ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2021года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Таблицы, чтобы проанализировать, как педагоги реализовали программы

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода,
Светлана Шемаева, заместитель директора по научно-методической работе
Готовые таблицы в статье помогут проверить, как педагоги реализовали рабочие программы. Выдать все часы не значит полностью реализовать программу. Поэтому в таблицах эксперты-практики учли не только количественные, но и качественные показатели. По ним быстро проведете комплексный анализ.

Чтобы определить результативность реализации рабочих программ, проанализируйте два показателя: уровень выполнения программ и качество усвоения выполненного программного материала. Для этого воспользуйтесь готовым инструментарием – таблицами. Они позволят определить, насколько полно педагоги выдали часы по программе, а также в каком объеме реализовали содержание программ.

Еще вы получите информацию об уровне, на котором ученики выполнили практическую часть программы. Вы увидите реальную картину результативности по всем параметрам диагностики для отдельной программы или на уровне школы в целом. Таблицы позволяют применять компьютерные технологии для обработки и хранения данных диагностических измерений. Например, с помощью электронных таблиц. Также вы сможете создать банк данных по годам обучения для мониторинга выполнения образовательных программ педагогами.

Таблицы, чтобы определить, как педагоги выдали часы и содержание

Выдайте педагогам готовые таблицы. Когда они заполнят таблицы и вернут вам, проанализируйте показатели выполнения программ по каждому предмету учебного плана. Так вы определите объем выполнения и уровень реализации содержания рабочих программ.

Реализация содержания. Чтобы определить уровень реализации содержания программы, попросите педагога заполнить таблицу 1. Пусть учитель соотнесет фактически выданные темы с запланированными. Для этого педагог должен определить количество тем, которые предусмотрены рабочей программой (РП) и тематическим планированием (ТП) по предмету в каждом классе. Обратите внимание учителя, что соотносить нужно наименьшие элементы содержания. Если педагог составлял календарно-тематическое планирование (КТП), он также должен подсчитать количество тем, которое запланировал по каждому классу на учебный год. Посмотрите ниже пример подсчета количества тем. Определить фактически выданное содержание программы учитель может по журналу класса.

Главное в статье СкрытьТаблица 1. Уровень реализации содержания программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

ВАЖНО

Количество часов в содержании РП и в учебном плане должно быть одинаковым. Расхождение этих показателей – это самая распространенная ошибка, которую выявляют при проверке школ

ПРИМЕР. Как определить количество тем по КТП для таблицы 1

По учебному плану на изучение математики в 5-х классах отведено 170 часов. В КТП учитель предусмотрел изучение пяти разделов программы: натуральные числа, сложение и вычитание натуральных чисел, умножение и деление натуральных чисел, обыкновенные дроби, десятичные дроби. В первом разделе педагог запланировал 12 тем, во втором – 15, в третьем – 12, в четвертом – 8, в пятом – 12. На изучение каждой темы учитель отвел некоторое количество часов. Всего тем за учебный год – 59. Темы в данном случае – минимальные элементы содержания, которые педагог должен реализовать за учебный год согласно КТП. Поэтому число «59» педагог должен внести в таблицу 1 в графу «год» в столбце «По КТП».

Проанализируйте результаты уровня реализации содержания программного материала по каждому педагогу и классу. Обобщите данные и сделайте выводы, насколько полно реализовано содержание образовательных программ на уровне образования и в школе в целом. Полученные данные внесите в справки по результатам анализа реализации программ. Справки можно подготовить по каждому уровню образования отдельно или общую по школе.

Главное в статье СкрытьСправка по итогам контроля

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Объем выполнения. Чтобы определить полноту выполнения программы, попросите педагога заполнить таблицу 2. Пусть учитель соотнесет фактически выданные часы с запланированными. Для этого он должен определить количество часов, которые предусмотрены ТП, а также КТП по предмету в каждом классе на учебный год. По журналу класса учитель сможет подсчитать фактически выданное количество часов.

Таблица 2. Уровень полноты выполнения программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Полнота реализации практической части. Педагог должен понимать, что выполнить программу – это не только провести все часы, но и полностью реализовать ее содержание. То есть обязательно реализовать всю практическую часть содержания рабочей программы. Чтобы определить уровень выполнения практической части программ, попросите педагога заполнить таблицу 3. Пусть учитель соотнесет фактически выданное количество работ практической части – контрольных, проверочных, лабораторных, практических работ – с запланированными. Так педагог должен определить запланированное количество работ практической части на учебный год в каждом классе с помощью РП, а также КТП по предмету. Фактически выданное количество работ практической части учитель может определить по журналу.

