ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2021года
Новости
Изменения в работе

Минпросвещения предлагает отказаться от региональных контрольных в школах

Замминистра просвещения Виктор Басюк призвал отказаться от муниципальных и региональных контрольных работ в школах. Он считает, что такие работы не дают эффективных результатов по оценке качества знаний и отвлекают детей от образовательного процесса. Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев также отмечал, что сократить нужно и количество проверок качества образования. Пока никаких официальных запретов или распорядительных актов ведомства не издали.

Источник:  tass.ru

5
Май 2021года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Майская ревизия рабочих программ. Как помочь педагогам спланировать изменения

Лариса Бикбаева, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 12» г. Анжеро-Судженск
В статье – четкий алгоритм и чек-лист, чтобы провести ревизию рабочих программ. Их подготовила ваша коллега, серебряный призер конкурса «Лучшая школа России – 2021» в номинации «Лучший зам по УВР». Из-за новых требований ФГОС в этом году обязательно надо обновить все рабочие программы. Поэтому ревизию проведите уже в мае, чтобы учителя могли скорректировать программы еще до того, как уйдут в отпуск. А по готовому плану проверите, как педагоги внесли изменения.
 


Вы можете читать статью или сразу перейти в мини-курс>>, который поможет провести ревизию. В уроках потренируетесь находить ошибки педагогов в содержании и оформлении рабочих программ, а также спланируете обновление фонда оценочных средств. 

Ревизия рабочих программ – трудоемкая и неблагодарная задача. Чтобы проверить все документы педагогов, нужно много времени и сил. А в итоге учителя часто подходят к исправлениям формально. Но отказаться от ревизии рабочих программ нельзя. Ведь в этом году правки для галочки не пройдут – изменились требования ФГОС. Сэкономить время и нервы поможет алгоритм в статье. Часть работы можно делегировать руководителям ШМО – для этого есть готовый чек-лист.

Контроль лучше запланировать на май. Так вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году. А учителя успеют внести изменения по замечаниям, которые вы выявите.

Проверьте структуру рабочих программ

Требования ФГОС к структуре рабочих программ изменились, но обязательных компонентов по-прежнему три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Новое требование учитывать в тематическом планировании рабочую программу воспитания действует с января 2021 года. При этом школы должны разработать и начать реализовывать рабочие программы воспитания только с 1 сентября 2021 года. Поэтому с большой долей вероятности учителя вашей школы еще не успели скорректировать программы по новым требованиям. Но это обязательно нужно будет сделать до начала нового учебного года. О том, что порекомендовать педагогам, читайте далее в статье.

Главное в статье СкрытьПроанализируйте, как сформулированы планируемые результаты

В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» учитель перечисляет три группы планируемых результатов: предметные, метапредметные и личностные. Формулировать результаты педагог должен с опорой на ФГОС и с учетом примерных ООП.

Прямым текстом ни в одном нормативном акте не прописана обязанность учителя брать точные формулировки из ФГОС. Но во время проверки эксперты могут обратить внимание на несоответствие рабочей программы тексту стандарта. Тогда школа получит замечание. Чтобы обезопасить себя от лишних вопросов экспертов, лучше сразу рекомендовать учителям брать дословные формулировки планируемых результатов из ФГОС и закрепить это требование в локальном акте.

Во время ревизии проверьте, как учителя сформулировали планируемые результаты в рабочих программах. Для этого соотнесите тексты программ со ФГОС нужного уровня образования. В таблице 1 смотрите примеры верных и ошибочных формулировок.

Сопоставьте программы с ООП

Соотнесите целевой раздел ООП с рабочими программами. Планируемые результаты, которые содержит целевой раздел ООП, должны совпадать в формулировках с планируемыми результатами в рабочих программах.

Структура рабочих программ, которая описана в ООП, должна быть идентична структуре рабочих программ учебных предметов. Еще обратите внимание на наименование учебных предметов. Если в учебном плане и других частях ООП используете определенное название предмета или курса, такое же название должно быть и в рабочей программе. Особенно это важно для учебных предметов и курсов, которые не входят в обязательную часть учебного плана. Их названия ФГОС не регламентирует, поэтому шанс расхождений выше.

Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Во всех документах количество часов должно совпадать для уровня образования и для учебного года. В противном случае на федеральном контроле качества школа получит предписание.

