке проведения ГИА.
2. О выдаче аттестатов об основном общем образовании.
3. О выдаче аттестатов о среднем общем образовании.
4. О допуске обучающихся 9-х классов к ГИА.
5. О допуске обучающихся 11-х классов к ГИА.
6. О допуске обучающихся 10-х классов к ГИА.
7. Об информировании выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) о месте проведения экзамена.
8. О контроле создания условий для проведения итоговой аттестации для выпускников с ОВЗ или детей-инвалидов.
9. Об освобождении обучающихся, которые в текущем учебном году являются победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, от государственной итоговой аттестации по учебному предмету по профилю олимпиады

Главное в статье СкрытьСоставьте приказ о допуске обучающихся к ГИА

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников

Печать – распечатайте документ

 – посмотрите совет или подсказку

К СВЕДЕНИЮ

Организуйте педсовет о предварительной готовности выпускников

До педагогического совета по допуску к экзаменам решите вопросы, которые связаны с анализом результатов освоения ООП. Сделайте это по уровням образования. Определите выпускников, у которых есть риск академической задолженности. Так в оставшееся до экзаменов время у педагогов будет возможность поработать с такими школьниками. Чтобы проанализировать эту работу, запросите данные у педагогов. По итогам анализа составьте справку и ознакомьте с ней учителей.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.