Главное в статье СкрытьТаблица 3. Уровень реализации практической части программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Проанализируйте результаты реализации практической части программного материала по каждому педагогу и классу. Если в каком-то классе уровень реализации составил меньше 100 процентов, попросите учителя указать вид и темы работ практической части, которые он фактически не реализовал в учебном году.

ВАЖНО

Практические работы должны быть в рабочей программе, их необходимо выполнить в течение года и оценить. Педагог сам определяет вид практической работы: обучающая, тренировочная или итоговая (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Таблицы, чтобы определить качество усвоения программы

Чтобы определить, как школьники усвоили программный материал по предмету, получите информацию об уровне выполнения учениками практической части программы. Поручите педагогам определить качество знаний и успеваемость каждого школьника и класса в целом по итогам выполнения практических работ за учебный год. Для этого подготовьте несколько форм, которые учителя должны заполнить. Удобнее формы представить в виде электронной таблицы, чтобы показатели качества подсчитывались автоматически. Например, с помощью программы Microsoft Excel можно сделать так, чтобы часть данных в таблицах подсчитывалась автоматически по заданным формулам. Еще педагоги смогут быстро вносить корректировки, а вы получите наглядное представление результатов, например, в виде диаграмм. Поручите составить таблицы с автоматизированными формулами учителю информатики или техническому специалисту.

Аналитические таблицы для педагогов

Скачайте таблицу, нажав на кнопку

Выдайте педагогам таблицу 4. Учитель должен внести в форму информацию по классам о всех мероприятиях практической части – контрольных, проверочных, лабораторных, практических работах. Порекомендуйте педагогам взять необходимую информацию из журнала класса. Так учитель сможет внести сроки проведения практических мероприятий, вид работы и тему.

Таблица 4. Практические мероприятия за учебный год

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Далее предложите учителю заполнить таблицу 5. Здесь педагог должен внести отметки школьников по каждой работе практической части, которые указал в таблице 4. Пусть педагоги используют возможности электронного журнала, чтобы быстро выбрать необходимые отметки. Такая форма отражает индивидуальную траекторию выполнения практической части каждого ученика. Учитель отследит качество знаний и успеваемость школьников и класса в целом по каждой практической работе. На основе данных таблицы 5 педагог сможет сделать выводы о сложностях и пробелах, которые возникают у школьников при выполнении практических работ в течение года. Все это позволит скорректировать содержание, тематику или количество работ в следующем учебном году.

Таблица 5. Учебные достижения школьников

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Комплексные аналитические таблицы

Инструкцию, как пользоваться таблицей смотрите в разделе Реализация содержания. Скачайте таблицу, нажав на кнопку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2021года
Качество образования
Локальные нормативные акты

Как актуализировать Положение о рабочих программах

Виктория Ярцева, эксперт-юрист Актион • Образование
В статье – план анализа Положения по разделам и готовый образец, который составил юрист. Рекомендации помогут актуализировать школьный локальный акт, прежде чем педагоги начнут вносить изменения в рабочие программы после ревизии.

В мае просмотрите локальный акт школы, который фиксирует единые требования к рабочим программам педагогов. Положение поможет проверить рабочие программы, чтобы все документы были в порядке, а на федеральном контроле качества в новом учебном году у экспертов не возникло вопросов.

В Положении о рабочей программе закрепите, что такая программа должна содержать три раздела. В первом разделе педагоги должны указать планируемые результаты. Поэтому в Положении конкретизируйте требования к результатам. В части о содержании учебных курсов закрепите обязанность учителей готовить характеристику программы и выделять тематические блоки. В пунктах о третьем разделе рабочей программы обяжите педагогов указывать в программах темы и часы, которые на них отвели. Систематизировать требования, которые необходимо закрепить в Положении, поможет чек-лист.

ВАЖНО

В рабочих программах на уровне СОО предметные результаты по предметам углубленного изучения должны включать в себя базовый и углубленный уровни

Раздел о планируемых результатах

Закрепите требования к разделу рабочей программы о планируемых результатах. В нем должно быть прописано, что учителя обязательно включают в рабочую программу требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Хотя ФГОС этого прямо не требуют, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно (подп. 2 п. 19.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 18.1.2 ФГОС ООО, подп. 2 п. 18.1.2 ФГОС СОО). Поэтому будет удобно, если и в рабочие программы педагоги включат все требования к трем видам результатов.

Особое внимание уделите предметным результатам. Зафиксируйте, что такие результаты должны соответствовать параметрам, которые устанавливают ФГОС в отношении конкретного предмета. Если в ООП включили предмет или курс, которого нет во ФГОС, то требования к предметным результатам педагог описывает самостоятельно.

В локальном акте обяжите педагога разработать систему, по которой он оценивает результаты учеников, а также указать оценочные материалы. При этом необходимо зафиксировать каждый планируемый результат. Для этого учитель может предусмотреть контрольную работу, диктант, изложение, тест.