Еще один важный момент касается содержания учебных предметов, курсов дисциплин в ООП и соответствующих разделах рабочих программ. Нормативные документы не обязывают школу включать это содержание в ООП. Если в ваших ООП не прописано содержание учебных предметов, курсов дисциплин, то никаких ограничений нет. Педагоги сами определяют, как формировать содержание предметов. Если же вы вынесли в ООП содержание, то оно должно быть продублировано и в рабочих программах в разделе «Содержание учебного предмета, курса» дословно, как в ООП.

Проверьте раздел о содержании учебного предмета

Содержание учебного предмета, курса должно быть направлено на достижение планируемых результатов. Посмотрите пример анализа, чтобы проверить, учел ли это педагог, когда писал рабочую программу.

ПРИМЕР. Анализ содержания рабочей программы

В рабочей программе по музыке на уровне ООО заявлен планируемый предметный результат «Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса». В разделах рабочей программы «Содержание учебного предмета, курса» и «Тематическое планирование» нет ни одной темы, в рамках которой дети изучали элементарную нотную грамоту. Получается, учитель описал предметный планируемый результат, но ни в содержании, ни в тематическом планировании не предусмотрел ни одного способа, чтобы достичь этого результата. Если на федеральном контроле качества эксперты обнаружат такое несоответствие, школа получит замечание или предписание.

Если в локальном акте школы фиксируете дополнительные требования к этому разделу рабочих программ, проверьте, как учитель их выполнил. Например, можно зафиксировать обязанность учителя описать межпредметные связи или предложить шаблон, по которому учителя должны описывать содержание.

Проанализируйте тематическое планирование

Тематическое планирование с января 2021 года нужно разрабатывать с учетом рабочей программы воспитания школы. Педагог на уроках должен реализовать воспитательный потенциал предмета в соответствии с целями и задачами, которые описаны в программе воспитания. А отразить, как он будет это делать, учитель должен в тематическом планировании. То есть в тематическом планировании должны появиться темы, которые активизируют воспитательный компонент.

Порекомендуйте педагогам ориентироваться на инвариантный модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок», когда они будут корректировать рабочие программы по новым требованиям. Например, включить в тематическое планирование уроки-экспедиции, учебные дискуссии, интеллектуальные и ролевые игры.

Кроме новшеств проверьте, заложены ли часы в тематическом планировании на текущий контроль в рамках освоения тем, промежуточную и итоговую аттестацию. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы. Еще сверьте количество часов с учебным планом.

Проверьте, какие оценочные материалы приложили учителя к программам. Об этом подробнее читайте далее в статье.

Найдите в программах оценочные материалы

ФГОС в прямом виде не требует от педагогов включать в рабочие программы оценочные средства. Но в организационном разделе ООП эти материалы должны быть, то есть разработать их учителям придется в любом случае.

Чтобы школьная документация была согласована между собой, лучше всего закрепить в школьном локальном акте обязанность учителей готовить оценочные материалы и оформлять их приложением к рабочей программе. Оценочные средства надо связать с планируемыми результатам – указать оценочный инструментарий, который учитель будет использовать для оценки достижения каждого результата. Это может быть тест, контрольная работа, тексты изложений, диктанты, темы проектов, сочинений. Посмотрите вариант оформления КИМ для промежуточной аттестации по геометрии.

Главное в статье СкрытьОбразцы справки и КИМ

Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Обратите внимание педагогов, что оценочные материалы они должны составлять с учетом результатов оценочных процедур разного уровня: ГИА, ВПР, PISA, стартовых и входных диагностик. Посмотрите в таблице 2, что и как нужно учесть в рабочих программах. Раздайте таблицы учителям, чтобы они к сентябрю обновили оценочные материалы в рабочих программах.

Проинспектируйте программы по требованиям локального акта

Проверьте, насколько соответствуют рабочие программы вашим локальным нормативным актам. Например, ни ФГОС, ни Федеральный закон № 273-ФЗ не обязывают учителей разрабатывать календарно-тематическое планирование. Но вы можете закрепить это требование в локальном акте школы. В таком случае соотнесите часы, которые учитель отводит на изучение темы, и содержание учебного предмета в рабочей программе и календарно-тематическом планировании. 