СПРАВКА

Оценочные материалы оформите приложением к рабочей программе. Укажите для каждого класса и каждого результата оценочный инструментарий: тест, контрольная работа, диктант и др. Смотрите вариант оформления в статье>>

Раздел о содержании учебного предмета, курса

Для второго раздела рабочей программы зафиксируйте требования, по которым педагог должен описывать содержание учебного предмета или курса. Если в ООП вы прописали содержание учебных предметов, курсов, дисциплин, как в примерной ООП, то это же содержание педагоги должны дословно продублировать в рабочих программах. Если в ООП вы не отразили содержание по предметам, педагоги сами могут определиться, откуда возьмут содержание: из фундаментального ядра, из примерной ООП или из программы, которую предлагают авторы учебников из федерального перечня. В таком случае в ООП должны быть прописаны требования к содержанию и структуре рабочих программ. Поэтому проверьте, чтобы формулировки, которые используете в Положении, совпадали с формулировками в ООП.

Также закрепите обязанность учителя готовить общую характеристику программы. Например, прописать, какие темы изучают на конкретном уровне общего образования, как они взаимосвязаны, какие темы будут изучать на новом уровне в последующие годы.

Еще одно требование – педагоги должны выделять тематические блоки в структуре раздела и описывать каждую тему. Можно добавить количество часов, за которое ученики пройдут каждый из блоков, чтобы легче соотносить темы и часы с тематическим планированием.

Вы можете закрепить в Положении, что к рабочей программе учителя должны прикладывать перечень учебных и методических материалов, которые планируют использовать в работе. ФГОС не требуют этого, но с перечнем будет удобнее контролировать каждого педагога – содержание его рабочей программы и как он ее реализует на уроках.

Образец положения о рабочих программах

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Проконтролируйте, чтобы педагоги включили в содержание рабочих программ по предметам современные концепции учебных предметов и предметных областей

Раздел о тематическом планировании

Для третьего раздела рабочей программы в Положении закрепите, как педагоги должны распределять часы по темам. Вы вправе самостоятельно решить, в каком виде это лучше оформить. При этом не следует путать тематическое планирование по ФГОС и календарно-тематическое планирование. Поурочное планирование школа не обязана разрабатывать. Если вы хотите обязать педагогов разрабатывать календарно-тематическое планирование, закрепите это требование в локальном акте.

Тематическое планирование можно представить в виде таблицы, в которой указали темы и количество часов, отведенных на эту тему. Можно добавить и другие графы. Например, какие методические пособия планирует использовать учитель. Смотрите пример оформления тематического планирования.

Образец оформления тематического планирования

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2021года
Образовательная деятельность
Формы и методы работы

Когда ученик знает материал, но все равно получает двойки. Экспресс-диагностика, чтобы успеть скорректировать подготовку к ГИА

Дарья Соловьева, методист МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
В статье – лист оценки для майской диагностики перед ГИА. Он поможет выявить учебные трудности выпускников, которые хорошо знают предмет, но почему-то не справляются с тренировочными работами.

В мае проведите экспресс-диагностику, чтобы выявить причины учебных трудностей учеников и успеть их преодолеть. Пусть педагоги заполнят листы оценки по тем детям, у которых они подозревают наличие затруднений, не связанных с предметными знаниями. Когда учителя закончат диагностику, раздайте им рекомендации, которые помогут в оставшийся до экзаменов месяц исправить ситуацию.

Как работать с листом оценки

Раздайте предметникам листы оценки. Пусть диагностируют школьников, у которых подозревают учебные трудности. В группу риска по учебным трудностям попадают ученики, которые хорошо знают предмет, но по разным причинам не могут сориентироваться на экзамене, поэтому плохо пишут пробные работы.

Диагностика – комплексная задача. Чтобы заполнить лист оценки, педагог должен провести контрольную работу, в процессе наблюдать за поведением учеников, а затем проанализировать результаты. При этом акцент нужно сделать не на предметной стороне вопроса, а на образе действий, «психологическом учебном портрете» выпускников. Рекомендуйте учителям опираться и на более ранние наблюдения. Наверняка они уже пытались проанализировать причины неуспешности школьников, которые хорошо владеют их предметом.

Как компенсировать учебные трудности

Когда педагоги диагностируют трудности, которые мешают ученикам успешно справляться с ГИА, раздайте им карточки с расшифровкой и рекомендациями. В карточках подробно описано проявление каждой трудности и возможная причина. Такое описание поможет учителям разобраться с первоисточником затруднения школьника. Еще в карточках собраны методы и приемы, которые помогут до экзаменов скорректировать учебные трудности.

Карточки с рекомендациями

Кликните на карточку с причиной, чтобы посмотреть рекомендации

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.