Проверьте, как включили содержание новых концепций преподавания

Учителя химии, физики и астрономии должны были в 2020/21 учебном году скорректировать рабочие программы по требованиям новых концепций. Еще раньше приняли концепции по обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, а также предметным областям «Искусство» и «Технология».

Проследите, чтобы в рабочие программы педагоги внесли изменения из таблицы 3. Если учителя не скорректировали программы, раздайте им таблицу, чтобы к сентябрю они актуализировали документы.

Спланируйте методическую работу по коррекции программ

По результатам ревизии спланируйте мероприятия, чтобы помочь педагогам изменить программы к новому учебному году. Начните с рабочего совещания. На нем актуализируйте требования к составлению рабочих программ. Обсудите с учителями изменения из-за новых концепций преподавания. Все мероприятия по контролю качества посмотрите в готовом плане.

Главное в статье СкрытьПлан контроля качества рабочих программ

Отредактируйте текст плана

Добавить – добавьте строку в план

Печать – распечатайте план

 – удалите строку плана

Раздайте педагогам чек-листы по структуре программ. Так учителя будут понимать, какие требования предъявляются к рабочим программам, и смогут провести самоконтроль.

Главное в статье Скрыть

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2021года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Таблицы, чтобы проанализировать, как педагоги реализовали программы

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода,
Светлана Шемаева, заместитель директора по научно-методической работе
Готовые таблицы в статье помогут проверить, как педагоги реализовали рабочие программы. Выдать все часы не значит полностью реализовать программу. Поэтому в таблицах эксперты-практики учли не только количественные, но и качественные показатели. По ним быстро проведете комплексный анализ.

Чтобы определить результативность реализации рабочих программ, проанализируйте два показателя: уровень выполнения программ и качество усвоения выполненного программного материала. Для этого воспользуйтесь готовым инструментарием – таблицами. Они позволят определить, насколько полно педагоги выдали часы по программе, а также в каком объеме реализовали содержание программ.

Еще вы получите информацию об уровне, на котором ученики выполнили практическую часть программы. Вы увидите реальную картину результативности по всем параметрам диагностики для отдельной программы или на уровне школы в целом. Таблицы позволяют применять компьютерные технологии для обработки и хранения данных диагностических измерений. Например, с помощью электронных таблиц. Также вы сможете создать банк данных по годам обучения для мониторинга выполнения образовательных программ педагогами.

Таблицы, чтобы определить, как педагоги выдали часы и содержание

Выдайте педагогам готовые таблицы. Когда они заполнят таблицы и вернут вам, проанализируйте показатели выполнения программ по каждому предмету учебного плана. Так вы определите объем выполнения и уровень реализации содержания рабочих программ.

Реализация содержания. Чтобы определить уровень реализации содержания программы, попросите педагога заполнить таблицу 1. Пусть учитель соотнесет фактически выданные темы с запланированными. Для этого педагог должен определить количество тем, которые предусмотрены рабочей программой (РП) и тематическим планированием (ТП) по предмету в каждом классе. Обратите внимание учителя, что соотносить нужно наименьшие элементы содержания. Если педагог составлял календарно-тематическое планирование (КТП), он также должен подсчитать количество тем, которое запланировал по каждому классу на учебный год. Посмотрите ниже пример подсчета количества тем. Определить фактически выданное содержание программы учитель может по журналу класса.

Главное в статье СкрытьТаблица 1. Уровень реализации содержания программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

ВАЖНО

Количество часов в содержании РП и в учебном плане должно быть одинаковым. Расхождение этих показателей – это самая распространенная ошибка, которую выявляют при проверке школ

ПРИМЕР. Как определить количество тем по КТП для таблицы 1

По учебному плану на изучение математики в 5-х классах отведено 170 часов. В КТП учитель предусмотрел изучение пяти разделов программы: натуральные числа, сложение и вычитание натуральных чисел, умножение и деление натуральных чисел, обыкновенные дроби, десятичные дроби. В первом разделе педагог запланировал 12 тем, во втором – 15, в третьем – 12, в четвертом – 8, в пятом – 12. На изучение каждой темы учитель отвел некоторое количество часов. Всего тем за учебный год – 59. Темы в данном случае – минимальные элементы содержания, которые педагог должен реализовать за учебный год согласно КТП. Поэтому число «59» педагог должен внести в таблицу 1 в графу «год» в столбце «По КТП».

Проанализируйте результаты уровня реализации содержания программного материала по каждому педагогу и классу. Обобщите данные и сделайте выводы, насколько полно реализовано содержание образовательных программ на уровне образования и в школе в целом. Полученные данные внесите в справки по результатам анализа реализации программ. Справки можно подготовить по каждому уровню образования отдельно или общую по школе.

Главное в статье СкрытьСправка по итогам контроля

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Объем выполнения. Чтобы определить полноту выполнения программы, попросите педагога заполнить таблицу 2. Пусть учитель соотнесет фактически выданные часы с запланированными. Для этого он должен определить количество часов, которые предусмотрены ТП, а также КТП по предмету в каждом классе на учебный год. По журналу класса учитель сможет подсчитать фактически выданное количество часов.

Таблица 2. Уровень полноты выполнения программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Полнота реализации практической части. Педагог должен понимать, что выполнить программу – это не только провести все часы, но и полностью реализовать ее содержание. То есть обязательно реализовать всю практическую часть содержания рабочей программы. Чтобы определить уровень выполнения практической части программ, попросите педагога заполнить таблицу 3. Пусть учитель соотнесет фактически выданное количество работ практической части – контрольных, проверочных, лабораторных, практических работ – с запланированными. Так педагог должен определить запланированное количество работ практической части на учебный год в каждом классе с помощью РП, а также КТП по предмету. Фактически выданное количество работ практической части учитель может определить по журналу.

Главное в статье СкрытьТаблица 3. Уровень реализации практической части программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Проанализируйте результаты реализации практической части программного материала по каждому педагогу и классу. Если в каком-то классе уровень реализации составил меньше 100 процентов, попросите учителя указать вид и темы работ практической части, которые он фактически не реализовал в учебном году.

ВАЖНО

Практические работы должны быть в рабочей программе, их необходимо выполнить в течение года и оценить. Педагог сам определяет вид практической работы: обучающая, тренировочная или итоговая (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Таблицы, чтобы определить качество усвоения программы

Чтобы определить, как школьники усвоили программный материал по предмету, получите информацию об уровне выполнения учениками практической части программы. Поручите педагогам определить качество знаний и успеваемость каждого школьника и класса в целом по итогам выполнения практических работ за учебный год. Для этого подготовьте несколько форм, которые учителя должны заполнить. Удобнее формы представить в виде электронной таблицы, чтобы показатели качества подсчитывались автоматически. Например, с помощью программы Microsoft Excel можно сделать так, чтобы часть данных в таблицах подсчитывалась автоматически по заданным формулам. Еще педагоги смогут быстро вносить корректировки, а вы получите наглядное представление результатов, например, в виде диаграмм. Поручите составить таблицы с автоматизированными формулами учителю информатики или техническому специалисту.

Аналитические таблицы для педагогов

Скачайте таблицу, нажав на кнопку

Выдайте педагогам таблицу 4. Учитель должен внести в форму информацию по классам о всех мероприятиях практической части – контрольных, проверочных, лабораторных, практических работах. Порекомендуйте педагогам взять необходимую информацию из журнала класса. Так учитель сможет внести сроки проведения практических мероприятий, вид работы и тему.

Таблица 4. Практические мероприятия за учебный год

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Далее предложите учителю заполнить таблицу 5. Здесь педагог должен внести отметки школьников по каждой работе практической части, которые указал в таблице 4. Пусть педагоги используют возможности электронного журнала, чтобы быстро выбрать необходимые отметки. Такая форма отражает индивидуальную траекторию выполнения практической части каждого ученика. Учитель отследит качество знаний и успеваемость школьников и класса в целом по каждой практической работе. На основе данных таблицы 5 педагог сможет сделать выводы о сложностях и пробелах, которые возникают у школьников при выполнении практических работ в течение года. Все это позволит скорректировать содержание, тематику или количество работ в следующем учебном году.

Таблица 5. Учебные достижения школьников

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Комплексные аналитические таблицы

Инструкцию, как пользоваться таблицей смотрите в разделе Реализация содержания. Скачайте таблицу, нажав на кнопку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.